Материалы к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему
Анализ некоторых вариантов КИМов, разработанные примерные варианты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_k_ege.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ некоторых вариантов КИМов ЕГЭ показывает, что следует вести работу по совершенствованию материала и устранению неточностей в формулировке вопросов и заданий экзамена. Например:
ЕГЭ, 2009г, литература, 11 класс, вариант 114
С1. Почему в приведённом эпизоде так много внимания уделено рассуждениям старого Ивана Игнатьича?
Отвечая на вопрос, следует указать причины, по которым Пушкин много времени уделяет этим рассуждениям: показать убеждения старого капитана («доброе ли дело заколоть ближнего»), верность службе («умышляется злодействие, противное казённому интересу»), военный опыт («ходил я под шведа и под турку: всего насмотрелся», отношения к героям («Бог с ним, а если он вас просверлит? Кто будет в дураках?»).
Вопрос не совсем корректный, учащийся, скорее всего, ответит односложно: «Потому что боялся, что Гринёв погибнет».
С2. Назовите авторов и произведения, в которых звучит «дуэльная» тема, и укажите, что сближает их с предложенным фрагментом «Капитанской дочки».
А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Л.Толстой «Война и мир», И.С.Тургенев «Отцы и дети».
В вопросе непонятна вторая часть. Что имеется в виду: сама дуэль, но в приведённом отрывке нет её описания, причины, которые привели к дуэли – о них не говорится? Или вспоминать моменты, которые предшествовали дуэли? А может быть, состояние героев после поединка?
Сближает: 1) противостояние героев, их идейный антагонизм; 2) ненужность и противоестественность дуэли («брань на вороту не висит»); 3) испытание для героев как приём раскрытия их характеров.
С3. Стихотворение А.Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…» заканчивается многоточием. О чём «недоговаривает» лирический герой?
Стихотворение написано в 1966 году, автор заново переживает события давно прошедшей войны. Это разговор лирического героя с самим собой, со своей памятью, со своей совестью, со своей ответственностью за память о жертвах, о погибших воинах. Стихотворение заканчивается многоточием, эта недосказанность может обозначать многое: лирический герой думает «не о том, что мог, но не сумел сберечь», и вины его – отдельного человека – нет, но есть ответственность человечества за то, что допустило эту страшную войну, не предотвратило гибели, во многом бессмысленной, миллионов людей; лирический герой ощущает острую необходимость в ощущении того, что эти жертвы были не напрасны. Стихи наполнены чувством горечи, покаяния, такого необходимого всем.
Слово «недоговаривает» не ориентирует на анализ стихотворения. Тем более, поэт высказал всё, что хотел. Это не незаконченное стихотворение, а размышление, приглашающее к соавторству.
С4. Кто из русских поэтов обращался к теме войны и в чём их произведения созвучны стихотворению А.Т.Твардовского?
Поэты К.Симонов, Ю.Друнина, Б.Слуцкий, В.Высоцкий. Тема памяти, чувство горечи, покаяния, переживания лирического героя, обращение к современникам и будущим поколениям, попытка осмыслить трагедию войны. Следует уточнить, творчество одного или нескольких поэтов анализировать.
С5. В чём духовная несостоятельность «состоятельного» господина из Сан-Франциско? (По рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»).
Выделенное словосочетание лучше заменить: душевная пустота, духовное опустошение.
Рассказ написан в 1915 году 20 века, века наступающей техники, бизнеса, обогащения, когда духовные ценности отходят на второй план. Бунин гениально предвидит наступающую эпоху и появление «новых людей» и в силу особенностей своего таланта изображает картины жизни и героя, не давая прямых характеристик и оценок, а используя особые приёмы. Ярко и детально изображён мир роскоши и достатка, увеселений и наслаждений, которые не приносят душевной радости. Один из приёмов, в котором отражено и авторское отношение к герою, - отсутствие имени. Не изображается внутренний мир, а только портрет, в котором нет ничего живого, внешность заменяет душевную полноту. Господин не способен чувствовать жизнь в её проявлениях. Равнодушие к культуре, искусству – и большое внимание к внешним атрибутам и ритуалам. Искусственность жизни подчёркивается в семейных отношениях господина. Цель накопить капитал лишила его счастья, его существование сводится к удовлетворению физиологических потребностей. Господин начинает жить только в момент своей смерти, только здесь автор обращает внимание читателя на внутренние порывы и описывает глаза героя. Символичен образ парохода «Атлантида», три уровня на теплоходе, и с верхней палубы господин переместился в трюм, где и возвращается из путешествия. Авторская позиция ясна – тот, у кого нет внутреннего духовного мира, не может существовать в реальности. И это не тот путь, по которому должно двигаться человеческое общество.
Чтобы раскрыть предложенные темы сочинений, возможен такой подход к изложению материала:
Как призыв А.П.Чехова «беречь в себе человека» воплощён в рассказе «Ионыч»?
Утрата человеческого в человеке, «омертвение души» происходит не вопреки желанию героя, а в полном соответствии с его взглядами на жизнь, с теми целями, которые он ставит перед собой ещё в юности. Привести аргументы в доказательство данного тезиса (взгляды, цели, стремления). Показать, какими средствами раскрывается характер героя, сравнить образ Ионыча в начале рассказа и в конце. Авторская позиция отражена в вопросе.
Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым…»? (По комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).
1. Литературное направление, к которому принадлежит пьеса, жанр. Остановиться на типичности выведенных характеров.
2. Приёмы, при помощи которых создан образ Хлестакова. Понятие хлестаковщины.
3. Что в характере и поведении Хлестакова близко мне или окружающим? (Как Хлестаков говорит о своём положении в обществе, для чего ему это нужно? На чём основываются фантазии Хлестакова? Какова среда, в которой расцвёл «талант» Хлестакова?)
4. Особенности взглядов на мир Н.В.Гоголя (среда и человек).
Предлагаются следующие материалы для КИМов ЕГЭ по литературе:
Задания к стихотворению А.С.Пушкина «Туча».
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождём.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля осветилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки лревес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
В8. Как называется разновидность лирики, к которой относится это стихотворение?
В9. Как называется вид рифмовки, который использует А.С.Пушкин в стихотворении?
В10. Как называется приём «очеловечивания» явлений природного мира, к которому прибегает А.С.Пушкин, рисуя образ «последней тучи рассеянной бури»?
В11. Из приведённых ниже терминов выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.
1) эпитет
2) метафора
3) антитеза
4) ирония
5) анафора
Впишите соответствующие номера в таблицу и перенесите в бланк ответов.
В12.Определите размер, которым написано стихотворение «Туча».
С3. Каков философский смысл стихотворения А.С.Пушкина «Тучи»?
С4. Кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?
Анализ текста Владимира Солоухина Камешки на ладони
«Слово о полку Игореве»
В1. Как называется жанр древнерусской литературы, в котором описано событие, изображённое в «Слове о полку Игореве»?
В2. О какой легендарной русской реке идёт речь в «Слове…» - «испить воды шеломами из ?» - и в стихах Блока «На поле Куликовом» - «река раскинулась…»?
В3. Установите соответствие между основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте и их родом занятий. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию из второго столбика.
Игорь половецкий воин
Боян Новгородсеверский князь
Сергий Радонежский монах
Кончак поэт – гусляр
В4. Кого определяет в авторы «Слова…» В.Солоухин в данном тексте?
В5. Как называется изобразительное средство, которое используется автор: «вспыхнул ослепительной вспышкой талант»?
В6. Укажите название средства выразительности, которое является одним из основных художественных приёмов в «Слове..» (рыщет серым волком, летает сизым орлом «под облакы»)?
В7. Какой приём, усиливающий эмоциональное звучание текста, использует Солоухин в данном тексте: «я постоянно живу с образами, навеянными им ( «Словом…»), - с образом Ярославны на городской стене, с образом заречных далей, видимых с городской стены, с образом острошлемой дружины, с образом холмов, за которыми осталась Русь…»?
С1. Сформулируйте главную идею фрагмента и прокомментируйте слова Солоухина: «С тех пор как я понял, что передо мной подлинная поэзия, отпала необходимость сомневаться в подлинности произведения».
С2. В.Солоухин пишет о «могучем поэтическом таланте» Автора «Слова о полку Игореве». В каких произведениях русской литературы затрагивается тема поэтического таланта?
С5. Каково влияние «Слова о полку Игореве» на современную русскую литературу?
Вариант КИМа по рассказу М.А.Шолохова Судьба человека:
А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий – пожалуйте в эшелон. Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери – Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом. Ну, у дочерей – не без того, посверкивали слезинки. Анатолий только плечами передёргивал, как от холода, ему к тому времени уже семнадцатый шёл, Ирина моя… Такой я её за все семнадцать лет нашей совместной жизни ни разу не видал. Ночью у меня на плече и на груди рубаха от её слёз не просыхала, и утром такая же история… Пришли на вокзал, а я на неё от жалости глядеть не могу: губы от слёз распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека. Командиры объявляют посадку, а она упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево… И детишки её уговаривают, и я, - ничего не помогает!
Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может. Я и говорю ей: «Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощание». Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой…Андрюша…не увидимся мы с тобой больше… на этом… свете…»
Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами. Должна бы понимать, что мне тоже нелегко с ними расставаться, не к тёще на блины собрался. Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идёт мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: «Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени хоронишь?!» Ну, опять обнял её, вижу, что она не в себе…
(М. А. Шолохов. Судьба человека)
В1. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
В2. Укажите фамилию главного героя этого произведения.
В3. Как в литературоведении называется речь одного героя?
В4. Установите соответствие между художественными приёмами, использованными в данном фрагменте, и их названиями (терминами). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЁМ | ТЕРМИН |
А) «…губы от слёз распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека…» Б) «Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой… Андрюша…не увидимся мы с тобой…больше…на этом…свете…» В) «Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может» | 1) речевая характеристика 2) портрет 3) авторская характеристика 4) внутренний монолог |
В5. Установите соответствие между изобразительными средствами и примерами из текста. В каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА | ПРИМЕРЫ |
А) эпитет Б) сравнение В) метафора | 1) «…вся дрожит, будто подрубленное лерево.» 2) «Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами.» 3) « Должна бы понимать, что мне тоже нелегко с ними расставаться, не к тёще на блины еду». 4) « Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня была дурачья…» |
В6. Как называются устойчивые сочетания, характерные для речи героя, например «вижу, что она не в себе?
В7. «Какой приём, усиливающий эмоциональное звучание текста, использует Шолохов: «…а она упала ко мне на грудь, руки на мне сцепила и вся дрожит…, «а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может»?
С1. Сформулируйте главную тему фрагмента. Какова роль этого эпизода в раскрытии характеров героев?
С2. Почему Шолохов сосредоточил внимание на «негероическом» поступке персонажа, и в каких произведениях русской литературы описывается сцена прощания? Укажите сходство и различие.
С5. В чём смысл названия рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.
Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...
"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.
Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....
Сборник материалов НТИ по материалам периодической печати. «Меры по охране окружающей среды»
Картотека составлена по материалам научно-технической информации в периодической печати за период 1979 – 2008 г.г....
Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»
Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...
Материалы для повышения интереса к учебному материалу
Занимательные факты по темам уроков английского языка в средней школе...
Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.
Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе (по материалам сайта ФИПИ)
Контрольно измерительные материалы для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку подготовлена Ффедеральным государственным бютжетным научным учреждением "ФИПИ&q...