Историко-литературный вечер «Всё, что было не со мной, помню…»
план-конспект занятия по истории по теме

Справочный материал для историко-литературного вечера

«Всё, что было не со мной, помню…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravochnyj_material_dlja_istoriko.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

        Справочный материал для историко-литературного вечера

                     «Всё, что было не со мной, помню…»

- Вступление учителя истории  о юбилейных событиях января-февраля 2014 г:

1) 27 января- 70-ти летие полного снятия  Блокады Ленинграда;

 2)2 февраля - 71 годовщина Сталинградской битвы,

3) – 15 февраля вывод советских войск из Афганистана,

4) – 8 февраля – день юного героя антифашиста; и …

5) 8 февраля – начало Зимних Олимпийских игр в Сочи

Но цель нашего сегодняшнего вечера – события Великой Отечественной войны. Как их  помним, воспринимаем  мы, россияне и наши западные оппоненты.

Многие хотят переписать нашу историю войны, надеясь на то, что очевидцев событий становится всё меньше. Но передавая память из поколения в поколение –

МЫ Будем вечно помнить как это было, не предадим память наших предков, их подвиг, доблесть и мужество. Мы напомним европейцам от чего освободили  советские солдаты их территории  и что им могло грозить!  Если бы немцы выиграли войну, всё было бы онемечено (из Нюрнбергского процесса)

Западная Европа создала условия для возникновения  «2-ой мировой войны.

Фальсификация войны тысячами книг,  где обеляется вина западноевропейских стран, псевдоисторические фильмы о войне, где Советская Россия показана никчемной, ущербной, антипатриотичной.

Так как же мы тогда победили???

Манипуляция сознанием!!!

Короткая память у европейцев.

А мы помним и гордимся своей историей!

Чтец  ( на фоне … слайда)

- И нам уроки мужества даны

В бессмертье тех, что стали горсткой пыли.

Нет,  даже если б жертвы той войны

Последними на  этом свете были,-

Смогли бы мы, оставить их   вдали,

Прожить без низ в своём отдельном счастье,

Глазами их не видеть из земли

И слухом их не слушать мир отчасти?

Чтец  -Лут М (на фоне… слайда «Жертвам войны…)

- В 1933 году с приходом Гитлера к власти началось строительство концентрационных лагерей. Туда высылались политические противники фашизма, в том числе социалисты и коммунисты. В лагере содержалось большое количество евреев, цыган, славян и др. народностей.

Среди них: ДАХАУ, БЕРГЕН-БЕЛЬЗЕН, ЗАКСЕНХАУЗЕН, НАТВЕЙЛЕР, РАВЕНСБРЮК ( для женщин), а рядом были построены крупные компании –«Сименс», «Фарбениндустри», «Круп» чтобы использовать труд заключённых.большая часть заключённых погибла от голода, болезней истощений.

- Чтец  - Арсеньев Н    В 1941 г стали создаваться лагеря смерти для умерщвления  в газовых камерах: Освенцим- Биркенау и Треблинка на территории Польши. Кто мог двигаться  отправляли на принудительные работы, а всех стариков и детей прямо в газовые камеры, где умерщвляли газом «Циклон-Б»

Бабий Яр в Киеве

 На фоне слайдов -……. (детский лагерь Треблинка и Бабий Яр чтение стихотворения М.Джалиля  

«Варварство»

М Джалиль «Варварство»                 (Матвеева М, Лут Михаил, Шевченко Д)

 Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,--
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей

Чтец   (на фоне слайда………. ВОЙНА)

Июнь. Россия. Воскресенье.

Рассвет в объятьях тишины.

Осталось хрупкое мгновенье

До первых выстрелов войны.

Чтец     Июнь. Россия, Воскресенье.

Страна на грани быть не быть.

И это жуткое мгновенье

Нам никогда не позабыть.

Чтец   Июнь. Рассвет. Река изломом

Туман над лесом. Тишина.

Снаряд. Разрыв. И с неба громом:

«Сегодня началась война…»

Чтец

Война – как хищник: всё ей, подлой, мало!

Безжалостна, завистлива, жадна.

Покуда не нажрётся до отвала,

Никак не успокоится она.

Пока сыта – мурлычет

С видом постным,

А там – опять хвостищем по песку!

Убей её, пока ещё не поздно,

Пока она готовится к прыжку!

Чтец    ( на фоне слайда ………Брестская крепость)          

Брестская крепость – оплот героизма,

Мужества, силы и боли людской.

Стоит как скала на руинах фашизма

Безмолвный свидетель  черты огневой.

Чтец    (перед презентацией  Московской битвы)    (Теренин)

Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой

Мы, в первый раз надев шинели,

Сурово бились под Москвой.

Безусые, почти что дети.

Мы знали, в яростный тот год,

Что вместо нас никто на свете

За этот город не умрёт.

Чтецы

(Малюшина)- Была Москва пургой заметена,

У Мавзолея ели коченели,

И шла по Красной площади война-

Усталая -  в прострелянной шинели.

То батальоны шли с передовой,

Шли на парад окопные солдаты.

В тревожных небесах аэростаты

Качали удивлённо головой.

Ходырев)    Терзали тело Подмосковья рвы,

Убитых хоронил снежок пушистый,

Сжимали горло фронтовой Москвы

Траншеи наступающих фашистов.

А батальоны шли с передовой,

Шли на парад окопные солдаты!

Недаром в небесах аэростаты

Качали удивлённо головой!

Кто может победить такой народ?

Не забывайте 41 год!

Перед презентацией Сталинградская битва

Чтец (Оржаховский)      

Подсчитайте, живые,

 Сколько сроку назад

 Был на фронте впервые

Назван вдруг Сталинград.

Удержались ли наши

Там, на Среднем  Дону?

Этот месяц был страшен,

Было всё на кону

Чтец    ( Суровцева )    В осажденном Ленинграде Поэтесса В Инберн  написала поэму «Пулковской меридиан»

- У нас теперь одно лишь чувство-

                                   Месть

Но мы иначе понимаем это:

Мы отошли от Ветхого завета,

Где смерть за смерть. Нам даже трудно счесть….

С лица земли их будет сотни стёртых

Врагов – за каждого из наших

Мертвых

Избавить мир, планету от чумы –

Вот гуманизм! И гуманисты – мы!

Презентация (Ленинград с аудиозаписью поэмы О Бергольц «Армия»)

  Презентацией Курской  битвы) (на неё песня «10-ий наш десантный батальон»

Чтец   (Малахова)

Дни бежали и недели,

Шёл войне не первый год.

Показал себя на деле

Богатырский наш народ.

Ленинградская блокада,

Дни и ночи Сталинграда,

Дон и Курская дуга,

И уже назад – ни шагу!

Все  вперёд ,в перёд к рейхстагу,

Чтобы там добить врага.

Песня « Последний бой»

Чтецы ( -------------------------------------------)

Те, кто видел эту войну.

Те, кто выжил эту войну.

Те, кто ещё жив.

Тем, кому 70 лет назад не было 16

И вам, кому нет и 16

Тем, чьё детство опалено огнём Великой Отечественной войны

И вам, кто не знает, что такое война

Посвящается…

Чтобы помнили…

Чтобы поняли.

Презентация  «А в перерывах между боями» (слайды………..)

32- К. Симонов «Жди меня» - Лут Е

слайды 32-34  Песня - вальс  « Тучи в голубом» (1 куплет+1 припев)

 слайды35-39 Песня «Когда мы были на войне (до слов …когда я трубочку курил….)

Чтецы Теренина Т.А и Юманова Е.Н. К. Симонов « Открытое письмо из города Вичуга»

Слайды 45-48  «На безымянной высоте»   ( зенитчицы)

 На слайде 49  (Кваскова)   

- Война прошла ужасным ураганом.

И юность отняла на век у вас,

Не описать тех горестей, страданий….

Но им благодаря мы счастливы сейчас.

С 50-го слайда (памятники Вов) песня  « от героев былых времён»

            Последовательность презентаций и хода проведения историко –литературного вечера   « Все что было не со мною…»

     I –я ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Зеленая)

 

               

 1. 1- 2 ой слайды        Е.Н. –  объявление темы вечера, о событиях января- февраля ,посвященных военной эпохе.

3- й слайд        Т.А  ( на его фоне)

4- 9   слайды    -    Лут М, Арсеньев Н

10-12 слайды -  ст - ние  «Варварство»  - ШевченкоД,  Лут М, Матвеева М

13 – слайд    ВОЙНА  (на его фоне )   -  Матвеева, Кострикин,  Матвеева

                                                                 -  Шевченко Д

14 – слайд -  Брестская крепость – Лобанов А

II- я ПРЕЗЕНТАЦИЯ    Московская битва ( слайды с музыкальным оформлением)

Е.Н          ( после презентации)      -  Фашисты приложили все усилия, чтобы прорвать фронт  и захватить Москву. Армией группы «Центр»  было брошено  3 моторизованных и 7 танковых дивизий, но им не удалось взять Москву с 5 – 6 декабря  началось контрнаступление под Москвой

Чтецы :     Теренин В,  Малюшина Н,  Ходырев А

Чтец   Оржаховский Д (переключение на презентацию 3 Сталинград)

III - я ПРЕЗЕНТАЦИЯ   Сталинградская битва (14 слайдов)

                                   После неё

Е.Н.       В ходе Сталинградской битвы  в январе 1943 был прорван коридор блокадного Ленинграда 8- 11 км, а через год 27 января 1944 года полностью сняли блокаду Ленинграда.      За  3 месяца  блокады в городе погибло 360 тысяч человек гражданского населения – это почти столько же сколько Англия потеряла за всю 2-ю мировую войну.  Умирало в день 8-10 тыс. человек. На Пискаревском  кладбище покоится 600 тысяч человек.

Сегодня телекомпания « Дождь» начала дискуссию  о том что, лучше было бы сдать город немцам, а затем его отвоевать……..

-Циники! Кощунство! Предать память павших!? НЕТ!!!

Немцы не собирались  захватывать город, перед ними была поставлена задача истребить  население города голодом……..

ЗАКЛАДКА (аудио запись  ст-ние  «АРМИЯ»

    IV ПРЕЗЕНТАЦИЯ  Блокада Ленинграда  ( с музыкальным оформлением)

Чтец   Суровцева Е

Переход  к      ПРЕЗЕНТАЦИИ  I  (зеленая -  слайд 15   - Курская битва)

Чтец Малахова  на 26 слайде « Знамя над Рейхстагом»

27 слайд (Песня «Последний бой»)

ЕН    -     Последние дни войны . Долгих 4 года потребовалось нам чтобы дойти до Рейхстага, чтобы освободить землю от фашистской  нечестии.

С 16 апреля по 2 мая шли бои за Берлин   . 8 Мая Германия капитулировала, В Калхорсте был подписан долгожданный МИР.

28 слайд   Т.А. (на его фоне)

-до 37 « Вальс в голубом»

Т.А о ст-нии  «Жди меня»

Чтец   - Лут Евгений    «Жди меня»  ( на фоне слайда)

Слайд  ( ? 39  «….Мы ваше не к добру…..)  остановить по щелчку музыка до слов

 «    ….сердце девичье другому отдала…»

Т.А. (переход к стихотворению «Открытое письмо….» и чтение его Т.А и Е.Н.

40  слайд  -    Т.А.  – О женщинах на войне ;

-48 (музыкальное оформление « На безымянной высоте»

49- ( на слайде , где цифры и факты....)    Кваскова М

Слайды до конца с музыкальным сопровождением («От героев былых времён»

Е.Н.   -   На восьми фронтах моей отчизны

Уносил войны водоворот  - Каждую минуту 10 жизней,

Значит каждый час уже 600!

И вот так четыре горьких года,

День за днём невероятный счёт!

Ради нашей чести и свободы

Всё сумел и одолел народ……

И неплохо б каждому из нас,

А ведь есть душа наверно в каждом,

Вспомнить вдруг о чём-то очень важном,

Самом нужном, может быть, СЕЙЧАС!

Песня « СОЛДАТ» исполняет Елена Михайловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер военной песни "Всё, что было не со мной, помню"

Мероприятие было проведено ко Дню защитника Отечества и посвещено памяти олене-лыжных батальонов. Ведущими данного мероприятия были кружковцы объединения "Театр юного актёра"...

Музыкальный, историко - литературный вечер для старшеклассников, посвящённый 250-летию со дня рождения В.А.Моцарта.

В преподавании истории,  на уроках, раскрывающих вопросы культуры,  времени не хватает. Поэтому тему "Музыка" я часто переношу на внеурочные занятия, когда можно использовать музыкальное соп...

Сценарий историко-литературной композиции "Помнит мир спасенный"

Мероприятие, посвященное 75-летию битвы за Москву и обороны Тулы....

Разработка проекта "Что было не со мной помню"

Проект на тему "Моя семья в летописи ВОВ"...

Всё, что было не со мной, помню….

Всё, что было не со мной, помню…....

«Все что было не со мной»

Литературно – театрализованная  композиция создавалась для выступления учащихся 6 класса   в   МКОУ «Светлополянская ООШ», в год 75-летия победы в Великой От...