Рабочая программа 6 кл. по литературе
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта ООО(Приказ Министерства образования и науки от 17 декабря2010 г. № 1897 в редакции от 29.12.2014 №1644,от 31.12.2015г. №1577).В ней также учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образованияа также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, с авторской программой Г. С. Меркина – М.: «Русское слово», 2012 г. Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.
Принцип построения программы концентрический на хронологической основе. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
-обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
-развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Место курса «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме -3 часа в неделю (102 часа), из них – 16ч. на развитие речи, в том числе сочинений - 4. Соответственно действующему учебному плану образовательной организации рабочей программой предусмотрено следующие варианты организации процесса обучение в 6 классе базовый уровень в объеме 34 часа, в 6 классе индивидуальное обучение базовый.
Содержание рабочей программы
1. Введение
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
2. Из греческой мифологии
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
3. Из устного народного творчества
Предания, легенды, сказки.
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка омолодильных яблоках и живойводе». Предание и его художественные особенности. Сказка и еёхудожественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
4. Из древнерусской литературы
«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
5. Из литературы XVIII века.
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность словаи образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
6. Из литературы XIX века
6.1 В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
6.2 А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».
Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
6.3 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок».Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Для заучивания наизусть
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.
6.4 Н.В. Гоголь
Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
6.5 И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
6.6 Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
6.7 Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
6.8 В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
6.9 А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
7. Из литературы XX века
7.1 И.А. БУНИН Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы:стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи:составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
Для заучивания наизусть. И.А. Бунин. «Не видно птиц...»
7.2 А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель»,рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.
Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзывоб эпизоде
7.3C.A. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Для заучивания наизусть
С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.
7.4 «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»
А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;
Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;
А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;
Б.Л. Пастернак. «После дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский. «Снег всентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.
7.5 М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
7.6 Н.М. РУБЦОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Для заучивания наизусть
Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.
7.7Из поэзии о Великой Отечественной войне.
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Для заучивания наизусть: Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.
7.8 В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
8. Из зарубежной литературы
8.1Восточные сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
8.2 БРАТЬЯ ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Развитие речи: рассказ от другого лица.
8.3 ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету
«Литература»
Личностными результатами , формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в следующем:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Планируемые результаты.
Устное народное творчество
ученик научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
• пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
• выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
ученик получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
ученик научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать «поле читательских ассоциаций», выбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.
ученик получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект), в том числе с использованием интернет-ресурсов.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература
1.Примерная программа основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2014
2.Литература: 6 кл.: Учебник: В 2 ч./ Под ред. Меркина Г.С.. – М.: Русское слово, 2012.
3.Рабочая программа к учебникам Г.С.Меркина «Литература». 5 класс, «Литература». 6 класс / авт.сост. Ф.Е.Соловьева – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014
Учебно-тематический план.
3 часа в неделю.
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты |
1 | Введение | 1 | Ценностно-ориентационная сфера: формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. |
2 | Из мифологии | 3 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений мифологии. |
3 | Из устного народного творчества | 3 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. |
4 | Из древнерусской литературы | 4 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем древнерусской литературы, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. |
5 | Из литературы 18 века | 3 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 18 века. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. |
6 | Из русской литературы 19 века | 51 | Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Метапредметные результаты: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Предметные результаты: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. |
7 | Из русской литературы 20 века | 24 | Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности. Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. |
8 | Из зарубежной литературы | 12 | Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культуре других народов. Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств и цитат из текста, уметь вести диалог. |
9 | Итоговый урок | 1 | Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. |
ИТОГО: | 102 |
Календарно - тематическое планирование на 2015-2016 учебный год
Предмет: литература
Класс: 6
№ п/п | Тема урока | Основное содержание урока | Виды деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата | ||
1 | О литературе, читателе и писателе | Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 6 класса. Выявление специфики художественной литературы как искусства слова. Выявление круга читательских интересов школьников, подготовка к восприятию курса литературы 6 класса | Развитие умений работы с учебником литературы (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат) | 1 | |||
Из мифологии 3 часа | |||||||
2 | Миф «Пять веков» | Выявление художественной идеи мифа, проявляю- щейся в описании горестной картины современности, к которой принадлежит автор поэмы «Труды и дни», формирование представлений о мировосприятии Гесиода | Составление тезисных планов статьи учебника, выразительное чтение поэмы Гесиода | 1 | |||
3 | Миф «Прометей» | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом | Составление цитатного плана, выразительное чтение, беседа | 1 | |||
4 | Миф «Яблоки Гесперид» | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом | Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с иллюстрациями, составление цитатного плана произведения, выразительное чтение | 1 | |||
Устное народное творчество 3 часа | |||||||
5 | Сказка «Солдат и смерть» | Выявление главного свойства жанра легенды, заключающегося в утверждении морально-этических норм христианства или идей, возникших под влиянием воодушевленного отношения к вере, понимаемой на мирской, житейский, обыденный лад; определение художественной идеи легенды «Солдат и смерть»,проявляющейся в отношении героя к смерти как части жизни. Формирование исследовательских и коммуникативных навыков учащихся, выразительного чтения, работы с иллюстрациями, умений выделять главное в прослушанном тексте | Художественный пересказ, сообщение учителя, составление таблицы, беседа, исследовательская работа с текстом | 1 | |||
6 | «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | Выявление жанровых особенностей предания; знакомство с нартским эпосом (происхождение слова, герои); определение художественной идеи предания о Бадыноко — народном герое, про- славившем родную землю своей отвагой и мужеством; значения собирательного образа народа в предании; сравнение сюжета предания и мифа об Одиссее. Формирование исследовательских навыков учащихся, умений выделять главное в прослушанном сообщении, выразительного чтения, коммуникативных умений. Воспитание интереса к произведениям устного творчества народов Северного Кавказа | Выразительное чтение, работа с таблицами и иллюстрациями, исследование (сравнение предания и мифа), беседа | 1 | |||
7 | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» | Выявление жанровых особенностей волшебной сказки, значения образов Бабы-яги, Ивана- царевича в русском фольклоре, композиционных и языковых особенностей «Сказки о молодильных яблоках и живой воде», нравственных уроков сказки. Формирование исследовательских навыков учащихся, умений выделять в сообщении учителя и учащихся главное, коммуникативных умений. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления нравственных уроков сказки | Исследовательская работа с текс- том, работа с таблицами и иллюстрациями, сообщения учи- теля и учащихся | 1 | |||
Древнерусская литература 4 часа (3 +1р.р) | |||||||
8 | «Сказание о белгородских колодцах» | Формирование представления о «Сказании о белгородских колодцах» как части летописи «Повесть временных лет», выявление художественной идеи сказания, проявившейся в стремлении белгородцев освободить Русскую землю от нашествия. Формирование умения выделять главное в сообщениях учителя и учащихся, выразительного чтения, навыка составления художественного пересказа, работы с учебником, лексической работы, коммуникативных умений учащихся. | составление плана статьи учебника, беседа, слайдовая презентация, прослушивание музыкального фрагмента, выразительное чтение учителя | 1 | |||
9 | «Повесть о разорении» | Воссоздание атмосферы эпохи, выявление художественной эпохи произведения проявившейся в финальном эпизоде — обвинительной речи патриота-народолюбца в адрес прямых виновников бедствия — русских князей. Формирование навыка составления художественного пересказа, выразительного чтения, работы с учебником, лексической работы, коммуникативных умений учащихся. Воспитание гражданской позиции учащихся | работа с текстом, беседа, составление плана повести | 1 | |||
10 | «Поучение Владимира Мономаха» | Воссоздание атмосферы эпохи царствования Вла- димира Мономаха, выявление художественной идеи «Поучения», заключающейся в призыве к милосердию и состраданию; качеств личности автора, художественных особенностей произведения. Формирование навыка исследовательской работы с текстом, умений выделять главное в прослушанном сообщении, коммуникативных умений учащихся. Воспитание нравственно-эстетических представлений в ходе выявления художественной идеи произведения и лексического значения слов: милосердие, покаяние, справедливость, | Лексическая работа, сообщения «историка», «литературоведа», «искусствоведа»,слайдовая презентация, исследовательская работа с текстом, беседа, сообщение учителя | 1 | |||
11 | Анализ письменных работ | Формирование навыка владения нормами литературного языка, способствующими росту культурного уровня учащегося, выработке собственного стиля | Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование | 1 | |||
Литература XVIII века 3 часа | |||||||
12 | М.В.Ломоносов — гениальный ученый, теоретик литературы, поэт | Формирование представлений о неповторимой, уникальной личности М.В. Ломоносова, о человеке определенной эпохи, системы взглядов, обусловленных исторически; об основных жанрах поэтического творчества М.В. Ломоносова. Развитие навыка работы с учебником, составления планов прочитанного, формирование умения выде- лять главное в сообщении учителя. Воспитание ин- тереса к личности и творчеству М.В. Ломоносова | Чтение и составление планов ста- тей учебника, создание заметок по ходу прослушивания сообщения учителя, сообщение учащегося | 1 | |||
13 | М.В.Ломоносов «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф...» | Выявление значения подвижнической деятельности М.В. Ломоносова для российской науки; определение ключевой идеи стихотворения, проявляющейся в стремлении лирического героя к обретению внутренней свободы. Развитие монологической речи учащихся, навыков работы со словом, выразительного чтения, умения выделять в прослушанных сообщениях учителя и учащихся ключевые идеи. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения понятия внутренняя свобода | Сообщения учителя и учащихся, Лексическая и исследовательская работа с текс том, вырази- тельное чтение наизусть учителя и учащихся | 1 | |||
14 | М.В. Ломоносов о значении Русского языка. М.В.Ломоносов и Петр Великий | Выявление сущности взаимодействия поэта и госу- дарственного деятеля, проявившейся в постоянном присутствии в творческом осознании М.В.Ломоносова идеала личности царя-реформатора, верно служащего своему Отечеству. Развитие навыка выразительного чтения, работы со словом, формирование умения выделять главное в сообщениях учителя и учащихся. Формирование гражданской позиции учащихся | Лексическая работа, сообщения, работа с учебником, чтение наизусть | 1 | |||
Литература ХIХ века 51 час (40+11р.р) | |||||||
15 | В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин | Знакомство с основными фактами биографии поэта, выявление наиболее ярких качеств личности поэта, проявившихся во взаимоотношениях В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Развитие монологической речи учащихся, формирование навыка вы- разительного чтения. Воспитание интереса к личности и творчеству В.А. Жуковского | Выразительное чтение стихотворений В.А. Жуковского, сообщения учащихся, прослушивание музыкальных фрагментов | 1 | |||
16 | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского.«Светла- на». Творческая история баллады | Выявление признаков баллады как жанра, особенностей замысла баллады, связанного с личностью, жизненными судьбами и характерами Саши и Маши Протасовых. Формирование навыка составления цитатного плана, умения выделять главное в сообщении учителя. Воспитание интереса к личности и творчеству поэта | Беседа, составление перечня основных признаков баллады в ходе сообщения учащегося, словарная работа | 1 | |||
17 | Анализ баллады В.А. Жуковского «Светлана» | Выявление лейтмотива баллады и особенностей оптимистического мировосприятия героини. Формирование логического мышления, исследовательских навыков учащихся. Формирование нравственно-эстетических представлений в ходе выявления значения понятий: оптимизм, меланхолия | Составление ассоциативных рядов, словарная работа, беседа, сообщение о народных приметах, выразительное чтение, работа с терминами | 1 | |||
18 | Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина | Выявление факторов, оказавших влияние на становление творческой личности поэта. Совершенствование навыков выразительного чтения, развитие творческих способностей учащихся. Воссоздание особой атмосферы, «лицейского духа»; выявление примеров нравственного поведения, гордой независимости, достоинства; формирование чувства товарищества, уважения к людям | 1 | ||||
19 | А.С.Пушкин «Деревня» | Выявление гражданской позиции автора, проявившейся в стремлении обличить социальное зло, призвать единомышленников на борьбу с пороком. Формирование навыка многоуровневого анализа поэтического текста, выразительного чтения, развития устной и письменной речи. | Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, письменного высказывания по предложенному началу, работа с терминами, работа с учеником, сообщения. | 1 | |||
20 | А.С.Пушкин «Редеет облаков летучая гряда…» | Закрепление знаний об элегии как жанре лирики. Формирование навыка многоуровневого анализа лирического произведения | Самостоятельная исследовательская работа с текстом, сообщение, прослушивание муз. композиции. | 1 | |||
21 | А.С. Пушкин «Зимнее утро» | Выявление контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов в стихотворении, противопоставления чувства лирического героя неполноте жизни,- заметной и в сонной красавице», и в беззвучном покое зимы, и в милом, но замкнутом уюте комнаты. Обучение учащихся анализу лирического произведения, сопоставлению разных произведений; совершенствование навыка устного словесного рисования, выразительного чтения. Формирование чувства прекрасного, умения во всем находить красоту и радость | Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, экскурсия, сравнение чернового и чистового вариантов текста, выразительное чтение, беседа, сообщение, работа с таблицей | 1 | |||
22 | А.С. Пушкин «Зимний вечер» | Выявление художественной идеи стихотворения, состоящей в утверждении победы человеческой стойкости над силами мрака и мглы. Формирование навыка многоуровневого анализа поэтического текста. Формирование чувства оптимизма, веры в собственные силы | Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, выразительное чтение, беседа, сообщение учителя, работа с таблицей | 1 | |||
23 | Конкурс выразительного чтения | Совершенствование исполнительского мастерства учащихся. Воспитание внимательного отношения к слову | Прослушивание музыкальных произведений на стихи А.С. Пушкина, стихотворений в исполнении мастеров художественного слова | 1 | |||
24 | А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы | Знакомство с исторической эпохой, нашедшей отражение в романе, творческой историей произведения и прототипами героев. Формирование навыка сопоставительного анализа, умения отбирать цитатный материал, соотносить | Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, заполнение таблицы, сравнение описаний усадеб: Покровское, Арбатове, Кистенёвка; «Русская усадьба XIX века», лексическая работа, работа с учебником, беседа, выразительное чтение | 1 | |||
25 | Причины ссоры Дубровского и Троекурова | Выявление первоначального впечатления о романе. Определение причин ссоры Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова. Сравнение характеров героев, определение мотивов их поведения. Совершенствование навыков выразительного чтения; составление устных пересказов; | Составление сопоставительной таблицы «Дубровский и Троекуров», лексическая работа, самостоятельная исследо- вательская работа с текстом, беседа | 1 | |||
26 | Отец и сын Дубровские | Выявление центральной проблемы романа. | Подбор цитат, пересказ эпизода, беседа, лексическая работа, выразительное чтение | 1 | |||
27 | Владимир Дубровский —доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник | Выявление причин неспособности героя, наделенного лучшими личностными качествами, изменить несправедливые законы, признанные обществом. | Анализ эпизода произведения «Дубровский в Кистенёвской роще», выразительное чтение по ролям, краткий пересказ от лица героя, подбор цитат для кадров диафильма, прослушивание музыкальной композиции, беседа, работа с учебником | 1 | |||
28 | Дубровский и Маша Троекурова | Выявление причин поражения героя, отказа Марии Троекуровой от помощи Дубровского. Формирование навыка сравнительного анализа образов героев, выразительного чтения и пересказа с изменением лица. | Составление сравнительной таблицы, выразительное чтение, пересказ от лица героев, беседа, работа с учебником, лексическая работа | 1 | |||
29 | Мастерская творческого письма | Выявление факторов, оказавших влияние на становление характеров героев в процессе духовной эволюции. Совершенствование навыка работы со справочной литературой, составления планов, развития устной речи учащихся. | Составление ассоциативных рядов, формулирование письменного ответа на вопрос, создание диалога с героем на основе предложенных вопросов, лексическая работа | 1 | |||
30 | Анализ письменных работ | Формирование навыка владения нормами литературного языка, способствующими росту культурного уровня учащегося, выработке собственного стиля; умения устранять речевые, логические, фактические ошибки; развитие навыков редактирования текстов | Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование | 1 | |||
31 | Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове | Выявление этапов становления личности поэта, сущности сложных отношений с властью и обществом; создание установки на восприятие темы «Вольнолюбивые мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова». | Сообщения учащихся, выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями, заполнение таблицы, составление комментариев | 1 | |||
32 | М.Ю.Лермонтов «Тучи» | Выявление значения мотива странничества в твор- честве М.Ю. Лермонтова, смысла последних слов стихотворения, свидетельствующих об особенно- стях мирововоззрения поэта, воспринимающего человеческую жизнь как «земное краткое изгнанье». | Сообщения, лексическая работа, работа с учебником, составление рядов слов, соотнесенных с ключевыми понятиями урока, беседа, работа с иллюстрациями, терминами, выразительное чтение | 1 | |||
33 | М.Ю.Лермонтов «Парус» | Выявление идеи произведения, проявляющейся в стремлении олицетворенного образа паруса к не- успокоенности и мятежу; особенностей художест- венного мира стихотворения, проявляющихся в дополнении состояния внутренней дисгармоничности, последовательной контрастности, лежащей в основе «Паруса» | Лексическая работа, выразительное чтение наизусть, сообщения учащихся, исследовательская работа с текстом, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями и терминами, работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции | 1 | |||
34 | М.Ю.Лермонтов «Листок» | Выявление автобиографических сведений в стихо- творении, значения темы бесцельного существования как выражения разрыва исторических связей, отрыва от корней и преждевременного созревания лермонтовского поколения, трагического одиночества человека в мире и одновременно исторической «бездомности» поколения в творчестве М.Ю. Лермонтова. Формирование навыка многоуровневого анализа поэмы | Лексическая работа, самостоятельная исследовательская работа в группах, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа | 1 | |||
35 | М.Ю.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко...» | Выявление художественной идеи стихотворения, состоящей в утверждении мысли о трагической непреодолимости одиночества при общей родственности судьбы. | Выразительное чтение наизусть, исследовательская работа с текстом, репродукциями картин русских художников | 1 | |||
36 | Конкурс творческих работ | Выявление степени сознательного осмысления изученного материала. Развитие творческих способностей, письменной и устной речи учащихся | Чтение творческих работ и защита собственной точки зрения, комментарии собственных иллюстраций и обоснование выбора иллюстраций художников, чьи картины созвучны по тематике | 1 | |||
37 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая основа повести | Выявление мотивов, побудивших Н.В. Гоголя к созданию повести; исторической основы произведения. Формирование навыка создания речевой ситуации, связанной с гипотетическим изменением социальной функции ученика («литературовед», «историк», «искусствовед»); умения выделять главное в прослушанном тексте, создавать заметки об услышанном. | Создание речевой ситуации с гипотетическим изменением функции ученика(исторический экскурс в изображенную Гоголем эпоху с привлечением картины И.Е Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») | 1 | |||
38 | «Бранное, трудное время...». Степь как образ Родины в повести Гоголя | Воссоздание картины эпохи, изображенной в повести; выявление качеств характера героев и обстоятельств, оказавших влияние на их становление. | Лексическая работа, чтение по ролям, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, работа с учебником | 1 | |||
39-40 | Остап и Андрий | Выявление характерных особенностей эпического мира могучего, свободного, прекрасного человека, изображенного Н.В. Гоголем в повести «Тарас Бульба»; формирование представлений о сложности и многогранности характеров героев. | Выразительное чтение, художественный пересказ, работа с иллюстрациями, составление таблицы «Остап и Андрий», беседа, лексическая работа, дискуссия, работа с учебником, сообщения | 2 | |||
41 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя | Выявление значения образов казачества и Тараса Бульбы для понимания ключевой идеи произведения | Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, конкурс планов рассказа о герое, беседа, работа с учебником | 1 | |||
42 | Мастерская творческого письма. Рассказ о событиях от лица их участника | Обобщение и систематизация изученного материала; воссоздание целостности произведения. Формирование навыков логического мышления, развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений. Воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя | Выполнение коллективных творческих заданий, создание иллюстраций, текстов по предложенному началу, работа с термином беседа | 1 | |||
43 | Анализ письменных работ | Формирование навыка владения нормами литературного языка, способствующими росту культурного уровня учащегося, выработке собственного стиля; умения устранять речевые, логические, фактические ошибки; развитие навыков редактирования текстов | Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование | 1 | |||
44 | И.С. Тургенев «Записки охотника». Творческая история и своеобразие композиции | Выявление внутреннего единства цикла «Записки охотника» и самостоятельности каждого рассказа как части огромной поэмы о крестьянской Руси. | Экскурсия по выставке фотографий и дагеротипов, художественный пересказ, беседа, сообщение учи | 1 | |||
45-46 | И.С. Тургенев «Бирюк» | Выявление причин трагического одиночества героя, недюжинности его натуры, способности сохранять человеческое достоинство. Формирование навыков анализа эпического текста в единстве формы и содержания. | Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями (комментарии экскурсовода), чтение по ролям, выразительное чтение, беседа, сообщения | 2 | |||
47 | И.С. Тургенев «В дороге» | Выявление художественной идеи, проявляющейся в интонации стихотворения. Формирование навыков выразительного чтения, анализа лирического произведения. | Чтение наизусть, выразительное чтение, беседа | 1 | |||
48 | НА. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...» | Выявление художественной идеи стихотворений, гражданской позиции Н.А. Некрасова, проявившейся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-матери. Формирование навыка выразительного чтения, лексической работы, составления тезисного плана статьи учебника. | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления художественной идеи произведений, лексического значения слова гражданин Составление тезисного плана статьи учебника, работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение стихотворений, работа с иллюстрациями, беседа, лексическая работа, | 1 | |||
49 | Л.Н. Толстой в 30-50-е годы XIX века | Выявление ключевых событий периода 1830-1850-х годов, оказавших влияние на становление характера Л.Н. Толстого; подготовка к восприятию глав повести «Детство». Формирование умения отбирать иллюстративный материал для слайдовой презентации, составлять библиографию по теме сообщения, | Сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы по материалам сообщений, составление устного высказывания об услышанном | 1 | |||
50-51 | Анализ глав повести «Детство» («Детство», «Что за человек был мой отец?») | Выявление звучащего в главах «Детство» и «Что за человек был мой отец?» общего настроения внутренней неустроенности и беспокойства, присущего и Николеньке Иртеньеву, герою повести «Детство», и автору | Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, художест- венный пересказ, беседа, состав- ление устного высказывания, работа с учебником | 2 | |||
52 | Анализ глав повести «Детство» («Маман»,«Наталья Савишна», «Письмо», «Горе», «Последние грустные воспоминания») | Выявление значения толстовской идеи стремления к совершенствованию, к единению людей в любви, т.е. в Боге, проявившейся в главах повести «Маман» и «Детство». | Художественный пересказ. Вы- Разительное чтение, работа с ил- люстрациями, беседа, сообщение учителя, работа с учебником | 1 | |||
53 | Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л.Н.Толстого. Рассказ «Бедные люди» | Выявление ключевой идеи прозаического переложения Л.Н. Толстого, проявившейся в стремлении героев к самопожертвованию во имя добра и любви; подготовка к сочинению- воспоминанию «Спешите делать добрые дела». Формирование коммуникативных навыков, умения выделять главное в сообщениях учителя и учащихся, составлять устные высказывания на заданную тему. Формирование нравственно-эстетических представ- | Лексическая работа, составление комментариев к афоризмам Л.Н. Толстого, чтение наизусть, беседа, работа со словарями | 1 | |||
54 | Анализ письменных работ | Формирование навыка владения нормами литера- турного языка, способствующими росту культур- ного уровня учащегося, выработке собственного стиля; умения устранять речевые, логические, фак- тические ошибки; развитие навыков редактирования текстов | Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование | 1 | |||
55-56 | Краткие сведения о В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Отец и сын | Знакомство с некоторыми биографическими сведе- ниями о писателе, нашедшими отражение в книге «История моего современника»; выявление значе- ния темы безотрадного нищего детства в литературе и искусстве второй половины XIX века; определение причин непонимания, сложившегося в отношениях Васи и отца. Формирование навыка работы с учебником, умения выделять главное в услышанном, аналитической работы с текстом. | Работа с учебником, выразительное чтение, прослушивание сообщений учителя и учащихся, беседа, самостоятельная исследовательская работа с текс- том | 2 | |||
57 | Дружба Васи, Валека и Маруси | Выявление нравственной основы дружбы Васи, Валека и Маруси, проявившейся во взаимном стремлении поделиться своими мыслями, найти отклик на душевные переживания. | Выразительное чтение по ролям, исследовательская работа с текс- том, беседа, лексическая работа, работа с иллюстрацией и | 1 | |||
58 | Дети и взрослые в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | Выявление художественной идеи повести, состоя- щей в утверждении необходимости гуманного, справедливого отношения к людям, независимо от их общественного и имущественного положения. | Работа с иллюстрациями, лекси- ческая работа, чтение по ролям, беседа, художественный пересказ, выразительное чтение, работа с учебником | 1 | |||
59 | Анализ письменных работ | Формирование навыка владения нормами литературного языка, способствующими росту культурного уровня учащегося, выработке собственного стиля; умения устранять речевые, логические, фактические ошибки; развитие навыков редактирования текстов | Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование | 1 | |||
60-61 | Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим» | Выявление особенностей раннего творчества А.П. Чехова, тематики, проблематики его сатирических и юмористических рассказов, некоторых приемов создания комического (на примере рассказа «Налим»). Формирование навыка выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении, коммуникативных навыков учащихся. Воспитание интереса к творчеству А.П. Чехова | Выразительное чтение, самостоятельная исследовательская работа с текстом, работа с терминами и иллюстрациями, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, заполнение таблицы | 2 | |||
62 | А.П. Чехов «Толстый и тонкий» | Выявление гуманистической идеи ценности каждой человеческой личности, проблемы человеческого достоинства, являющихся ключевыми в рассказе. Формирование исследо- вательских навыков, развитие устной речи учащихся. | Лексическая работа, выразительное чтение по ролям, самостоятельная исследовательская работа с текс- том, работа с иллюстрациями, беседа, сообщение | 1 | |||
63 | А.П.Чехов «Шуточка» | Выявление особенностей авторского мировосприятия в ходе определения значения псевдонима «Человек без селезёнки» и соотнесения его смыслового наполнения с ключевыми идеями первой и второй редакций рассказа «Шуточка». | Сообщения учителя и учащихся, беседа, выразительное чтение, анализ эпизодов, работа с учебником | 1 | |||
64 | Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни | Обобщение изученного материала, углубление представлений о художественном мастерстве А.П. Чехова, приемах создания комического. Развитие письменной и устной речи, творческой активности учащихся, формирование исследовательских навыков, расширение читательского кругозора. | Самостоятельная исследовательская работа с текстом, подготовка к созданию письменных рассказов, лексическая работа | 1 | |||
65 | Анализ письменных работ | Формирование навыка владения нормами литературного языка, способствующими росту культурного уровня учащегося, выработке собственного стиля; умения устранять речевые, логические, фактические ошибки; развитие навыков редактирования текстов | Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование | 1 | |||
Литература XX века 24 часа (22+2р.р) | |||||||
66-67 | Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. «Не видно птиц. Покорно чахнет...» | Выявление особенностей мировосприятия И.А. Бу- нина, нашедших отражение в ранней лирике поэта. Формирование исследовательских навыков, развитие образного мышления, творческих способностей учащихся. | Самостоятельная исследователь- ская работа с текстом, лексическая работа, сообщения учащихся, экскурсия по выставке картин русских худож- ников, выразительное чтение на- изусть, прослушивание музыкальной композиции | 2 | |||
68 | И.А. Бунин «Лапти» | Выявление художественной идеи рассказа, нашедшей отражение в символическом противостоянии красного и белого как сил добра и зла. | Самостоятельная исследователь- ская работа с текстом, лексическая работа, выразительное чтение, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с учебником | 1 | |||
69-70 | Краткие сведения об А.И. Куприне. «Белый пудель» | Знакомство с некоторыми фактами биографии, нашедшими отражение в рассказе «Белый пудель», воссоздание атмосферы эпохи, в которую происходит действие. | Сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, экскурсия по выставке репродукций русских художников, беседа, конкурс заглавий частей рассказа, вы- разительное чтение, работа с учебником | 2 | |||
71 | А.И. Куприн «Белый пудель» | Выявление художественной идеи рассказа, проявляющейся в умении членов «маленькой труппы» сохранять чувство собственного достоинства, верность дружбе | Художественный пересказ эпизодов, пересказ от другого лица, выразительное чтение, лексическая работа | 1 | |||
72 | А.И. Куприн «Тапёр» | Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении торжества чуда в жизни человека, подготовленного талантом и трудолюбием. | Художественный пересказ, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции | 1 | |||
73 | Анализ письменных работ | Формирование навыка владения нормами литера- турного языка, способствующими росту культурного уровня учащегося, выработке собственного стиля; умения устранять речевые, логические, фактические ошибки; развитие навыков редактирования текстов | Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование | 1 | |||
74-75 | Краткие сведения о С.А. Есенине. «Песнь о собаке» | Выявление художественной идеи стихотворения, проявляющейся в интонации, отношение поэта к миру живых существ, стремление «очеловечить» образы животных. | Чтение наизусть, выразительное чтение, беседа, сообщения учащихся, работа с терминами и учебником | 2 | |||
76 | С.А. Есенин «Разбуди меня завтра рано...» | Выявление авторской позиции, проявившейся в стремлении поэта, вдохновленного переменами в судьбе России, отдать свой талант служению людям. Формирование исследовательских навыков учащихся, выразительного | Сообщения учащихся, самостоятельная исследовательская работа с текстом, беседа, лексическая работа, выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями | 1 | |||
77 | Краткие сведения о М.М. Пришвине | Знакомство с фактами жизни и творчества М.М. Пришвина, позволяющими осмыслить процесс духовной эволюции писателя; подготовка к восприятию сказки-были «Кладовая солнца» в ходе сообщений о пребывании М.М. Пришвина в Переславле-Залесском и Усолье. | Сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы, художественный пересказ, выразительное чтение, слайдовая презентация или выставка, беседа | 1 | |||
78 | М.М.Пришвин «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра | Знакомство с историей создания произведения; выявление жанровых особенностей сказки-были. Формирование навыка исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками, развитие устной речи учащихся. Воспитание бережного отношения к слову | Сообщение учителя, работа с учебником, беседа, работа с терминами | 1 | |||
79 | Настя и Митраша | Выявление свойств характера героев; определение авторской позиции, роли сказочных мотивов в произведении. Формирование навыка составления художественного пересказа, выразительного чтения по ролям, анализа эпического произведения в единстве формы и содержания; умения соотносить текст художественного произведения и иллюстративный материал. | Конкурс рисунков, вы- Разительное чтение по ролям, художественный пересказ, беседа, работа с иллюстрациями. Работа с учебником, самостоятельная исследователь- ская работа с текстом, лексическая работа | 1 | |||
80 | Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина | Выявление смысла названия сказки-были и основной идеи произведения, созвучной представлениям о «правде» Антипыча, «правде вековечной суровой борьбы людей за любовь», правде преодоления в себе всего того, что мешает любви проявить себя в полную силу. Развитие устной речи учащихся, навыка выразительного чтения, составления художественного пересказа, работы с иллюстрациями | Художественный пересказ, беседа, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, работа с учебником, самостоятельная исследовательская работа с текстом, лексическая работа | 1 | |||
81 | В мастерской художника (М.М.Пришвин) | Воссоздание целостного впечатления о прочитанном, выявление особенностей творческой манеры автора, осмысление значения художественных деталей в сказке-были. | Конкурс на лучший цитатный план и на знание художественной дета ли, выразительное чтение, беседа, сообщение | 1 | |||
82 | А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...», «Мужество», «Победа», «Родная земля» | Выявление тематической и образной близости стихотворений Ахматовой, Тютчева и Некрасова, посвященных самоотверженности защитников Родины и ценностям народного духа. Формирование навыка многоуровневого анализа лирического произведения, выразительного чтения | Чтение наизусть, беседа, работа с терминами, лексическая работа | 1 | |||
Из поэзии о Великой Отечественной войне | |||||||
83 | Промежуточная аттестация.Тестирование. | 1 | |||||
84 | Краткие сведения о В.П.Астафьеве. «Последний поклон» | Знакомство с некоторыми фактами биографии В.П. Астафьева, историей создания книги «Последний поклон»; подготовка к восприятию рассказа «Конь с розовой гривой». | Сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, работа с учебником | 1 | |||
85 | В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» | Воссоздание особой атмосферы жизни послереволюционной деревни, выявление мотивов поступков героев повести. | Отбор наиболее важных для понимания произведения вопросов, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, работа с текстом, выразительное чтение, чтение по ролям, работа с иллюстрациями, беседа, работа с учебником | 1 | |||
86-87 | Бабушка и внук | Выявление мотивов поступков героя | Работа с иллюстрациями | 2 | |||
88 | Краткие сведения о Н.М. Рубцове. «Звезда полей» | Знакомство с некоторыми фактами биографии Н.М. Рубцова; выявление художественной идеи стихотворения «Звезда полей», проявляющейся в стремлении лирического героя к единству с окружающим миром. | Сообщения учителя и учащихся, прослушивание музыкальной композиции, лексическая работа, беседа, работа с терминами, выставка, | 1 | |||
89 | Н.М.Рубцов «Тихая моя родина» | Выявление художественной идеи стихотворения, проявляющейся в глубоком осознании лирическим героем неразрывной связи с родиной. | Чтение наизусть, работа с иллюстрациями, беседа | 1 | |||
Из зарубежной литературы 12 часов (10+2р.р) | |||||||
90-91 | «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». история создания, тематика, проблема | Знакомство с историей создания книги «Тысяча и одна ночь», тематикой и проблематикой сказок; выявление значения жизненности и популярности произведения, актуализация читательского опыта | Пересказ; сообщения учащихся, беседа, работа с учебником, выразительное чтение | 2 | |||
92 | Краткие сведения о братьях Гримм | Знакомство с некоторыми фактами биографии братьев Гримм, классификацией сказок, вошедших в их сборники; выявление причин обращения к фольклору. Формирование навыка составления плана статьи учебника, развитие монологической | Составление плана статьи учебника, сообщение учителя, беседа, выставка, посвященная творчеству братьев Гримм, работа с терминами | 1 | |||
93-94 | Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина | Выявление сходства и различий книжных народных и литературных сказок на уровне сюжета, системы образов, идеи. | Художественный пересказ с при- влечением иллюстраций, самостоятельная исследовательская работа, беседа, работа с терминами, сообщения | 2 | |||
95 | Краткие сведения об О. Генри | Знакомство с некоторыми фактами биографии О. Генри, выявление особенностей творческой манеры автора, тематики и проблематики его новелл, подготовка к восприятию рассказа «Вождь краснокожих». | Сообщения учителя и учащихся, беседа, заполнение таблицы, лексическая работа, работа с терминами, выставка | 1 | |||
96 | 0. Генри «Дары волхвов» | Выявление смысла сопоставления скромных обитателей нью-йоркской квартирки с прославленными героями Древнего мира, состоящего в утверждении душевной красоты «маленьких людей», перед которой меркнет богатство и могущество царей. Формирование навыка художественного пересказа, умения выделять главное в прослушанном сообщении. Формирование нравственно-эстетических представлений в процессе выявления лексического значения слов: альтруизм, самоотречение | Сообщения учителя и учащихся, беседа, художественный пересказ | 1 | |||
97 | О. Генри «Вождь краснокожих» | Выявление особенностей художественной манеры автора, определение идеи рассказа, нашедшей отражение в авторской иронии над пороками мира взрослых: ханжеством, стяжательством, жаждой наживы. Развитие аналитических способностей учащихся, навыка воссоздания словесного портрета героя, умений строить пересказ от лица участника событий, развитие коммуникативных умений. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе сообщений об Ироде, Давиде и Голиафе, выявления лексического значения слов: ханжа, ханжество, стяжательство | Лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, создание словесного портрета, работа с учебником, заполнение таблицы | 1 | |||
98 | Краткие сведения о Дж.Лондоне | Знакомство с фактами жизни и творчества Дж. Лондона; выявление ее мерных рассказов; подготовка к восприятию рассказа Дж. Лондона «Любовь к жизни». | Сообщение учителя, художественный пересказ, беседа. | 1 | |||
99 | Дж. Лондон «Любовь к жизни» | Выявление художественной идеи рассказа, заключающейся в утверждении неизбежности победы человечности над алчностью, эгоизмом, жестокостью. | Работа с иллюстрациями, самостоятельная исследовательская работа с текс- том, беседа, сообщения учащихся, работа с учебником | 1 | |||
100 | Творческая мастерская | Развитие письменной и устной речи, творческой активности учащихся, формирование исследовательских навыков, расширение читательского кругозора. | Самостоятельная исследовательская работа с текстом, подготовка к созданию письменных рассказов, лексическая работа | 1 | |||
101 | Анализ письменных работ | Формирование навыка владения нормами литературного языка, способствующими росту культурного уровня учащегося, выработке собственного стиля; умения устранять речевые, логические, фактические ошибки; развитие навыков редактирования | Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование | 1 | |||
102 | Рекомендации для летнего чтения | Предварительное знакомство с произведениями, включенными в программу 7 класса и рекомендованными для самостоятельного чтения | сообщения | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии", 5 класс
Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии" и тематическое планирование для 5-го класса...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по литературе для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...
Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина
Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа по предмету "Литература" по курсу "Русская литература XIX-XX веков" В.В. Агеносова, А.Н. Архангельского
Рабочая программа по предмету «Литература» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05.03.2004 г.), ...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования- Примерной учебной программы основного общего образо...