Конспект урока по литературе для 11 класса по теме: "Москва - огромная сцена, а москвичи - марионетки Воланда" по роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Данная разрботка предполагает групповую деятельность учеников на уроке литературы в 11 классе. Материал рассчитан на учеников, хорошо знающих роман.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе для 11 класса по теме:
«Москва – огромная сцена, а москвичи – марионетки Воланда» по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Прохорова Евгения Олеговна
учитель русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного
бюджетного учреждения «Липовецкая
средняя общеобразовательная школа №1»
Октябрьского района
2018 год
Цель урока: определить роль Воланда и его свиты в романе, представить своеобразие булгаковской дьяволиады.
Задачи урока:
- создание атмосферы на уроке, при которой учащиеся смогут определить основную цель появления сатаны и его свиты в романе;
-развитие умений интерпретации эпизодов из романа;
- развитие навыков анализа явлений общественной жизни;
- воспитание чувства ответственности за свои поступки, умение анализировать свои действия;
- воспитание навыков работы в группах;
- совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся с помощью организации и проведения литературного диспута, коллективного обсуждения и подготовки заданий на уроке;
- развитие эмоционально-волевой сферы личности у учащихся с помощью внедрения в урок просмотра эпизодов из художественного фильма по роману;
-организация видеоэкскурсии по Москве 30-х годов;
- воспитание у учащихся интереса к художественным постановкам по мотивам романа М. А. Булгакова «Мастер и Матргарита».
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, доска, презентация к уроку «Свита Воланда», карточки с раздаточным материалом, тексты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Ход урока:
При проведении урока класс делится на 4 группы.Раздаточный материал лежит на столах.
- Организационный момент, знакомство с классом, психологическая установка.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Прохорова Евгения Олеговна, я учитель русского языка и литературы, приехала из пос. Липовцы Октябрьского района. Рада с вами познакомиться! Давайте начнем наш урок.
- Погружение в атмосферу урока, формулировка темы, постановка цели урока.
Учитель: Я привезла вам видеообращение одной из моих учениц, Вероники Шматко. Она очень любит литературу, недавно прочитала роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Послушаем, что она скажет!
Видеообращение ученицы. Видео 1.
Учитель: Как вы считаете, какова тема и цели нашего урока? (Запись на доске целей и темы).
Ответы учеников с использованием фраз (речевых клише):
«Я считаю, что….» (к теме)
«На мой взгляд целью урока является….» (к целям)
Лист с клише прикреплен к доске.
- Погружение в роман.
Учитель: Итак, время перенестись в прошлое. Вернемся в начало прошлого века, в Москву 30 –х годов…
Демонстрируется хроника через мультимедийный проектор «Москва 30-х годов» под музыку из х/ф «Мастер и Маргарита». Видео 2.
Задание: Вспомните, каковы особенности образа жизни людей в этот период? (Процветали доносы, преследовалось инакомыслие).
Ответы учеников.
- Работа по теме урока.
- Проверка знания текста и выявление тематики высказываний персонажей.
Задание: определите, кому из героев принадлежат следующие высказывания и составьте рассказы о персонажах.
Группы берут лежащие на столах распечатки с репликами героев романа. Раздаточный материал перед уроком кладется на столы учащихся.
Группа 1.
- Рукописи не горят!
- Ну что ж, они люди как люди…
- Каждому воздастся по его вере!
- Это моя свита, и свита эта требует места! (Воланд)
Демонстрация изображения персонажа, рассказ о нем учеников.
Группа 2.
- Он такой же директор, как я архиерей!
- Неужели, чтобы чувствовать себя живым, непременно нужно сидеть в подвале, имея на себе больничные кальсоны! Это смешно!
- Одно дело попасть молотком в стекло критику Латунскому и совсем другое ему же в сердце! (Азазаелло)
Демонстрация изображения персонажа, рассказ о нем учеников.
Группа 3.
- Котам обычно говорят: «Брысь!». Хотя ни один кот ни с кем не пил на брудершафт!
- Надо терпеть, хрустальная донна, они (туфли) делались по ноге одной китайской принцессы.
- Что ж вы, гражданка, посетителям «брысь» кричите. (Кот Бегемот).
Демонстрация изображения персонажа, рассказ о нем учеников.
Группа 4.
- «Ба, Никанор Иваныч!»
- Вот будете следующим летом за границей, непременно заезжайте к нему на виллу в Ниццу. Какая вилла – ахнете!
- Душенька! Не при валюте мы сегодня! (Фагот Коровьев).
Демонстрация изображения персонажа, рассказ о нем учеников.
Учитель: Какой тематике посвящены все реплики героев? (социально-философской).
- Кто из свиты Воланда нами не был назван? Почему? (Гелла. Она в романе не разговаривает. Гелла – девушка-вампир, служанка Воланда, младший представитель свиты).
Демонстрация изображения.
2) Фронтальный опрос:
- С какой целью сатана посещает Москву? Какие поступки он со своими помощниками совершает в городе?
- Для чего Воланд устраивает сеанс черной магии в варьете? Каким испытаниям он подвергает московских обывателей?
- Эти искушения выдуманы самим дьяволом?
- Разочарован ли сатана в москвичах?
Просмотр отрывка из х/ф «Мастер и Маргарита» «Монолог Воланда о людях» ВИДЕО 3.
Задание (на доске): Письменно ответьте не вопрос: «В чем суть монолога Воланда? Как вы понимаете значение последней фразы?» 3-4 ответа выслушать.
Учитель: О каких настоящих людях идет речь?
Учитель: Люди стремятся к власти, деньгам, которые открывают для них возможности наслаждаться жизнью. Любые препятствия в погоне за жизненными благами встречаются жителями Москвы с озлоблением. Театр «Варьете» - это сцена для москвичей, на которой идут разные театральные представления, а Москва – огромная сцена для Воланда, где он устраивает дьявольский спектакль, справедливо наказывая обывателей за алчность, жестокость, лицемерие. Воланд делит народонаселение Москвы на серую массу и особо отличившихся негодяев.
Физминутка (разминка для глаз).
3) Задание по группам: составить рассказы (таблицей) о:
1 гр. – Босом Никаноре Ивановиче
2 гр. – Семплиярове
3 гр. – Лиходееве
4 гр. – Берлиозе.
Таблица 1.
Имя героя | Занимаемая должность | Портрет | Грехи |
Выслушивание ответов друг друга.
Учитель: Чье наказание, по вашему мнению, является самым страшным? Почему? (Берлиоза. Его Сатана наказывает особенно жестоко за отрицание веры в Бога).
4) Образы Мастера и Маргариты.
Учитель: Кого из москвичей Сатана берет под свое покровительство и награждает?
Задание (устно). Расскажите о Мастере и Маргарите. По вопросам (лежат распечатанные на столах).
Вопросы для всех групп:
По образу Мастера:
- За что Мастер оказался к тюрьме, потом в клинике для душевнобольных?
- Почему у героя нет имени?
- Каким можно считать героя? Слабым или сильным? (Вопрос для литературного диспута)
По образу Маргариты:
- Отличается ли Маргарита от московского народонаселения?
- Почему она несчастна с мужем?
- Каким образом желтый цвет связан в героиней? (желтые мимозы – символ болезненного мировосприятия)
Учитель: На что решается Маргарита ради любви? Как ведет себя во время бала у сатаны?
Просмотр эпизода из х/ф «Рукописи не горят» ВИДЕО 4.
Учитель: Почему Воланд оценил сочинение Мастера? Чем он наградил героев?
«Слушай тишину» ВИДЕО 5.
Задание: Письменно ответьте на вопрос: «Почему мастер не заслужил света, а заслужил покой?»
- Работа с афоризмами о добре и зле.
Афоризмы выведены на слайде.
Учитель: Итак, мы определили, что в московских главах романа развенчивается зло, наказываются пороки. Мы с вами поработаем с высказываниями о добре и зле. Прочитайте высказывания, как вы понимаете их значение и к кому из персонажей можно отнести каждый афоризм?
Учащиеся дают толкование высказыванию и определяют, с каким из персонажей романа соотносится изречение.
- Тёмные тучи превращаются в небесные цветы, когда их поцелует свет.
Р. Тагор
- Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».
Конфуций
- Зло исцеляют противоположным.
Вольтер
- Будем учиться — может быть, после смерти из нас вырастет древо познания добра и зла.
С.Е. Лец
- Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней.
О. де Бальзак
6. Актуальность романа.
Учитель: Образ черта, как и понятия добра и зла, на протяжении многих веков присутствует в мировой литературе. Черта называли по-разному: Фауст, Люцифер, Сатана, дьявол, Асмодей, Шайтан, и вдруг появляется булаковский Воланд. Типичен ли персонаж?
Задание: заполните правую часть таблицы, сделайте вывод, отвтив на вопрос «Чем Воланд отличается от привычного образа Сатаны в мировой литературе:
Таблица 2.
Черт | Воланд |
Дух зла | |
Назначение: сеять зло, развенчать все, что представляется высоким | |
Качества: коварен, жесток, обладает даром перевоплощения | |
Доведение человека до преступления | |
Наблюдение за течением жизни на земле |
Демонстрация афиш спектакля.
Учитель: Ребята, посмотрите на афиши спектакля по мотивам романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Спектакли по роману в нашей стране и за рубежом проходили много раз, много раз менялся режиссерский замысел, но каждый раз зрительные залы собирают аншлаги. Почему? (Ответы учеников).
Учитель: Итак, вернемся к вопросу Вероники? Почему Воланд выбрал для визита именно Москву, а московских обывателей сделал своими марионетками?
Вывод учащихся оформляется в качестве видеообращения.
- Рефлексия «Плюс, минус, интересно».
Учитель: У вас на столах лежат таблицы со знаками «+», «- « и словом «интересно». Напишите, что вам понравилось на уроке, а что не очень, какие моменты показались интересными.
Таблица 3.
+ | - | интересно |
Учитель: Ребята! Огромное спасибо за работу! Я была рада познакомиться с вами, было очень приятно вести занятие! Желаю вам успехов в учебе и на предстоящих экзаменах. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе (8 класс)
разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...
Конспект и презентация урока истории в 8 классе по теме "Москва - столица Российского государства" для учащихся с нарушением интеллекта
Цель: формирование представления о Московском Кремле и о Москве периода средневековья, как о столице Российского государства.ЗадачиОбразовательные:· закрепить...
Конспект урока по литературе 10 класс "Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание"
Конспект урока по литератеру 10 класс "Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание"...