«Это было со мной и с моею страной»
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему

Касымова Фатима Яхиевна

Поэзия Анны Ахматовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eto_bylo_so_mnoy_i_smoey_stronoy.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Это было со мной и с моею

страной»

(Поэзия Анны Ахматовой)

Цели урока:

-рассказать о жизни и творчестве Анны Ахматовой - одной из величайших русских поэтесс;

-охарактеризовать основные темы творчества Анны Ахматовой;

-показать особенности творческого подхода поэта к теме любви, а также к теме сталинских репрессий;

Оборудование:

портрет Анны Ахматовой, выставка книг, газетных и журнальных статей об Анне Ахматовой.

Эпиграф:

                        И колокол вызванивает «Ан-на, Ан-на»

                        В честь лучшей из великих поэтесс:

План урока

Знакомство с биографией поэта.

  1. Общая характеристика тематики произведений А. Ахматовой:

а) тема моря (на примере ранних стихотворений);

б) тема Пушкина;

в) тема любви;

г) тема верности России;

д) тема сталинских репрессий;

е) тема войны и Петербурга.

Ход урока

Звучит «Одесское танго» (слова Льва Ошанина)

1-й ведущий. Одесса! Одна из жемчужин бывшей России.

Город у черного моря. Город, где 11 июня 1889 года родилась Аня Горенко – девочка, которой была суждена слава великой поэтессы ХХ века, слава « русской Сафо». Она вошла в историю мировой литературы как Анна Ахматова (по фамилии ее бабушки – княжны Ахматовой, происходившей из рода  князя Ахмата, последнего покорителя Москвы).

2-й ведущий. С 1890 по 1905 год семья Горенко живет в Царском Селе, на лето выезжая в Одессу. Море и Пушкин (в Царском Селе прошло его отрочество) стали первою любовью девочки.

        Звучит стихотворение «Рыбак».

                Руки голы выше локтя,

А глаза синей, чем лед.

Едкий, душный запах дегтя,

Как загар, тебе идет.

И всегда, всегда распахнут

Ворот куртки голубой,

И рыбачки только ахнут,

Закрасневшись перед тобой.

Даже девочка, что ходит

В город продавать камсу,

Как потерянная бродит

Вечерами на мысу.

Щеки бледны, руки слабы,

Истомленный взор глубок,

Ноги ей щекочут крабы,

Выползая на песок.

Но она уже не ловит

Их протянутой рукой.

Все сильней биенье крови

В теле, раненном тоской.

В этих строках перед нами предстает образ рыбака как воплощение силы, мужественности. Он пробуждает чувства девочки, и она, еще не знающая, что такое любовь, мучается тоской предчувствия любви.

        Звучит стихотворение  «Смуглый отрок».

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных густых берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

А.С. Пушкин, как известно, был правнук «арапа Петра Великого», отсюда его смуглость. Память о нем живет в Царскосельских местах, и кажется, что там, на траве, можно увидеть пушкинскую треуголку ( головной убор лицеистов) и томик Парни, модного в начале ХIХ века французского поэта.

        3-й ведущий. Что отличает стихи Анны Ахматовой о любви? Напряженность любовного чувства, пристальное вглядывание в различные психологические состояния лирической героини.

        Лирика Ахматовой Ассоциативна, она избегает говорить о чувствах прямо, предпочитая намеки. Мир Ахматовой чувственно реален – видим, слышен, осязаем… Ее мир вещен: и пейзаж, интерьер, и переживания она передает через точную, выразительную деталь.  

                        Сжала руки под темной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна

Как забуду? Он вышел шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойна и жутко

И сказал мне «Не стой на ветру ».

        Герой этого стихотворения Ахматовой – мужчина и женщина. Мужчине свидание ничего кроме «терпкой печали» не принесло. Героиня стихотворения это поняла - она бросается в след. Мужчина ее останавливает: «Не стой на ветру». Так говорят детям… или посторонним. Одна деталь -  и все сказано: нет ни заломленных рук, ни женского плача, нет рассуждений, объяснений.

                        Дверь полуоткрыта.

Веют липы сладко…

На столе забыты

Хлыстик и перчатка.

Круг от лампы желты…

Шорохом внимаю.

Отчего ушел ты?

Я не понимаю…

Радостно и ясно

Завтра будет утро.

Эта жизнь прекрасна. Сердце, будь же мудро.

Ты совсем устало,

Бьешься тише, глуше…

Знаешь, я читала,

Что бессмертны души.

        В центе этого стихотворения – тоже расставание. Героиня не дает своему горю перейти в рыдания, она просит сердце быть мудрым, потому что души любящих бессмертны, и если они суждены друг другу, то все будет хорошо, и рыданий – если суждена разлука – не нужно.

                        Я не любви  твоей прошу.

Она теперь в надежно месте…

Поверь, что я твоей невесте

Ревнивых писем не пишу.

Но мудрые прими советы:

Дай ей читать мои стихи,

Дай ей хранить мои  портреты-

Ведь так любезны женихи!

А этим дурочкам нужней

Сознание полные победы,

Чем дружбы светлы беседы

И память первых нежных дней…

Когда же счастья гроши

Ты проживешь с подругой милой

И для пресыщенной души

Все станет сразу так  постыло -

В мою торжественную ночь

Не приходи. Тебя не знаю.

И чем могла б тебе помочь?

От счастья не исцеляю.

О каком надежном месте говорит героиня стихотворения? (Любовь скрыта в душе.)

        Почему разлюбленная женщина советует дать другой ее стихи и ее портрет? (Чтобы, если другая умна, то попыталась понять, кого потерял ее любимый.)

        Но поймет ли она это?  (Вряд ли, потому что она свою любовь считает победой над мужчиной.)

        А что считает главным в любви сама героиня? Прочтите. («Дружбы светлые беседы. « И память первых нежных дней… »)

        Но влюбленность проходит. Как об этом говорит поэт?

                        (Когда же счастья гроши

Ты проживешь с подругой милой

И для пресыщенной души

Все станет сразу так постыло…)

        Что наступит для героини в этом случае? ( Минута торжества.)

        От чего героиня не может избавить бывшего любимого? (От «счастья грошей», на которые он поменял ее любовь.)

        1-й ведущий. Весной 1912 года Николаем Гумилёвым и Сергеем Городецким был опубликован манифест «Цех поэтов», где в первые прозвучало слово «акмеизм».

        Анализ стихотворения «Сероглазый король».

        1 чтец.                 Слава тебе, безысходная боль!

Умер человек сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

        2 чтец.                 « Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!

За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашел

И на работу ночную ушел.

        1 чтец.                Дочку мою я сейчас разбужу

В серые глазки ее погляжу.

        2 чтец.                А за окном шелестят тополя:

«Нет на земле твоего короля…»

        Учитель. Абстрактная тема наполнена точными деталями, поэтому она становиться конкретной («тело у старого дуба нашли», трубка на камне).Для героини – это гибель любимого и напоминание о нем ее сероглазая дочка, святая тайна любящей женщины, хранимая от всех.

        Звучит стихотворение «Песня последней встречи».

                                Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой»…

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

        Здесь опять любимая тема поэтессы - расставание. И опять – знаменитая ахматовская деталь. Что может убедительнее показать степень душевного смятения? Героиня перчатку с левой руки надела на правую руку. Цветаева написала: «…молодая Ахматова… одним ударом дает все женское и все лирическое смятение… одним росчерком пера увековечивает исконный первый жест женщины и поэта, которые в великие мгновения жизни забывают, где правая и где левая – не только перчатка, а и рука,  и страна света, которые вдруг теряют свою уверенность.  Посредством очевидной, даже поразительной точности деталей утверждается и символизируется нечто большее, нежели душевное состояние, - целый душевный строй».

        Комментарий учителя.

        Это стихотворение читается на двух уровнях. Уровень словарных значений слов оставляет многое недоговоренным, загадочным. Некоторые недомолвки, намеки проясняются на уровне народнопоэтической символики.

        В системе народнопоэтических символов противопоставление «правый-левый» принадлежит к числу основных. Правый – положительный, левый – отрицательный. С этой точки зрения двустишие «Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки» прочитывается ясно: то, что у меня было хорошего, я сама испортила.

                        Показалось, что много ступеней,

                        А я знала – их только три!

        Много – это неопределенность; три мифологии, фольклоре, христианстве – образ абсолютного совершенства. Таким образом, то, что должно быть совершенно, в состоянии смятения кажется неопределенным.

        В ряде мифологий и религий лестница символизирует вознесение духа, или, напротив, его нисхождение глубины ада. В бытовом применение восхождение по лестнице символизирует благо, нисхождение – несчастье, беду. В этом стихотворении три ступени вниз символизируют нисхождение из высокого, идеального мира через мир земной, обыденный, - в подземный мир хаоса и смерти. Разрыв с любимым погружает в героиню стихотворения в ад и хаос. Разрыв гибелен для обоих.

                        Это песня последней встречи.

                        Я взглянула на темный дом.

        Эпитет « темный » в народнопоэтической символике связывается с изначальным хаосом, обозначает неведение и несчастье.

                        Только в спальне горели свечи

                        Равнодушно-желтым огнем.

        Образ свечи имеет весьма разветвлённую символику.

Здесь наиболее актуальны значения « свеча-судьба» и « свеча-любовь». Эпитет «желтый» обозначает враждебность, ревность «незаконную» связь.

        2-й ведущий. В 1912 году у Анны Ахматовой и Николая Гумилева родился сын Лева – будущий великий историк ХХ века, автор теории происхождения народов Азии и Европы (пассионарной теории).

        3-й ведущий. В 1913 году у Анны и Николай Гумилев разошлись, как расходятся в разные стороны две великие реки, чтобы вобрать в себя множество притоков.  

        1-й ведущий. Анна занимается воспитанием сына, каждое лето бывает в имении мужа Слепнево Тверской губернии. Побывала она и во Франции, где очаровала многих французских поэтов. Знаменитый художник Амедео Модильяни стал ее другом и написал ее ставший широко известным портрет.

        2-й ведущий. Поездки в деревню Ахматову-горожанку познакомили с простой деревенской жизнью, научили любить Родину, понимать ответственность людей образованных перед своим народом, темным , неграмотным, но добрым, душевным, открытым.

        3-й ведущий. Пошел 1917 год. Царь отрекся от престола, а в октябре власть пришла в руки большевиков. Была объявлена диктатура пролетариата. Интеллигенция стала покидать Россию.

        1-й ведущий. Анна Ахматова понимала, что на народ нашло какое-то безумие, подогретое большевиками, ведь расправа с теми, кто составлял цвет нации, ни к чему хорошему привести не может. Ахматова решила остаться на Родине, что бы помочь народу понять, что он натворил и исправит то, что было сделано политическими безумцами.

        Звучит стихотворение Анны Ахматовой.

                        Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью не достойной

Не осквернился скорбный дух.

        2-й ведущий. Ахматова с болью в сердце видела, как расхищается богатство, созданное народом, уничтожаются произведения искусства, как предают друзья, а близкие люди становятся по разные стороны баррикад, и остервеняясь, идут друг на друга с оружием.

        Учитель.         Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскую изглодано,

Отчего же нам стало светло?

Днем дыханьями веет вишневыми

Небывалый под городом лес.

Ночью блещет созвездьями новыми

Глубь прозрачных июльских небес,-

И так близко подходит чудесное

К развалившимся грязным домам…

Никому, никому неизвестное,

Но навеки желанное нам.

3-й ведущий. Поэтесса верит, что безумство кончится. Ведь не может народ, живущий в прекрасной России и создавший прекрасные творения, не понять, что «так жить нельзя».

1-й ведущий. Но в 20 – годы Ахматовой не верят, ее не печатают, вернее, она сама не желает печататься и замолкает надолго. Анна Ахматова молчит, молчит потому, что не согласна с советской властью. Ее маленький сборник появляется в 1940 году, но в него вошли только стихи прошлых лет (до 1921 года).

2-й ведущий. В 1937 году Ахматова пишет поэму «Реквием». Эта поэма была создана, когда вторично был арестован ее сын Лев Гумилев, арестован за то, что отцом был Николай Гумилев; за то, что его взгляд на историю не совпадал с официальным.  

3-й ведущий. В 1937 году наркомом  внутренних дел стал Н.И. Ежов. Он получил неограниченную власть над страной. Начались повальные аресты.

Учитель. У меня в руках двухтомник Анны Ахматовой 1986 года издания, но в нет поэмы «Реквием». «Реквием не был, опубликовал при жизни Ахматовой – в то время это было смертельно опасно.

Работа с «Хрестоматией»

Учитель читает.

Вместо предисловия

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

- А это вы можете описать?

И я сказала:

- Могу.

Тогда что- то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.

Посвящение (фрагмент)

                Перед этим горем гнуться горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежиться закат-

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

Вступление

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденные полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки,

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

        Почему Ахматова говорит о том, что Ленинград «болтался возле тюрем»? (Начались массовые аресты.)

        Как характеризует Ахматова масштабы нависшей трагедии? («Шли уже осужденных полки».)

        Какой представляется Россия того времени? («И безвинная корчилась Русь».)

1 глава

                        Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла.

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки,

Смертный пот на челе.…Не забыть!

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.

Как Ахматова передает горе матери?

О каком выносе идет речь? ( О выносе покойника.)

Почему Ахматова использует глагол «выть», а не «плакать»? («Выть»-плакать в голос, очень сильно.)

2 глава

                        Тихо льется тихий Дон,

Желтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень.

Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Как Ахматова показывает судьбу матерей, жен репрессированных? К кому обращается поэт? (Ахматова говорит о смерти мужа, о заключения сына и обращается к людям с богом в душе.)

5 глава

                        Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой.

Кидалась в ноги палачу –

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось на век,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

И только пышные цветы,

И звон кадильный, и следы,

Куда-то в никуда.

И прямо мне в глаза глядит

И скорой гибелью грозит

Огромная звезда.

Что пришлось пережить матери? Каково ее состояние?

Эпилог (фрагмент)

                        …Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они понимают меня

В канун моего поминального дня.

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условием – не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Ахматова хочет, чтобы поименно назвали тех, кто погиб. Она их помнит и готова накрыть их покровом, как это сделала Богоматерь, когда накрыло покрывалом - покровом молившихся ей, готовых к гибели людей в осажденной церкви. Поэт некогда не забудет горе, которым «кричит стомильонный народ». И памятник, если его когда-либо воздвигнут, пусть стоит там, где стояла она вмести с народом долгие дни и где ей «не открыли засов», чтобы выпустить ее любимого сына.

        1-й ведущий. Ахматова всегда любила Петербург. За то, что это город славы Петра – российской славы. За то, что это город ее юности.

                        Вновь Исакий в облаченье

Из литого серебра.

Стынет в грозном нетерпенье

Конь Великого Петра.

Ветер душный и суровый

С черных труб сметает гарь…

Ах! Своей столицей новой

Недоволен государь.

Сердце бьется ровно, мерно.

Что мне долгие года!

Ведь под аркой на Галерной

Наши тени навсегда.

Сквозь опущенные веки

Вижу, вижу, ты со мной, И в руке твоей навеки

Нераскрытый веер мой.

        2-й ведущий. Когда началась Великая  отечественная война Ахматова, не захотела покинуть город и разделила с ним его судьбу, его лишения. На всю страну зазвучала ее «Клятва».

                        И та, что сегодня прощается с милым,-

Пусть боль свою в силу она переплатит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покорить никто не заставит!

        3-й ведущий. В стихотворении «Мужество» Ахматова говорит о мужестве россиян, об их любви к Родине, к русской речи, о верности своим истокам.  

Мужество

                        Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем навеки!

        1-й ведущий. О подвиге Ленинграда ее четкие, словно скульптором изваянные слова: «И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами живые с мертвыми: для славы мертвых нет».

        2-й ведущий. В 1946 году А.А. Жданов, тогда первый секретарь Ленинградского обкома, раскритиковал ее стихи. Критика была несправедлива, жестока, так как обращалась на сборник Ахматовой 1921 года. Ахматовой не смоли простить ни происхождения, ни независимости, ни таланта.

        1-й ведущий. И опять замолчала Анна Ахматова на долгие 15 лет. Она зарабатывала себе на жизнь переводами. Слава нашла Ахматову, когда была ей почтим не нужна. В 1964 году в Италии ей была присуждена литературная премия  «Этна-Таормина», а в 1965 году Ахматова была удостоена звания почетного доктора Оксфордского университета.

        2-й ведущий. Ахматова умерла в Москве летом 1966 года. Поэтесса похоронена в городе Комарово под Санкт-Петербургом, как и хотелось этой великой женщине с трудной судьбой.  

 

 

         

   

   

 

         

                

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети герои ВОВ (приложение к "У нас и детства не было отдельно, а было вместе детство и война")

...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских,—Это значит — против нас...

Вечер военной песни "Всё, что было не со мной, помню"

Мероприятие было проведено ко Дню защитника Отечества и посвещено памяти олене-лыжных батальонов. Ведущими данного мероприятия были кружковцы объединения "Театр юного актёра"...

Историко-литературный вечер «Всё, что было не со мной, помню…»

Справочный материал для историко-литературного вечера«Всё, что было не со мной, помню…»...

Разработка проекта "Что было не со мной помню"

Проект на тему "Моя семья в летописи ВОВ"...

Всё, что было не со мной, помню….

Всё, что было не со мной, помню…....

«Все что было не со мной»

Литературно – театрализованная  композиция создавалась для выступления учащихся 6 класса   в   МКОУ «Светлополянская ООШ», в год 75-летия победы в Великой От...