Общие мотивы в стихотворениях С. Есенина "Черный человек" и Г. Афзала "Үзем турында"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Научно-исследовательская работа по творчеству С.Есенина и Г.Афзала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общие мотивы в стихотворениях | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ “Татарско-Ямалинская ООШ”
Актанышского муниципального района РТ
Общие мотивы в стихотворениях С.Есенина “Черный человек” и Г.Афзала “Үзем турында»
Учитель русского языка и литературы
Хабибуллина Илсояр Ильгизовна
Содержание
- Вступительная часть.........................................................................................4
- Основная часть. Общие мотивы в стихотворениях С.Есенина “Черный человек” и Г.Афзала “Үзем турында”
- Художественная исповедь в стихотворении С.Есенина “Черный человек”.................................................................................................5-7
- “Үзем турында” Г. Афзала – исповедь, написанная “...не чернилами, а кровью”...............................................................................................8-9
- Вывод................................................................................................................10
Цели исследовательской работы:
1. Найти общие мотивы в произведениях С.Есенина “Черный человек” и Г.Афзала “Узем турында”.
2. Изучить творческие биографии поэтов, литературную и общественную обстановку их эпохи.
3. Сформировать общие представления о личностях поэтов, об идейно-нравственной атмосфере и стилистическом своеобразии их творчества.
Задачи:
1. Найти и изучить материал по представленной теме.
2. Определить роль поэтов в татарской и русской литературе.
3. Познакомиться с высказываниями писателей и поэтов по данным произведениям.
4. Представить материал в электронном варианте.
Объекты исследовательской работы:
1) С.Есенин «Черный человек»
2) Г. Афзал «Үзем турында»
Вступительная часть
В этой жизни все начинается с простого. К примеру, капля воды. На первый взгляд, ничего особенного. Но тем не менее, настолько проста ли она? У татар есть очень верная поговорка: «Озеро собирается по капле» («Тамчыдан күл җыела”). И действительно, не будь капли, образовались ли из родников – реки, из рек – моря, океаны?
У каждого родника есть своя дорога, свое течение, свой звук, своя история. Один родник шумит, его звук слышен издалека, а другой медленно, тихо прокладывает себе дорогу. Третий со всей силой, мощью пробивается вверх. Среди них есть такие, которые имеют столетнюю историю, а есть и такие, которые проложили себе дорогу недавно. Все эти родники и составляют огромное море Поэзии.
Сергей Есенин и Гамиль Афзал – два сильных, мощных родника русской и татарской литературы. У каждого из них свое течение, своя история, свой путь, звук. Каждый поэт дорог своему народу. Но несомненно одно: их вклад, внесенный в море поэзии, велик и бесценен.
Каждый поэт отличается своим проложенным путем в мир литературы, стилем, языком. Но есть и схожие черты. Рассмотрим общие мотивы в произведениях С.Есенина «Черный человек» и Г. Афзала «Үзем турында».
Основная часть
С. Есенин «Черный человек»
У русского поэта Алексея Николаевича Толстого есть такие слова: «Стихи Есенина — искренняя исповедь романтической души, привлекающая одухотворенностью и стремлением воспеть лучшие человеческие чувства. Она искренно и правдиво раскрывает поиски сложной души и сложной жизни поэта». «Черный человек» - это художественная исповедь Есенина, причем, как и положено ей, исповедь беспощадная, не щадящая самолюбия исповедующегося перед читателем героя поэмы.
С самого начала поэмы обнаруживается разное понимание жизненных ценностей героя и Черного человека. Обратим внимание на оценочный эпитет героя: «черный человек/водит пальцем по мерзкой книге…» и на отношение к той же книге Черного человека: «В книге много прекраснейших /мыслей и планов». А ведь речь, как выясняется, идет о книге жизни, прожитой неким поэтом, которого герой поэмы называет «скандальным» и беседовать о нем с Черным человеком решительно отказывается.
В чувствах героя можно выделить подвид: предчувствие. Но сначала все-таки о чувствах. Слушая первый монолог Черного человека, герой испытывает возмущение, желание, чтобы тот оставил его в покое:
Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай.
О какой «водолазовой» службе говорит герой? Очевидно, речь идет о низинах человеческого духа, в которых обитает Черный человек и из которых черпает свои сведения.
Второй монолог Черного человека доводит героя поэмы до бешенства: «Я взбешен, разъярен, / И летит моя трость / Прямо к морде его, / В переносицу…» потому, что слишком узнаваем портрет, который рисует своему собеседнику Черный человек:
Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами…
Герой попросту не может здесь не узнать себя. Он не может произнести слова: «Что мне до жизни / Скандального поэта». То есть если прежде он не понимал или делал вид, что не понимает, о ком идет речь, то теперь Черный человек высказался до конца – полностью прояснил ситуацию: «скандальный поэт» - это он, собеседник Черного человека.
Что же до предчувствия героя, то оно связано с толкованием черного человека в народных преданиях и легендах. В статье Есенина «Ключи Марии» во многом изъяснены истоки есенинской образности. Есенин опирался на исследования ученых мифологической школы русского фольклора, таких, к примеру, как А.Н. Афанасьев, автора «Поэтических воззрений древних славян на природу». У Афанасьева, в частности, можно найти объяснение символики черного человека. Черный человек в фольклоре – символ смерти. Так что в первом же обращении героя к другу: «Я очень и очень болен» не случайно это нагнетание: «очень и очень», - герой предчувствует смерть.
Черный человек – не антипод героя, как можно решить поначалу. Он выступает в роли его другого «я», обличающего «я» первое. Его позиция после первого отпора ему героем очень характерна:
Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой,-
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.
Ведь речь о том, что герой не узнает себя в словесном портрете, который рисует ему Черный человек. Вот отчего - «голубая блевота, «жулик и вор» и т.п. – Черный человек не верит герою.
Но второй отпор Черному человеку со стороны героя открывает весьма неожиданную вещь: оказывается, что герой поэмы галлюцинировал: «Я в цилиндре стою. / Ничего со мной нет.» Трость, которую бросил в Черного человека герой поэмы, разбила зеркало!
Введя в поэму образ «прескверного гостя! – Черного человека, Есенин заставил его наговорить о герое самые нелицеприятные вещи. Но если учесть, что черный человек – это зеркальное отражение героя, то следует отдать должное полноте исповедальности поэта, бесстрашию его исповеди.
Пушкин написал однажды о невероятной трудности прилюдной исповеди: «Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя… Не лгать – можно; быть искренним невозможность физическая…» Эту физическую невозможность Есенин преодолел: его искренность в поэме «Черный человек» выдержана до конца.
Г. Афзал “Үзем турында”
Произведения Гамиля Афзала – это почти всегда внутренний, напряженный монолог, себе же задаваемые вопросы и ответы на них, искренняя исповедь, написанная, по словам одного из друзей Н.А.Некрасова, не чернилами, а кровью. Стихотворение «Үзем турында» Г. Афзала автобиографично. В нем чувствуются настоящие переживания, искренность, правдивость.
Весна 1954 года. Болезнь наступает все сильней и сильней. После ухода с завода, поэт начинает работать в швейной мастерской. Но жизнь продолжает испытывать его - к болям суставов прибавляется болезнь легких. Из больницы его выписывают со справкой об инвалидности. Еле опираясь на трость, поэт возвращается к родным – в деревню Шарипово Башкортостана.
Бәхет балкыр заман,
Ә мин ятып язам...
Күпме сагыш килде өелеп!
Үзем сүнеп ятам,
Үзем көлеп ятам,
Кеше бәхете өчен сөенеп...
Эти строки родились именно в те тяжелые времена, когда целыми днями, лежа в постели, поэт раздумывал о прожитой жизни. Жизнь в его стихотворении печальна и радостна, отвратительна и прекрасна, смешна и возвышенна. Поэт скрещивает эти противоположные чувства в одной точке.
Гамиль Афзал не падает духом: во-первых, ему помогают встать на ноги сельчане, родственники, друзья, сам деревенский воздух, во-вторых – его творчество. Наконец-то печатание его стихов в журналах, наставления таких известных писателей, как Сибгат Хаким, Афзал Шамов, пробуждают в нем желание жить.
Күзләремнең нурын,
Йөрәгемнең моңын
Кураема салып җыр итәм.
Йөзем аклыгы да,
Күңелем шатлыгы да
Минем өчен шаян җыр икән.
Между тем та жизнь, которой поэт жил изо дня в день, предъявляла ему свои требования, подсказывала темы самые будничные и незаметные, заставляла писать о себе, о своем внутреннем мире. Автор пишет: “Я начал выздоравливать. Деревня Шарипово дала мне многое: любовь к жизни, грубоватый юмористический язык простого народа, дала много тем, сюжетов, несокрушимый дух, терпение, вдохновение.
Говорят: «В здоровом теле здоровый дух». Гамиль Афзал, благодаря своей силе воли, создает чудо. Борясь со своей болезнью, он все больше и больше расширяет горизонты творчества. Его произведения способны стать лекарством многим раненым душам, разбудить веру у безнадежных.
Творчество Г. Афзала дорого своей неповторимостью, сложностью, восприятием и выражением жизни, особым литературным языком, гуманистическими идеями. Все, что успел сделать поэт - бесценное национальное достояние.
Вывод
Движется, живет по своим законам мир поэзии. Беспрерывно нарождаются и пробиваются в этом чудесном мире новые поэтические родники, из которых по капле черпают жизненную силу читатели. Конечно, у каждого из поэтов, о которых говорилось выше, был свой путь в жизни, своя, порой далеко не простая судьба, свои духовные драмы, взлеты и падения. Каждый прошел тернистый путь к вершине Поэзии. В этих произведениях поэты предчувствуют свою кончину, подводят итог всему своему творчеству. Их стихи - искренняя исповедь поэтической души и сложной жизни поэтов.
Использованная литература
- Афзал Г. Лунные вечера. – Казань:Татарское книжное издательство, 1977.
- Афзал Г. Переправы жизни. – Казань: Рухият, 2000.
- Есенин С. Избранное – Москва: Просвещение, 1986.
- Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. – Москва:Советская Россия:Современник, 1991.
- Хисамов Н. Татарские поэты. – Казань: Татарское книжное издательство, 2012.
- Шкловский Е. Все для урока и сочинения. – Москва: Издателство АСТ, “Астрель”, “Олимп”, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях русских поэтов 19 века. М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."
Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях русских поэтов 19 века. М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."...
"Общие мотивы в стихотворениях С. Есенина "Черный человек" и Г. Афзала "Үзем турында"
Научно-исследовательская работа "Общие мотивы в стихотворениях С. Есенина "Черный человек" и Г. Афзала "Үзем турында"...
Общие мотивы в стихотворениях С. Есенина "Черный человек" и Г. Афзала "Үзем турында"
Научно-исследовательская работа по творчеству С.Есенина и Г.Афзала...
А.С.Пушкин. После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…».
Разработка урока....
А.С.Пушкин. После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». Презентация.
Презентация к уроку....
Открытый урок – исследование «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро». (6 класс)
Открытый урок – исследование «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро...
Конспект урока по теме "А.С.Пушкин. После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях"
Конспект урока по теме "А.С.Пушкин. После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях"...