Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_kl.doc | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 29 г. Ярославля
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей гуманитарных предметов (протокол №____ от ____ августа 2013 г.) | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________________ В.Н. Попова «_______» __________________ 2013 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом по МОУ СОШ №29 от ____ сентября 2013 г. за №____ Директор школы ___________________ А.В. Матвеев |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРА»
5 «А» класс
Количество часов по учебному плану: 68 часов, 2 часа в неделю Количество часов по программе: 68 часов, 2 часа в неделю Программа: Программа по литературе 5-11 классов (Базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2007. Учебник: Коровина В.Я. Литература.:5 класс: Учеб.:В 2 ч.- М.: Просвещение, 2012. | Составитель: учитель русского языка и литературы ______________ Лепешева Е.А. «_______» __________________ 2013 г. |
2013 – 2014 учебный год
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 класс
под редакцией Коровиной В. Я. ( М.: Просвещение, 2006 год) с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта образования по литературе (приказ Мин. Обр. Науки от 5 марта 2004 г. № 1089)
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Количество учебного времени определено — 34 недели
1.Учебным планом МОУ СОШ №29 на 2013-2014 учебный год
2.Годовым календарным графиком МОУ СОШ № 29 на 2013-2014 учебный год (Приказ по МОУ СОШ № 29 от 26.08.2013г. №186).
На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых сосредоточен на сюжете и героях произведения.Теоретико — литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения — от метафоры до композиции.
Литературное образование играет особую роль в процессах формирования и воспитания личности, развитии ее морально — нравственных качеств, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, содействует укреплению национальных традиций, обеспечивает преемственность поколений. В 5 классе формируется потребность в систематическом чтении и анализе художественных произведений, развивается эмоциональная сфера школьников.
Цель обучения литературе в 5 классе — знакомство учащихся с жанрами фольклора, родами и жанрами литературы.
Задачи:
1)Освоение теоретических понятий: жанры фольклора, роды и жанры литературы;
2)Использование основных теоретических понятий и принципов при анализе литературных произведений;
3)Формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико — эстетический компонент искусства;
4)Формирование представлений о литературе как о культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
5)Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
6)Формирование эмоциональной культуры личности и социально — значимого ценностного отношения к миру и искусству;
7)Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
2. Тематическое планирование
№ | Тема | Тематическое планирование | ||||
Формы организации учебных занятий | Всего | |||||
Рассказ учителя. Обучение чтению | Уроки развития речи | Беседа. Обучение чтению | Уроки внеклассного чтения | |||
1 | Вводная тема | 1 |
| 1 | ||
2 | Устное народное творчество | 1 | 5 |
| 6 | |
3 | Древнерусская литература | 1 |
| 1 | ||
4 | Литература 18 века | 1 | 1 | 2 | ||
5 | Творчество И. А. Крылова | 2 | 1 |
| 3 | |
6 | Творчество В. А. Жуковского | 1 | 1 |
| 2 | |
7 | Творчество А. С. Пушкина | 1 | 2 | 2 | 5 | |
8 | Антоний Погорельский | 1 |
| 1 | ||
9 | В. М. Гаршин | 1 |
| 1 | ||
10 | Творчество М. Ю. Лермонтова | 1 | 1 |
| 2 | |
11 | Творчество Н. В. Гоголя | 1 | 1 |
| 2 | |
12 | Творчество Н. А. Некрасова | 1 | 1 | 2 | ||
13 | Творчество И. С. Тургенева | 1 | 1 | 2 |
| 4 |
14 | Творчество А. А. Фета | 1 |
| 1 | ||
15 | Творчество Л. Н. Толстого | 1 | 1 |
| 2 | |
16 | Творчество А. П. Чехова | 1 | 1 | |||
17 | Поэзия о Родине и родной природе | 1 | 1 |
| 2 | |
18 | Творчество И. А. Бунина | 1 | 1 | |||
19 | Творчество В. Г. Короленко | 1 | 1 | 1 |
| 3 |
20 | Творчество А. С. Есенина | 1 |
| 1 | ||
21 | Творчество П. П. Бажова | 1 | 1 |
| 2 | |
22 | Творчество К. Г. Паустовского | 1 | 1 | 1 | 3 | |
23 | Творчество С. Я. Маршака | 1 | 1 |
| 2 | |
24 | Творчество А. П. Платонова | 1 | 1 |
| 2 | |
25 | Творчество В. П. Астафьева | 1 | 1 | 1 |
| 3 |
26 | Русские поэты 20 века о Родине и природе | 1 | 1 |
| 2 | |
27 | С. Черный | 1 |
| 1 | ||
28 | Стихи о ВОВ | 1 |
| 1 | ||
29 | Творчество зарубежных писателей | 2 | 1 | 1 | 4 | 8 |
30 | Итоговый урок |
| 1 |
3 Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе (68 часов)
№ п/п | Тема урока, основное содержание | Основные виды деятельности | Из них | Методико-техническое обеспечение образовательного процесса | Общие учебные умения, навыки, способы деятельности | ||
Рр | Вн. чт. | ||||||
1 | Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся | Запись тезисов лекции, беседа, работа с книгой | Выставка книг изданий разных авторов, изучаемых в 5 классе | СоставлеСоставление тезисов, конспекта, адекватное восприятие устной речи | |||
2 | Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни | Сочинение загадок, частушек и колыбельных песен | Различные издания сборников загадок, скороговорок, колыбельных песен | Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге | |||
3 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна — лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой | Сочинение сказок заданного вида, создание иллюстраций | Иллюстрации к сказке художников Билибина И., Васнецова В. и др. | Проведение информационно — смыслового анализа текста, использование различных видов чтения | |||
4 | Художественный мир сказки «Царевна — лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика | Участие в беседе, работа с книгой, выразительное чтение | Иллюстрации Мавриной Т., Кузнецова И. | Способность передавать содержание текста, использовать схему построения волшебной сказки | |||
5 | «Иван — крестьянский сын и чудо — юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора - народа | Беседа, художественный пересказ | Выставка книг, иллюстраций | Проведение информационно — смыслового анализа текста, использование различных видов чтения, выразительных средств языка | |||
6 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедловости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле бытовых сказках | Участие в беседе, работа с текстом, выразительное чтение | Иллюстрации к сказке | Проведение информационно — смыслового анализа текста, использование различных видов чтения, выразительных средств языка | |||
7 | Мои любимые народные сказки. Обучение домашнему сочинению. Темы: «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках» | Самостоятельное планирование и проведение исследования | 1 | Памятка «Как писать сочинение» | Создание собственного письменного высказывания | ||
8 | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи | Рассказ, работа с текстом, беседа | Иллюстрации Иванова А. | Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста | |||
9 | Из русской литературы XVIII века. М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы | Слово учителя, обучение выразительному чтению | Портрет М. В. Ломоносова | Анализ текста и устные высказывания. Умение вступать в речевое общение | |||
10 | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века) | Проблемная лекция, беседа | 1 | Выставка книг, иллюстраций | Использование различных видов чтения, выразительных средств языка | ||
11 | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и ягненок». Понятие об аллегории и морали | Работа с текстом, понятиями аллегория, мораль, инсценировка басни | Портрет И. А. Крылова. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Иллюстрации к басне | Проведение информационно — смыслового анализа текста, использование различных видов чтения, выразительных средств языка | |||
12 | И. А. Крылов «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали | Участие в беседе, работа с текстом, выразительное чтение | Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Иллюстрации к басне | Использование различных видов чтения, выразительных средств языка | |||
13 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Конкурс инсценированной басни. Обучение выразительному чтению басни | Участие в беседе, работа с текстом, инсценирование басни, выразительное чтение | Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Иллюстрации к басне «Волк на псарне» | Использование различных видов чтения, выразительных средств языка | |||
14 | В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский — сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки | Беседа, работа с книгой | Портрет В. А. Жуковского, иллюстрации | Сравнение литературной сказки и народной | |||
15 | В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно — психологические проблемы баллады | Работа с понятием баллада, работа с текстом | Иллюстрации | Использование различных видов чтения, формулирование выводов, подбор аргументов | |||
16 | А. С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны | Рассказ учителя, работа с текстом | Учебный видеофильм «Мой Пушкин». Портрет Пушкина | Адекватное восприятие устной речи | |||
17 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок | Работа с текстом | Репродукции к поэме художников Палеха | Проведение информационно — смыслового анализа текста | |||
18 | Письменные ответы или тестирование | Урок контроля | Создание собственного письменного высказывания | ||||
19 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки | Рассказ, работа с текстом, беседа | Репродукции к сказке | Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста | |||
20 | Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке.Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина?». «Что помогло Елисею в поисках невесты в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина?» | Урок развития речи. Работа над терминами «ритм, рифма, строфа». Обучение домашнему сочинению | 1 | Памятка «Как писать сочинение» | Самостоятельное планирование и проведение исследования | ||
21 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно — условное фантастическое и достоверно — реальное в сказке | Чтение текста, решение проблемных задач | Репродукция к сказке | Умение участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на его мнение) | |||
22 | В. М. Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения | Работа с текстом | Портрет Гаршина. Иллюстрации к сказке | Владение монологической и диалогической речью | |||
23 | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен | Рассказ учителя, работа с текстом, комментирование чтения, беседа | Портрет Лермонтова. Иллюстрации к стихотворению | Проведение информационно — смыслового анализа текста | |||
24 | Изобразительно — выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения | Знакомство со средствами художественной выразительности языка | Иллюстрации, посвященные Бородинской битве | Использование различных видов чтения, выразительных средств языка | |||
25 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести | Знакомство с биографией и творчеством писателей, чтение произведения | Иллюстрации. Портрет Гоголя | Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста, владение монологической речью | |||
26 | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Рассказ о самостоятельно прочитанном произведении из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Иллюстрации | Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста, владение монологической речью | |||
27 | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Понятие об эпитете | Работа с термином «эпитет», выразительное чтение | Портрет Некрасова. Картина Репина «Бурлаки на Волге» | Проведение информационно — смыслового анализа текста | |||
28 | Н. А. Некрасов. Есть женщины в русских селеньях...» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей | Урок внеклассного чтения. Рассказ учителя, работа с текстом | 1 | Иллюстрации к произведению | Выбор и использование выразительных средств языка | ||
29 | И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна | Рассказ, работа с текстом, беседа | Иллюстрации «Благодетельница» | Сопоставление, умение делать выводы, формулирование мыслей в устной форме | |||
30 | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества | Практикум. Работа с текстом, решение проблемных задач | Иллюстрации | Классификация предметов по предложенному критерию | |||
31 | Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму»: «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чем вина и беда барыни?» | Урок развития речи. Обсуждение тем, эпиграфов, плана будущих сочинений | 1 | Памятка «Как писать сочинение» | Подбор аргументов, формулирование выводов, работа с черновыми вариантами собственных текстов | ||
32 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева. (Письменные ответы на вопросы или тестирование) | Урок контроля. Написание контрольной работы | Владение навыками контроля и оценки своей деятельности | ||||
33 | А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни | Практикум. Чтение текста стихотворения, его анализ, выразительное чтение | Портрет А. А. Фета | Использование различных видов чтения, выразительных средств языка | |||
34 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы | Урок развития речи. Работа с текстом, беседа | 1 | Портрет Л. Н. Толстого | Приведение аргументов, формулирование выводов | ||
35 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина». «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» | Обучение сравнительной характеристике героев в письменной форме | Памятка «Как писать сравнительную характеристику героев» | Создание собственного письменного высказывания | |||
36 | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия» | Практикум. Обучение составления киносценария, знакомство с понятием «юмор» | Портрет А. П. Чехова | Владение диалогической речью | |||
37 | Русские поэты ХIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений | Урок — концерт. Практикум. Слово о поэте, работа с понятием «ритм», выразительное чтение стихотворения | Портрет Ф. И. Тютчева | Проведение информационно — смыслового анализа текста, использование различных видов чтения, выразительных средств языка | |||
38 | Лирика И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии ХIX века) | Урок — концерт. Выразительное чтение стихотворения, обучение анализу одного стихотворения | План анализа стихотворения | Создание собственных текстов | |||
39 | И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа | Урок внеклассного чтения. Чтение и анализ рассказа «Косцы» | 1 | Портрет И. А. Бунина. Картина «Косцы» Пластова | Проведение информационно — смыслового анализа текста | ||
40 | В. Г. Короленко. Слово о писателе «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений | Знакомство с главными героями. Роль портетов, пейзажа | Иллюстрации к рассказам | Владение монологической и диалогической речью | |||
41 | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев | Практикум. Работа с понятием «портрет», беседа о героях произведения | Иллюстрации к повести | Использование различных видов чтения, выразительных средств языка | |||
42 | Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения. Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». «Два отца: Тыбурций и судья». «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня: два детства» | Урок развития речи. Работа с главами произведения. Понятие о композиции. Обучение домашнему сочинению | 1 | Памятка «Как писать сочинение» | Самостоятельное планирование исследования | ||
43 | С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение родной природы в стихотворении «Синий май. Зоревая теплынь...». Своеобразие языка стихотворения | Слово о поэте. Выразительное чтение и анализ стихотворения | Портрет С. А. Есенина | Владение навыками анализа произведения, его исследования | |||
44 | П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы - мастера | Слово о Бажове.Чтение и анализ произведения,характеристика героя | Портрет писателя. Иллюстрации. | Проведение информационно — смыслового анализа текста | |||
45 | Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка | Работа с текстом. Понятие о сказе | Иллюстрации к произведению | Владение монологической и диалогической речью | |||
46 | К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб» | Рассказ о писателе, беседа по прочитанному | Портрет К. Г. Паустовского | Определение темы, выделение проблемы | |||
47 | Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения | Практикум. Инсценирование отрывков рассказа, работа над нравственной проблематикой призведения | Иллюстрации | Владение монологической и диалогической речью | |||
48 | К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского | Урок внеклассного чтения. Работа с текстом, беседа | 1 | Портрет К. Г. Паустовского. Иллюстрации | Классификация предметов по предложенному критерию | ||
49 | С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса — сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла | Слово о писателе. Работа с текстом и понятием «драма» | Портрет писателя | Проведение информационно — смыслового анализа текста, использование различных видов чтения, выразительных средств языка | |||
50 | Художественные особенности пьесы — сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе — сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева в пьесе — сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». «Добро и зло в пьесе — сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». « Пьеса — сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и народные сказки» | Урок развития речи. Беседа по тексту, работа с понятием «юмор». Подготовка к домашнему сочинению | 1 | Памятка «Как писать сочинение» | Создание собственного текста | ||
51 | А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Духовный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита» | Слово писателе. Работа над понятиями «быль» и «фантастика» | Портрет писателя Репродукции | Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста | |||
52 | Контрольная работа по литературе или тестирование | Урок контроля. Написание контрольной работы (теста) | Владение навыками контроля | ||||
53 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу | Работа с текстом, беседа | Портрет В. П. Астафьева | Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | |||
54 | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении | ||||||
55 | Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе ХХ века: С. А. Есенин, П. П. Бажов, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев (по одному произведению)». «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (По произведениям К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева)» | Урок развития речи. Написание сочинения | 1 | Памятка «Как писать сочинение» | Создание собственных текстов | ||
56 | Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе: И. А. Бунин, Дон Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем. Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе: А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе | Урок — концерт. Выразительное чтение стихотворения. Проведение анализа призведений | Владение навыками анализа | ||||
57 | Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов ХХ века) | Совершенствование умения анализировать лирическое произведение | 1 | Памятка «Как анализировать стихотворение» | Создание собственного текста | ||
58 | Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь — Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в призведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах | Чтение, анализ произведений, работа над понятием «юмор» | Портрет С. Черного | Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста прослушанного текста. | |||
59 | К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети. А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны | Чтение стихотворения, его анализ | Репродукции о Великой Отечественной войне: «Фашист пролетел» и др. | Проведение информационно — смыслового анализа текста, использование различных видов чтения | |||
60 | Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер | Выразительное чтение. Работа над понятием «баллада» | Проведение информационно — смыслового анализа текста, использование различных видов чтения, выразительных средств языка | ||||
61 | Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека | Урок внеклассного чтения. Работа с книгой, беседа | 1 | Портрет Д. Дефо | Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста прослушанного текста. | ||
62 | Х.-К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда | Работа с книгой, беседа, рассказ | Иллюстрации к произведению | Классификация предметов по предложенному критерию | |||
63 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини | Работа с книгой, беседа | Иллюстрации к произведению | Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге | |||
64 | Наши любимые сказки Х.-К. Андерсена. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.-К. Андерсена: «Герда против Снежной Королевы». «Добро и зло в сказках Андерсена». «О чем мечтал Андерсен в своих сказках?». «Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?» | Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | Памятка «Как писать сочинение» | Умение выделять главное, создавать собственные тексты | ||
65 | Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном | Урок внеклассного чтения. Работа с текстом произведения (чтение, анализ) | 1 | Портрет Ж. Санд | Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге | ||
66 | М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Внутренний мир героев М. Твена | Урок внеклассного чтения. Знакомство с биографией и творчеством писателя, работа с текстом, беседа о главных героях | 1 | Иллюстрации к произведению | Оценка и анализ поступков героев | ||
67 | Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа | Урок внеклассного чтения. Рассказ, работа с текстом, беседа, работа с понятием «сказание» | 1 | Портрет Дж. Лондона | Составление цитатного плана, умение вступить в диалог | ||
68 | Итоговый урок- праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Задание для летнего чтения | Урок развития речи. Выступления учащихся. Доказательные рассуждения | 1 | Выставка книг | Умение объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям |
Рабочей программой предусмотрено:
Уроков по развитию речи — 11 Уроков внеклассного чтения — 10 Уроков контроля — 3
4. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся в результате изучения литературы в 5 классе должны
Знать/понимать:
- теоретико — литературные понятия: сюжет — герой — жанр — автор; композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог, эпизод, искусство слова, тропы и фигуры речи, элементарные вопросы стихосложения.
- сведения по истории литературы
Уметь:
1)грамотно и осмысленно читать,
2)читать выразительно,
3)воспринимать художественное произведение как сюжетно — композиционное единство в его причинно — следственных связях,
4)видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
5)определять жанрово — родовую природу произведения как воплощение историко — культурного развития искусства слова;
6)грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
7)выполнять письменные работы, в том числе творческого характера.
Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.
Учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....