Рабочая программа факультативного курса «Литературный экран» (для учащихся 7 классов).
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Программа факультатива составлена по авторской программе Г.В. Михеевой «Литературный экран». – Пыть-Ях, 2012. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Согласно программе факультатив имеет 2 линии: литература (1 час в неделю) и ИКТ (1 час в неделю) и рассчитан на поочередную работу с учащимися учителя русского языка и литературы и учителя информатики.
В программе есть раздел, содержащий календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Рассмотрено и одобрено «Утверждаю»
на заседании методического совета Директор МБОУ СОШ № 5 протокол №1 Е.Б. Гербыш
Зам. директора по УВР «___» _________ 2014 г.
Л.А. Коротаева
«__» сентября 2014 г.
Факультативный курс «Литературный экран»
для учащихся 7 классов
Количество часов в неделю: 2 часа
Составлена Составители:
по авторской программе Г.В. Михеева, учитель русского
«Литературный экран» языка и литературы
Г.В. Михеева. - Пыть-Ях, 2012. Т.Н. Наумова, учитель информатики
г. Пыть-Ях
2014-2015 учебный год
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дени Дидро
Программа кружка составлена по авторской программе Г.В. Михеевой «Литературный экран». – Пыть-Ях, 2012. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Согласно программе кружок имеет 2 линии: литература (1 час в неделю) и ИКТ (1 час в неделю) и рассчитан на поочередную работу с учащимися учителя русского языка и литературы и учителя информатики.
Актуальность кружка
Когда-то книга была для человека и лучшим товарищем, и увлекательным способом провести время. Новые технологии оттолкнули от чтения книг и взрослых, и детей. Нынешнему поколению стали ближе и интереснее мобильные телефоны, гаджеты, Интернет. Поэтому в последнее время наблюдается резкий спад активности чтения. Ученые, педагоги, родители бьют тревогу: дети очень мало читают, компьютерные технологии и телевидение все чаще заменяют им чтение. В результате постепенно теряются навыки пересказа, работы с текстом, снижается культура речевого общения. Если не вернуть книгу на тот пьедестал, где она всегда находилась, есть опасность лишиться не только книжной культуры, но и культуры в общем понимании этого слова. Отсюда возникает противоречие между требованиями к уровню образованности личности и отсутствием интереса к чтению.
В школе проводится большая работа по повышению читательского интереса: организуются библиотечные уроки, внеклассные мероприятия, показы кинофильмов. Однако это не имеет должного результата. Для того чтобы школьники захотели читать, необходимо предоставить им возможность почувствовать прелесть и значимость чтения. А этого можно достичь только современными средствами. В частности, путем создания школьной мультипликационной студии, где школьники на основе прочитанного текста своими руками будут создавать мультфильм.
Цель и задачи кружка
Цель кружка – развитие у школьников читательского интереса как условия формирования образованной личности в современном информационном мире.
Задачи кружка:
- Создать школьную мультипликационную студию «КЛИЧ» (К Лучшему Интересному Чтению).
- Активизировать деятельность учащихся по чтению и анализу художественных произведений.
- Привлечь к сотрудничеству родителей и общественность, организовать их взаимодействие, в том числе и сетевое.
- Формировать информационно-коммуникативную компетентность учащихся, умение работать с различными видами информации.
- Расширить информационное пространство участников проекта за счет создания страницы студии на школьном сайте.
Основное содержание кружка
В основе идеи создания мультипликационной студии лежит интерес учащихся к компьютерным технологиям и возрастные особенности школьников (дети младшего и старшего подросткового возраста хотят быть взрослыми, а удовлетворить эту потребность они могут с помощью общественно-значимой деятельности). Создание мультфильмов не только интересно для учащихся, но в то же время это дает им ощущение взрослости, собственной значимости. Занимаясь мультипликацией, ребенок приобретает опыт в неограниченном числе видов деятельности. Но самое главное, для создания мультфильма ему просто необходимо будет самостоятельно прочитать и осмыслить художественное произведение. Поэтому чтение будет являться средством создания мультфильмов. Таким образом, школьная мультипликационная студия сможет не только побудить ребенка к чтению лучших книг мировой литературы, но и будет способствовать творческой активности и самореализации каждого ученика.
Организация работы кружка
Основное содержание работы кружка – создание мультфильмов на основе прочитанного литературного произведения.
Кружок – это добровольное объединение школьников, которые после прочтения литературного произведения совместными усилиями создают мультфильм. Кружок работает во внеурочное время 1 раз в неделю (1 час литературы + 1 час информатики). С детьми поочередно работают учитель русского языка и литературы, учитель информатики, при необходимости - педагог-организатор и библиотекарь. Задача педагогов – помочь учащимся осознать свои возможности, создать условия для их оптимального развития, стимулировать саморазвитие личности.
Следует отметить, что работа над мультфильмом – это не самоцель, а только способ донести до публики содержание прочитанного текста.
Цель кружка – развитие у школьников способностей творческого переосмысления литературных произведений.
Задачи кружка:
- привлечь к чтению художественных произведений;
- развивать познавательный интерес к изучению литературы;
- формировать коммуникативную культуру общения;
- способствовать творческой самореализации участников студии;
- научить работать с компьютерными программами по созданию мультфильмов Pencil, Adobe (Macromedia) Flash, TV Paint Animation;
- дать школьникам возможность реализовать собственные мини-проекты в рамках школы и социума.
Формы работы в кружке
- Беседа.
- Круглый стол.
- Дискуссия.
- Просмотр экранизаций фильмов.
- Работа с наглядными пособиями (иллюстрациями).
- Словесное рисование.
- Проектная деятельность.
- Работа с презентациями.
Возможные мероприятия в рамках календарного плана работы кружка:
- Викторина по литературным произведениям.
- КВН на знание литературных произведений.
- Конкурс рисунков литературных героев, плакатов, буклетов.
- Диспут по нравственным проблемам на основе литературных произведений.
- Библиотечный час.
- Представления для детей из детских садов, детей с ограниченными возможностями, ветеранов и т.д.
- Конкурс чтецов.
- Экскурсии.
Планируемые результаты
- Сформированность у учащихся устойчивого интереса к чтению, потребности самостоятельно, осмысленно выбирать и систематически читать книги.
- Активное приобщение детей к самостоятельному творчеству, владению необходимыми компьютерными программами для создания своих работ.
- Повышение уровня воспитанности учащихся и культуры общения.
- Рост активности учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
- Приобретение учащимися навыков работы с различными видами информации, овладение учащихся навыками информационно-коммуникативной компетентности.
Библиография
- Богуславский С.Р. Школьный литературный клуб: книга для учителя: из опыта работы. – М., 2007.
- Внеклассная и внешкольная работы по литературе. Сб. ст. / под ред. Я.А. Ратковича. – М., 2009.
- Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград, 2007.
- Кашлева Н.В. Дополнительное образование. Пресс-клуб и школьная газета. – Волгоград, 2009.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 2009.
- Оберемок С.М., Проектирование в образовании: Учебное пособие. – Новосибирск, 2009.
- Паюченко И.Е. Клубная работа. - Минск, 2009.
- Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. И.А. Колесникова, М.П. Горчакова. - М., 2005.
- Пенкрат Л.В., Самусева Н.В. Игровые проекты в школе. - Минск, 2009.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2007.
- Старкова С.З. Содружество искусств на уроках литературы. Книга для учителя. - М., 2010.
- Усов Ю. Киноискусство и уроки литературы. Искусство и школа. Книга для учителя. - М., 2007.
Календарно-тематическое планирование кружка «Литературный экран»
в 7 классе
№ п/п | Тема урока | Дата |
Введение (2 часа). | ||
1 | Введение. Знакомство с целями, задачами, программой кружка «Литературный экран». | |
2 | Техника безопасности. Знакомство с программами создания мультфильмов. | |
Сказки народов ханты и манси (14 часов). | ||
3 | Писатели и поэты Ханты-Мансийского округа. Литераторы города Пыть-Ях. | |
4 | Знакомство с интерфейсом Adobe Flash. Управление файлами. Инструменты Adobe Flash. | |
5 | Фольклор народов ханты и манси: мифы, легенды, сказки. | |
6 | Режимы рисования (режим слияния, режим объектов, режим примитивов). | |
7 | Знакомство со сказками народов ханты и манси. Выбор произведения для анализа и выпуска мультфильма. | |
8 | Инструменты рисования и их параметры. Инструменты выделения. | |
9 | Анализ сюжета и композиции сказки. Пространство и время в сказке. | |
10 | Работа с палитрами и настройка рабочей области. | |
11 | Характеристика главных героев сказки: описание внешности, поступки героя, речь героя, отношение героя к окружающему миру и себе. Устное рисование героев. | |
12 | Заливка и обводка контура. | |
13 | Анализ художественных особенностей сказки, изобразительно-выразительных средств. | |
14 | Работа над сценарием сказки. Создание мультфильма. | |
15 | Работа над сценарием сказки. Создание мультфильма. | |
16 | Работа над сценарием сказки. Создание мультфильма. | |
Сказки славянских народов (16 часов). | ||
17 | Фольклор славянских народов: мифы, легенды и сказки русских, украинцев и белорусов. | |
18 | Слои. | |
19 | Знакомство со сказками славянских народов. Выбор произведения для анализа и выпуска мультфильма. | |
20 | Группировка и рисование на слоях. | |
21 | Анализ сюжета и композиции сказки. Пространство и время в сказке. | |
22 | Импорт растровых изображений. | |
23 | Характеристика главных героев сказки: описание внешности, поступки героя, речь героя, отношение героя к окружающему миру и себе. Устное рисование героев. | |
24 | Режимы импорта графических объектов. Настройка импорта. | |
25 | Анализ художественных особенностей сказки, изобразительно-выразительных средств. | |
26 | Понятие «Временной шкалы» Timeline. | |
27 | Работа над сценарием сказки. | |
28 | Изменение порядка следования объектов. | |
29 | Внеклассное мероприятие, посвященное Дню ХМАО-Югры «В мире сказки народов ханты и манси» (для учащихся 1-4 класов). | |
30 | Выравнивание и распределение объектов. | |
31 | Внеклассное мероприятие, посвященное Дню ХМАО-Югры «В мире сказки народов ханты и манси» (для учащихся 5-8 класов). | |
32 | Распределение объектов по полям. | |
Сказки татар и башкир (12 часов). | ||
33 | Фольклор татар и башкир: мифы, легенды, сказки. | |
34 | Символы и библиотека. | |
35 | Знакомство со сказками татар и башкир. Выбор произведения для анализа и выпуска мультфильма. | |
36 | Редактирование стиля текста. | |
37 | Анализ сюжета и композиции сказки. Пространство и время в сказке. | |
38 | Звук. | |
39 | Характеристика главных героев сказки: описание внешности, поступки героя, речь героя, отношение героя к окружающему миру и себе. Устное рисование героев. | |
40 | Анимация Motion, Shape, FrameByFrame. Анимация внутри символов. | |
41 | Анализ художественных особенностей сказки, изобразительно-выразительных средств. | |
42 | Работа над сценарием сказки. Создание мультфильма. | |
43 | Работа над сценарием сказки. Создание мультфильма. | |
44 | Работа над сценарием сказки. Создание мультфильма. | |
Сказки народов Кавказа (12 часов). | ||
45 | Фольклор народов Кавказа: мифы, легенды, сказки чеченцев, лезгин, осетин. | |
46 | Векторное рисование в Adobe Flash. | |
47 | Знакомство со сказками чеченцев, лезгин, осетин. Выбор произведения для анализа и выпуска мультфильма. | |
48 | Структурирование Flash-фильма. Структурирование персонажей и фонов. | |
49 | Анализ сюжета и композиции сказки. Пространство и время в сказке. | |
50 | Покадровая анимация. | |
51 | Характеристика главных героев сказки: описание внешности, поступки героя, речь героя, отношение героя к окружающему миру и себе. Устное рисование героев. | |
52 | Программная анимация. | |
53 | Анализ художественных особенностей сказки, изобразительно-выразительных средств. | |
54 | Работа с временной шкалой. | |
55 | Работа над сценарием сказки. | |
56 | Движение по траектории. | |
Сказки народов Средней Азии (14 часов). | ||
57 | Фольклор народов Средней Азии: мифы, легенды, сказки узбеков и таджиков. | |
58 | Ключевые и промежуточные кадры. | |
59 | Знакомство со сказками узбеков и таджиков. Выбор произведения для анализа и выпуска мультфильма. | |
60 | Управление кадрами. | |
61 | Анализ сюжета и композиции сказки. Пространство и время в сказке. | |
62 | Просмотр и управлением множеством кадров. | |
63 | Характеристика главных героев сказки: описание внешности, поступки героя, речь героя, отношение героя к окружающему миру и себе. Устное рисование героев. | |
64 | Графические стилистики в Adobe Flash. | |
65 | Анализ художественных особенностей сказки, изобразительно-выразительных средств. | |
66 | Работа с масками. Создание анимированных масок. | |
67 | Работа над сценарием сказки. | |
68 | Копирование и вставка движения. Стили движения. | |
69 | Обзор приложений, воспроизводящих swf-файлы. | |
70 | Внеклассное мероприятие «Сказки народов, проживающих в городе Пыть-Ях», посвященное 25-летию города Пыть-Ях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» 11 класс
Программа предназначена для подготовки учащихся 11 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Она содержит систематизацию и обобщение знаний уч...
Рабочая программа факультативного курса по химии для учащихся 8 класса "Избранные вопросы неорганической химии"
Предлагаемый курс рассчитан на формирование у учащихся 8 класса понимания количественных соотношений, которые характеризуют химические вещества и химические реакции, и выработку умений и навыков испол...
Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультативного курса «Зеленая» экономика» для учащихся 10-11 общеобразовательных классов
В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся - личностного образования, становление которого предполагает:- формирование системы базовых ценносте...