Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание" Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге… Ф.М.Достоевский Цель: показать специфику Петербурга ДостоевскогоСлайд 2
“ Петербург в описании А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского” А.С.Пушкин Н.В.Гоголь Н.А.Некрасов Ф.М.Достоевский Державно- торжественный и угнетающе -мрачный Город – призрак Город чердаков и подвалов, город тружеников и бедняков ?
Слайд 3
ВЫВОД: Во-первых, петербургская тема, поднятая еще русскими литераторами в XVIII веке, в XIX веке стала темой первостепенной важности, которую нередко так и называли “петербургской”. Во-вторых, писатели 19 века А.С. ПУШКИН, Н.А. НЕКРАСОВ, Н.В. ГОГОЛЬ придали образу Петербурга новые трагические черты.
Слайд 4
ПЕТЕРБУРГ Пейзаж Интерьер Уличные сцены
Слайд 5
Анализ пейзажных зарисовок из ч. 1(гл.1), ч. 1 (гл 5), ч. 2 (гл. 6), ч. 2 (гл.6) и ч. 6(гл. 6) Какие картины рисуются в нашем воображении при чтении этих пейзажей? Выписать эпитеты, сравнения, которые использует автор в различных пейзажных зарисовках. Выявите закономерности в этих описаниях-пейзажах. Как эти удручающе-мрачные картины связаны с темой романа, и помогают ли они глубже проникнуть в авторский замысел?
Слайд 6
ГЛАЗУНОВ ИЛЬЯ C ЕРГЕЕВИЧ (р. 1930), русский художник. Родился в Ленинграде 10 июля 1930 в семье ученого- экономиста. Учился в ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (1951–1957). Известность в конце 1950-х годов принесли ему рисунки и картины из цикла Город , а в последующие десятилетия – цикл Вечная Россия , вереница национально-исторических образов, где «иконописная» стилизация сочетается с чертами стиля модерн и элементами агитплаката. Многие его работы, в том числе книжные иллюстрации, навеяны образами Ф.М.Достоевского и других русских классиков.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
ВЫВОД: ТЕМНЫЙ КОЛОРИТ, ОТСУТСТВИЕ РАСТЕНИЙ, НЕ ВИДНО НЕБА, ТОЛЬКО КАМНИ, ДОМА, СКРЫВАЮЩИЕ ГОРИЗОНТ, ФИГУРКИ ОДИНОКО БРЕДУЩИХ, СГОРБЛЕННЫХ, СЛОВНО ЗАДАВЛЕННЫХ БЕЗДУШНОЙ ГРОМАДОЙ ГОРОДА, ЛЮДЕЙ.
Слайд 14
Анализ пейзажных зарисовок в ч.1 (6) с.57; ч.6 (60) с.404 Все ли пейзажи в романе исполнены в мрачных тонах? Какие краски преобладают в них, какие эпитеты использует автор? Эти пейзажи видят герои в реальной жизни?
Слайд 15
Какой персонаж действует на фоне ночного пейзажа? С какой целью бродит Свидригайлов по ночному Петербургу в грязь, в туман? Как вы думаете, случайно ли употреблены Достоевским эпитеты “густой”, “скользкая”, “грязная”? Изображен ли где-нибудь Раскольников на фоне ночного пейзажа? Как вы думаете, почему?
Слайд 16
… Ранним утром, в часов шесть, он отправился на работу, на берег реки… Раскольников вышел на самый берег, сел и стал глядеть на широкую пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность… С дальнего берега чуть слышно доносилась песня… Там была свобода, и жили люди… Вдруг подле него очутилась Соня... Было еще очень рано, утренний холодок еще не смягчился…
Слайд 17
Пейзаж в романе Достоевского используется: Для создания местного колорита; Выступает в качестве фона, на котором разворачиваются события и подчеркивает внутреннее состояние героя, отражая его чувства и переживания; Служит дополнительным средством для более выразительного изображения действующих лиц (прием контраста или соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажа).
Слайд 18
Интерьер в романе Ч.1, гл.3 – каморка Раскольникова Ч.1, гл.2 – “проходной угол” Мармеладовых Ч.4, гл.4 – комната-“сарай” Сони Что мы видим внутри домов? Какие детали повторяются? Что общего между обликом комнат и людьми, в них живущими?
Слайд 19
Сцены уличной жизни Ч.1, гл.1 – пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми Ч.2, гл.2 – сцена на Николаевском мосту, Ч.2, гл.6 –толпа женщин у распивочной; Что показывают эти сцены?
Слайд 20
Пейзажные картины города, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов»- создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в городе, где царит атмосфера тупика и безысходности. Это город, в котором невозможно быть. Петербург Достоевского – трагический город. Он живет отдельно самостоятельной жизнью и влияет на чувства, помыслы, поступки людей. Это своеобразный герой произведения, жестокий и антигуманный, символ страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения.
Слайд 21
“ Петербург в описании А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского” “ Петербург в описании А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского” А.С.Пушкин Н.В.Гоголь Н.А.Некрасов Ф.М.Достоевский Державно- торжественный и угнетающе -мрачный Город – призрак Город чердаков и подвалов, город тружеников и бедняков Петербург - своеобразный герой произведения, жестокий и антигуманный, символ страшного мира.