открытый урок по литературе Д.Лондон "Сказание о Кише"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

урок построен по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме: «Джек Лондон «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя.» (УМК под ред. В.Я. Коровина), 16.05.2017 г.

Учитель русского языка и литературы: Дубинин Н.В.

Конспект урока, самоанализ

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели урока:

  • познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Дж.Лондона, оказавшими влияние на формирование писателя; выявить художественную идею сказания – утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви;
  • формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, навыки выразительного чтения, пересказа; работы с иллюстрациями;
  • воспитывать интерес к жизни и творчеству Дж.Лондона.

УУД:

личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;  положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает свою точку

зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя;  учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других

 Планируемые результаты: учащиеся должны знать определение понятия «сказание», биографические данные писателя ; должны уметь определять идейно-жанровые особенности художественного произведения.

ХОД УРОКА.

1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

Вход в кабинет осуществляется путем распределения по группам через нахождения соответствий темы прочитанной пословицы и названия группы(«Смекалка», «Взросление», «Справедливость»).

2. Постановка проблемы и актуализация знаний. 

Дети осуществляют перевод с английского языка имя автора и название произведения, записанных на доске. Наводящие вопросы к понятию «нравственное взросление». Постановка целей и задач. Знакомство с критериями оценивания ответов на уроке. Выступления подготовленных учащихся по биографическим сведениям писателя.

1) Сообщение подготовленного ученика «Увлечение чтением».

Несмотря на трудолюбие и старания отчима, Лондоны постоянно нуждались, испытывая недостаток в самом необходимом. Вспоминая детские годы, Джек Лондон писал: «Я родился в бедной семье, часто бедствовал и нередко голодал. Я никогда не знал, что значит иметь собственные игрушки…Рубашку, купленную в магазине, я в первый раз надел, когда мне было восемь лет.

Только тот, кто голодал, может оценить по-настоящему пищу, только те, кто путешествовал на море или в пустыне, могут оценить питьевую воду, и только ребенок, одаренный богатой фантазией, может оценить те вещи, которых он был лишен в детстве».

Постоянная нехватка денег, бесконечные лишения способствовали тому, что будущий писатель буквально с детских лет столкнулся лицом к лицу с грубой жизненной прозой, с необходимостью помогать родителям зарабатывать на существование семьи.
Поступив в начальную школу, Джек одновременно занимается продажей газет. Дважды в день, рано утром до начала занятий и вечером после школы, он бегает по улицам города, разнося и продавая газеты.

Тяжелая жизнь рождала неудовлетворенность окружающим. Забвения мальчик искал в книгах. Рано научившись читать, он глотал книги одну за другой, читая всё, что попадало в руки. Кроме дешёвых книжонок, попадалась и настоящая литература, оставившая след. Настоящие книги помогли ему найти свой путь в жизни. Денег на покупку книг не было, и он стал постоянным посетителем публичных библиотек.  Книги открыли ему новый мир, широкий и красочный, познакомили его с далекими странами, увлекательными путешествиями. Из них он узнал о необычайных приключениях и смелых людях.

2)  Сообщение подготовленного ученика «Джек Лондон на Аляске».

«Я отказался от писательства, - вспоминал Джек Лондон, - решив, что я неудачник, и отправился в Клондайк за золотом".

В августе 1896 года   в районе Клондайка было обнаружено богатейшее месторождение золота, названное Бонанцей. Это открытие послужило сигналом для начала золотой лихорадки. Тысячи людей ринулись на Аляску, среди них оказался и Лондон.

Величественная дикая природа Севера привлекла внимание Джека Лондона. Каждый день он делал записи в блокноте: услышанные истории, споры, в которых принимал участие, словечки, взгляды, портреты и характеристики людей, побывавших в его доме, и о том, как поют иволги, трещат перепёлки, нестройно кричат чайки и гагары, как красива ночь, когда тихо плывёшь по реке вниз.

Пробыв на Аляске год, он заболел цингой и возвратился в Сан-Франциско таким же бедняком, каким и уехал, но годичное пребывание на Севере явилось для него последним университетом. Вместо денег он привёз заметки о виденном и неизгладимые впечатления; память сохранила встречи, рассказы старожилов, любопытные эпизоды из жизни индейцев, картины природы. Всё это потом нашло отражение в его книгах.

3. Самостоятельная работа в группах.

1 группа «Смекалка»- собрать мозаику «Сказание», раскрыть тайну Киша.

2 группа «Взросление»- составить цитатный план, найти подходящее значение слова «дерзкий» к определению характера Киша.

3 группа «Справедливость»- соотнести элементы композиции с сюжетами, определить значение слова «соглядатай».

4. Физкультминутка. Изобразить походку раненого медведя.

5. Подведение итогов. Выступление групп с отчетом о выполнении заданий.

1 группа «Смекалка»- собрать мозаику «Сказание»: Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов; обличает произвол «хозяев жизни».

 Раскрыть тайну Киша: тайна заключается в проявлении смекалки в создании шариков, которыми герой пользовался на охоте.

2 группа «Взросление»- составить цитатный план:

Событие

Отношение соплеменников

1. Киш на совете старейшин

«Буря протеста и возмущения», «гнев их кипел ключом», «осыпаемый бранью»

2. Киш отправляется на первую охоту

«Много было толков и много смеха по этому поводу», «мужчины только покачивали головами, с сожалением смотрели на мать»

3. «Пропажа» Киша

«Женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком», «мужчины молчали, готовясь идти на поиски тела»

4. Возвращение мальчика

«Сначала было много сомнений и споров»

5. Киш – отважный охотник

«На него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождем после смерти Клош-Квана»

 найти подходящее значение слова «дерзкий» к определению характера Киша (работа со словарем, прочтение верного определения из двух существующих): Дерзкий – 1) смелый, не знающий страха; 2) непочтительный, ведущий себя вызывающе, нахально.

3 группа «Справедливость»- соотнести элементы композиции с сюжетами: Экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.

                                                           Кульминация

                                                             Бим и Боум узнают тайну удачной охоты Киша

    Развитие действия

               Решение стать охотником

            Завязка

     Совет старейшин: выступление Киша

Экспозиция                                                                                                                   

Рассказ о родителях Киша                                                                        Развязка Киш – вождь племени

определить значение слова «соглядатай»- это преследователи, которыми являлись Бим и Боум.

6. Интеллектуальная минутка «Совет старейшин». В течение минуты в группах ответить на поставленный вопрос:

- О какой справедливости идет речь в произведении?

- Какие качества характера героя говорят о его взрослении?

- Каким образом главный герой изобрел «смертоносные шарики»?

7. Рефлексия деятельности.

- Как в речи героя проявляется сила его характера? Какова его манера держаться со взрослыми?

Он испытывает чувство превосходства, поскольку уверен в несправедливости поступков взрослых людей и своей собственной правоте. Помимо этого, он уже придумал средство охоты на медведя и знает, что победит сильного зверя.

- О ком заботится Киш прежде всего?

Ему хочется справедливости для других – слабых и голодных вдов и детей. Он взывает к совести сильных и сытых, забывших, что такое стыд.

- Почему Джек Лондон назвал своё произведение сказанием, а не рассказом?

Джек Лондон определил жанр истории о Кише как «сказание», подчеркнув, что сюжет, описанный им, имеет фольклорные корни. В нём воплотилась вековая вера народа в справедливость, стремление к обретению человеческого достоинства.

Оценивание в группах.

8. Комментирование дифференцированного домашнего задания.

- составление кроссворда

- творческое задание «Каков путь я изберу для своего взросления?»

- пересказ от первого лица, лица героя

- творческое задание «Сказание о Кеше»

Самоанализ открытого урока

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели урока:

  • познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Дж.Лондона, оказавшими влияние на формирование писателя; выявить художественную идею сказания – утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви;
  • формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, навыки выразительного чтения, пересказа; работы с иллюстрациями;
  • воспитывать интерес к жизни и творчеству Дж.Лондона.

УУД:

личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;  положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает свою точку

зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя;  учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других

 Планируемые результаты: учащиеся должны знать определение понятия «сказание», биографические данные писателя ; должны уметь определять идейно-жанровые особенности художественного произведения.

Метод по типу познавательной деятельности частично-поисковый, исследовательский.

Цели урока реализовались: 

Развивающая.  Развитие речи осуществлялось через монологические ответы. Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме).

Воспитательная. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников.

На данном занятии я старался реализовать важные для современного урока русского языка подходы:

  • Работа с художественным текстом через анализ формы и содержания.
  • Функциональный: определяли идею произведения  через постановку проблемных вопросов.
  • Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении работы по карточкам, работа в группах, парах.
  • Личностно-ориентированный подход реализовывался:  внимание к речи других людей, обучению связной устной речи.

Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.  

1.Оргмомент способствовал психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.

2. Мотивация к учебной деятельности. Работа с пословицами выступала «входным билетом», распределяя учащихся по группам.

3.Постановка проблемы и актуализация знаний. Были созданы условия, при которых ученики сами вывели цель урока. Объяснение нового материала. Наблюдение над  прочитанным материалом 

4. Физкультминутка связана с сюжетом из произведения.

5. Самостоятельная работа в группах. Учитывалось сложность заданий и подготовленность учащихся.

8.  Подведение итогов.

9.Рефлексия.

11.Домашнее задание разного уровня.

Метод обучения, использованный на уроке:  частично-поисковый, беседа, проблемные ситуации, диалог, исследовательский метод работы с текстом, наглядность, информационно – коммуникативная технология.

Частично-поисковый, потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, анализировали, обобщали, делали вывод, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности.

Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как:  умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались подобранные виды организации деятельности учащихся, такие как: беседа (ответы на вопросы учителя), творческие задания, самостоятельная работа в группе.

Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.

В ходе урока дети усвоили понятие «сказание», «нравственность», «взросление».

Поставленные цели и задачи в ходе разработки открытого урока полностью реализованы, подтверждающим моментом для меня стал следующий урок, на котором выполняли проверку домашнего задания и делали обобщение по пройденной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...

8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...