всероссийская олимпиада школьников по литературе (школьный этап) 6 класс
олимпиадные задания по литературе (6 класс) на тему
всероссийская олимпиада школьников по литературе (школьный этап) 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016_olimpiada_6_kl._literatura_.docx | 36.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации МО «Велижский район»
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)
2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
6 класс
Спецификация олимпиадной работы (её особенности)
Назначение олимпиадной работы: выявить наиболее подготовленных учащихся, имеющих особые способности и склонности к предмету литература; поддержать и развить познавательные интересы учеников в области литературы; оценить уровень знаний обучающихся 6 классов по литературе.
Структура заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 6 классе состоит из двух письменных заданий творческого характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа, опираясь на предложенные вопросы.
Перечень проверяемых знаний и умений в каждом задании:
1 задание | Знание жанров русского фольклора |
| Умение выделять небылицы среди жанров русского фольклора |
| Знание литературоведческого материала (небылица, гипербола, юмор, абсурд и т.д.) |
| Умение видеть и выделять гиперболы в предложенном материале, чувствовать юмористический характер небылиц |
| Знание основных принципов построения небылицы |
| Умение составлять связный письменный текст в соответствии с поставленной задачей |
2 задание | Умение усвоить и положить в основу собственного сочинительства основные принципы построения небылицы |
Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. Призерами школьного этапа Олимпиады в пределах установленной квоты победителей и призеров признаются все участники школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.
Возрастная группа участников
Олимпиадные задания по литературе школьного этапа всероссийской олимпиады разработаны ориентировочно на обучающихся 6 класса.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом:
Работы пишутся в прозаической форме, в стихотворной, если это допускает задание, грамотность не оценивается, но учитывается, объем работ не регламентируется. Если участник использовал черновик, то он сдает его вместе с работой. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника олимпиады. Объем работы не влияет на повышение и снижение оценки.
Максимальный балл, который может получить участник при верном выполнении всех заданий, - 25
1 задание | Определено жанровое сходство текстов | 0-1 баллов |
| Дано верное определение небылицы как жанра русского фольклора | 0-3 баллов |
| Выделены характерные черты небылицы с использованием литературоведческих терминов | 0-4 баллов |
| Приведены примеры небылиц: 1 пример | 2 балла |
| 2 примера и более | 5 баллов |
композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность | 2 балла | |
| Всего | 15 баллов |
2 задание | соблюдение границ речевого жанра, единство стиля | 0-5 баллов |
| речевая грамотность (наличие/ отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок) | 0-5 баллов |
| Всего | 10 баллов |
| Итого | 25 баллов |
Продолжительность олимпиады в академических часах
На выполнение заданий по литературе для 6 класса отводится 2 часа.
Перечень материально-технического обеспечения школьного этапа олимпиады в зависимости от предложенного содержания и примеров заданий, возможные принадлежности
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе проходит в один (по возможности неучебный) день. Момент вскрытия пакетов с заданиями должен быть зафиксирован протоколом в присутствии представителей оргкомитета школьного этапа олимпиады по литературе и членов жюри.
При проведении школьного этапа олимпиады выделяется несколько аудиторий для каждой параллели. Участники олимпиады размещаются по одному человеку за партой.
Необходимо обеспечить школьников комплектом заданий, писчебумажными принадлежностями (тетрадями, ручками), ознакомить учащихся с правилами выполнения заданий.
Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) исключается. В случае нарушения этих условий учащийся исключается из состава участников олимпиады.
Перед выполнением заданий на школьном этапе с участниками олимпиады должен проводиться инструктаж о технической стороне выполнения заданий.
Все олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно кодируются.
Для составления рейтинга участников Олимпиады желательно использовать компьютер(ноутбук) с программой MS Excel или её аналогом. Для тиражирования материалов необходим ксерокс или принтер. В здании, где проводится Олимпиада, должен быть оборудованный всем необходимым медицинский пункт с дежурным врачом, присутствие которого должно быть обеспечено на всё время проведения Олимпиады.
Отдел образования Администрации МО «Велижский район»
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)
- УЧЕБНЫЙ ГОД
6 Класс
Прочитайте два текста – №1 (прозаический) и №2 (стихотворный) и выполните предложенные после текстов задания:
№1
Давно это было. Я тогда еще и отца с матерью не знал. А с дедом мы были одногодками.
Дружно с ним жили. Да и что нам ссориться — делить-то нечего. Зато работы у нас по горло: то дурака валяем, то весь день баклуши бьем.
Бывало, пойдем с дедом на рыбалку, сядем на речку, забросим удочки на берег и только успеваем дергать. Наловим рыбы целый ворох, разложим песок на костре и давай его на рыбе жарить. Наедимся до отвала, даже отвалиться нельзя. А ведь сами знаете, рыба воду любит, вот и пьешь с утра до вечера.
Дед пил, пил и живую рыбину проглотил. Помнится, это таймень был. Большущий такой. А у деда в животе воды, что в море. Махнул таймень хвостом и потащил деда вниз да по речке. Только волны шипят, да ветер у деда в ушах свистит — на берегу слышно.
Что бы с ним сталось, если б не дедова теща!
Она за водой на речку ходила. Зачерпнула в воде прорубь да и вытащила в ведре деда.
№2
А и середи синя моря Хвалынскова
Вырастал ли тут крековист дуб,
А на том на сыром дубу крековостом
А и сивая свинья на дубу гнездо свила,
На дубу гнездо свила,
И детей она свела – сивеньких поросяточек,
Поросяточок полосатеньких.
По дубу они все разбегалися,
А в воду они глядят – притонути хотят,
В поле глядят – убежати хотят.
А и по чистому полю корабли бегут,
А и серой волк на корме стоит,
А красна лисица потакивает:
– Хоть вправо держи, хоть влево, затем куда хошь.-
Они на небо глядят, улетети хотят.-
Высоко ли там кобыла в шебуре* летит.
А и чёрт ли видал, что медведь летал,
Бурую корову в когтях носил.
В ступе-де курица объегнилася,
Под шестком-та корова яйцо снесла,
В осеку* овца отелилася.
А и то старина, то и деянье.
* Шебура (шабура) – домотканая грубая ткань; рабочая одежда из этой ткани.
* Осек – выгон или участок земли, огороженный поваленными деревьями с несрубленными сучьями.
1) Присмотритесь к тому, как построены оба текста. Есть ли между ними сходства? В чем? Как бы вы назвали (определили) жанр (род, вид, тип) таких текстов, какие характерные черты выделили? Знаете ли вы ещё тексты, которые можно отнести к этому типу? Дайте связный письменный ответ на эти вопросы, не забудьте приводить примеры.
2) Сочините свой вариант похожего текста в стихотворной или прозаической форме.
Ответы на задания:
1) Небылица (или небывальщина) – жанр народного поэтического творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, в котором вымысел доведен до абсурда, чем достигается комический эффект.
2) Примеры небылиц в стихах и прозе:
Был я мал, да удал. Пошел как-то в лес. Вижу дерево, в нем — дупло, в дупле — гнездо, в гнезде — жареные перепела. Сунул руку в дупло — не лезет, сунул ногу — не лезет. Тогда я изловчился, подпрыгнул и влетел в дупло. Жареные перепела горой лежат, другой сказал бы: мало, а я наелся до отвала. Захотел на волю, ан не тут-то было! Больно растолстел, а дыра мала. Ну, я-то догадлив был, домой за топором сходил, дыру топориком пошире прорубил и вылез на волю.
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги на распашку,
На босу ногу зипун
Ох, случилась беда:
Загорелась вода.
Проходил стороной
Солдат отставной.
Отставной солдат Тарас
От пожара речку спас,
Огонь затушил,
Себе славу заслужил:
«Тарас седой
Тушил воду бородой!»
Оценочные листы для заполнения.
Олимпиадная работа по литературе в 6-ом классе | ||||||||
Число выполнявших работу: ________________ | ||||||||
Баллы, полученные за задания учениками | ||||||||
Учащийся | ||||||||
1 задание
| 2 задание | Всего | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | ||
Список литературы, Интернет-источников, использованных для подготовки олимпиадных заданий:
- http://www.dreams4kids.ru/russkie-narodnye-skazki-2/skazka-nebylicy/
- http://www.planetaskazok.ru/rusnarskz/nebylicydedaivanarusskz
3.http://bobrmama.by/poleznyj-sunduchok/roditelyam-na-zametku/448-nebylitsy.html
4. http://russbalt.rod1.org/index.php?topic=128.0
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2016/2017 учебном году
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс
Всероссийская олимпиада школьников по ИНФОРМАТИКЕШкольный этап9 класс...
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 класс
Всероссийская олимпиада школьников по ИНФОРМАТИКЕШкольный этап. 10-11 класс...
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС. (2014-2015уч. год)
Задания всероссийской олимпиады школьников по истории для 6 класса разработа в соответствии с методическими рекомендациями. Они имеют разноплановый характер и будут интересны для участников олимпиады ...
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе в 6 классе
задания для проведеия олимпиады по литературе...
Отчёт по школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по литературе 6-е классы 6.10.16 г.
Отчёт учителя-предметника по литературе школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников 6.10.16 г....
Всероссийская олимпиада школьников по математике (школьный этап, 8 класс).
Во вложении - решение олимпиадных задач по математике для 8 класса....
Всероссийская олимпиада школьников по литературе (школьный этап )
Грамота 2 место...