Рабочая программа факультативного курса «Литературный экран» (для учащихся 7 классов).
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Михеева Галина Викторовна

Программа факультатива составлена по авторской программе Г.В. Михеевой «Литературный экран». – Пыть-Ях, 2012. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Согласно программе факультатив имеет 2 линии: литература (1 час в неделю) и ИКТ (1 час в неделю) и рассчитан на поочередную работу с учащимися учителя русского языка и литературы и учителя информатики.

В программе есть раздел, содержащий календарно-тематическое планирование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Рассмотрено и одобрено                                «Утверждаю»

на заседании методического совета                        Директор МБОУ СОШ № 5         протокол №1                                                 Е.Б. Гербыш

Зам. директора по УВР                                        «___» _________ 2014 г.

Л.А. Коротаева                                                

«__» сентября 2014 г.                                      

Факультативный курс «Литературный экран»

для учащихся 7 классов

Количество часов в неделю: 2 часа

Составлена                                                Составители:

по авторской программе                Г.В. Михеева, учитель русского

«Литературный экран»        языка и литературы

Г.В. Михеева. - Пыть-Ях, 2012.                Т.Н. Наумова, учитель информатики

                                                                                           

г. Пыть-Ях

2014-2015 учебный год

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Дени Дидро

Программа кружка составлена по авторской программе Г.В. Михеевой «Литературный экран». – Пыть-Ях, 2012. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Согласно программе кружок имеет 2 линии: литература (1 час в неделю) и ИКТ (1 час в неделю) и рассчитан на поочередную работу с учащимися учителя русского языка и литературы и учителя информатики.

Актуальность кружка

Когда-то книга была для человека и лучшим товарищем, и увлекательным способом провести время. Новые технологии оттолкнули от чтения книг и взрослых, и детей. Нынешнему поколению стали ближе и интереснее мобильные телефоны, гаджеты, Интернет. Поэтому в последнее время наблюдается резкий спад активности чтения. Ученые, педагоги, родители бьют тревогу: дети очень мало читают, компьютерные технологии и телевидение все чаще заменяют им чтение. В результате постепенно теряются навыки пересказа, работы с текстом, снижается культура речевого общения. Если не вернуть книгу на тот пьедестал, где она всегда находилась, есть опасность лишиться не только книжной культуры, но и культуры в общем понимании этого слова.  Отсюда возникает противоречие между требованиями к уровню образованности личности и отсутствием интереса к чтению.

В школе проводится большая работа по повышению читательского интереса: организуются библиотечные уроки, внеклассные мероприятия, показы кинофильмов. Однако это не имеет должного результата. Для того чтобы школьники захотели читать, необходимо предоставить им возможность почувствовать прелесть и значимость чтения. А этого можно достичь только современными средствами. В частности, путем создания школьной мультипликационной студии, где школьники на основе прочитанного текста своими руками будут создавать мультфильм.

Цель и задачи кружка

Цель кружка – развитие у школьников читательского интереса как условия формирования образованной личности в современном информационном мире.

Задачи кружка:

  1. Создать школьную мультипликационную студию «КЛИЧ» (К Лучшему Интересному Чтению).
  2. Активизировать деятельность учащихся по чтению и анализу художественных произведений.
  3. Привлечь к сотрудничеству родителей и общественность, организовать их взаимодействие, в том числе и сетевое.
  4. Формировать информационно-коммуникативную компетентность учащихся, умение работать с различными видами информации.
  5. Расширить информационное пространство участников проекта за счет создания страницы студии на школьном сайте.

Основное содержание кружка

        В основе идеи создания мультипликационной студии лежит интерес учащихся к компьютерным технологиям и возрастные особенности школьников (дети младшего и старшего подросткового возраста хотят быть взрослыми, а удовлетворить эту потребность они могут с помощью общественно-значимой деятельности). Создание мультфильмов не только интересно для учащихся, но в то же время это дает им ощущение взрослости, собственной значимости. Занимаясь мультипликацией, ребенок приобретает опыт в неограниченном числе видов деятельности. Но самое главное, для создания мультфильма ему просто необходимо будет самостоятельно прочитать и осмыслить художественное произведение. Поэтому чтение будет являться средством создания мультфильмов. Таким образом, школьная мультипликационная студия сможет не только побудить ребенка к чтению лучших книг мировой литературы, но и будет способствовать творческой активности и самореализации каждого ученика.

Организация работы кружка

Основное содержание работы кружка – создание мультфильмов на основе прочитанного литературного произведения.

Кружок – это добровольное объединение школьников, которые после прочтения литературного произведения совместными усилиями создают мультфильм. Кружок работает во внеурочное время 1 раз в неделю (1 час литературы + 1 час информатики). С детьми поочередно работают учитель русского языка и литературы, учитель информатики, при необходимости - педагог-организатор и библиотекарь. Задача педагогов – помочь учащимся осознать свои возможности, создать условия для их оптимального развития, стимулировать саморазвитие личности.  

Следует отметить, что работа над мультфильмом – это не самоцель, а только способ донести до публики содержание прочитанного текста.

Цель кружка – развитие у школьников способностей творческого переосмысления литературных произведений.

Задачи кружка: 

  1. привлечь к чтению художественных произведений;
  2. развивать познавательный интерес к изучению литературы;
  3. формировать коммуникативную культуру общения;
  4. способствовать творческой самореализации участников студии;
  5. научить работать с компьютерными программами по созданию мультфильмов Pencil, Adobe (Macromedia) Flash, TV Paint Animation;
  6. дать школьникам возможность реализовать собственные мини-проекты в рамках школы и социума.

Формы работы в кружке

  1. Беседа.
  2. Круглый стол.
  3. Дискуссия.
  4. Просмотр экранизаций фильмов.
  5. Работа с наглядными пособиями (иллюстрациями).
  6. Словесное рисование.
  7. Проектная деятельность.
  8. Работа с презентациями.

Возможные мероприятия в рамках календарного плана работы кружка:

  1. Викторина по литературным произведениям.
  2. КВН на знание литературных произведений.
  3. Конкурс рисунков литературных героев, плакатов, буклетов.
  4. Диспут по нравственным проблемам на основе литературных произведений.
  5. Библиотечный час.
  6. Представления для детей из детских садов, детей с ограниченными возможностями, ветеранов и т.д.
  7. Конкурс чтецов.
  8. Экскурсии.

Планируемые результаты

  1. Сформированность у учащихся устойчивого интереса к чтению, потребности самостоятельно, осмысленно выбирать и систематически читать книги.
  2. Активное приобщение детей к самостоятельному творчеству, владению необходимыми компьютерными программами для создания своих работ.
  3. Повышение уровня воспитанности учащихся и культуры общения.
  4. Рост активности учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
  5. Приобретение учащимися навыков работы с различными видами информации, овладение учащихся навыками информационно-коммуникативной компетентности.

Библиография

  1. Богуславский С.Р. Школьный литературный клуб: книга для учителя: из опыта работы. – М., 2007.
  2. Внеклассная и внешкольная работы по литературе. Сб. ст. / под ред. Я.А. Ратковича. – М., 2009.
  3. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград, 2007.
  4. Кашлева Н.В. Дополнительное образование. Пресс-клуб и школьная газета. – Волгоград, 2009.
  5. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 2009.
  6. Оберемок С.М., Проектирование в образовании: Учебное пособие. – Новосибирск, 2009.
  7. Паюченко И.Е. Клубная работа. - Минск, 2009.
  8. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. И.А. Колесникова, М.П.  Горчакова. - М.,  2005.
  9. Пенкрат Л.В., Самусева Н.В. Игровые проекты в школе. - Минск, 2009.
  10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2007.
  11. Старкова С.З. Содружество искусств на уроках литературы. Книга для учителя. - М., 2010.
  12. Усов Ю. Киноискусство и уроки литературы. Искусство и школа. Книга для учителя. - М., 2007.

Календарно-тематическое планирование кружка «Литературный экран»

в 7 классе

№ п/п

Тема урока

Дата

Введение (2 часа).

1

Введение. Знакомство с целями, задачами, программой кружка «Литературный экран».

2

Техника безопасности. Знакомство с программами создания мультфильмов.

Сказки народов ханты и манси (14 часов).

3

Писатели и поэты Ханты-Мансийского округа. Литераторы города Пыть-Ях.

4

Знакомство с интерфейсом Adobe Flash. Управление файлами. Инструменты Adobe Flash.

5

Фольклор народов ханты и манси: мифы, легенды, сказки.

6

Режимы рисования (режим слияния, режим объектов, режим примитивов).

7

Знакомство со сказками народов ханты и манси. Выбор произведения для анализа и выпуска мультфильма.

8

Инструменты рисования и их параметры. Инструменты выделения.

9

Анализ сюжета и композиции сказки. Пространство и время в сказке.

10

Работа с палитрами и настройка рабочей области.

11

Характеристика главных героев сказки: описание внешности, поступки героя, речь героя, отношение героя к окружающему миру и себе. Устное рисование героев.

12

Заливка и обводка контура.

13

Анализ художественных особенностей сказки, изобразительно-выразительных средств.

14

Работа над сценарием сказки. Создание мультфильма.

15

Работа над сценарием сказки. Создание мультфильма.

16

Работа над сценарием сказки. Создание мультфильма.

Сказки славянских народов (16 часов).

17

Фольклор славянских народов: мифы, легенды и сказки русских, украинцев и белорусов.

18

Слои.

19

Знакомство со сказками славянских народов. Выбор произведения для анализа и выпуска мультфильма.

20

Группировка и рисование на слоях.

21

Анализ сюжета и композиции сказки. Пространство и время в сказке.

22

Импорт растровых изображений.

23

Характеристика главных героев сказки: описание внешности, поступки героя, речь героя, отношение героя к окружающему миру и себе. Устное рисование героев.

24

Режимы импорта графических объектов. Настройка импорта.

25

Анализ художественных особенностей сказки, изобразительно-выразительных средств.

26

Понятие «Временной шкалы» Timeline.

27

Работа над сценарием сказки.

28

Изменение порядка следования объектов.

29

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню ХМАО-Югры «В мире сказки народов ханты и манси» (для учащихся 1-4 класов).

30

Выравнивание и распределение объектов.

31

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню ХМАО-Югры «В мире сказки народов ханты и манси» (для учащихся 5-8 класов).

32

Распределение объектов по полям.

Сказки татар и башкир (12 часов).

33

Фольклор татар и башкир: мифы, легенды, сказки.

34

Символы и библиотека.

35

Знакомство со сказками татар и башкир. Выбор произведения для анализа и выпуска мультфильма.

36

Редактирование стиля текста.

37

Анализ сюжета и композиции сказки. Пространство и время в сказке.

38

Звук.

39

Характеристика главных героев сказки: описание внешности, поступки героя, речь героя, отношение героя к окружающему миру и себе. Устное рисование героев.

40

Анимация Motion, Shape, FrameByFrame. Анимация внутри символов.

41

Анализ художественных особенностей сказки, изобразительно-выразительных средств.

42

Работа над сценарием сказки. Создание мультфильма.

43

Работа над сценарием сказки. Создание мультфильма.

44

Работа над сценарием сказки. Создание мультфильма.

Сказки народов Кавказа (12 часов).

45

Фольклор народов Кавказа: мифы, легенды, сказки чеченцев, лезгин, осетин.

46

Векторное рисование в Adobe Flash.

47

Знакомство со сказками чеченцев, лезгин, осетин. Выбор произведения для анализа и выпуска мультфильма.

48

Структурирование Flash-фильма. Структурирование персонажей и фонов.

49

Анализ сюжета и композиции сказки. Пространство и время в сказке.

50

Покадровая анимация.

51

Характеристика главных героев сказки: описание внешности, поступки героя, речь героя, отношение героя к окружающему миру и себе. Устное рисование героев.

52

Программная анимация.

53

Анализ художественных особенностей сказки, изобразительно-выразительных средств.

54

Работа с временной шкалой.

55

Работа над сценарием сказки.

56

Движение по траектории.

Сказки народов Средней Азии (14 часов).

57

Фольклор народов Средней Азии: мифы, легенды, сказки узбеков и таджиков.

58

Ключевые и промежуточные кадры.

59

Знакомство со сказками узбеков и таджиков. Выбор произведения для анализа и выпуска мультфильма.

60

Управление кадрами.

61

Анализ сюжета и композиции сказки. Пространство и время в сказке.

62

Просмотр и управлением множеством кадров.

63

Характеристика главных героев сказки: описание внешности, поступки героя, речь героя, отношение героя к окружающему миру и себе. Устное рисование героев.

64

Графические стилистики в Adobe Flash.

65

Анализ художественных особенностей сказки, изобразительно-выразительных средств.

66

Работа с масками. Создание анимированных масок.

67

Работа над сценарием сказки.

68

Копирование и вставка движения. Стили движения.

69

Обзор приложений, воспроизводящих swf-файлы.

70

Внеклассное мероприятие «Сказки народов, проживающих в городе Пыть-Ях», посвященное 25-летию города Пыть-Ях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» 11 класс

   Программа предназначена для подготовки учащихся 11 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Она содержит систематизацию и обобщение знаний уч...

Рабочая программа факультативного курса по химии для учащихся 8 класса "Избранные вопросы неорганической химии"

Предлагаемый курс рассчитан на формирование у учащихся 8 класса понимания количественных соотношений, которые характеризуют химические вещества и химические реакции, и выработку умений и навыков испол...

Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультативного курса «Зеленая» экономика» для учащихся 10-11 общеобразовательных классов

В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся - личностного образования, становление которого предполагает:- формирование системы базовых ценносте...