Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Лепешева Елена Анатольевна

Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5_kl.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29 г. Ярославля

РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения учителей гуманитарных предметов

(протокол №____ от ____ августа 2013 г.)

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

____________________ В.Н. Попова

«_______» __________________ 2013 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом по МОУ СОШ №29

от ____ сентября 2013 г. за №____

Директор школы

___________________ А.В. Матвеев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ЛИТЕРАТУРА»

5 «А» класс

Количество часов по учебному плану: 68 часов, 2  часа в неделю

Количество часов по программе:  68 часов, 2  часа в неделю

Программа: Программа по литературе 5-11 классов (Базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2007.

Учебник: Коровина В.Я. Литература.:5 класс: Учеб.:В 2 ч.- М.: Просвещение,  2012.

Составитель: учитель русского языка и литературы

______________ Лепешева Е.А.

«_______» __________________ 2013 г.

2013 – 2014 учебный год

                                                                                                                                                                                                                                                           1.Пояснительная записка        

      Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 класс                          

под редакцией Коровиной В. Я. ( М.: Просвещение, 2006 год) с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта образования по литературе (приказ Мин. Обр. Науки от 5 марта 2004 г. № 1089)

        Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

        Количество учебного времени определено — 34 недели

1.Учебным планом МОУ СОШ №29  на 2013-2014 учебный год

2.Годовым календарным графиком МОУ СОШ № 29 на 2013-2014 учебный год (Приказ по МОУ СОШ № 29 от 26.08.2013г. №186).

     На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых сосредоточен на сюжете и героях произведения.Теоретико — литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения — от метафоры до композиции.

    Литературное образование играет особую роль в процессах формирования и воспитания личности, развитии ее морально — нравственных качеств, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, содействует укреплению национальных традиций, обеспечивает преемственность поколений. В 5 классе формируется потребность в систематическом чтении и анализе художественных произведений, развивается эмоциональная сфера школьников.

  Цель обучения литературе в 5 классе — знакомство учащихся с жанрами фольклора, родами и жанрами литературы.

  Задачи:

1)Освоение теоретических понятий: жанры фольклора, роды и жанры литературы;

2)Использование основных теоретических понятий и принципов при анализе литературных произведений;

3)Формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико — эстетический компонент искусства;

4)Формирование представлений о литературе как о культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

5)Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

6)Формирование эмоциональной культуры личности и социально — значимого ценностного отношения к миру и искусству;

7)Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            2.   Тематическое планирование

          Тема

              Тематическое планирование

Формы организации учебных занятий

Всего

Рассказ учителя. Обучение чтению

Уроки развития речи

Беседа. Обучение чтению

Уроки внеклассного чтения

1

Вводная тема

1

                     

1

2

Устное народное творчество

1

5

                     

6

3

Древнерусская литература

1

                     

1

4

Литература 18 века

1

1                    

2

5

Творчество И. А. Крылова

2

1

                     

3

6

Творчество В. А. Жуковского

1

1

                     

2

7

Творчество А. С. Пушкина

1

2

2

5

8

Антоний Погорельский

1

                     

1

9

В. М. Гаршин

1

                     

1

10

Творчество М. Ю. Лермонтова

1

1

                     

2

11

Творчество Н. В. Гоголя

1

1

                     

2

12

Творчество Н. А. Некрасова

1

1

2

13

Творчество И. С. Тургенева

1

1

2

                     

4

14

Творчество А. А. Фета

1

                     

1

15

Творчество Л. Н. Толстого

1

1

                     

2

16

Творчество А. П. Чехова

1

1

17

Поэзия о Родине  и родной природе

1

1

                     

2

18

Творчество И. А. Бунина

1

1

19

Творчество В. Г. Короленко

1

1

1

                     

3

20

Творчество А. С. Есенина

1

                     

1

21

Творчество П. П. Бажова

1

1

                     

2

22

Творчество К. Г. Паустовского

1

1

1

3

23

Творчество С. Я. Маршака

1

1

                     

2

24

Творчество А. П. Платонова

1

1

                     

2

25

Творчество В. П. Астафьева

1

1

1

                     

3

26

Русские поэты 20 века о Родине и природе

1

1

                     

2

27

С. Черный

1

                     

1

28

Стихи о ВОВ

1

                     

1

29

Творчество зарубежных писателей

2

1

1

4

8

30

Итоговый урок

                     

1

                                                                                                                                                             

               

  3   Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе (68 часов)

№ п/п

          Тема урока, основное содержание

Основные виды деятельности

    Из них

Методико-техническое обеспечение образовательного процесса

Общие учебные умения, навыки, способы деятельности

Рр

Вн. чт.

1

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся

Запись тезисов лекции, беседа, работа с книгой

Выставка книг изданий разных авторов, изучаемых в 5 классе

СоставлеСоставление тезисов, конспекта, адекватное восприятие устной речи

2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни

Сочинение загадок, частушек и колыбельных песен

Различные издания сборников загадок, скороговорок, колыбельных песен

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна — лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой

Сочинение сказок заданного вида, создание иллюстраций

Иллюстрации к сказке художников Билибина И., Васнецова В. и др.

Проведение информационно — смыслового анализа текста, использование различных видов чтения

4

Художественный мир сказки «Царевна — лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика

Участие в беседе, работа с книгой, выразительное чтение

Иллюстрации Мавриной      

Т., Кузнецова И.

Способность передавать содержание текста, использовать схему построения волшебной сказки

5

«Иван — крестьянский сын и чудо — юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора - народа

Беседа, художественный пересказ

Выставка книг, иллюстраций

Проведение информационно — смыслового анализа текста, использование различных видов чтения, выразительных средств языка

6

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедловости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле бытовых сказках

Участие в беседе, работа с текстом, выразительное чтение

Иллюстрации к сказке

Проведение информационно — смыслового анализа текста, использование различных видов чтения, выразительных средств языка

7

Мои любимые народные сказки. Обучение домашнему сочинению. Темы: «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему  люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках»

Самостоятельное планирование и проведение исследования

1

Памятка «Как писать сочинение»

Создание собственного письменного высказывания

8

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи

Рассказ, работа с текстом, беседа

Иллюстрации Иванова А.

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста

9

Из русской литературы XVIII века. М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы

Слово учителя, обучение выразительному чтению

Портрет М. В. Ломоносова

Анализ текста и устные высказывания. Умение вступать в речевое общение

10

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы  XVIII века)

Проблемная лекция, беседа

1

Выставка книг, иллюстраций

Использование различных видов чтения, выразительных средств языка

11

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и ягненок». Понятие об аллегории и морали

Работа с текстом, понятиями аллегория, мораль, инсценировка басни

Портрет И. А. Крылова. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Иллюстрации к басне

Проведение информационно — смыслового анализа текста, использование различных видов чтения, выразительных средств языка

12

И. А. Крылов «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали

Участие в беседе, работа с текстом, выразительное чтение

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Иллюстрации к басне

Использование различных видов чтения, выразительных средств языка

13

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке.  Конкурс инсценированной басни. Обучение выразительному чтению басни

Участие в беседе, работа с текстом, инсценирование басни, выразительное чтение

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Иллюстрации к басне «Волк на псарне»

Использование различных видов чтения, выразительных средств языка

14

В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский — сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки

Беседа, работа с книгой

Портрет В. А. Жуковского, иллюстрации

Сравнение литературной сказки и народной

15

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно — психологические проблемы баллады

Работа с понятием баллада, работа с текстом

Иллюстрации

Использование различных видов чтения, формулирование выводов, подбор аргументов

16

А. С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны

Рассказ учителя, работа с текстом

Учебный видеофильм «Мой Пушкин». Портрет Пушкина

Адекватное восприятие устной речи

17

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

Работа с текстом

Репродукции к поэме художников Палеха

Проведение информационно — смыслового анализа текста

18

Письменные ответы или тестирование

Урок контроля

Создание собственного письменного высказывания

19

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки

Рассказ, работа с текстом, беседа

Репродукции к сказке

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста

20

Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке.Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина?». «Что помогло Елисею в поисках невесты в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина?»

Урок развития речи. Работа над терминами «ритм, рифма, строфа». Обучение домашнему сочинению

1

Памятка «Как писать сочинение»

Самостоятельное планирование и проведение исследования

21

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно — условное фантастическое и достоверно — реальное в сказке

Чтение текста, решение проблемных задач

Репродукция к сказке

Умение участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на его мнение)

22

В. М. Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения

Работа с текстом

Портрет Гаршина. Иллюстрации к сказке

Владение монологической и диалогической речью

23

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен

Рассказ учителя, работа с текстом, комментирование чтения, беседа

Портрет Лермонтова. Иллюстрации к стихотворению

Проведение информационно — смыслового анализа текста

24

Изобразительно — выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения

Знакомство со средствами художественной выразительности языка

Иллюстрации, посвященные Бородинской битве

Использование различных видов чтения, выразительных средств языка

25

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести

Знакомство с биографией и творчеством писателей, чтение произведения

Иллюстрации. Портрет Гоголя

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста, владение монологической речью

26

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Рассказ о самостоятельно прочитанном произведении из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Иллюстрации

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста, владение монологической речью

27

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Понятие об эпитете

Работа с термином «эпитет», выразительное чтение

Портрет Некрасова. Картина Репина «Бурлаки на Волге»

Проведение информационно — смыслового анализа текста

28

Н. А. Некрасов. Есть женщины в русских селеньях...» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей

Урок внеклассного чтения. Рассказ учителя, работа с текстом

1

Иллюстрации к произведению

Выбор и использование выразительных средств языка

29

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна

Рассказ, работа с текстом, беседа

Иллюстрации «Благодетельница»

Сопоставление, умение делать выводы, формулирование мыслей в устной форме

30

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества

Практикум.

Работа с текстом, решение проблемных задач

Иллюстрации

Классификация предметов по предложенному критерию

31

Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму»: «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чем вина и беда барыни?»

Урок развития речи.

Обсуждение тем, эпиграфов, плана будущих сочинений

1

Памятка «Как писать сочинение»

Подбор аргументов, формулирование выводов, работа с черновыми вариантами собственных текстов

32

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева. (Письменные ответы на вопросы или тестирование)

Урок контроля.

Написание контрольной работы

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности

33

А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни

Практикум.

Чтение текста стихотворения, его анализ, выразительное чтение

Портрет А. А. Фета

Использование различных видов чтения, выразительных средств языка

34

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы

Урок развития речи.

Работа с текстом, беседа

1

Портрет Л. Н. Толстого

Приведение аргументов, формулирование выводов

35

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина». «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник»

Обучение сравнительной характеристике героев в письменной форме

Памятка «Как писать сравнительную характеристику героев»

Создание собственного письменного высказывания

36

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»

Практикум.

Обучение составления киносценария, знакомство с понятием «юмор»

Портрет А. П. Чехова

Владение диалогической речью

37

Русские поэты  ХIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений

Урок — концерт.

Практикум.

Слово о поэте, работа с понятием «ритм», выразительное чтение стихотворения

Портрет Ф. И. Тютчева

Проведение информационно — смыслового анализа текста, использование различных видов чтения, выразительных средств языка

38

Лирика И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии ХIX века)

Урок — концерт.

Выразительное чтение стихотворения, обучение анализу одного стихотворения

План анализа стихотворения

Создание собственных текстов

39

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа

Урок внеклассного чтения.

Чтение и анализ рассказа «Косцы»

1

Портрет И. А. Бунина. Картина «Косцы» Пластова

Проведение информационно — смыслового анализа текста

40

В. Г. Короленко. Слово о писателе «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений

Знакомство с главными героями. Роль портетов, пейзажа

Иллюстрации к рассказам

Владение монологической и диалогической речью

41

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев

Практикум.

Работа с понятием «портрет», беседа о героях произведения

Иллюстрации к повести

Использование различных видов чтения, выразительных средств языка

42

Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения. Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». «Два отца: Тыбурций и судья». «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня: два детства»

Урок развития речи.

Работа с главами произведения. Понятие о композиции. Обучение домашнему сочинению

1

Памятка «Как писать сочинение»

Самостоятельное планирование исследования

43

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение родной природы в стихотворении «Синий май. Зоревая теплынь...». Своеобразие языка стихотворения

Слово о поэте. Выразительное чтение и анализ стихотворения

Портрет С. А. Есенина

Владение навыками анализа произведения, его исследования

44

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы - мастера

Слово о Бажове.Чтение и анализ произведения,характеристика героя

Портрет писателя. Иллюстрации.

Проведение информационно — смыслового анализа текста

45

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка

Работа с текстом. Понятие о сказе

Иллюстрации к произведению

Владение монологической и диалогической речью

46

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»

Рассказ о писателе, беседа по прочитанному

Портрет К. Г. Паустовского

Определение темы, выделение проблемы

47

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения

Практикум.

Инсценирование отрывков рассказа, работа над нравственной проблематикой призведения

Иллюстрации

Владение монологической и диалогической речью

48

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского

Урок внеклассного чтения.

Работа с текстом, беседа

1

Портрет К. Г. Паустовского. Иллюстрации

Классификация предметов по предложенному критерию

49

С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса — сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла

Слово о писателе. Работа с текстом и понятием «драма»

Портрет писателя

Проведение информационно — смыслового анализа текста, использование различных видов чтения, выразительных средств языка

50

Художественные особенности пьесы — сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе  С. Я. Маршака. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе — сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева в  пьесе — сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». «Добро и зло в  пьесе — сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». « Пьеса — сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и народные сказки»

Урок развития речи. Беседа по тексту, работа с понятием «юмор». Подготовка к домашнему сочинению

1

Памятка «Как писать сочинение»

Создание собственного текста

51

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Духовный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита»

Слово писателе. Работа над понятиями «быль» и «фантастика»

Портрет писателя Репродукции

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста

52

Контрольная работа по литературе или тестирование

Урок контроля.

Написание контрольной работы (теста)

Владение навыками контроля

53

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу

Работа с текстом, беседа

Портрет В. П. Астафьева

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

54

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об  автобиографическом произведении

55

Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе ХХ века: С. А. Есенин, П. П. Бажов, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев (по одному произведению)». «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (По произведениям К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П.  Астафьева)»

Урок развития речи.

Написание сочинения

1

Памятка «Как писать сочинение»

Создание собственных текстов

56

Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе: И. А. Бунин, Дон Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем. Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе: А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе

Урок — концерт.

Выразительное чтение стихотворения. Проведение анализа призведений

Владение навыками анализа

57

Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов ХХ века)

Совершенствование умения анализировать лирическое произведение

1

Памятка «Как анализировать стихотворение»

Создание собственного текста

58

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь — Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в призведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах

Чтение, анализ произведений, работа над понятием «юмор»

Портрет С. Черного

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста прослушанного текста.

59

К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети. А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны

Чтение стихотворения, его анализ

Репродукции о Великой Отечественной войне: «Фашист пролетел» и др.

Проведение информационно — смыслового анализа текста, использование различных видов чтения

60

Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер

Выразительное чтение. Работа над понятием «баллада»

Проведение информационно — смыслового анализа текста, использование различных видов чтения, выразительных средств языка

61

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека

Урок внеклассного чтения.

Работа с книгой, беседа

1

Портрет Д. Дефо

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста прослушанного текста.

62

Х.-К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда

Работа с книгой, беседа, рассказ

Иллюстрации к произведению

Классификация предметов по предложенному критерию

63

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини

Работа с книгой, беседа

Иллюстрации к произведению

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

64

Наши любимые сказки Х.-К. Андерсена. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.-К. Андерсена: «Герда против Снежной Королевы». «Добро и зло в сказках Андерсена». «О чем мечтал Андерсен в своих сказках?». «Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?»

Урок развития речи.

Подготовка к домашнему сочинению

1

Памятка «Как писать сочинение»

Умение выделять главное, создавать собственные тексты

65

Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

Урок внеклассного чтения.

Работа с текстом произведения (чтение, анализ)

1

Портрет Ж. Санд

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

66

М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Внутренний мир героев М. Твена

Урок внеклассного чтения.

Знакомство с биографией и творчеством писателя,

работа с текстом, беседа о главных героях

1

Иллюстрации к произведению

Оценка и анализ поступков героев

67

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа

Урок внеклассного чтения.

Рассказ, работа с текстом, беседа, работа с понятием «сказание»

1

Портрет Дж. Лондона

Составление цитатного плана, умение вступить в диалог

68

Итоговый урок- праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Задание для летнего чтения

Урок развития речи.

Выступления учащихся. Доказательные рассуждения

1

Выставка книг

Умение объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям

                                                                           Рабочей программой предусмотрено:

Уроков по развитию речи — 11         Уроков внеклассного чтения — 10       Уроков контроля — 3

                                           4. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся в результате изучения литературы в 5 классе должны

Знать/понимать:

  1. теоретико — литературные понятия: сюжет — герой — жанр — автор; композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог, эпизод, искусство слова, тропы и фигуры речи, элементарные вопросы стихосложения.
  2. сведения по истории литературы

Уметь:

       1)грамотно и осмысленно читать,

       2)читать выразительно,

       3)воспринимать художественное произведение как сюжетно — композиционное единство в его причинно — следственных связях,

       4)видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

       5)определять жанрово — родовую природу произведения как воплощение историко — культурного развития искусства слова;

       6)грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

       7)выполнять письменные работы, в том числе творческого характера.

       Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

       Учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....