Вера, воплощенная в слове. Внеклассное мероприятие.
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Минеева Любовь Михайловна
«Подобно тому, как при свете грошовой свечки отыскивается обронённый золотой или жемчужина, так с помощью притчи познается истина» 
 Агада
Цель урока:
Познакомить ребят с жанром притчи, с  православной притчей как неотъемлемой частью  человеческой культуры
 
Задачи урока:
1.Формировать представление о православной притче, ее особенностях, воспитывать нравственные качества личности. 
2.  Воспитать приобщение к ценностям духовной культуры. 
 
Оборудование: проектор, компьютер, диск «Дар божий» с записью песен С.Копыловой, видео-ролик «Цирюльник» по песням С Копыловой,                                  
 
Ход урока
 
1.Слово учителя                                
-Ребята, тема нашего занятия « Православная притча».( Слайд 1)
 
  Притча –это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам, следует или не следует наставлениям ». ( Слайд 2)
 
   Притчи оказывали благоприятное влияние на воспитание душевной чистоты и нравственности народа. Они легко запоминались, прочно держались в сознании, побуждали к разумным деяниям и справедливости, несли советы: как свято жить в обществе, в семье, как вести себя с друзьями и недругами, без унижения человеческого достоинства высмеивали пороки.
В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона сообщается, что в Библии на греческом языке притчи носят название паремия –«припутное», т. е. указывающее путь, руководящее человеком на жизненном пути.
1 ученик: Возник  жанр притчи на востоке в древности, где любили говорить загадками, аллегориями…Это когда за конкретным, понятным всем словом скрывается глубокое философское значение. В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл, урок для всех.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pritchi_sv._kopylova_kmch.docx187.11 КБ
Office presentation icon pritchi_2.ppt749 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе

Учитель Минеева Л.М. ГБОУ СОШ № 9 г.Кинеля

«Вера, воплощенная в слово»

Притчи

«Подобно тому, как при свете грошовой свечки отыскивается обронённый золотой или жемчужина, так с помощью притчи познается истина»

 Агада

Цель урока:

Познакомить ребят с жанром притчи, с  православной притчей как неотъемлемой частью  человеческой культуры

Задачи урока:

1.Формировать представление о православной притче, ее особенностях, воспитывать нравственные качества личности.

2.  Воспитать приобщение к ценностям духовной культуры. 

Оборудование: проектор, компьютер, диск «Дар божий» с записью песен С.Копыловой, видео-ролик «Цирюльник» по песням С Копыловой,                                  

Ход урока

1.Слово учителя                                

-Ребята, тема нашего занятия « Православная притча».( Слайд 1)

  Притча –это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам, следует или не следует наставлениям ». ( Слайд 2)

   Притчи оказывали благоприятное влияние на воспитание душевной чистоты и нравственности народа. Они легко запоминались, прочно держались в сознании, побуждали к разумным деяниям и справедливости, несли советы: как свято жить в обществе, в семье, как вести себя с друзьями и недругами, без унижения человеческого достоинства высмеивали пороки.

В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона сообщается, что в Библии на греческом языке притчи носят название паремия –«припутное», т. е. указывающее путь, руководящее человеком на жизненном пути.

1 ученик: Возник  жанр притчи на востоке в древности, где любили говорить загадками, аллегориямиЭто когда за конкретным, понятным всем словом скрывается глубокое философское значение. В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл, урок для всех.

 2 ученик: Среди древневосточных памятников центральной является древнееврейская «Книга притч Соломоновых»(4 в. до н. э.), В 965 году до нашей эры на царский престол в Израиле воссел сын Давида Соломон. Согласно летописям, он не попросил Бога дать ему богатство и славу, но только «премудрость и знание», чтобы «управлять сим народом… великим». В ответ на эту просьбу Господь даровал ему «премудрость и знание» и «сердце… разумное» Впоследствии Соломон «изрек… три тысячи притчей» Лишь некоторые из этих мудрых изречений записаны в библейской книге Притчей. Эту мудрость «вложил Бог в сердце его [Соломона]»  

Откроем притчи царя Соломона  (Слайд 3-5)

Учитель: выберете одну и объясните  смысл с вашей точки зрения ( идет обсуждение)

     «Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его» 

«Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою» 

«Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых» 

«При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен» 

«Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его»  

«Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол» 

«Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим» 

«И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным» 

«Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» 

«Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними» 

«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» 

«Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» 

«Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его» 

 

 Одна из лучших притч царя СоломонаProverb scroll.PNG

   (инсценировка притчи учениками) 

Когда царь Соломон спустился с горы, после встречи восхода Солнца, собравшиеся у подножия сказали:

— Ты источник вдохновения для нас. Твои слова преображают сердца. А мудрость твоя просветляет разум. Мы жаждем слушать тебя.

Скажи нам: кто мы?

Он улыбнулся и сказал: 

— Вы — свет мира. Вы — звезды. Вы — храм истины. В каждом из вас Вселенная. Погрузите ум в сердце, спрашивайте свое сердце, слушайте через свою любовь. Блаженны знающие язык Бога.

— В чем смысл жизни?

— Жизнь — это путь, цель и награда. Жизнь — это танец Любви. Ваше предназначение — расцвести. БЫТЬ — это великий дар миру. Ваша жизнь — история Вселенной. И поэтому жизнь прекраснее всех теорий. Относитесь к жизни, как к празднику, ибо жизнь ценна сама по себе. Жизнь состоит из настоящего. А смысл настоящего — быть в настоящем.

— Почему несчастья преследуют нас?

— Что сеяли, то и собираете. Несчастья — это ваш выбор. Бедность — творение человеческое. А горечь — это плод невежества. Обвиняя, теряете силу, а вожделея, рассеиваете счастье. Проснитесь, ибо нищий тот, кто не осознает себя. А не нашедшие внутри Царство Божие — бездомные. Бедным становится тот, кто впустую тратит время. Не превращайте жизнь в прозябание. Не позволяйте толпе погубить вашу душу. Да не будет богатство вашим проклятием.

— Как преодолеть несчастья?

— Не осуждайте себя. Ибо вы божественны. Не сравнивайте и не разделяйте. За все благодарите. Радуйтесь, ибо радость творит чудеса. Любите себя, ибо любящие себя любят все. Благословляйте опасности, ибо смелые обретают блаженство. Молитесь в радости — и несчастье обойдет вас. Молитесь, но не торгуйтесь с Богом. И знайте, восхваление — лучшая молитва, а счастье — лучшая пища для души.

— Каков путь к счастью?

— Счастливы ЛЮБЯЩИЕ, счастливы благодарящие. Счастливы умиротворенные. Счастливы нашедшие рай в себе. Счастливы дарящие в радости и счастливы принимающие дары с радостью. Счастливы ищущие. Счастливы пробудившиеся. Счастливы внимающие голосу Бога. Счастливы исполняющие свое предназначение. Счастливы познавшие Единство. Счастливы изведавшие вкус Богосозерцания. Счастливы пребывающие в гармонии. Счастливы прозревшие красоты мира. Счастливы открывшиеся Солнцу. Счастливы текущие, как реки. Счастливы готовые принять счастье. Счастливы мудрые. Счастливы осознавшие себя. Счастливы возлюбившие себя. Счастливы восхваляющие жизнь. Счастливы созидающие. Счастливы свободные. Счастливы прощающие.

— В чем секрет изобилия?

— Жизнь ваша — величайшая драгоценность в сокровищнице Бога. А Бог — драгоценность сердца человеческого. Богатство внутри вас неистощимо, а изобилие вокруг вас безгранично. Мир достаточно богат, чтобы каждый стал богатым. Поэтому чем больше даете, тем больше получаете. Счастье стоит у порога вашего дома. Откройтесь изобилию. И превращайте все в золото жизни. Блаженны нашедшие сокровища в себе.

— Как жить в свете?        

— Пейте из каждого мгновения жизни, ибо непрожитая жизнь порождает печали. И знайте, что внутри, то и снаружи. Мрак мира — от мрака в сердце. Счастье — это восход Солнца. Богосозерцание — это растворение в свете. Просветление — это сияние тысячи солнц. Блаженны жаждущие света.

— Как обрести гармонию?

— Живите просто. Не приносите никому вреда. Не завидуйте. Пусть сомнения очищают, а не приносят бессилие. Посвятите жизнь прекрасному. Творите ради творчества, а не ради признания. Относитесь к ближним, как к откровениям. Преобразите прошлое, забыв его. Приносите в мир новое. Наполните тело любовью. Станьте энергией любви, ибо любовь все одухотворяет. Где любовь — там Бог.

— Как достичь совершенства жизни?

— Счастливый преображает многих. Несчастные остаются рабами, ибо счастье любит свободу. Воистину, радость там, где Свобода. Постигайте искусство счастья. Откройтесь миру и мир откроется вам. Отказавшись от противостояния, вы становитесь владыкой. И, посмотрев на всех с любовью, он добавил: — Но многое еще вам откроет Безмолвие… Только будьте Собой!

 Учитель: Приемлемы ли советы царя Соломона в современном мире? Подтвердите фактами из жизни, пословицами и поговорками ( Слайд 6,7)

Человек предполагает, а Бог располагает - "Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.. 

Человек ходит, а Бог видит -"Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти. "

Бедного обижать нельзя -"Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить - и не будет услышан. "

Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою-" Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. " 

Деньгами душу не выкупишь-"Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть. "

Завистливый сохнет от зависти, а добрый плачет от радости-""Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей. " 

 1 ученик: Вывод:  Притчи царя Соломона дают мудрость и наставление, помогают усвоить правила благоразумия, правосудия, помогают умножить познания и рассудительность.

2 ученик: Вместе с христианской письменностью, с первыми переводами текстов священного писания , прежде всего Евангелия, в литературу пришла притча.

  В Евангелие притчи рассказывает сам Господь. Он пришел на нашу Землю, учил Слову Божьему, иногда учит  притчами ,смысл которых иногда растолковывает  Сам, если же Спаситель не дает нам ключ к прочтению их, тогда  толкования нам дают великие умы Церкви (Слайд 8)

http://mir-biblii.ru/uploads/posts/2016-02/1455726759_53.vopros_mir-biblii.ru.jpg

Пересказ притчи « Цирюльник» ( ученик)

 «Один парикмахер, подстригая клиент, разговорился с ним о Боге:

-Если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети и несправедливые войны? Если бы Он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает все это. Поэтому я лично не верю в го существование.

 Тогда клиент сказал парикмахеру :

 -Знаете, что я скажу ? Парикмахеров не существует.

 -Как это так? –  парикмахер. Один из них сейчас перед вами.

 -Нет !- воскликнул клиент. – Их не существует, иначе не было бы столько заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идет по улице.

-Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах! Просто люди сами ко мне не приходят.

-В том –то и дело! Подтвердил клиент.- И я о том же : Бог есть. Просто люди  Его не ищут и не приходят к Нему. Вот почему в мире так много боли и страданий.»

На какие мысли наводит вас эта притча? ( обсуждение)

Учитель: Истина, как картина, удерживается в памяти. Притча заставляет взглянуть на себя со стороны, задуматься о вечных ценностях.

Действительно, слова здесь излишне, можно лишь повторить мудрое высказывание, что притча-это искусство слова попадать прямо в сердце. Христианские притчи ценны тем, что воспитывают в нас самые главные качества: доброту, терпение, смирение и мудрость.

А теперь назовите добродетели, которые помогают найти путь к Богу.

(доброта, милосердие, терпение, смирение, послушание и т.д)

Жанр притчи нашел отражение и в литературе, и в песенном творчестве ( слайд 9) 

1 ученик: У известного автора-исполнителя Светланы Копыловой отмечают еще более редкий дар: сочетать стихи, музыку, сюжетную канву текстов и глубокий христианский смысл. Ее песни-притчи – это совершенно новый жанр, но и возможность поразмышлять о вечных ценностях, затрагивающих сердца самых разных людей: добре, зле, Боге, самопожертвовании, борьбе с пороками, покаянии, прощении, Вечность— Все течет, все изменяется... Человек не может всю жизнь оставаться одним и тем же, он должен совершенствоваться.

 Светлане принадлежит поэтический сборник и четыре альбома авторской песни, в которой, как говорят почитатели ее таланта, "и слова, и музыка направляют взоры слушателя к Богу и подвигают к покаянию, к вере, к Православию". 

  Послушайте  притчу «Цирюльник» в песенном исполнении Светланы Копыловой и посмотрите видео - ролик на сюжет этой   притчи.

Учитель: Вот несколько высказываний Светланы Копыловой о своем творчестве.

 1 ученик: «А я и выхожу-то на сцену для того, чтоб растопить, умягчить сердца... Большей задачи ставить не решаюсь. Все остальное — в руках Божьих». 

 2 ученик: Что такое счастье?   Это согласие с самим собой. Когда совесть ни в чем не мучает и не обличает. Когда на душе мир и чувство растворения в Боге, когда можешь кому-то помочь и видишь радость в лице того, кто получил от тебя эту помощь. Думаю, что много можно найти граней счастья. 

 Учитель: Ребята, вот и закончилось наше знакомство с притчами, с верой, воплощенной в слово. В заключении занятия попрошу вас ответить на вопросы анкеты и еще раз осмыслить услышанное.

Анкета (Слайд10)

      1.Что, по Вашему мнению, представляет собой притча?

      2. Сколько притч Вы знаете?

      3.Слышите ли Вы притчи в обыденной жизни? От кого чаще?

      4.Можете ли Вы сами пересказать какую-либо притчу? Расскажите ее главный смысл.

      5.Нужны ли притчи в настоящее время? Зачем?

      6.Какие качества, на Ваш взгляд, способна воспитать в человеке притча?

Учитель: Обратите внимание на изображения (Слайды11,12) и задумайтесь о жизненных ценностях.

Спасибо

                                  



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вера, воплощенная в слово «Подобно тому, как при свете грошовой свечки отыскивается обронённый золотой или жемчужина, так с помощью притчи познается истина» Агада

Слайд 2

Притча – это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам, следует или не следует наставлениям.

Слайд 3

Притчи царя Соломона Человек предполагает, а Бог располагает - "Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.. Человек ходит, а Бог видит -"Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти. " Бедного обижать нельзя -"Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить - и не будет услышан. "

Слайд 4

Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою -" Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. " Деньгами душу не выкупишь -"Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть. " Завистливый сохнет от зависти, а добрый плачет от радости -""Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей. "

Слайд 6

Имя Светланы Копыловой - православного барда и поэтессы, лауреата международных фестивалей - хорошо известно верующим. В ее репертуаре -песни-притчи, баллады, духовные песнопения. Светлане принадлежит поэтический сборник и четыре альбома авторской песни, в которой, как говорят почитатели ее таланта, "и слова, и музыка направляют взоры слушателя к Богу и подвигают к покаянию, к вере, к Православию". Произведения Светланы Копыловой волнуют до глубины души.

Слайд 7

Анкета 1.Что, по Вашему мнению, представляет собой притча? 2.Сколько притч Вы знаете? 3.Слышите ли Вы притчи в обыденной жизни? От кого чаще? 4.Можете ли Вы сами пересказать какую-либо притчу? Расскажите ее главный смысл. 5.Нужны ли притчи в настоящее время? Зачем? 6.Какие качества, на Ваш взгляд, способна воспитать в человеке притча?

Слайд 10

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие. "Творчество Сергея Есенина глазами православных верующих"

Обратимся вновь к биографии поэта. С. Есенин — православный поэт. Его мать, Татьяна Федоровна, была человеком глубокой православной веры. Она заложила эту веру и в его душу! В строках: «Стыдно мне, чт...

Внеклассное мероприятие "Хочешь верь, хочешь не верь..."

Внеклассное меропрриятие (конкурс) в рамках развития критического мышления.Конкурс включает творческие задания:- найди  ошибку!- «Нас ветру догнать нелегко»- догадайся, что ты видишь на фотографи...

"Слово за́ слово" - внеклассное мероприятие, посвящённое Дню словаря

Внеклассное мероприятие для обучающихся 5-7 классов...