Презентация к уроку "Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание"
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

Балтатарова Ольга Андреевна

Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_obraz_peterburga.ppt717.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание" Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге… Ф.М.Достоевский Цель: показать специфику Петербурга Достоевского

Слайд 2

“ Петербург в описании А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского” А.С.Пушкин Н.В.Гоголь Н.А.Некрасов Ф.М.Достоевский Державно- торжественный и угнетающе -мрачный Город – призрак Город чердаков и подвалов, город тружеников и бедняков ?

Слайд 3

ВЫВОД: Во-первых, петербургская тема, поднятая еще русскими литераторами в XVIII веке, в XIX веке стала темой первостепенной важности, которую нередко так и называли “петербургской”. Во-вторых, писатели 19 века А.С. ПУШКИН, Н.А. НЕКРАСОВ, Н.В. ГОГОЛЬ придали образу Петербурга новые трагические черты.

Слайд 4

ПЕТЕРБУРГ Пейзаж Интерьер Уличные сцены

Слайд 5

Анализ пейзажных зарисовок из ч. 1(гл.1), ч. 1 (гл 5), ч. 2 (гл. 6), ч. 2 (гл.6) и ч. 6(гл. 6) Какие картины рисуются в нашем воображении при чтении этих пейзажей? Выписать эпитеты, сравнения, которые использует автор в различных пейзажных зарисовках. Выявите закономерности в этих описаниях-пейзажах. Как эти удручающе-мрачные картины связаны с темой романа, и помогают ли они глубже проникнуть в авторский замысел?

Слайд 6

ГЛАЗУНОВ ИЛЬЯ C ЕРГЕЕВИЧ (р. 1930), русский художник. Родился в Ленинграде 10 июля 1930 в семье ученого- экономиста. Учился в ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (1951–1957). Известность в конце 1950-х годов принесли ему рисунки и картины из цикла Город , а в последующие десятилетия – цикл Вечная Россия , вереница национально-исторических образов, где «иконописная» стилизация сочетается с чертами стиля модерн и элементами агитплаката. Многие его работы, в том числе книжные иллюстрации, навеяны образами Ф.М.Достоевского и других русских классиков.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

ВЫВОД: ТЕМНЫЙ КОЛОРИТ, ОТСУТСТВИЕ РАСТЕНИЙ, НЕ ВИДНО НЕБА, ТОЛЬКО КАМНИ, ДОМА, СКРЫВАЮЩИЕ ГОРИЗОНТ, ФИГУРКИ ОДИНОКО БРЕДУЩИХ, СГОРБЛЕННЫХ, СЛОВНО ЗАДАВЛЕННЫХ БЕЗДУШНОЙ ГРОМАДОЙ ГОРОДА, ЛЮДЕЙ.

Слайд 14

Анализ пейзажных зарисовок в ч.1 (6) с.57; ч.6 (60) с.404 Все ли пейзажи в романе исполнены в мрачных тонах? Какие краски преобладают в них, какие эпитеты использует автор? Эти пейзажи видят герои в реальной жизни?

Слайд 15

Какой персонаж действует на фоне ночного пейзажа? С какой целью бродит Свидригайлов по ночному Петербургу в грязь, в туман? Как вы думаете, случайно ли употреблены Достоевским эпитеты “густой”, “скользкая”, “грязная”? Изображен ли где-нибудь Раскольников на фоне ночного пейзажа? Как вы думаете, почему?

Слайд 16

… Ранним утром, в часов шесть, он отправился на работу, на берег реки… Раскольников вышел на самый берег, сел и стал глядеть на широкую пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность… С дальнего берега чуть слышно доносилась песня… Там была свобода, и жили люди… Вдруг подле него очутилась Соня... Было еще очень рано, утренний холодок еще не смягчился…

Слайд 17

Пейзаж в романе Достоевского используется: Для создания местного колорита; Выступает в качестве фона, на котором разворачиваются события и подчеркивает внутреннее состояние героя, отражая его чувства и переживания; Служит дополнительным средством для более выразительного изображения действующих лиц (прием контраста или соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажа).

Слайд 18

Интерьер в романе Ч.1, гл.3 – каморка Раскольникова Ч.1, гл.2 – “проходной угол” Мармеладовых Ч.4, гл.4 – комната-“сарай” Сони Что мы видим внутри домов? Какие детали повторяются? Что общего между обликом комнат и людьми, в них живущими?

Слайд 19

Сцены уличной жизни Ч.1, гл.1 – пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми Ч.2, гл.2 – сцена на Николаевском мосту, Ч.2, гл.6 –толпа женщин у распивочной; Что показывают эти сцены?

Слайд 20

Пейзажные картины города, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов»- создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в городе, где царит атмосфера тупика и безысходности. Это город, в котором невозможно быть. Петербург Достоевского – трагический город. Он живет отдельно самостоятельной жизнью и влияет на чувства, помыслы, поступки людей. Это своеобразный герой произведения, жестокий и антигуманный, символ страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения.

Слайд 21

“ Петербург в описании А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского” “ Петербург в описании А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского” А.С.Пушкин Н.В.Гоголь Н.А.Некрасов Ф.М.Достоевский Державно- торжественный и угнетающе -мрачный Город – призрак Город чердаков и подвалов, город тружеников и бедняков Петербург - своеобразный герой произведения, жестокий и антигуманный, символ страшного мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 10 классе по теме "Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"

Урок представляет собой проблемный учебный диалог, помогает учащимся сопоставить изображение Петербурга Пушкиным, Гоголем и Достоевским и определить влияние города на психологическое состояние главног...

Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Цели урока: расширить познания  в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга;  помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...

Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч...

Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Настоящая методическая разработка представляет собой учебно-методический комплект урока на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание», и является систематизацией материала п...

Конспект урока по литературе 10 класс "Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание"

Конспект урока по литератеру 10 класс "Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание"...

10 класс. Итоговый тест по жизни и творчеству Ф.М.Достоевского ( по роману «Преступление и наказание»)

Тест предназначен для проверки уровня знаний жизни и творчество     писателя.       Тест состоит из 18 заданий  с выбором ответа....