Урок литературы в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
Тема: А. С. Пушкин. « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов.
УМК:
- Сборник нормативных документов. Литература/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008.
- Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень)/ Под ред. В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2010.
- Литература. 5 кл. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ авт. Сост. В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2007.
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс.- ВАКО, 2009.
Тип урока: комбинированный
Цели:
Образовательные: расширить представления учащихся о биографии и творчестве А.С. Пушкина, способствовать формированию и пониманию жанровой специфики литературного произведения.
Развивающие: развивать навыки сопоставительного анализа, творческие способности учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к художественной литературе.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, портрет А.С. Пушкина,
Методы: эвристический, частично- поисковый.
Форма контроля: проверочная работа, ориентированная на выявление умений сопоставительного анализа, проверка теоретических знаний
Ход урока
Домашнее задание. Учащиеся должны были выучить определение баллада, прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», выявить сходства и различие со сказкой В.А. Жуковского « Спящая царевна»,обратить внимание на то, как Пушкин описывает своих героев в сказке.
1.Организационный момент ( 5 минут)
Запись в тетради темы урока. Формулировка целей урока вместе с учениками.
- Мне хочется начать наш урок со стихотворения А.С. Пушкина
2. Чтение учителем наизусть стихотворения А.С. Пушкина « Няне» ( 4 минуты)
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
- Как вы думаете, кому посветил это стихотворение А.С. Пушкин? ( Няне)
-А как звали няню Пушкина? ( Арина Родионовна)
- А что вы еще знаете о биографии А.С.Пушкина?
3. Составление первой колонки таблицы (5 минут) (ученики заполняют самостоятельно)
Что я знаю об А.С. Пушкине | |
- Проверяем.
- А теперь послушаем о новых фактах из биографии А.С. Пушкина.
4. Проектная деятельность учащихся о биографии А. С. Пушкина. ( презентация). ( 7 минут),( Приложение № 2)
- Вам понравилась работа ребят? Что особенно понравилось?
- А теперь заполним вторую графу колонки, что же вы нового узнали о Пушкине? ( 3 минуты)
Что я нового узнал об А.С. Пушкине | |
5. Физическая минутка ( 1 минута)
6. Эвристическая беседа ( 10 минут)
-А.С. Пушкин был не только талантливым поэтом, но и замечательным прозаиком, он писал сказки.
-Какие сказки А.С. Пушкина вы читали?
- Вы прочитали « Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»
- Понравилась вам сказка? Чем? Обоснуйте свой ответ.
- Какие эпизоды понравились больше всего? Почему?
- Какие слова или выражения указывают нам на то, что это сказка? ( сказочные герои: царь, царица, правду молвить, наличие волшебного предмета- зеркальца, яблоко, сказочная концовка)
- Кратко перескажите сюжет сказки
- С какими героями нас знакомит Пушкин? ( Царь, царица, царевна, Королевич Елисей, Чернавка, пес, семь богатырей)
- Какими нам рисует А.С. Пушкин образы Царицы и молодой царевны. Составим синквейн ( по вариантам: 1 вариант- царица, 2 вариант- царевна; 2существительных, 3 прилагательных, 4 глагола)
Царица Царевна
-зеркальце -нрав
-зло -молодость
-своенравна -белолица
-ревнива -черноброва
-горда -свежа
-красоваться -пала
-говорить -росла
-позвала -поднесла
-сердилась -проглотила
- Найдите в тексте описание этих героинь.
«…Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива» ( Царица)
«Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась- и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву краткого такого» ( Царевна)
- В каких народных и литературных сказках говорится о злой мачехе и падчерице? ( Народные сказки: « Морозко», « Крошечка-Хаврошечка»; литературные сказки: « Золушка» Ш. Пьеро, « Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака)
-Какими словами автор описывает образы царя, чернавки, пса?
(царь: царь-отец, неутешен, был грешен,
чернавка: та в душе ее любя, не убила, не связала, отпустила и сказала « Не кручинься, Бог с тобой»,
семь богатырей: перед утренней зарею Братья дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять,
пес: одолел, чуть до смерти не заел, лает, прыгнет, завизжит, жалко смотрит, грозно воет, словно сердце песье ноет)
-Кому из героев автор дает имя? Как вы думаете почему?( Королевич Елисей)
- как описывает его автор?
-Пушкин представил нам образы своих героев . Описывая каждого из них, он проделал кропотливую работу. Любой сказочный образ у него индивидуальный и интересный. В целом складывается система взаимосвязанных образов. Если мы хоть один из них выбросим, то сказка уже не будет такой целостной и понятной.
7. Проверочная работа (7 минут)
Слайд вынесен на интерактивную доску.
8. Домашнее задание ( 2 минуты)
1. Подготовить выразительное чтение эпизода сказки (не менее 24 строк)
2. Выполнить рисунок к эпизоду (любому из сказок А.С. Пушкина)
3. 1 вариант – стр. 108, 5 вопрос (письменно)
2 вариант – стр. 109, 5 вопрос (письменно)
9. Итоги урока ( 1 минута)
-Что мы сегодня на уроке узнали нового? ( Познакомились с биографией А.С. Пушкина, выявили систему образов в « Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»). Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...