Героизм и патриотизм в повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Тульская Анна Гарибальдиевна

Урок соответсвует требованиям ФГОС. Осуществляются метапредметные связи.

Презентацию к уроку можно скачать здесь: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/geroizm_i_patr...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока1016.81 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена проблеме патриотизма и героизма в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и направлена на гражданско-патриотическое развитие учащихся основной школы. Воспитание в школьниках любви к Родине и гордости за нее, верности своему делу, чувства единства и товарищества осуществляется на примере героев повести. Работа по такой серьезной теме становится понятной, интересной и увлекательной за счёт подбора разнообразных методик и приемов, таких как «Двухцветный светофор», «Гадаем по словарям», «Кластер», «Бланк заказа» и т.п.

Оглавление

Введение                                                                                                            4

Основная часть                                                                                                  6

Заключение                                                                                                       14

Список использованной литературы и источников                                     15

Приложение № 1                                                                                              16

Приложение № 2                        19

Введение

Сегодня качество образования определяется не только уровнем знаний, которые дети получают во время уроков, но и качеством их духовного-нравственного развития. Одним из важнейших векторов этой работы является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Закладывать такие основы, как любовь к Родине, гордость за свою страну и свой народ, уважение к достойным страницам прошлого, необходимо именно в школьном возрасте – самом благодатном для гражданско-патриотического воспитания. Если проводить подобную работу ежедневно, то школы будут выпускать поколение благородных, способных к подвигу и героизму людей, которых мы и называем «патриотами». В этом и состоит актуальность данной методической разработки.

Урок рассчитан на учащихся 7 классов.

Цели урока:

образовательные: 

- формировать навыки анализа текста литературного произведения;

- актуализировать знания о понятиях героизма и патриотизма;

- проконтролировать такие общеучебные навыки, умение работать со словарем, умение составлять схемы, обобщать;

развивающие: 

- развивать способности работать с текстом: находить нужный материал, сопоставлять и сравнивать, делать выводы;  

- формировать навыки к самостоятельной познавательной деятельности;

- оттачивать умение аргументировать свою позицию;

воспитывающие:

- воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

- содействовать воспитанию культуры общения;

- помочь осознать ценность совместной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Основная часть

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

К. Г. Паустовский

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Прием «Двуцветный светофор»

(слайд №1)

- Ребята, на нашем литературном светофоре всего два цвета: красный означает, что доступ к новой информации, которую вы можете получить на уроке, закрыт; зеленый - доступ открыт, и мы начинаем. Как вы думаете, что поможет нам изменить сигнал светофора с красного на зеленый? (Правильные ответы на вопросы)

- Верно, ведь без этих знаний нам с вами будет трудно двигаться дальше. Ответить на вопросы нам поможет просмотр фрагмента замечательной экранизации повести «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко. [9]

Просмотр фрагментов экранизации повести, режиссер – Владимир Бортко (00:35:37-00:41:47)

- Какой эпизод произведения в нем отражен? (Кошевой атаман решает идти на Польшу, чтобы отомстить за всё зло, причиненное врагами, и за посрамление православной веры)

- Каковы истоки конфликта между поляками и украинскими казаками? (Православное население Речи Посполитой отказывалось принимать унию (соглашение) и, как  следствие, верховенство Папы Римского и католической церкви. Поляки начали преследовать недовольных, и уже к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага) [2., С. 103]

- Какова идея произведения? (Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа) [2., С. 102]

C:\Users\Anna\Desktop\Безымянный.jpg

  1. Самоопределение к деятельности

Прием «Гадание на словарях»

- Молодцы, ребята, справились с вопросами, можно идти дальше! Но для этого нам нужно определить тему урока и поставить перед собой цели, т.е. немного заглянуть в будущее. А узнать то, что нас ждет, поможет «гадание» на словарях. На ваших партах лежат словари, я буду называть страницу и строку, а вы зачитывать определение того понятия, которое вам выпадет. По ним мы и попробуем определить тему урока.

Ученики читают определения, записывают его в тетрадь.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу [5., С. 247]

Героизм – 

  1. мужество, стойкость, самоотверженность, проявляемые в критической ситуации;
  2. способность к совершению подвига; высшее проявление патриотизма [5., С. 93]

C:\Users\Anna\Desktop\прол.jpg

- А теперь попробуйте определить тему и поставить перед собой цели на этот урок (Изображение патриотизма и героизма в повести «Тарас Бульба»)

Запись темы и эпиграфа в тетрадь.

C:\Users\Anna\Desktop\Безымянный.jpg

4. Работа по теме урока

- Николай Васильевич Гоголь в своем произведении прославляет казаков – смелых и мужественных воинов, настоящих патриотов. Сегодня наша главная цель – увидеть, в каких поступках проявляется патриотизм и героизм казаков – героев повести. Время, показанное в произведении, невероятно тяжелое: огнем и мечом пыталась шляхта подчинить и «ополячить» украинский народ. [2., С. 102] Но ведь не случайно говорят, что суровые времена рождают сильные характеры.

Давайте вспомним, за что сражались казаки.

Прием «Кластер»

за свободу                  за национальное                      за православную

                                        достоинство                                      веру

за свою культуру                за свои обычаи                  за свою семью

F:\DCIM\100D5100\DSC_1302.JPG

- Совершенно верно, именно из этого и складывалось для казаков понятие Родина.  Как вы считаете, это достойные цели? (Да, достойные, ради них нужно сражаться до конца)

Работа с текстом в группах

Прием «Бланк заказов»

- Ребята, чтобы достичь цели нашего урока, нам нужно обратиться к тексту повести, обратите внимание на раздаточный материал на ваших партах (см. Приложение №1).  Работать вы будете с этими текстами в группах. Каждая группа получает своеобразный «бланк заказа» (см. Приложение № 2), где заказ – это вопросы, на которые вы должны ответить, работая с эпизодами.

C:\Users\Anna\Desktop\школа 2017 урок\DSC_1306.JPG

5. Динамическая пауза

Прием «Восстанови хронологию»

- Ребята, вы старательно работали над заданием, теперь давайте немного отвлечемся и подвигаемся. На доске в хаотичном порядке расположены события, описанные в повести (см. Приложение 3). Ваша задача – быстро восстановить их хронологию, выбегая друг за другом к доске. Если увидели, что ваш одноклассник допустил ошибку, ее нужно исправить и только потом сделать свой «ход». C:\Users\Anna\Desktop\школа 2017 урок\DSC_1312.JPG

6.  Подведение итогов работы с текстом

- Ребята, сейчас вам нужно будет обратиться к своим бланкам заказа. Наша задача – объединить «добытые» на уроке знания, собрать их в одну воображаемую корзину. (На доску крепится изображение корзины, обучающиеся выходят к доске и коротко записывают ответы на вопросы, остальные записывают в тетрадь)

Прием «Корзина знаний»

В чем мы видим патриотизм и героизм героев повести? [1.,С.110-111]C:\Users\Anna\Desktop\0_83516_12b8984d_orig.png

- в беззаветной любви к своей Родине («Так любить, как русская душа, никто не может» [3., С. 185]);

- в верном товариществе («Нет уз святее товарищества!» [35., С. 112]);

- в непоколебимой вере в силу и могущество своей Родины («Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» [3., С.249]);

- в стремлении защитить свою свободу, веру, семью, обычаи, культуру;

- в доблестном и отважном сражении с врагами («Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» [3., С.249]);

- в неприятии и непрощении предательства («Я тебя породил, я тебя и убью!» [3., С.204]);

- в бесстрашии положить свою жизнь во благо Родины;

- в способности вынести страшные муки и не издать ни звука («…Ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его» [3., С.287]).

7. Рефлексия. Прием «Смс другу»

- На экранах ваших бумажных телефонов вам нужно коротко ответить на вопрос: «Почему стоит прочитать повесть «Тарас Бульба»?

C:\Users\Anna\Desktop\Безымянный.jpg             C:\Users\Anna\Desktop\школа 2017 урок\DSC_1317.JPG

8. Осуществление метапредметных связей

- Мне очень понравилось одно из ваших сообщений другу: «Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», потому что она учит быть настоящим патриотом и Человеком с большой буквы». Браво! Вы смотрите в самую глубь! Для этого мы и изучаем так подробно это произведение, ведь без патриотов и героев не стоит ни одно государство. И Русская земля до сих пор рождает смелых и отважных парней, готовых  стоять за свою Родину и свободу до конца!

Сообщение о Евгении Родионове (рассказывает заранее подготовленный ученик)

Пограничник Евгений Родионов так же, как и герои повести «Тарас Бульба», стоял за свою Родину и веру до конца! Молодой парень попал в плен в феврале 1996 года. Он бы мог остаться в живых, но в том случае, если бы снял нательный крестик и назвал себя мусульманином. «Сними Крест! Аллахом клянемся, жить будешь!» - требовали боевики. Евгений остался предан Православной вере и своей Родине, за что был мученически обезглавлен [6] Казнь состоялась в праздник Вознесения Господня в день рождения солдата – ему исполнилось 19 лет. Сейчас воин Евгений Родионов прославлен как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской Епархии в лике мучеников и в честь него заложен храм в Ханкале [7]

9. Заключительно слово учителя

- Ребята, спасибо за урок! Я надеюсь, вы вырастите настоящими патриотами, потому что… (Учитель указывает на эпиграф к уроку, его зачитывают дети)

- … человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

- Пусть в вашей груди всегда бьется горячее сердце. А завершить урок я бы хотела стихотворением Константина Симонова (Учитель читает наизусть стихотворение, на экране - фрагмент «Казнь Тараса Бульбы» фильма «Тарас Бульба»)

К концу уже близок геройский рассказ.

Багровое солнце висит над степями.

В дыму задыхается старый Тарас,

Прикрученный к дубу тройными цепями.

Мы вспомним Тараса и песню споем,

Как пули свистели в клубящемся прахе,

Как трое танкистов сгорели живьем,

Не сдавшись в неволю на Киевском шляхе,

Мы шапки над павшими снимем не раз.

С отцами бывало и с нами бывает…

Горит над стремниною старый Тарас,

И пламя седые усы обвивает. [4., С.150]

10. Домашнее задание (на экране) Анализ эпизода «Остап убивает Андрия» (по плану, в тетради)

Заключение

Важнейшую роль в воспитательном процессе современной школы играет формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма. Эта работа имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

Применение данной методической разработки на уроках литературы дает отличные результаты. Учащиеся не просто рассуждают об отвлеченных понятиях патриотизма и героизма, но и видят, как эти качества проявляются в деле. Увидеть истинных патриотов и людей, преданных своей вере и культуре, учащиеся могут не только в образах героев повести Гоголя, но и среди реальных людей. Этому способствует осуществление метапредметных связей (рассказ об Евгении Родионове).

Открытый урок «Патриотизм и героизм в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» был проведен в 7 классе МБОУ «Токурская СОШ». Получены положительные результаты. Это можно увидеть по ответам на вопрос рефлексии: «Зачем нужно читать и изучать повесть «Тарас Бульба»?

«Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», потому что она учит быть настоящим патриотом и Человеком с большой буквы».

«Прочитай повесть «Тарас Бульба», чтобы увидеть настоящих патриотов и героев. Пусть они всегда будут для тебя примером самоотверженности и мужества, ведь ты будущий мужчина».

«Прочитай «Тараса Бульбу», чтобы знать, как жить и ради чего нужно жить и можно умереть».

«Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», чтобы знать, кто такой настоящий патриот и самому быть им».

Разработка данного урока может быть полезна любому учителю литературы, который стремится не только учить, но и воспитывать.

Список использованной литературы и источников

  1. Ерохина Е.Л. Анализ произведений русской литературы. 7 класс. ФГОС / Е.Л. Ерохина. – М.: Издательство «Экзамен», 2017 год. – 158, [2] с.
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).
  3. Гоголь Н.В. Тарас Бульба / А.С.Пушкин // СПб.:  Азбука, 2015. – 320 с. – ил.
  4. Симонов К.М. Стихи о войне / К.М.Симонов//М.: Эксмо, 2010. – 336 с.
  5. Алабугина Ю.В. Школьный толковый словарь русского языка: более 5000 слов / Ю.В. Алабугина, Е.Е.Зорина. – М.: АСТ, 2013. – 512 с.
  6. https://www.pravda.ru/society/fashion/couture/07-01-2003/34229-rodionov-0/
  7. http://www.pravoslavie.ru/46670.html
  8. https://rutube.ru/video/1eea0f949c89f4cc1ccf07dc1ac8dcc7/

Приложение 1

Эпизоды для работы с текстом

Глава IX (отрывок для работы первой группы) 

Тарас уже видел то по движенью и шуму в городе и расторопно хлопотал, строил, раздавал приказы и наказы, уставил в три таборы курени, обнесши их возами в виде крепостей, -- род битвы, в которой бывали непобедимы запорожцы; двум куреням повелел забраться в засаду: убил часть поля острыми кольями, изломанным оружием, обломками копьев, чтобы при случае нагнать туда неприятельскую конницу. И когда все было сделано как нужно, сказал речь козакам, не для того, чтобы ободрить и освежить их, -- знал, что и без того крепки они духом, -- а просто самому хотелось высказать все, что было на сердце.

   -- Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь -- и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, -- видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, -- любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а... -- сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: -- Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, -- так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!

Отрывок для работы второй группы

И уж так-то рубились они! И наплечники и зерцала погнулись у обоих от ударов. Разрубил на нем вражий лях железную рубашку, достав лезвеем самого тела: зачервонела козацкая рубашка. Но не поглядел на то Шило, а замахнулся всей жилистой рукою (тяжела была коренастая рука) и оглушил его внезапно по голове. Разлетелась медная шапка, зашатался и грянулся лях, а Шило принялся рубить и крестить оглушенного. Не добивай, козак, врага, а лучше поворотись назад! Не поворотился козак назад, и тут же один из слуг убитого хватил его ножом в шею. Поворотился Шило и уж достал было смельчака, но он пропал в пороховом дыме. Со всех сторон поднялось хлопанье из самопалов. Пошатнулся Шило и почуял, что рана была смертельна. Упал он, наложил руку на свою рану и сказал, обратившись к товарищам: "Прощайте, паныбратья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!" И зажмурил ослабшие свои очи, и вынеслась козацкая душа из сурового тела. А там уже выезжал Задорожний с своими, ломил ряды куренной Вертыхвист и выступал Балаган.

   -- А что, паны? -- сказал Тарас, перекликнувшись с куренными. -- Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки?

   -- Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще козацкая сила; еще не гнутся казаки!

   И наперли сильно козаки: совсем смешали все ряды. Низкорослый полковник ударил сбор и велел выкинуть восемь малеванных знамен, чтобы собрать своих, рассыпавшихся далеко по всему полю. Все бежали ляхи к знаменам; но не успели они еще выстроиться, как уже куренной атаман Кукубенко ударил вновь с своими незамайковцами в середину и напал прямо на толстопузого полковника. Не выдержал полковник и, поворотив коня, пустился вскачь; а Кукубенко далеко гнал его через все поле, не дав ему соединиться с полком. Завидев то с бокового куреня, Степан Гуска пустился ему навпереймы, с арканом в руке, всю пригнувши голову к лошадиной шее, и, улучивши время, с одного раза накинул аркан ему на шею. Весь побагровел полковник, ухватясь за веревку обеими руками и силясь разорвать ее, но уже дюжий размах вогнал ему в самый живот гибельную пику. Там и остался он, пригвожденный к земле. Но несдобровать и Гуске! Не успели оглянуться козаки, как уже увидели Степана Гуску, поднятого на четыре копья. Только и успел-сказать бедняк: "Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!" И там же испустил дух свой.

Отрывок для работы третьей группы

Так и оторопел Тарас, когда увидел, что это был Андрий. (…) Не вытерпел Тарас и закричал: "Как?.. Своих?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?.." Но Андрий не различал, кто пред ним был, свои или другие какие; ничего не видел он. Кудри, кудри он видел, длинные, длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и все, что создано для безумных поцелуев.

   "Эй, хлопьята! заманите мне только его к лесу, заманите мне только его!" -- кричал Тарас. И вызвалось тот же час тридцать быстрейших козаков заманить его. (…) Разогнался на коне Андрий и чуть было уже не настигнул Голокопытенка, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен...

   Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.

   -- Ну, что ж теперь мы будем делать? -- сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.

   Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.

   -- Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

   Андрий был безответен.

   -- Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

   Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

   -- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! -- сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

   Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев -- это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

   Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

   Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.

   -- Чем бы не козак был? -- сказал Тарас, -- и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!

Глава XI (отрывок для четвертой работы)

Толпа вдруг зашумела, и со всех сторон раздались голоса: "Ведут... ведут!.. козаки!.."

   Они шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию; их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями; они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шел Остап.

   Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы и не проронил ни одного движения его. Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:

   -- Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!

   После этого он приблизился к эшафоту.

   -- Добре, сынку, добре! -- сказал тихо Бульба и уставил в землю свою седую голову.

   Палач сдернул с него ветхие лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и... Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества. Напрасно некоторые, немногие, бывшие исключениями из века, являлись противниками сих ужасных мер. Напрасно король и многие рыцари, просветленные умом и душой, представляли, что подобная жестокость наказаний может только разжечь мщение козацкой нации. Но власть короля и умных мнений была ничто перед беспорядком и дерзкой волею государственных магнатов, которые своею необдуманностью, непостижимым отсутствием всякой дальновидности, детским самолюбием и ничтожною гордостью превратили сейм в сатиру на правление. Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, -- ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: "Добре, сынку, добре!"

   Но когда подвели его к последним смертным мукам, -- казалось, как будто стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

   -- Батько! где ты! Слышишь ли ты?

   -- Слышу! -- раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул.

Приложение № 2

«Бланк заказа» для работы с текстом

Бланк заказа №

Заказ

Ответ

Выпол-

нено

В чем мы видим патриотизм героев (слова, поступки)?

Как показан героизм – высшая степень патриотизма?

Какие языковые средства использует писатель, чтобы передать патриотизм и героизм героев?

Приложение 3

Для динамической паузы

  1. Приезд сыновей Бульбы домой.  
  2. Едут в Запорожскую Сечи.
  3. Жизнь казаков на Сечи.
  4. Известия о гетьманщине. Запорожцы уезжают из Сечи.
  5. Андрий помогает красивой полячке.
  6. Переход Андрия на сторону поляков.
  7. Подмога приходит в польский город. Бульба узнает о предательстве Андрия. Битва заканчивается поражением поляков.                                                                                                          
  8. Разделение казаков.  Речь Бульбы о товариществе.
  9. Битва. Тарас убивает Андрия. Остап попадает в плен.
  10. Бульба едет к Янкелю, чтобы он привез его в Польшу к Остапу.
  11. Казнь Остапа.
  12. Гибель Тараса Бульбы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Цели :·         образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...

Разработка урока литературы в 7 классе "Истоки героизма и предательства в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""

Урок,  обобщающий изучение повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Цель урока проследить истоки героизма и предательства героев повести.  В центре урока проблемный вопрос: "Может л...

«Патриотизм, верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского воина, основа героизма».

урок в 10 классе по программе Смирнова о патриотизме. Дети предварительно проводят работу по истории воинской части, о выпускниках школы, которые закончили высшие учебные заведения и связали свою судь...

Драматизм образа Тарса Бульбы. По повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Исследовательская работа даёт возможность и учителю и ученикам по - новому взглянуть на образ Тараса Бульбы. В чём заключается драматизм образ этого  героя? Вы сможете поняить, просмотрев данную ...

Конспект урока литературы Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Конспект урока литературыУрок-размышление по повести Н.В.Гоголя«Тарас Бульба»(истоки героизма и предательства)                        ...

Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...