Учебная исследовательская работа как один из видов развития связной речи учащихся.
статья по литературе (5 класс) на тему
Развитие устной речи учащихся– одно из главных направлений в методике преподавания русского языка и литературы. .Одним из видов работы по развитию речи является учебная исследовательская работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная исследовательская работа
как один из видов развития связной речи учащихся
Развитие устной речи учащихся – одно из главных направлений в методике преподавания русского языка и литературы. Развивать речь учащихся – значит делать ее более точной, логичной, выразительной, образной, связной, интонационно богатой.
Какие виды работы по развитию связной речи можно выделить?
- составление различных планов (ответа, сочинения, главы книги, параграфа и др.), собственных вопросов к нему; задавать вопросы собеседнику,
- давать исчерпывающий развернутый ответ на вопрос (устный и письменный),
- устный пересказ (умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания),
- написание сочинения, изложения,
- составление конспекта, аннотации к книге, тезисов, отзыва о книге,
- работа над докладом, сообщением,
- подготовка статьи или заметки в газету,
- проведение экскурсии в музее,
- инсценирование отдельных эпизодов и сцен,
- защита проектных работ и презентаций,
- письменный диалог, включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, написание эссе,
- составление памяток, инструкций,
- заполнение таблиц
Особую роль при этом играет исследовательская работа.
Учебная исследовательская работа
Образ кота в русских народных сказках
Кошка – животное, которое живёт рядом с человеком более пяти тысяч лет и при этом она остаётся таинственной и загадочной. Это одно из древних животных, известных человеку. Таким образом, кошка не только вошла в мифологию разных народов, но и стала героем многих фольклорных и литературных произведений.
Цели работы:
- Выяснить, каков образ кота в разных сказках.
- Провести опрос среди нашего класса.
Задачи:
- Собрать информацию по теме.
- Провести анализ.
- Сделать вывод.
Методы исследования – аналитический, поисковый, творческий.
Большое разнообразие образов кошек в народных и зарубежных произведениях не случайно. Этот символ, уходящий корнями в историю народа, он – отражение мудрости.
Мы очень любим сказки, где присутствуют различные коты. Животные в сказках олицетворяют собой разнообразные характеры. Конечно, все они изображают мир людей – их действия, страхи слабых перед сильными, находчивость и доброту.
Мы выделили несколько образов сказочных котов.
«Петух, кот и лиса»
В этой сказке кот спасает петуха, которого лиса обманом хочет вытащить из домика, но кот оказывается хитрее лисы и выманивает из норы плутовку, спасая друга.
В данной сказке кот:
- заступник
- хитрый
- смелый
- добрый
«Кот и лиса»
В этой сказке кот в лесу познакомился с лисой. Лиса исхитрилась и представила его в лесу всем как Котофея Ивановича, благодаря чему все звери стали бояться кота, а вместе с ним и лису. Плутовские свойства сближают его с лисой.
- Обманщик
«Кот в сапогах»
В этой сказке было 3 брата, они заблудились в лесу. После чего им встретился в лесу кот не простой , а в сапогах и шляпе. Он вывел мальчишек к дому.
В данной сказке кот:
- храбрый
- смелый
- добрый
- заступник
«Дружба кошки и мышки»
Сказка о том, как хитрая кошка вошла в доверие к мышке, обманывает её, поедая их общие запасы. Когда же обман был раскрыт, кошка съедает и бедную доверчивую мышку.
- хитрая
- обманщица
«Кошкин дом»
Сказка о том, как кошка, живущая благополучно и беззаботно, выгоняет маленьких котят, нуждающихся в поддержке. Но когда её дом сгорел, то на помощь пришли лишь маленькие отвергнутые котята:
- эгоистка
- самолюбивая
«Баран, козел и кот серый лоб»
Из-за того, что кот съедает у хозяйки все припасы, та решает заколоть барана и козла. Но он рассказывает обо всём барану и козлу, винится перед ними, и все вместе они сбегают из дома. Впоследствии в лесу кот спасает товарищей от голодных волков, обманув их.
- хитрец
- добрый
Сопоставительный анализ
Сходство | Различия: |
|
|
Нами был проведен опрос среди учеников нашего класса, знают ли ребята сказки, где среди других героев присутствую кошки. Результаты представлены на диаграмме.
Заключение
Познакомившись с разными образами кошки в литературе, мы пришли к выводу о том, что она обладает общими чертами в сказках разных народов мира. Ни одному другому животному такая роль до сих пор не отводилась.
Сделаем некоторые выводы:
Образ кошки двойствен. В русских сказках в большинстве случаев кошка помогает человеку. Она может сопоставляться с разными животными (например, с лисой, собакой или даже с медведем) и выполнять их функции. Это можно объяснить многоликой природой кошки и разным отношением к ней. Образы кошки в русских и зарубежных сказках похожи, больших различий нет.
Познакомившись с разными образами кошки в литературе, мы пришли к выводу о том, что кошка может выступать как олицетворение уюта, домашнего очага, так и воплощение игривости, мудрости и коварства, что заставляет нас задуматься о самих себе. Вот такие они, сказочные кошки, очень разные и многогранные.
Развитие речи на уроках русского языка и литературы способствует умению выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условием общения. Одним из видов работы по развитию речи является учебная исследовательская работа.
Список литературы
1.Братья Гримм «Дружба кошки и мышки»//Сказка . Источник «Сказки о животных», М.:ОлмаМедиаГрупп,2012г
2.Кот , петух и лиса//Сказка. Источник : «Большая книга русских сказок», М.: РОСМЭН,2012г.
3.Кот и лиса//Сказка. Источник : «Большая книга русских сказок», М.: РОСМЭН,2012Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи учащихся начальной школы на логопедических занятиях.
Использование методики развития связного высказывания Марии Монтессори на логопедических занятиях....
«Развитие связной речи учащихся с интеллектуальным недоразвитием на основе дифференцированного подхода в обучении».
Школьный курс русского языка в коррекционной школе VIIIвида играет важную роль в системе общеобразовательной подготовки обучающихся. И необ...
СЛОВАРНАЯ (ЛЕКСИЧЕСКАЯ) РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
Задачи преподавания русского языка в школе заключаются в том, чтобы научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме , для чег...
Развитие связной речи учащихся.
Статья, посвящённая развитию у учащихся связной речи в учебно-воспитательном процессе....
Проектная работа "Организация работы по развитию связной речи учащихся на ступени основного и среднего (полного) общего образования".
В соответствии с современными требованиями к уровню образовательной подготовки и уровню личностного развития учащихся первостепенной задачей обучения становится формирование текстовой компетенции как ...
Презентация "Развитие связной речи учащихся с НС на уроках математики"
Презентация к докладу "Развитие связной речи учащихся с НС на уроках математики"...