Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа включает календарно-тематическое планирование, составлена по учебнику Г.С.Меркина и соответствует ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Литература 7 класс | 210 КБ |
Календарно-тематическое планирование. Литература 7 класс | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Куропатинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на МО учителей гуманитарного цикла протокол №________ от________________ Руководитель МО: __________Е.В.Палёная | «Согласовано» зам. директора по УВР: ____________ ____________ Н.А.Громова | «Утверждено» на ПС №________ от ______________ | «Утверждено» приказом №____ от_______________ Директор школы: М.П.Савосько |
Рабочая программа
по литературе для 7-го класса
основное общее образование
2017 – 2018 учебный год
Составлена
Палёной Еленой Валерьевной,
учителем русского языка и литературы
Куропатино
2017
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе
- Закона «Об образовании в РФ» ФЗ-273 от 29.31.2012 г.
- Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов»
- Приказа Минобрнауки Амурской области №1439 от 15.09.2010 г.
- Устава МОУ Куропатинской СОШ от 10.07.2017 г.
- Основной образовательной программы ОУ уровня основного общего образования
- Учебного плана школы на 2017 – 2018 учебный год
- Положения о рабочей программе по предмету ОУ. Приказ № 58/2 от 28.03.2016 г.
- Авторской программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования РФ / Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
- Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы.
Авторская программа основного общего образования по литературе для 5-9 классов Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева соответствует уровню детей 7-го класса и единой линии преподавания предмета, а также сможет обеспечить качество подготовки учащихся в соответствии с ФГОС.
- Цели изучения курса:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
- Место предмета в Учебном плане школы:
Для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования Учебный план МОУ Куропатинской СОШ в 7 классе предусматривает 70 учебных часов, из расчета – 2 учебных часа в неделю.
- Формы организации образовательного процесса.
В образовательном учреждении используется очная форма классно-урочной системы обучения.
Типы уроков:
- Комбинированный урок
- Урок получения новых знаний
- Урок обобщения и коррекции знаний
- Контрольный урок
- Урок - семинар
- Урок - деловая игра
- Урок - концерт
- Урок - практическая работа
- Технологии обучения
В целях обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность) преподавание организуется на основе использования возможностей современных развивающих технологий:
- технология сотрудничества;
- проектная технология;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология продуктивного чтения
- здоровьесберегающая технология
- Виды и формы контроля:
Виды контроля:
- поурочный контроль
- потемный контроль;
– итоговые контрольные работы;
– письменные и устные экзамены;
– тестирования;
– защита индивидуального/группового проекта;
Формы контроля:
- письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;
- устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;
- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
- Обоснование внесённых изменений
В программу внесены изменения в связи с индивидуальной проектной деятельностью класса. Сокращены часы на изучение разделов: «Из Литературы XIX века» - 1 час, «Из литературы XX века» - 1час, «Из зарубежной литературы» - 2 часа.
- Содержание учебного предмета
В в е д е н и е – 1час.
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Теория литературы: литературные роды.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование представлений о познании как гуманистической ценности, роли книги как духовного завещания, способа познания прошлого, осмысления настоящего и будущего.
Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни.
Предметные: Уметь составлять конспект статьи учебника.
Из устного народного творчества – 4 часа
Былины, их жанровые особенности. «Святогор и Микула Селянинович». Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Образ Ильи Муромца. Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием); песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Планируемые результаты:
Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; формирование представлений о совершенстве как гуманистической ценности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности, единстве трагического и комического, высоких чувств (патриотизм, почтение к богам) и житейского, прозаического.
Метапредметные: умение пользоваться разными видами чтения; уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные: Выразительно читать текст былины. Определять жанровые и родовые особенности эпоса, знать, что такое тематика, конфликт, идея былины. Сопоставлять былину и волшебную сказку, былину и предание, былину и миф; формулировать микровыводы. Сопоставлять образы былинных персонажей в литературе и живописи. Проводить самостоятельное исследование эпизода былины. Определять и характеризовать жанры народной песни. Выразительно читать народные песни. Сопоставлять песенные жанры с сюжетами живописных произведений.
И з д р е в н е р у с с к о й л и т е р а т у р ы – 3 ч. (ПР – 1).
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность. Проект. Организационное занятие.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Планируемые результаты:
Личностные- формирование представлений о социальных ценностях гуманизма, о проблеме народа и государства; семейных ценностях.
Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; понимание литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
Предметные: Характеризовать тематику и жанровые особенности произведений древнерусской литературы. Определять их идею. Готовить краткий пересказ фрагмента произведения, составлять таблицу и заполнять её; определять структурные и образно-выразительные признаки произведений древнерусской литературы. Уметь планировать самостоятельную деятельность по разработке идеи проекта.
Из литературы XVIII века - 6 часов
М.В. ЛОМОНОСОВ
М. В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. Теория о трех штилях. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны,1747 года».
Теория литературы: ода; тема и мотив.
Планируемые результаты:
Предметные: Характеризовать основные признаки классицизма и его жанровую систему; определять тематику произведений классицизма. Выразительно читать оду. Характеризовать основные структурно-образные элементы оды.
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Планируемые результаты:
Предметные: Выразительно читать стихотворение, определять его тему и художественную идею; анализировать ИВС.
Д.И. ФОНВИЗИН
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Планируемые результаты:
Предметные: Определять тему и мотивы комедии; характеризовать образы комедии; выразительно читать по ролям. Находить черты классицизма в комедии. Характеризовать систему ИВС комедии.
Личностные: формирование представлений о познании как гуманистической ценности; осмысление языка оды как одного из источников русского литературного языка.
Метапредметные: умение работать в группах, задавать вопросы классу и отвечать на вопрос; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своѐ мнение.
И з л и т е р а т у р ы X I X в е к а - 26 ч. (ПР-2, КР-1, РР-2)
А.С. ПУШКИН
Краткий рассказ о писателе. Тема дружбы, долга и свободы в стихотворениях «Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». Любовь к природе, уважение к предкам в стихотворениях «Два чувства дивно близких нам…», «Туча». Тема власти и жесткости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге». Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.
Планируемые результаты:
Предметные: Определять лексическое значение непонятных слов и словосочетаний; определять тему и художественную идею стихотворений; анализировать художественно-поэтический строй стихотворений. Проводить исследовательскую работу с текстом; определять тему и художественную идею стихотворения; анализировать художественно-поэтический строй стихотворения. Определять тему и художественную идею поэтического текста; выделять и характеризовать ключевые слова.
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ
Краткий рассказ о писателе. Стихотворения «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Иван Грозный в «Песне…». Жизнь Москвы. РР. Сочинение по «Песни про царя Ивана Васильевича…».
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
Планируемые результаты:
Предметные: Выразительно читать и анализировать поэтический текст; составлять развёрнутый письменный ответ на вопрос. Определять художественную идею и конфликт «Песни…». Сопоставлять произведения разных видов искусства с близким сюжетом. Характеризовать систему ИВС. Писать рецензию на эпизод.
Н.В. ГОГОЛЬ
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. РР. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Шинель». Проект. Защита.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.
Планируемые результаты:
Предметные: Выполнять различные виды пересказа; подбирать цитаты для характеристики персонажа; характеризовать сюжет произведения. Уметь грамотно и интересно представить собственный проект. Отвечать на вопросы аудитории.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).
Планируемые результаты:
Предметные: Определять лексическое значение слова; проводить исследовательскую работу с текстом; выразительно читать прозаический текст; характеризовать роль рассказчика в тексте, сюжет произведения. Формулировать художественную идею очерков и стихотворения в прозе.
Н.А. НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Планируемые результаты:
Предметные: Выразительно читать по ролям; составлять цитатный план и использовать его при ответе на вопрос; проводить исследовательскую работу с текстом; формулировать выводы о художественной идее произведения.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. «Дикий помещик» Особенности сказки.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Планируемые результаты:
Предметные: Выявлять элементы сатиры в тексте сказки; характеризовать роль гиперболы, аллегории и сарказма в сказке; определять мораль и её роль в сказке; анализировать сказку, определять её идею.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. Проект. Организационное занятие.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Планируемые результаты:
Предметные: Характеризовать образ писателя по фотографии; составлять цитатный план и использовать его для развёрнутого ответа; представлять устное сочинение-рассуждение. Обоснованно выбирать тему проекта и планировать работу над ним.
Н.С. ЛЕСКОВ
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Планируемые результаты:
Предметные: Определять особенности жанра сказа; характеризовать образы произведения через детали; выявлять языковые особенности сказа; характеризовать особенности речи персонажей; определять гуманистическую идею сказа.
А.А. ФЕТ
Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Планируемые результаты:
Предметные: Выразительно читать стихотворения о природе; характеризовать образ поэта по его портрету и лирическим произведениям; анализировать ИВС стихотворений; выявлять художественную идею лирического произведения о природе.
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Планируемые результаты:
Предметные: Анализировать образную систему рассказов; характеризовать сатирический образ-персонаж; сопоставлять сатирические образы разных рассказов писателя.
Произведения русских поэтов XIX века о России: Н.М.Языков, И.С.Никитин, А.Н.Майков, А.К.Толстой.
Итоговый урок по изученному за полугодие
Планируемые результаты:
Предметные: Выразительно читать стихотворения, посвящённые родине; выявлять идею произведения; проводить исследовательскую работу с текстом; характеризовать ИВС. Реализовать усвоенные знания по изученным разделам.
Планируемые результаты:
Личностные: совершенствование духовно-нравственные качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
и формулировать для себя задачи в учѐбе; развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста;
И з л и т е р а т у р ы XX в е к а - 23 ч. (ПР – 1, КР – 1, РР - 1)
М. ГОРЬКИЙ
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.
Планируемые результаты:
Предметные: Осуществлять художественный пересказ текста; составлять план и готовить по нему сообщение; проводить анализ эпизода. Характеризовать образную систему и ИВС «Легенды о Данко».
И.А. БУНИН
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.
Планируемые результаты:
Предметные: Определять темы и мотивы лирического стихотворения; проводить лексический анализ лирического текста; выявлять художественную идею произведения. Характеризовать многоплановость мотива «дом» в рассказе; проводить комплексный анализ рассказа.
А.И. КУПРИН
А.И. Куприн. Рассказы «Чудесный доктор», «Alez!».
Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.
Планируемые результаты:
Предметные: Определять ведущий мотив рассказа; характеризовать тематику произведения; составлять цитатный план произведения. Проводить анализ прозаического текста.
А.Грин. «Алые паруса». Романтические традиции в повести.
Планируемые результаты:
Предметные: Характеризовать образы героев повести; выявлять и формулировать тему произведения; определять идею произведения.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).
Планируемые результаты:
Предметные: Интонировать и выразительно читать стихотворение; выявлять специфику текста; находить тропы и фигуры и характеризовать их роль; определять художественную идею стихотворения; характеризовать особенности стиха В.Маяковского.
С.А. ЕСЕНИН
Рассказ о поэте. Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Я покинул родимый дом», «Отговорила роща золотая».. Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Планируемые результаты:
Предметные: Характеризовать личность и образ Есенина при знакомстве с его портретами, фотографиями и стихотворениями; выразительно читать стихотворения Есенина; находить тропы и фигуры в тексте стихотворения и определять их роль.
И.С. ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.
Планируемые результаты:
Предметные: Определять лексическое значение слова разными способами; готовить сообщение о писателе; составлять устный отзыв о прочитанном.
М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи,градация.
Планируемые результаты:
Предметные: Составлять план статьи учебника и использовать его при ответе; выразительно читать фрагменты текста.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении. РР. Изложение с элементами рассуждения.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Планируемые результаты:
Предметные: Определять лексическое значение слова по контексту или словарю; выразительно читать текст; составлять тезисный план статьи учебника; формулировать художественную идею произведения; характеризовать ИВС.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).
Планируемые результаты:
Предметные: Выразительно читать стихотворение; характеризовать выразительные средства стихотворения; составлять словарь лексики стихотворения и анализировать его; выявлять и формулировать художественную идею произведения.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Планируемые результаты:
Предметные: Интонировать и выразительно читать лирические стихотворения А.Т. Твардовского. Проводить анализ стихотворений. Готовить сообщение об истории написания поэмы; выразительно читать главы из поэмы; выявлять и характеризовать различные стилевые пласты в лексике поэмы; определять мотивы поэмы; характеризовать образ главного героя; определять художественную идею поэмы.
Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны. Стихотворения Б.А. Богаткова, М.Джалиля, В.Н.Лобода, Н.П.Майорова.
Планируемые результаты:
Предметные: Выразительно читать стихотворения; готовить сообщение о жизни и судьбе поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны.
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ
Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Планируемые результаты:
Предметные: Готовить сообщение о жизни писателя. Выявлять конфликт в рассказе «Экспонат №….». Участвовать в дискуссии «Оправдывает ли благородная цель любые средства?»
В.М. ШУКШИН
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Чудик». Внутренняя простота и нравственная высота героя.
Теория литературы: способы создания характера.
Планируемые результаты:
Предметные: Выразительно читать фрагменты книги В.Коробова и фрагмент «Слова о малой родине» В.М.Шукшина. характеризовать своеобразие персонажей рассказа «Чудик».
Русские поэты XX века о России
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»
М.И.Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»
Я.В. Смеляков. «История».
А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...»
А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»
А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».
А.Д.Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Планируемые результаты:
Предметные: Выразительно читать и анализировать одно стихотворение (по выбору). Формулировать общий вывод по теме урока.
Итоговый урок по изученному за год. Контрольная работа № 2.
Планируемые результаты:
Предметные: Реализовать знаний по изученным темам
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качествах личности, воспитание любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; формирование представлений об эстетических ценностях гуманизма; красота как все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение; образ оленя как символ жизненной энергии, солнечного света, божественного дара, стремительности, грации;
Метапредметные: понимание литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; владение устной речью; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное;
И з з а р у б е ж н о й л и т е р а т у р ы - 7 часов
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Планируемые результаты:
Предметные: Готовить сообщение об У.Шекспире. Выразительно читать наизусть один сонет Шекспира; характеризовать сонет как устойчивую поэтическую форму.
Мацуо Басё. Японские хокку. Своеобразие жанра японской поэзии.
Теория литературы: теза, антитеза.
Планируемые результаты:
Предметные: Подбирать материал о поэте; работать со статьёй учебника; выразительно читать хокку.
Р. БЁРНС
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.
Планируемые результаты:
Предметные: Готовить сообщение о биографии Р. Бёрнса. Выразительно читать стихотворение Бёрнса «Возвращение солдата»; характеризовать балладные элементы.
Р.Л. СТИВЕНСОН
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
Планируемые результаты:
Предметные: Читать и художественно пересказывать главы произведения приключенческого жанра; комментировать эпизоды романа.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Краткие сведения о писателе. «Планета людей»
Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.
Планируемые результаты:
Предметные: Выразительно читать лирическую прозу; художественно пересказывать фрагменты текста.
Р.БРЭДБЕРИ
Рассказ «Всё лето и один день».
Планируемые результаты:
Предметные: Готовить сообщение о жизни писателя; выявлять фантастическое и реальное в сюжете. Выразительно читать эпизоды с элементами фантастики. Определять проблематику и идею произведения.
Я. КУПАЛА. Стихотворения «Мужик», «А кто там идёт?», «Алеся».
Планируемые результаты:
Предметные: Выразительно читать произведения гражданской лирики; формулировать художественную идею стихотворения.
Личностные: формирование представлений о труде как гуманистической ценности; творческий труд и созидание; умение формулировать собственное отношения к произведениям зарубежной литературы, их оценку;
Метапредметные: формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; формировать уметь слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, уметь корректировать свою точку зрения;
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Из Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок). Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок). А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения — по выбору. М.Ю. Лермонтов. «Родина».
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).
А.А. Фет. Стихотворение — по выбору.
Ф.И.Тютчев. Стихотворение — по выбору.
С.А. Есенин. Стихотворение — по выбору. Из стихов о России поэтов XIX века. 1—2 стихотворения — по выбору.
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»
А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»
У. Ш е к с п и р. Один сонет — по выбору.
Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».
Из древнерусской литературы «Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».
Из литературы XVIII века
Г.Р.Державин. «Признание».
Из литературы XIX века
А.С. Пушкин. «19 октября» ( «Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827г» («Бог помочь вам, друзья мои...»).
М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия».
И.С. Тургенев. «Первая любовь».
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь», «Коняга».
А.П. Чехов. «Смерть чиновника». В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепоймузыкант».
Из литературы XX века М. Г о р ь к и й. «В людях». И.А. Бунин. «Цифры».
В.В. Маяковский. «Адище города».
Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Аеры».
В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров».
А.Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины...», «Дом у дороги».
В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».
К. Б у л ы ч е в. «Белое платье Золушки».
В.М. Шукшин. «Забуксовал».
Ф.А. Искандер. «Петух».
Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Содержание раздела | Кол-во часов всего | Теоретическая часть | Проект ная деятель- ность | Практическая часть | |
Контрольные работы | Работы по развитию речи | |||||
1 | Введение | 1 | 1 | - | - | - |
2 | Из устного народного творчества | 4 | 4 | - | - | - |
3 | Из древнерусской литературы | 3 | 2 | 1 | - | - |
Из литературы XVIII века – 6 часов | ||||||
4 | М.В.Ломоносов | 2 | 2 | - | - | - |
7 | Г.Р.Державин | 1 | 1 | - | - | - |
8 | Д.И.Фонвизин | 3 | 3 | - | - | - |
Из литературы XIX века - 26 часов (ПР-2, КР-1, РР-2) | ||||||
10 | А.С.Пушкин | 4 | 4 | - | - | - |
11 | М.Ю.Лермонтов | 3 | 2 | - | - | 1 |
12 | Н.В.Гоголь | 4 | 2 | 1 | - | 1 |
13 | И.С.Тургенев | 2 | 2 | - | - | - |
14 | Н.А.Некрасов | 2 | 2 | - | - | - |
15 | М.Е.Салтыков-Щедрин | 2 | 2 | - | - | - |
16 | Л.Н.Толстой | 3 | 2 | 1 | - | - |
17 | Н.С.Лесков | 2 | 2 | - | - | - |
18 | А.А.Фет | 1 | 1 | - | - | - |
19 | А.П.Чехов | 1 | 1 | - | - | - |
20 | Произведения русских поэтов XIX века о России | 2 | 1 | - | 1 | - |
Из литературы XX века – 23 часов (ПР – 1, КР – 1, РР - 1) | ||||||
21 | М.Горький | 2 | 2 | - | - | - |
22 | И.А.Бунин | 2 | 2 | - | - | - |
23 | А.И.Куприн | 2 | 2 | - | - | - |
24 | А.Грин. | 1 | 1 | - | - | - |
25 | В.В.Маяковский | 1 | 1 | - | - | - |
26 | С.А.Есенин | 1 | 1 | - | - | - |
27 | И.С.Шмелёв | 1 | 1 | - | - | - |
28 | М.М.Пришвин | 2 | 1 | 1 | - | - |
29 | К.Г.Паустовский | 2 | 1 | - | - | 1 |
30 | Н.А.Заболоцкий | 1 | 1 | - | - | - |
31 | А.Т.Твардовский | 2 | 2 | - | - | - |
32 | Поэзия войны | 1 | 1 | - | - | - |
33 | Б.Л.Васильев | 2 | 2 | - | - | - |
34 | В.М.Шукшин | 1 | 1 | - | - | - |
35 | Русские поэты XX века о России | 2 | 1 | - | 1 | - |
Из зарубежной литературы – 7 часов | ||||||
36 | У.Шекспир. Сонеты | 1 | 1 | - | - | - |
37 | Японские хокку | 1 | 1 | - | - | - |
38 | Р.Бёрнс. | 1 | 1 | - | - | - |
39 | Р.Л.Стивенсон | 1 | 1 | - | - | - |
40 | А. де С. Экзюпери | 1 | 1 | - | - | - |
41 | Р.Брэдбери. | 1 | 1 | - | - | - |
42 | Я. Купала. | 1 | 1 | - | - | - |
Итого: | 70 | 61 | 4 | 2 | 3 |
- Использование резерва учебного времени:
Часы резервного времени, предусмотренные тематическим планированием будут использованы в течение учебного года при возникновении проблемных ситуаций либо в конце учебного года для повторения изученного материала.
- Система оценки планируемых результатов
Настоящая программа предполагает бальную систему оценки планируемых результатов: отлично/хорошо/удовлетворительно/неудовлетворительно. Для оценки индивидуальных достижений, обучающихся используется портфолио.
Методы оценивания | Источники информации | Инструменты оценивания |
Наблюдение (сбор информации, фиксация, систематизация, хранение) Оценивание процесса выполнения (критериальная оценка) Открытый ответ (письменный ответ, используемый для дифференцированной оценки) Выбор ответа или краткий свободный ответ (тест или критериальный устный опрос) Портфолио (интегральная оценка, характеризующая изменение индивидуальной успешности) Метод, основанный на вопросах самоанализа (ситуации самоконтроля и самоанализа) | Работы учащихся (домашние задания, мини-проекты, дневники, сочинения) Деятельность детей (индивидуальная и совместная) Статистические данные (показатели, данные мониторинга) Результаты тестирования (устные ответы, письменные работы) | Критериальные описания (наборы критериев, правила оценки) Памятки (перечень информации для правильно выполненной работы) Эталоны (образцы детских работ, с которыми сравниваются оцениваемые работы, варианты правильных ответов) |
- Планируемые результаты изучения курса 7 класса
– умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
– выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
– осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
– умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
– умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
– умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
– умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
– умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
– умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
– умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
– умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
– умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях;
- знание изученных текстов;
- умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог).
- Литература:
- Программа курса «Литература». 5 – 9 классы общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС . Инновационная школа)
- Учебник «Литература. 7 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.
- Планирование и материалы к курсу «Литература 7 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: «Русское слово», 2008.
- Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
- Рабочая программа к учебникам Г.С.Меркина «Литература . 7 класс»/ авт.-сост. Ф.Е.Соловьева. - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа)
- Соловьѐва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 7 класс: В 2 ч. - М.:: ООО «Русское слово - учебник», 2013.
- Соловьева Ф.Е Тематическое планирование к учебнику "Литература. 7 класс" (авт.-сост. Г.С. Меркин)/под ред. Г.С. Меркина. - М.:ООО "ТИД "Русское слово" РС",2010 г.
- Соловьева Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие/Ф.Е.Соловьѐва/ под ред. Г.С. Меркина. – 2 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7-м классе
№ урока | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деят-ти | Практическая часть | Вид контроля | Предметные результаты | Домашнее задание | ||
План | Факт | ||||||||
ВВЕДЕНИЕ – 1 ч. | |||||||||
1 | Введение. Лирические жанры (эпос, лирика, драма) | Работа с учебником, конспект статьи, беседа | Конспект статьи учебника | Уметь составлять конспект статьи учебника. | Стр.3-7 читать | ||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 4 ч. | |||||||||
2 | Былины, их жанровые особенности. «Святогор и Микула Селянинович». | Комментированное чтение, составление таблицы. | Устные выступления | Выразительно читать текст былины. Определять жанровые и родовые особенности эпоса, знать, что такое тематика, конфликт, идея былины. Сопоставлять былину и волшебную сказку, былину и предание, былину и миф; формулировать микровыводы. | Стр.8-17 – вопросы и задания | ||||
3 | Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Образ Ильи Муромца. | Анализ былины, творческая работа | Устные выступления | Выразительно читать текст былины. Сопоставлять образы былинных персонажей в литературе и живописи. Проводить самостоятельное исследование эпизода былины. | Стр.18-28 – чтение и анализ, вопросы | ||||
4 | Русская народная песня. Обрядовая поэзия | Переработка статьи учебника | Устные выступления | Определять и характеризовать жанры народной песни | |||||
5 | Лирически лиро-эпические песни. | Анализ песенного жанра в фольклоре | Устные выступления | Выразительно читать народные песни. Сопоставлять песенные жанры с сюжетами живописных произведений | Стр.29-38 продуктивное чтение | ||||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 3 ч. (ПР – 1) | |||||||||
6 | «Повесть временных лет», её значение. | Переработка нового материала | Устные выступления | Характеризовать тематику и жанровые особенности произведений древнерусской литературы. Определять их идею. | Стр.43-51 - чтение и анализ, вопросы | ||||
7 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть о вечной любви и дружбе. | Чтение повести, составление таблицы | Устные выступления | Готовить краткий пересказ фрагмента произведения, составлять таблицу и заполнять её; определять структурные и образно-выразительные признаки произведений древнерусской литературы. | Стр.39-42 - чтение и анализ, вопросы | ||||
8 | Проект. Организационное занятие. | Выбор темы проекта. Планирование работы над проектом. | Консультирование учащихся | Уметь планировать самостоятельную деятельность по разработке идеи проекта. | Работа над содержанием и оформлением проекта | ||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА – 6 ч. | |||||||||
9 | М. В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. Теория о трех штилях. | Работа с учебником | Представление Конспектов. Устное выступление | Характеризовать основные признаки классицизма и его жанровую систему; определять тематику произведений классицизма. | Стр.52-57- вопросы и задания, 60-68 - чтение и анализ | ||||
10 | «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны,1747 года» | Беседа по вопросам. Работа с текстом басни | Устные выступления | Выразительно читать оду. Характеризовать основные структурно-образные элементы оды. | Устный журнал, посвящённый Ломоносову (страничка) | ||||
11 | Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя и его поэзией. Стихотворение «Властителям и судиям». | Просмотр в\ф, беседа. Анализ стихотворения. | Представление конспектов | Выразительно читать стихотворение, определять его тему и художественную идею; анализировать ИВС. | Стр.69-78 -чтение и анализ, вопросы | ||||
12-13-14 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль» Своеобразие, основной конфликт пьесы и её проблематика, образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья | Работа по учебнику, аналитическая и исследовательская работа с текстом комедии | Выразительное чтение по ролям | Определять тему и мотивы комедии; характеризовать образы комедии; выразительно читать по ролям. Находить черты классицизма в комедии. Характеризовать систему ИВС комедии. | Чтение по ролям, анализ текста | ||||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 26 ч. (ПР-2, КР-1, РР-2) | |||||||||
15 | А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Тема дружбы, долга и свободы в стихотворениях «Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» | Переработка поэтического текста | Выразительное Чтение, анализ стихотворений | Определять лексическое значение непонятных слов и словосочетаний; определять тему и художественную идею стихотворений; анализировать художественно-поэтический строй стихотворений | Стр.183-189 чтение и анализ, вопросы | ||||
16 | Любовь к природе, уважение к предкам в стихотворениях «Два чувства дивно близких нам…», «Туча». Тема власти и жесткости, зла: «Анчар» | Работа с учебником, с текстами стихотворений; словарная работа, беседа | Устные выступления Чтение, анализ стихотворений. | Определять лексическое значение непонятных слов и словосочетаний; определять тему и художественную идею стихотворений; анализировать художественно-поэтический строй стихотворений | Стр.193-199 чтение и анализ, вопросы | ||||
17 | «Песнь о вещем Олеге» | Работа с текстом «Песни…» | Сочинение | Устные выступления | Проводить исследовательскую работу с текстом; определять тему и художественную идею стихотворения; анализировать художественно-поэтический строй стихотворения. | Стр.199-203 - чтение | |||
18 | Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы | Работа с текстом поэмы | Работа в группах, устные выступления | Определять тему и художественную идею поэтического текста; выделять и характеризовать ключевые слова | Читать текст поэмы, отвечать на вопросы | ||||
19 | М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе. Стихотворения «Три пальмы», «Родина» | Работа с текстом, комментированное чтение | Устные выступления | Выразительно читать и анализировать поэтический текст; составлять развёрнутый письменный ответ на вопрос. | Стр.205-208 чтение и анализ, вопросы | ||||
20 | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Иван Грозный в «Песне…». Жизнь Москвы. | Анализ произведения, работа со словом, литературоведческий анализ | Устные выступления | Определять художественную идею и конфликт «Песни…». Сопоставлять произведения разных видов искусства с близким сюжетом. Характеризовать систему ИВС. | Стр.209-221, 221-225 – вопросы и задания. Выбор эпизода для рецензии | ||||
21 | РР. Сочинение по «Песни про царя Ивана Васильевича…» | РР. Сочинение-рецензия на выбранный эпизод «Песни…» | Писать рецензию на эпизод | ||||||
22-23 | Н.В.Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека» в повести «Шинель». | Комментированное чтение, словарная работа | Устные выступления, пересказ содержания текста | Выполнять различные виды пересказа; подбирать цитаты для характеристики персонажа; характеризовать сюжет произведения. | Анализ повести по вопросам стр.264-265. Рабочие материалы к сочинению. | ||||
24 | РР. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Шинель» | РР. Сочинение | Конструиро вание собственных текстов | Стр.274-295 читать | |||||
25 | Проект. Защита. | Представление собственных проектов. | Устные выступления, ответы на вопросы аудитории | Уметь грамотно и интересно представить собственный проект. Отвечать на вопросы аудитории | |||||
26-27 | И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя. Общая характеристика книги «Записки охотника». Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы». Стихотворение в прозе «Нищий». | Работа с текстами произведений. Переработка художественного текста | Устные выступления | Определять лексическое значение слова; проводить исследовательскую работу с текстом; выразительно читать прозаический текст; характеризовать роль рассказчика в тексте, сюжет произведения. Формулировать художественную идею очерков и стихотворения в прозе. | Анализ рассказа по вопросам | ||||
28-29 | Н.А.Некрасов. Краткие сведения о жизни поэта. Стихотворения «Вчерашний день часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая». | Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Выразительное чтение | Выразительно читать по ролям; составлять цитатный план и использовать его при ответе на вопрос; проводить исследовательскую работу с текстом; формулировать выводы о художественной идее произведения. | Стр.299-302, 311-317 – чтение и вопросы | ||||
30-31 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. «Дикий помещик» Особенности сказки. | Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Устные выступления | Выявлять элементы сатиры в тексте сказки; характеризовать роль гиперболы, аллегории и сарказма в сказке; определять мораль и её роль в сказке; анализировать сказку, определять её идею. | Стр.323-330 – чтение и анализ по вопросам | ||||
32-33 | Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». «Севастополь в декабре месяце» | Словарная работа, комментированное чтение, беседа. | Устные выступления | Характеризовать образ писателя по фотографии; составлять цитатный план и использовать его для развёрнутого ответа; представлять устное сочинение-рассуждение | Стр.336-355 чтение и анализ по вопросам. Устное сочинение-рассуждение. | ||||
34 | Проект. Организационное занятие. | Выбор темы проекта. Планирование работы над проектом. | Консультирование учащихся. | Обоснованно выбирать тему проекта и планировать работу над ним. | Работать над содержанием проекта | ||||
35-36 | Н.С.Лесков. Краткая биография писателя. «Лесков – писатель будущего». Сказ «Левша». | Работа с текстом, комментированное чтение | Письменный отзыв о прочитанном | Определять особенности жанра сказа; характеризовать образы произведения через детали; выявлять языковые особенности сказа; характеризовать особенности речи персонажей; определять гуманистическую идею сказа. | Стр.360-396 чтение и анализ по вопросам | ||||
37 | А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Я пришёл к тебе с приветом», «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой». | Чтение наизусть, словарная работа, устное рисование | Выразительное чтение | Выразительно читать стихотворения о природе; характеризовать образ поэта по его портрету и лирическим произведениям; анализировать ИВС стихотворений; выявлять художественную идею лирического произведения о природе. | Стр.423-425 чтение. Стихотворения наизусть на выбор. | ||||
38 | А.П.Чехов «Хамелеон» , «Смерть чиновника». | Аналитическое прочтение текста | Устные выступления. Выступления групп. | Анализировать образную систему рассказов; характеризовать сатирический образ-персонаж; сопоставлять сатирические образы разных рассказов писателя. | Стр.426-428 - анализ по вопросам | ||||
39 | Произведения русских поэтов XIX века о России: Н.М.Языков, И.С.Никитин, А.Н.Майков, А.К.Толстой. | Выразительное чтение и анализ стихотворений | Работа в группах | Выразительно читать стихотворения, посвящённые родине; выявлять идею произведения; проводить исследовательскую работу с текстом; характеризовать ИВС. | |||||
40 | Итоговый урок по изученному за полугодие | Контрольная работа № 1 | Реализовать усвоенные знания по изученным разделам | Стр.7-27 – чтение | |||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 23 ч. (ПР – 1, КР – 1, РР - 1) | |||||||||
41-42 | А. М. Горький. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Детство». «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль») | Комментированное чтение, беседа | Устные выступления, письменный отзыв о прочитанном | Осуществлять художественный пересказ текста; составлять план и готовить по нему сообщение; проводить анализ эпизода. Характеризовать образную систему и ИВС «Легенды о Данко» | Стр.52-82 чтение и анализ по вопросам. Сочинение-анализ эпизода | ||||
43-44 | И.А.Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский теплый вечер». Рассказ «Кукушка». | Комментированное чтение, аналитическая беседа | Выразительное чтение | Определять темы и мотивы лирического стихотворения; проводить лексический анализ лирического текста; выявлять художественную идею произведения. Характеризовать многоплановость мотива «дом» в рассказе; проводить комплексный анализ рассказа. | Стр.7-27 –анализ по вопросам. Стр.31-39 - читать | ||||
45-46 | А.И. Куприн. Рассказы «Чудесный доктор», «Alez!». | Переработка художественного текста | Выразительное чтение | Определять ведущий мотив рассказа; характеризовать тематику произведения; составлять цитатный план произведения. Проводить анализ прозаического текста. | Стр.39-43 – вопросы и задания | ||||
47 | А.Грин. «Алые паруса». Романтические традиции в повести | Комментированное чтение, беседа | Устные выступления | Характеризовать образы героев повести; выявлять и формулировать тему произведения; определять идею произведения. | Стр.94-102 чтение и анализ по вопросам | ||||
48 | В. В. Маяковский. Рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Маяковским летом на даче». | Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой | Устные выступления | Интонировать и выразительно читать стихотворение; выявлять специфику текста; находить тропы и фигуры и характеризовать их роль; определять художественную идею стихотворения; характеризовать особенности стиха В.Маяковского. | Стр.112-114 – вопросы и задания | ||||
49 | С.А.Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Я покинул родимый дом», «Отговорила роща золотая» | Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой | Выразительное чтение. Работа в группах | Характеризовать личность и образ Есенина при знакомстве с его портретами, фотографиями и стихотворениями; выразительно читать стихотворения Есенина; находить тропы и фигуры в тексте стихотворения и определять их роль. | Стр.118-124 – наизусть, Устные выступления | ||||
50 | И.С.Шмелев. Рассказ «Русская песня». | Словарная работа, беседа по тексту, анализ произведения | Устные выступления | Определять лексическое значение слова разными способами; готовить сообщение о писателе; составлять устный отзыв о прочитанном. | Стр.131-141 - читать | ||||
51 | М.М.Пришвин. рассказ «Москва-река». | Работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа | Устные выступления | Составлять план статьи учебника и использовать его при ответе; выразительно читать фрагменты текста. | Стр.150-151 – вопросы и задания | ||||
52 | Проект. Защита. | Представление материалов проекта | Публичное выступление | Уметь грамотно представлять итоги своей работы над проектом. Отвечать на вопросы аудитории | |||||
53 | К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первая знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие», «Бескорыстие» - по выбору). | Комментированное чтение, работа с лексикой, творческая работа, беседа | Устные выступления | Определять лексическое значение слова по контексту или словарю; выразительно читать текст; составлять тезисный план статьи учебника; формулировать художественную идею произведения; характеризовать ИВС. | Дочитать, ответить на вопросы | ||||
54 | РР. Изложение с элементами рассуждения | РР. Изложение с элементами рассуждения по выбранной главе | Писать изложение с элементами рассуждения | ||||||
55 | Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться» | Чтение стихотворения, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа | Выразительное чтение | Выразительно читать стихотворение; характеризовать выразительные средства стихотворения; составлять словарь лексики стихотворения и анализировать его; выявлять и формулировать художественную идею произведения. | Наизусть | ||||
56 | А.Т.Твардовский. Стихотворения «Прощаемся мы с матерями», «На дне моей жизни». | Чтение стихотворения, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа | Выразительное чтение | Интонировать и выразительно читать лирические стихотворения А.Т. Твардовского. Проводить анализ стихотворений | Стр.173-195 Дочитать, ответить на вопросы | ||||
57 | «Василий Теркин»- поэма про бойца. | Работа с текстом поэмы. | Выразительное чтение и анализ поэмы | Готовить сообщение об истории написания поэмы; выразительно читать главы из поэмы; выявлять и характеризовать различные стилевые пласты в лексике поэмы; определять мотивы поэмы; характеризовать образ главного героя; определять художественную идею поэмы. | |||||
58 | Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны. Стихотворения Б.А. Богаткова, М.Джалиля, В.Н.Лобода, Н.П.Майорова. | Чтение стихотворения, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа | Выразительное чтение | Выразительно читать стихотворения; готовить сообщение о жизни и судьбе поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны. | Стр.197-200 – выразит. чтение | ||||
59-60 | Б.Л.Васильев «Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №…» | Работа с текстом, аналитическая беседа. | Анализ произведений; участие в дискуссии | Готовить сообщение о жизни писателя. Выявлять конфликт в рассказе «Экспонат №….». Участвовать в дискуссии «Оправдывает ли благородная цель любые средства?» | Стр.201-229 Дочитать, ответить на вопросы, подготовиться к дискуссии | ||||
61 | В.М.Шукшин. Слово о малой Родине. Художественное своеобразие рассказа «Чудик» | Работа с текстом, аналитическая беседа. | Письменный отзыв о прочитанном | Выразительно читать фрагменты книги В.Коробова и фрагмент «Слова о малой родине» В.М.Шукшина. характеризовать своеобразие персонажей рассказа «Чудик» | Стр.235-246. Дочитать, ответить на вопросы | ||||
62 | Русские поэты XX века о России | Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа | Выразительное чтение | Выразительно читать и анализировать одно стихотворение (по выбору). Формулировать общий вывод по теме урока. | Стр.253-263 – выраз. чтение и анализ стихотворений | ||||
63 | Итоговый урок по изученному за год | Контрольная работа № 2 | Реализовать знаний по изученным темам | ||||||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 7 ч. | |||||||||
64 | Сонеты У.Шекспира “Когда на суд безмолвных, тайных дум...”, “Прекрасное прекрасней во сто крат...”, “Уж если ты разлюбишь...” и др. | Чтение сонетов, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами | Выразительное чтение | Готовить сообщение об У.Шекспире. Выразительно читать наизусть один сонет Шекспира; характеризовать сонет как устойчивую поэтическую форму. | Стр.270 – вопросы и задания | ||||
65 | Мацуо Басё. Японские хокку. | Чтение хокку, анализ их философского содержания. | Творческая работа | Подбирать материал о поэте; работать со статьёй учебника; выразительно читать хокку. | Стр.283 вопросы и задания | ||||
66 | Р.Бёрнс. Стихотворения
| Выразительное чтение стихотворений анализ | Выразительное чтение | Готовить сообщение о биографии Р. Бёрнса. Выразительно читать стихотворение Бёрнса «Возвращение солдата»; характеризовать балладные элементы | Стр.291 вопросы и задания | ||||
67 | Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ» | Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа. | Творческая работа | Читать и художественно пересказывать главы произведения приключенческого жанра; комментировать эпизоды романа. | Дочитать, ответить на вопросы | ||||
68 | А.де Сент-Экзюпери. «Планета людей» | Словарная работа, комментированное чтение, пересказ от другого лица | Творческая работа | Выразительно читать лирическую прозу; художественно пересказывать фрагменты текста. | Дочитать, ответить на вопросы | ||||
69 | Р.Брэдбери. Рассказ «Всё лето и один день». | Выразительное чтение стихотворений анализ | Творческая работа | Готовить сообщение о жизни писателя; выявлять фантастическое и реальное в сюжете. Выразительно читать эпизоды с элементами фантастики. Определять проблематику и идею произведения. | |||||
70 | Я. Купала. Стихотворения «Мужик», «А кто там идёт?»,«Алеся». | Составление плана статьи учебника. Выразительное чтение стихотворений. | Выразительно читать произведения гражданской лирики; формулировать художественную идею ст-я. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....