Рабочая программа по литературе, 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Санникова Антонина Ивановна

Цели и задачи рабочей программы:

  • приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы
  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;
  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению    конкретных художественных произведений;
  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_8_plan.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

-``````````````ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество недельных часов    2 

Количество часов в год 68

Уровень рабочей программы  базовый

Классификация рабочей программы типовая

Цели и задачи рабочей программы:

  • приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы
  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;
  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению    конкретных художественных произведений;
  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: 

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  • Примерная программа для общеобразовательных учреждений  по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованная Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07.07.2005. Авторы программы  В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
  • Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом ГУО  от 06.04.2005 № 155;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год. Утвержден приказом Минобразования РФ № 822 от 23.12.2009 г.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается н принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, освоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Данная  программа под редакцией В.Я. Коровиной полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года) и Федеральному базисному плану (утвержден приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года).

 На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражвющими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда – к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство». (С.Я. Маршак. «Воспитание словом»).

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентрата (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентрата три возрастные группы (5-6, 7-8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но не достаточно владеет собственно техникой чтения. Именно поэтому на уроках литературы в 8 классе важно уделять больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Объектом изучения литературы в 8 классе являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Главной идеей этой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской  литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков.

Программа по литературе в 8 классе под редакцией В.Я Коровиной  имеет свои особенности: осуществляется тесная связь литературы и истории,  обращается большое внимание на вечные проблемы – жизни и смерти, войны и мира, на бурные события истории и мирной будничной жизни.

Эта программа предлагает для изучения ранее не входившие в программу произведения писателей Русского зарубежья и другие художественные тексты, необходимые для учащихся этого возраста, расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представления о художественном наследии русской и зарубежной литературы.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, т.е. на 68 часов в год. Этого количества часов, отведенных программой на изучение произведений, достаточно.

В 8 классе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • система инновационной оценки «портфолио»;
  • технология дистанционного обучения  (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                           ( 68 часов по программе)

п\п

Наименование тем

Количество часов

Формы контроля, сроки

Всего

в т.ч. на формы обучения и контроля

Письменный ответ на вопрос

Выразительное чтение наизусть

Сочинение

Тест

Проверка техники чтения

1

Введение. Русская литература и история.

1

-

-

-

1

-

Тестирование – У-1

2

    Устное народное творчество

3

-

-

-

-

1

Проверка техники чтения – У-2

3

    Древнерусская литература.

3

-

-

-

-

-

4

    Литература XVIII века

3

-

-

1

-

-

Сочинение – У-10

5

    Литература XIX века

33

-

3

4

2

-

Выразительное чтение наизусть – У-12

Сочинение – У-22

Выразительное чтение наизусть – У-26

Сочинение – У-27

Сочинение  – У-34

Тест – У-21, У-33

Выразительное чтение наизусть – У-42

Сочинение  – У-41

6

   Литература XX века

18

1

3

1

-

-

Письменный ответ на вопрос-У-45

Выразительное чтение наизусть – У-46

Выразительное чтение наизусть – У-54

Сочинение -  У-59

Выразительное чтение наизусть – У-60

7

   Зарубежная литература.

6

-

-

-

-

1

Проверка техники чтения – У-68

Итого:

68

1

6

6

3

2

УРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8 КЛАСС

№ урока

Тема урока. Основное содержание.

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся

I четверть

1

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Беседа. Тестирование.

2

Устное народное творчество. Лирическая песня как жанр народной поэзии.  Отражение жизни народа в народных песнях. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

Рассказ учителя. Беседа.

3

Исторические песни. Русская историческая песня – своеобразная летопись, история народа, рассказанная самим народом.

Рассказ учителя. Беседа.

4

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

Беседа.

5

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

Рассказ учителя. Беседа. Практикум.

6

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVІІ века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Урок внеклассного чтения.

7

Литература ХVIII века (обзор).Понятие о классицизме как  литературном направлении.

Рассказ учителя.

8

Д.И.Фонвизин «Недоросль». Сатира в творчестве Д.И.Фонвизина .Черты классицизма в комедии «Недоросль». Значение комедии в развитии русской реалистической литературы.

Рассказ учителя.  Сообщения учащихся Беседа.

9

Образование и воспитание в комедии «Недоросль». Сатирические образы  в комедии.

Идеал человеческого достоинства, гражданского служения родине.

Урок-семинар.

10

Традиции и новаторство в комедии «Недоросль». Составление плана характеристики героя .Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи.

11

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

Рассказ учителя. Беседа.

12

И.А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта И.А. Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа.

Урок внеклассного чтения.

13

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К.Ф. Рылеева.

Рассказ учителя. Практикум.

14

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа , дворян и автора.

Рассказ учителя. Беседа.

15

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. Формирование характера Петра Гринева. Разбор I  и II глав.

Рассказ учителя. Беседа.

16

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. Разбор III – V глав.

Беседа. Обучение устному рассказу.

17

Изображение народной войны. Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Разбор VI-XII  глав

Беседа.

18

Гринёв, его роль в повествовании, формирование его характера и взглядов. Утверждение автором идеалов гуманности, чести и долга.

Беседа.

19

Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. Смысл названия повести.

Беседа.

II четверть

20

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в повести  «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о повести и реалистическом произведении.

.        Рассказ учителя. Беседа.

21

Контрольная работа по повести «Капитанская дочка».

Урок контроля.

22

Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Урок развития речи.

23

  • А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

Урок внеклассного чтения.

24

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Кавказ в жизни и творчестве поэта.

Рассказ учителя.

25

М.Ю. Лермонтов «Мцыри».Композиция и художественные особенности поэмы. Романтически-условный историзм поэмы.

Беседа.

26

Мцыри – романтический герой. Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

Практикум.

27

Обучающее сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Урок развития речи.

28

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

Рассказ учителя. Беседа.

29

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

Беседа. Практикум.

30

Хлестаков. Понятие о  «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

Практикум.

31

Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Чиновники на приёме у «ревизора». Анализ IX действия.

Беседа. Практикум.

32

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

Рассказ учителя

.Беседа.

33

Практическая работа по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Урок контроля.

34

Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Урок развития речи.

35

Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества .Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

Урок внеклассного чтения.

III четверть

36

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).  Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.

Рассказ учителя. Беседа

37

Обучение анализу эпизода из романа  «История одного города».

Практикум.

38

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа.

Рассказ учителя. Беседа.

39

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика.  

Рассказ учителя. Беседа.

40

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.

Практикум.

41

Автор и рассказчик в произведении. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу «После бала».

Беседа.

Урок развития речи.

42

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

Урок внеклассного чтения.

43

А.П. Чехов. Слово о писателе. рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Рассказ учителя. Беседа.

44

И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа  «Кавказ». мастерство И.А. Бунина-прозаика.

Рассказ учителя. Беседа.

45

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

Рассказ учителя. Беседа.

46

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве.  «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению.

Рассказ учителя. Беседа.

47

Стихотворный цикл «На поле Куликовом». Тема и идея цикла. Жанр произведения. Образы и мотивы.

Рассказ учителя Беседа.

48

С.А. Есенин. Слово о поэте.  «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

Рассказ учителя. Беседа.

49

Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина.

Урок-конференция.

50

И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

Рассказ учителя. Беседа.

51

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «»Пенсне».

Рассказ учителя. Беседа.

52

Журнал  «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» » (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко. «История болезни».

Урок внеклассного чтения.

IV четверть

53

А.А. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

Рассказ учителя. Беседа.

54

Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского.

Обучение устному рассказу.

55

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме.

Практикум.

56

А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Урок внеклассного чтения.

57

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»).

Урок-концерт.

Урок развития речи.

58

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

Рассказ учителя. Беседа.

59

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведения по выбору учащегося).

Урок развития речи.

60-61

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

Уроки внеклассного чтения.

62

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».

Рассказ учителя. Беседа. Практикум.

63

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…» Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

Практикум.

64

Ж..-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». История создания комедии. Идейное содержание и художественное своеобразие комедии.

Рассказ учителя. Беседа.

65

Сатира на дворянство и буржуазию в комедии «Мещанин во дворянстве». Природа комического у Мольера. Мастерство комедийной интриги. Общечеловеческий смысл комедии.

Рассказ учителя. Беседа

66

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Урок внеклассного чтения.

67

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.  

Урок внеклассного чтения.

68

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.

Урок-зачет.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

8 КЛАСС  

(68 ч)

Введение.

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество.

В мире русской народной песни. Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной         прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание.

Из   Древнерусской   литературы.

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть. Житие как жанр литературы. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.

Из   литературы XVIII века.

Д.И.Фонвизин. Краткий рассказ о жизни писателя. «Недоросль».

Теория литературы. Понятие о классицизме.

Из   литературы XIX века.

И.А.Крылов. поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

 « Лягушки, просящие царя». Мораль басни.

 «Обоз».  Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеятельности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль.

К.Ф. Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

         «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель.

         Теория литературы. Дума.

А. С. Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

 « Туча». Вечный закон изменения, господствующий в природе и во всём бытии. Грусть о прошлом.

«К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотив дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

 «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина и поправка Николая I, принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный».

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера. Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы. Роман. Реализм.

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Мотив  карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

 «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чужом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образ природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма. Романтический герой, романтическая поэма.

Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России». Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров». Хлестаков и «миражная интрига». Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия. Сатира и юмор.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

 

М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий  рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города». Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск. Литературная пародия. Эзопов язык.

Н.С. Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ. Художественная деталь.

Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза. Композиция. Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

 

А.С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф.И. Тютчев. «Осенний вечер»; А.А. Фет. «Первый ландыш»; А.Н. Майков. «Поле зыблется цветами…».

А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы.

 

Из литературы XX века

И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

А.И. Куприн. Краткий рассказ о писателе.

 «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

А.А. Блок. Краткий рассказ о поэте.

 «Россия». Историческая тема в стихотворении. Его современное звучание и смысл.

«Мир на Куликовом поле». « На поле Куликовом». Тема России, прошлого, настоящего и будущего Родины.

 С.А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма.

И.С. Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

        

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Теффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

М.А. Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

 

А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

 «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия ВО войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература. Авторские отступления как элемент композиции.

А.П. Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

 «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, ввергнувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги». Лиричесчкие и героические песни в годы ВО войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь.

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России…»; З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из   зарубежной литературы.

У. Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…»

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы.

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист  Мольер. Краткий рассказ о писателе.

«Мещанин во дворянстве». 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира.

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ  ЗА КУРС VIII КЛАССА

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия.

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Учебник «Литература»: 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Золотарева И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – 2-е изд. испр. и доп. - М.: «ВАКО», 2004.

        

2. Косивцова Л. И. Литература. 5 – 11 классы: Тематическое планирование. – Волгоград: «Учитель», 2002.

3. Уроки внеклассного чтения: Сост. Картавцева М. И. Практическое пособие. – Воронеж: Т.Ц. «Учитель», 2003.

4. Уроки мысли и чувства: Пособие для учителей литературы общеобразовательных учреждений в 3-х частях. – Изд. Воронеж, 1995.

5. Уроки мысли и чувства. Литература. Часть 8, - Воронеж, 2005.

6. Турьянская Б. И., Гороховская Л. Н., Виноградова Е. А., Комиссарова Е. В. Литература в 8 классе: Урок за уроком. – 2-е изд. -  М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2001.

7. Беленький Г. И. Литература в 8 классе: Метод. советы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1997.

8. Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 8 кл./ Авт.-сост. Г. И. Беленький, О. М. Хренова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1998.

        9. Литература 8 класс. Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной. В 2 ч./ Авт. –сост. С.Б.Шадрина. – 2-е изд.,испр. и доп.- Волгоград: «Учитель», 2010.

Учитель _________________(Санникова А.И..)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....