Поэма С. Есенина «Черный человек»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Класс: 11

Место урока в системе уроков: первый

Цели урока: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом; развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся.

Оборудование: мультимедийный комплект с выходом в сеть Интернет, колонки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernyy_chelovek.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поэма С. Есенина «Черный человек»

Класс: 11

Место урока в системе уроков: первый

Цели урока: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом; развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся.

Оборудование: мультимедийный комплект с выходом в сеть Интернет, колонки.

Ход урока:

1. Прослушивание «Реквиема» Моцарта (часть «Лакримоза») http://muzofon.com/search

- Какие эмоции вызвала у вас эта музыка?

- О чем вы задумались, прослушивая произведение Моцарта?

- Какой цвет вы бы выбрали, если бы переносили эту музыку на лист бумаги?

Учитель: Сегодня мы поговорим о поэме Сергея Есенина «Черный человек». Попытаемся понять, что скрывается в данном произведении, что представляет собой Черный человек.

2. Знакомство класса со статьей о создании поэмы https://ru.wikipedia.org/wiki/:

«Чёрный человек» — поэма Сергея Есенина. Впервые опубликована в журнале «Новый мир», М. 1926, № 1, январь.

Замысел поэмы возник у Есенина во время его зарубежной поездки19221923 годов. Есенин упоминал о влиянии на поэму пушкинской«маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери». Автор читал «Чёрного человека» осенью 1923 года, вскоре после возвращения на родину. В ноябре 1925 года Есенин перерабатывает поэму. Слышавшие поэму в его чтении отмечали, что опубликованный текст короче и менее трагичен, чем тот, который Есенин читал раньше.

«Черный человек» — одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Этой поэме суждено было стать последним крупным поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия.

 Дискуссия с классом после прочтения статьи:

- В каком году создана поэма? Чем ознаменован 1925 год для Есенина?

- Какие образы «Моцарта и Сальери» А.С. Пушкина повлияли на поэму Есенина?

3. Прослушивание поэмы в исполнении народного артиста России Сергея Безрукова https://www.youtube.com/watch?v=aF98j0yHez4. На протяжении видеозаписи учащиеся должны заполнить таблицу:

Темп речи чтеца

Мои эмоции

1 часть поэмы

2 часть поэмы

Заключение поэмы

4. Обсуждение содержания поэмы. Сколько героев в поэме? Что они из себя представляют? Создание схемы:

 

5. Работа в группах.  

- Во второй части возникает образ перекрестка. Что символизирует этот образ? (Работа со словарями в сети Интернет)

1 группа http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/78469

Перекресток – место пересечения дорог или улиц,  у многих народов считается местом нечистым, опасным. На перекрестке бросают наговоренные вещи. Здесь особенно опасаются козней чертей.

2 группа http://sigils.ru/symbols/perek.html

Перекресток – символ выбора в целом и в частности между жизнью и смертью, а также знак перехода из одного пространства в другое.

- Какое значение ближе для лирического героя?

- Какой же  выбор должен герой сделать?

6. Беседа с классом:

- Почему черный человек окончательно завладел душой лирического человека?

- Какая деталь позволяет понять, что черный человек одержал победу?

- Что сулит разбитое зеркало в суевериях?

- Можно ли сказать, что лирический герой разбивает не только зеркало, но и свою жизнь?

- Так что же такое «Черный человек»?

7. Домашнее задание: написать эссе «Можно ли победить своего Черного человека?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по поэме Есенина "Черный человек"

Кто такой черный человек?  Поэма – это предчувствие  смерти или желание жизни?На эти вопросы мы должны ответить себе в конце работы над нашим проектом.  Как бы там ни было, о...

Урок-проект по поэме Есенина "Черный человек"

Кто такой черный человек?  Поэма – это предчувствие  смерти или желание жизни?На эти вопросы мы должны ответить себе в конце работы над нашим проектом.  Как бы там ни было, о...

"Общие мотивы в стихотворениях С. Есенина "Черный человек" и Г. Афзала "Үзем турында"

Научно-исследовательская работа "Общие мотивы в стихотворениях С. Есенина "Черный человек" и Г. Афзала "Үзем турында"...

Общие мотивы в стихотворениях С. Есенина "Черный человек" и Г. Афзала "Үзем турында"

Научно-исследовательская работа по творчеству С.Есенина и Г.Афзала...

Урок. Поэма С.Есенина "Чёрный человек"

Данный конспект урока поможет понять самую таинственную поэму С.А.Есенина, разобрать жанровую специфику, повторить теорию литературы....

Общие мотивы в стихотворениях С. Есенина "Черный человек" и Г. Афзала "Үзем турында"

Научно-исследовательская работа по творчеству С.Есенина и Г.Афзала...

ОБРАЗ «ЧЕРНОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОЭМЕ С. А. ЕСЕНИНА

laquo;Черный человек» - традиционный мифологический образ в мировой литературе. В нем воплощены  зависть и темные силы, мучающие и преследующие людей. К данному образу в своем творчестве о...