Рабочая программа по литературе, 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Цели и задачи рабочей программы:
- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_8_plan.doc | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
-``````````````ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество недельных часов 2
Количество часов в год 68
Уровень рабочей программы базовый
Классификация рабочей программы типовая
Цели и задачи рабочей программы:
- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Примерная программа для общеобразовательных учреждений по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованная Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07.07.2005. Авторы программы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
- Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом ГУО от 06.04.2005 № 155;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год. Утвержден приказом Минобразования РФ № 822 от 23.12.2009 г.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается н принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, освоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Данная программа под редакцией В.Я. Коровиной полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года) и Федеральному базисному плану (утвержден приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года).
На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражвющими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда – к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство». (С.Я. Маршак. «Воспитание словом»).
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентрата (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентрата три возрастные группы (5-6, 7-8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но не достаточно владеет собственно техникой чтения. Именно поэтому на уроках литературы в 8 классе важно уделять больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Объектом изучения литературы в 8 классе являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
Главной идеей этой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков.
Программа по литературе в 8 классе под редакцией В.Я Коровиной имеет свои особенности: осуществляется тесная связь литературы и истории, обращается большое внимание на вечные проблемы – жизни и смерти, войны и мира, на бурные события истории и мирной будничной жизни.
Эта программа предлагает для изучения ранее не входившие в программу произведения писателей Русского зарубежья и другие художественные тексты, необходимые для учащихся этого возраста, расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представления о художественном наследии русской и зарубежной литературы.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, т.е. на 68 часов в год. Этого количества часов, отведенных программой на изучение произведений, достаточно.
В 8 классе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «портфолио»;
- технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
( 68 часов по программе)
№ п\п | Наименование тем | Количество часов | Формы контроля, сроки | |||||
Всего | в т.ч. на формы обучения и контроля | |||||||
Письменный ответ на вопрос | Выразительное чтение наизусть | Сочинение | Тест | Проверка техники чтения | ||||
1 | Введение. Русская литература и история. | 1 | - | - | - | 1 | - | Тестирование – У-1 |
2 | Устное народное творчество | 3 | - | - | - | - | 1 | Проверка техники чтения – У-2 |
3 | Древнерусская литература. | 3 | - | - | - | - | - | |
4 | Литература XVIII века | 3 | - | - | 1 | - | - | Сочинение – У-10 |
5 | Литература XIX века | 33 | - | 3 | 4 | 2 | - | Выразительное чтение наизусть – У-12 Сочинение – У-22 Выразительное чтение наизусть – У-26 Сочинение – У-27 Сочинение – У-34 Тест – У-21, У-33 Выразительное чтение наизусть – У-42 Сочинение – У-41 |
6 | Литература XX века | 18 | 1 | 3 | 1 | - | - | Письменный ответ на вопрос-У-45 Выразительное чтение наизусть – У-46 Выразительное чтение наизусть – У-54 Сочинение - У-59 Выразительное чтение наизусть – У-60 |
7 | Зарубежная литература. | 6 | - | - | - | - | 1 | Проверка техники чтения – У-68 |
Итого: | 68 | 1 | 6 | 6 | 3 | 2 |
УРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
8 КЛАСС
№ урока | Тема урока. Основное содержание. | Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся | |
I четверть | |||
1 | Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Беседа. Тестирование. | |
2 | Устное народное творчество. Лирическая песня как жанр народной поэзии. Отражение жизни народа в народных песнях. Особенности художественной формы фольклорных произведений. | Рассказ учителя. Беседа. | |
3 | Исторические песни. Русская историческая песня – своеобразная летопись, история народа, рассказанная самим народом. | Рассказ учителя. Беседа. | |
4 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий. | Беседа. | |
5 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития. | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | |
6 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVІІ века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | Урок внеклассного чтения. | |
7 | Литература ХVIII века (обзор).Понятие о классицизме как литературном направлении. | Рассказ учителя. | |
8 | Д.И.Фонвизин «Недоросль». Сатира в творчестве Д.И.Фонвизина .Черты классицизма в комедии «Недоросль». Значение комедии в развитии русской реалистической литературы. | Рассказ учителя. Сообщения учащихся Беседа. | |
9 | Образование и воспитание в комедии «Недоросль». Сатирические образы в комедии. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения родине. | Урок-семинар. | |
10 | Традиции и новаторство в комедии «Недоросль». Составление плана характеристики героя .Подготовка к домашнему сочинению. | Урок развития речи. | |
11 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. | Рассказ учителя. Беседа. | |
12 | И.А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта И.А. Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа. | Урок внеклассного чтения. | |
13 | К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К.Ф. Рылеева. | Рассказ учителя. Практикум. | |
14 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа , дворян и автора. | Рассказ учителя. Беседа. | |
15 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. Формирование характера Петра Гринева. Разбор I и II глав. | Рассказ учителя. Беседа. | |
16 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. Разбор III – V глав. | Беседа. Обучение устному рассказу. | |
17 | Изображение народной войны. Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Разбор VI-XII глав | Беседа. | |
18 | Гринёв, его роль в повествовании, формирование его характера и взглядов. Утверждение автором идеалов гуманности, чести и долга. | Беседа. | |
19 | Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. Смысл названия повести. | Беседа. | |
II четверть | |||
20 | Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в повести «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о повести и реалистическом произведении. | . Рассказ учителя. Беседа. | |
21 | Контрольная работа по повести «Капитанская дочка». | Урок контроля. | |
22 | Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». | Урок развития речи. | |
23 |
| Урок внеклассного чтения. | |
24 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Кавказ в жизни и творчестве поэта. | Рассказ учителя. | |
25 | М.Ю. Лермонтов «Мцыри».Композиция и художественные особенности поэмы. Романтически-условный историзм поэмы. | Беседа. | |
26 | Мцыри – романтический герой. Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы. | Практикум. | |
27 | Обучающее сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | Урок развития речи. | |
28 | Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников. | Рассказ учителя. Беседа. | |
29 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. | Беседа. Практикум. | |
30 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. | Практикум. | |
31 | Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Чиновники на приёме у «ревизора». Анализ IX действия. | Беседа. Практикум. | |
32 | Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. | Рассказ учителя .Беседа. | |
33 | Практическая работа по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». | Урок контроля. | |
34 | Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». | Урок развития речи. | |
35 | Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества .Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | Урок внеклассного чтения. | |
III четверть | |||
36 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык. | Рассказ учителя. Беседа | |
37 | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». | Практикум. | |
38 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа. | Рассказ учителя. Беседа. | |
39 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. | Рассказ учителя. Беседа. | |
40 | Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. | Практикум. | |
41 | Автор и рассказчик в произведении. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу «После бала». | Беседа. Урок развития речи. | |
42 | Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова. | Урок внеклассного чтения. | |
43 | А.П. Чехов. Слово о писателе. рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | Рассказ учителя. Беседа. | |
44 | И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». мастерство И.А. Бунина-прозаика. | Рассказ учителя. Беседа. | |
45 | А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. | Рассказ учителя. Беседа. | |
46 | А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению. | Рассказ учителя. Беседа. | |
47 | Стихотворный цикл «На поле Куликовом». Тема и идея цикла. Жанр произведения. Образы и мотивы. | Рассказ учителя Беседа. | |
48 | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме. | Рассказ учителя. Беседа. | |
49 | Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина. | Урок-конференция. | |
50 | И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | Рассказ учителя. Беседа. | |
51 | М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «»Пенсне». | Рассказ учителя. Беседа. | |
52 | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» » (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко. «История болезни». | Урок внеклассного чтения. | |
IV четверть | |||
53 | А.А. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. | Рассказ учителя. Беседа. | |
54 | Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского. | Обучение устному рассказу. | |
55 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме. | Практикум. | |
56 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. | Урок внеклассного чтения. | |
57 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»). | Урок-концерт. Урок развития речи. | |
58 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе. | Рассказ учителя. Беседа. | |
59 | Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведения по выбору учащегося). | Урок развития речи. | |
60-61 | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. | Уроки внеклассного чтения. | |
62 | У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта». | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | |
63 | Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…» Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | Практикум. | |
64 | Ж..-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». История создания комедии. Идейное содержание и художественное своеобразие комедии. | Рассказ учителя. Беседа. | |
65 | Сатира на дворянство и буржуазию в комедии «Мещанин во дворянстве». Природа комического у Мольера. Мастерство комедийной интриги. Общечеловеческий смысл комедии. | Рассказ учителя. Беседа | |
66 | Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | Урок внеклассного чтения. | |
67 | В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | Урок внеклассного чтения. | |
68 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. | Урок-зачет. |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
8 КЛАСС
(68 ч)
Введение.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество.
В мире русской народной песни. Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание.
Из Древнерусской литературы.
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть. Житие как жанр литературы. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века.
Д.И.Фонвизин. Краткий рассказ о жизни писателя. «Недоросль».
Теория литературы. Понятие о классицизме.
Из литературы XIX века.
И.А.Крылов. поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
« Лягушки, просящие царя». Мораль басни.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеятельности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль.
К.Ф. Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель.
Теория литературы. Дума.
А. С. Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
« Туча». Вечный закон изменения, господствующий в природе и во всём бытии. Грусть о прошлом.
«К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотив дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина и поправка Николая I, принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный».
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера. Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы. Роман. Реализм.
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чужом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образ природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма. Романтический герой, романтическая поэма.
Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России». Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров». Хлестаков и «миражная интрига». Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия. Сатира и юмор.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города». Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск. Литературная пародия. Эзопов язык.
Н.С. Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ. Художественная деталь.
Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза. Композиция. Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А.С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф.И. Тютчев. «Осенний вечер»; А.А. Фет. «Первый ландыш»; А.Н. Майков. «Поле зыблется цветами…».
А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы.
Из литературы XX века
И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
А.И. Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
А.А. Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении. Его современное звучание и смысл.
«Мир на Куликовом поле». « На поле Куликовом». Тема России, прошлого, настоящего и будущего Родины.
С.А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма.
И.С. Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Теффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
М.А. Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия ВО войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература. Авторские отступления как элемент композиции.
А.П. Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, ввергнувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги». Лиричесчкие и героические песни в годы ВО войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь.
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России…»; З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы.
У. Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…»
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы.
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Краткий рассказ о писателе.
«Мещанин во дворянстве». 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира.
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС VIII КЛАССА
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия.
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Учебник «Литература»: 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Золотарева И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – 2-е изд. испр. и доп. - М.: «ВАКО», 2004.
2. Косивцова Л. И. Литература. 5 – 11 классы: Тематическое планирование. – Волгоград: «Учитель», 2002.
3. Уроки внеклассного чтения: Сост. Картавцева М. И. Практическое пособие. – Воронеж: Т.Ц. «Учитель», 2003.
4. Уроки мысли и чувства: Пособие для учителей литературы общеобразовательных учреждений в 3-х частях. – Изд. Воронеж, 1995.
5. Уроки мысли и чувства. Литература. Часть 8, - Воронеж, 2005.
6. Турьянская Б. И., Гороховская Л. Н., Виноградова Е. А., Комиссарова Е. В. Литература в 8 классе: Урок за уроком. – 2-е изд. - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2001.
7. Беленький Г. И. Литература в 8 классе: Метод. советы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1997.
8. Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 8 кл./ Авт.-сост. Г. И. Беленький, О. М. Хренова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1998.
9. Литература 8 класс. Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной. В 2 ч./ Авт. –сост. С.Б.Шадрина. – 2-е изд.,испр. и доп.- Волгоград: «Учитель», 2010.
Учитель _________________(Санникова А.И..)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....