Конспект урока литературы в 9 классе
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Конспект урока литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_9_klasse.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

                                                   ПО РОМАНУ А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

ТЕМА: СЮЖЕТ РОМАНА. «СЧАСТЛИВ ЛИ МОЙ ЕВГЕНИЙ?»

ЦЕЛИ:

1.ОБУЧАЮЩАЯ:ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.

2.РАЗВИВАЮЩАЯ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ - ОБОГАЩЕНИЕ И УСЛОЖНЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.

3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ТАКИХ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ, КАК ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЧЕСТНОСТЬ.

ТИП УРОКА: УРОК-РАССУЖДЕНИЕ

ВИД УРОКА: УРОК-ДИАЛОГ

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
  2. ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ УСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ.
  3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС.
  4. ПОЭТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.
  5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

 ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Слово учителя. Итак, ребята, мы сегодня работаем над 1 и 2 главой романа «Евгений Онегин». Мы поговорим о главном герое романа. У нас в классе есть группа учащихся, которые окажут нам литературоведческую поддержку.  Это наши теоретики. Есть группа практиков. Они к сегодняшнему дню готовили анализ некоторых отрывков романа. И мы, большая часть класса, которой, собственно, и предстоит провести исследование. На прошлом уроке вы получили задание и  должны были найти ответ на ряд вопросов.

 Что же, настроили себя на работу. Итак, слово нашим теоретикам. Они расскажут нам, что такое сюжет, антитеза и т.д.

Далее следуют сообщения теоретиков.

I теоретик: Сюжет- это последовательность и связь описания событий. По жанру «Евгений Онегин» - роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. В романе две сюжетные линии:

I – Онегин - Татьяна                                                 II – Онегин –Ленский

I  глава романа – это развернутая экспозиция

 II глава – завязка второй сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским)

II  теоретик :  Основной принцип организации романа – это симметрия (т.е. зеркальность) и  параллелизм.   

III теоретик: Антитеза- стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности путем противопоставления понятий, мыслей, образов. Можно говорить об антитезе частей романа, связанное с раскрытием того или иного образа, например:

I глава – Петербург – жизнь Онегина

II глава – деревня – жизнь Татьяны.

И ещё в изображении Онегина и Ленского автор использует антитезу ( Они сошлись….)

 Слово учителя: Итак, Пушкин говорит, его  роман - «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Сюжет построен так, что герои словно выходят за его рамки. Они явно живут в двух сферах – авторском воображении и в реальной среде, где становятся знакомыми автора. Давайте послушаем (один из заранее подготовленных учеников)

Учитель: Давайте поговорим о воспитании Онегина ( учащиеся находят строки, где говорится о воспитании героя).

Как проходил день Онегина?

Почему свет решил, что он «умен и очень мил»?

Каково авторское отношение к герою?

Итак, день Онегина- типичный день молодого петербургского щёголя. Но обращаем внимание на то, что, роме самого Пушкина, считающего Онегина «добрым приятелем», к его друзьям принадлежит один из передовых, мыслящих людей Каверин, а затем появляется Чаадаев, хотя с Кавериным герой встречается в модном ресторане, а на Чаадаева похож тем, что в своей одежде был педант и то, что мы назвали «франт».  Как вы думаете, эти имена приведены случайно? ( теоретики рассказывают о Каверине и Чаадаеве).

Учащиеся: Нет, это уже намек на более глубокие, чем у обычных петербургских франтов, запросы героя. А Онегин по своей натуре выделяется из общей массы аристократической молодежи. Он умён, довольно образован, он смутно чувствует, что так , как принято в светском обществе, жить нельзя. Автор отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум». Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества.

Учитель: Онегин покидает светское общество. Чем же он пытается заняться?

Музыкальный файл (отрывок из оперы «Евгений Онегин»)

Учитель: Почему же у него ничего не получается?

(Ничего не получается, потому что «труд упорный ему был тошен». Он не приучен к труду).

Учитель: И в этот момент духовной опустошённости Онегин знакомится с Автором, который подмечает, что ему «нравились его черты, мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий, охлажденный ум». Но при этом он отмечает: «Рад заметить разность, между Онегиным и мной». Онегин  был «готов увидеть с ним чуждые страны», но получает известие и едет в деревню. Чем же занимается Онегин в деревне?

Учащиеся: И в деревне он усердно читает книги, пытается писать, пытается «порядок новый учредить», заменив барщину «оброком легким», общается только с Ленским.

Учитель: Почему Онегин, избегающий всех, свёл знакомство с Ленским? Ведь они такие разные: «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень». Что в них общего и в чём их различие?

Учащиеся: Их объединяет отвращение к пирушкам, «благоразумным разговорам», к пошлости и культурной отсталости соседних господ, единство духовных интересов, любовь, дружба, верность и другие проблемы. Они оба принадлежат к лучшей части дворянской молодежи, они оба жертвы уродливого воспитания, оба оторваны от народной и национальной почвы.

Различие между ними главным образом в том, что Онегин намного опередил Ленского в знании жизни, что он бывший Ленский, разумеется, с поправками на его индивидуальную судьбу. Скука Онегина - это следствие чрезмерного знания своей среды, наивный восторг Ленского – результат полного незнания русской жизни.

Учитель: Да, общение с Ленским усиливает в Онегине потребность одушевления чувств. С Ленским в роман входят темы молодости, дружбы, преданности чувствам, юношеской отваги и благородства. Ленский поэт, романтик, хотя в авторском комментарии к его стихам много иронии, подтрунивания.

 В конце 2 главы мы знакомимся с семьёй Лариных. Вообще, 2 глава построена на контрастах: Онегин – Ленский, Ольга – Татьяна. Какие же они, сестры Ларины?

Учащиеся: Автор противопоставляет Татьяну Ольге. Одна «всегда скромна, всегда послушна, всегда как утро весела», другая «дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива». Начав с различия между сестрами, Пушкин нарисовал портрет духовно одарённой девушки, вызывающей невольное сопоставление с Онегиным и Ленским. И это сопоставление в пользу Татьяны. Интонация автора меняется, о Татьяне он повествует без иронии и шутливости, которые нередко слышны в строфах, посвящённых Онегину и Ленскому, а серьёзно, с уважением и скрытой симпатией.

Учитель:  Итак, ребята, мы познакомились с двумя первыми главами романа. Пушкин нашел новый тип проблемного героя – «героя времени», каким стал Евгений Онегин. Мы узнали, в какой среде сформировалась личность Онегина. Пушкин отметил основные социальные факторы, обусловившие его характер. Это принадлежность к высшему слою дворянства, обычные для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой жизни». Мы увидели первый переломный момент в его судьбе: он смог отказаться от стереотипов светского поведения, от пустого образа жизни. Пушкин показал, как из безликой толпы появилась яркая, незаурядная личность. Ещё в романе поэт касается вопросов экономики, политики, воспитания, литературы, искусства, раскрывая внутренний мир героев на широком фоне эпохи. Это придало роману энциклопедический характер.

Подведение итогов.

Домашнее задание.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...