Конспект урока литературы в 9 классе
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Конспект урока литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_9_klasse.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
ПО РОМАНУ А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
ТЕМА: СЮЖЕТ РОМАНА. «СЧАСТЛИВ ЛИ МОЙ ЕВГЕНИЙ?»
ЦЕЛИ:
1.ОБУЧАЮЩАЯ:ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.
2.РАЗВИВАЮЩАЯ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ - ОБОГАЩЕНИЕ И УСЛОЖНЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.
3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ТАКИХ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ, КАК ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЧЕСТНОСТЬ.
ТИП УРОКА: УРОК-РАССУЖДЕНИЕ
ВИД УРОКА: УРОК-ДИАЛОГ
ХОД УРОКА:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ УСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС.
- ПОЭТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
ХОД УРОКА.
- Оргмомент.
Слово учителя. Итак, ребята, мы сегодня работаем над 1 и 2 главой романа «Евгений Онегин». Мы поговорим о главном герое романа. У нас в классе есть группа учащихся, которые окажут нам литературоведческую поддержку. Это наши теоретики. Есть группа практиков. Они к сегодняшнему дню готовили анализ некоторых отрывков романа. И мы, большая часть класса, которой, собственно, и предстоит провести исследование. На прошлом уроке вы получили задание и должны были найти ответ на ряд вопросов.
Что же, настроили себя на работу. Итак, слово нашим теоретикам. Они расскажут нам, что такое сюжет, антитеза и т.д.
Далее следуют сообщения теоретиков.
I теоретик: Сюжет- это последовательность и связь описания событий. По жанру «Евгений Онегин» - роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. В романе две сюжетные линии:
I – Онегин - Татьяна II – Онегин –Ленский
I глава романа – это развернутая экспозиция
II глава – завязка второй сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским)
II теоретик : Основной принцип организации романа – это симметрия (т.е. зеркальность) и параллелизм.
III теоретик: Антитеза- стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности путем противопоставления понятий, мыслей, образов. Можно говорить об антитезе частей романа, связанное с раскрытием того или иного образа, например:
I глава – Петербург – жизнь Онегина
II глава – деревня – жизнь Татьяны.
И ещё в изображении Онегина и Ленского автор использует антитезу ( Они сошлись….)
Слово учителя: Итак, Пушкин говорит, его роман - «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Сюжет построен так, что герои словно выходят за его рамки. Они явно живут в двух сферах – авторском воображении и в реальной среде, где становятся знакомыми автора. Давайте послушаем (один из заранее подготовленных учеников)
Учитель: Давайте поговорим о воспитании Онегина ( учащиеся находят строки, где говорится о воспитании героя).
Как проходил день Онегина?
Почему свет решил, что он «умен и очень мил»?
Каково авторское отношение к герою?
Итак, день Онегина- типичный день молодого петербургского щёголя. Но обращаем внимание на то, что, роме самого Пушкина, считающего Онегина «добрым приятелем», к его друзьям принадлежит один из передовых, мыслящих людей Каверин, а затем появляется Чаадаев, хотя с Кавериным герой встречается в модном ресторане, а на Чаадаева похож тем, что в своей одежде был педант и то, что мы назвали «франт». Как вы думаете, эти имена приведены случайно? ( теоретики рассказывают о Каверине и Чаадаеве).
Учащиеся: Нет, это уже намек на более глубокие, чем у обычных петербургских франтов, запросы героя. А Онегин по своей натуре выделяется из общей массы аристократической молодежи. Он умён, довольно образован, он смутно чувствует, что так , как принято в светском обществе, жить нельзя. Автор отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум». Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества.
Учитель: Онегин покидает светское общество. Чем же он пытается заняться?
Музыкальный файл (отрывок из оперы «Евгений Онегин»)
Учитель: Почему же у него ничего не получается?
(Ничего не получается, потому что «труд упорный ему был тошен». Он не приучен к труду).
Учитель: И в этот момент духовной опустошённости Онегин знакомится с Автором, который подмечает, что ему «нравились его черты, мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий, охлажденный ум». Но при этом он отмечает: «Рад заметить разность, между Онегиным и мной». Онегин был «готов увидеть с ним чуждые страны», но получает известие и едет в деревню. Чем же занимается Онегин в деревне?
Учащиеся: И в деревне он усердно читает книги, пытается писать, пытается «порядок новый учредить», заменив барщину «оброком легким», общается только с Ленским.
Учитель: Почему Онегин, избегающий всех, свёл знакомство с Ленским? Ведь они такие разные: «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень». Что в них общего и в чём их различие?
Учащиеся: Их объединяет отвращение к пирушкам, «благоразумным разговорам», к пошлости и культурной отсталости соседних господ, единство духовных интересов, любовь, дружба, верность и другие проблемы. Они оба принадлежат к лучшей части дворянской молодежи, они оба жертвы уродливого воспитания, оба оторваны от народной и национальной почвы.
Различие между ними главным образом в том, что Онегин намного опередил Ленского в знании жизни, что он бывший Ленский, разумеется, с поправками на его индивидуальную судьбу. Скука Онегина - это следствие чрезмерного знания своей среды, наивный восторг Ленского – результат полного незнания русской жизни.
Учитель: Да, общение с Ленским усиливает в Онегине потребность одушевления чувств. С Ленским в роман входят темы молодости, дружбы, преданности чувствам, юношеской отваги и благородства. Ленский поэт, романтик, хотя в авторском комментарии к его стихам много иронии, подтрунивания.
В конце 2 главы мы знакомимся с семьёй Лариных. Вообще, 2 глава построена на контрастах: Онегин – Ленский, Ольга – Татьяна. Какие же они, сестры Ларины?
Учащиеся: Автор противопоставляет Татьяну Ольге. Одна «всегда скромна, всегда послушна, всегда как утро весела», другая «дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива». Начав с различия между сестрами, Пушкин нарисовал портрет духовно одарённой девушки, вызывающей невольное сопоставление с Онегиным и Ленским. И это сопоставление в пользу Татьяны. Интонация автора меняется, о Татьяне он повествует без иронии и шутливости, которые нередко слышны в строфах, посвящённых Онегину и Ленскому, а серьёзно, с уважением и скрытой симпатией.
Учитель: Итак, ребята, мы познакомились с двумя первыми главами романа. Пушкин нашел новый тип проблемного героя – «героя времени», каким стал Евгений Онегин. Мы узнали, в какой среде сформировалась личность Онегина. Пушкин отметил основные социальные факторы, обусловившие его характер. Это принадлежность к высшему слою дворянства, обычные для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой жизни». Мы увидели первый переломный момент в его судьбе: он смог отказаться от стереотипов светского поведения, от пустого образа жизни. Пушкин показал, как из безликой толпы появилась яркая, незаурядная личность. Ещё в романе поэт касается вопросов экономики, политики, воспитания, литературы, искусства, раскрывая внутренний мир героев на широком фоне эпохи. Это придало роману энциклопедический характер.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
конспект урока литературы 7 класс
Поэзия хокку...
Конспект урока литературы 10 класс
Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...