«Запах Родины в стихотворении Д. Аминадо «Города и годы»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Александрова Елена Дмитриевна

Технологическая карта урока, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.56 МБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Запах Родины в стихотворении Д. Аминадо «Города и годы»

Слайд 2

Псевдоним ( Дон-Аминадо ( Дон Аминадо , Д . -Аминадо , Д . Аминадо ) Имя и фамилия (по документам) – Аминад Петрович Шполянский Настоящее имя Аминодав Пейсахович Шполянский Этимология имени

Слайд 3

Географическое пространство стихотворения Д.-Аминадо «Города и годы» Англия Лондон Италия Неаполь Германия Гамбург Испания Севилья Франция Париж Маршрут следования читателя в стихотворении «Города и годы» Д.- Аминадо

Слайд 4

Карта «Географическое пространство стихотворения «Города и годы» 4 5 2 3 1 ? !

Слайд 5

Страна Город Запах Англия Лондон Худ.Томас Кинкейд Старый Лондон пахнет ромом, Жестью, дымом и туманом, Но и этот запах может Стать единственно желанным Жесть, дым, туман , ром

Слайд 6

Италия Неаполь Худ. С.Ф.Щедрин Ослепительный Неаполь, Весь пронизанный закатом, Пахнет мулями и слизью, Тухлой рыбой и канатом. Мули , слизь, тухлая рыба, канат

Слайд 7

Германия Гамбург Город Гамбург пахнет снедью, Лесом, бочками и жиром, И гнетущим, вездесущим, Знаменитым добрым сыром Снедь, лес, бочки, жир, сыр

Слайд 8

Испания Севилья Худ. Головин С.Я. А Севилья пахнет кожей, Кипарисом и вербеной, И прекрасной чайной розой, Несравнимой, несравненной. Кожа, кипарис, вервена (вербена), чайная роза

Слайд 9

Франция Париж Худ. Криста Киффер Вечных запахов Парижа Только два. Они все те же: Запах жареных каштанов И фиалок запах свежий Жареные каштаны, фиалка

Слайд 10

Россия Есть что вспомнить в поздний вечер, Когда мало жить осталось, То, чем в жизни этой бренной Сердце жадно надышалось!.. Но один есть в мире запах И одна есть в мире нега: Это русский зимний полдень, Это русский запах снега Лишь его не может вспомнить Сердце, помнящее много. И уже толпятся тени У последнего порога.

Слайд 11

Запах снега . ЧЕМ ПАХНЕТ СНЕГ? Пахнет снег морозами, Ёлкой, мандаринами, Пахнет свежим яблоком, Лыжами, ангинами, Пахнет он коньками, Горкой ледяной, И ещё, конечно, Пахнет он зимой. (Игорь Карде) Снег пахнет мехом уютнейшей шубы, Ещё мандарином, оттаявшей ёлкой, До слюнок – горячею хлебною коркой... Снег пахнет всегда ожиданием чуда. Сегодня снег мой пахнет лишь корицей, И сквозняком по пене капучино, Он пахнет вечером, желанием влюбиться

Слайд 12

Старый Лондон пахнет ромом, Жестью, дымом и туманом, Но и этот запах может Стать единственно желанным. В страшном каменном Нью-Йорке Пахнет жеваной резиной, Испарением асфальта И дыханием бензина. Ослепительный Неаполь, Весь пронизанный закатом, Пахнет мулами и слизью, Тухлой рыбой и мускатом. Город Гамбург пахнет снедью, Лесом, бочками и жиром, И гнетущим, вездесущим, Знаменитым добрым сыром. У Варшавы запах сладкий, И дразнящий, и несложный, Запах сахарно-мучнистый, Марципаново-пирожный . А Севилья пахнет кожей, Кипарисом и вербеной, И прекрасной чайной розой, Несравнимой, несравненной. Вечных запахов Парижа Только два. Они все те же: Запах жареных каштанов И фиалок запах свежий. Есть что вспомнить в поздний вечер, Когда мало жить осталось, То, чем в жизни этой бренной Сердце жадно надышалось!.. Но один есть в мире запах И одна есть в мире нега: Это русский зимний полдень, Это русский запах снега. Лишь его не может вспомнить Сердце, помнящее много. И уже толпятся тени У последнего порога .

Слайд 13

Домашнее задание. . С очинение «Что значит для меня Родина ?»

Слайд 14

. Рефлексия. 1. Весь урок у меня было … настроение - бодрое - тревожное - светлое - сонное - загадочное - печальное - уютное - мечтательное 2. Задания на уроке были: -интересными - необычными - скучными 3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною : - на высоком уровне - на необходимом уровне - мне ещё надо поработать - мне нужна помощь 4. Мне больше всего понравилось на уроке: …



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Составила Кочеткова Елена Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г

Название раздела, темы: Писатели и поэты 20в. о Родине, Родной природе и о себе.  

Тема урока:. «Запах Родины в стихотворении Д.  Аминадо «Города и годы»

Цели урока: 1) Образовательная: Анализ одного произведения : Дона-Аминадо «Города и годы», знакомство с краткой биографией поэта, идейно-художественный смысл стихотворений .

                       2) Развивающая: создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); развитие творческих способностей.

                       3) Воспитательная: содействовать формированию патриотических чувств; содействовать развитию интереса  к изучению литературы.

Планируемые результаты: 

Предметные: познакомить с краткой биографией поэтов, с тематикой и идейно-художественным содержанием их стихотворений, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Метапредметные УУД:  

-результативные: организация рабочего места, принятие учебной цели, целеполагание;

-познавательные: планирование, сравнение, обобщение, анализ, синтез;

- коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-межпредметные: связывать между собой и обобщать предметные знания по литературе, истории, краеведению.

- надпредметные: отвечать на вопросы и решать задачи непродуктивного характера, формулировать гипотезы, выделить главную мысль, создавать проекты.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности ценить свою Родину. На примере отношения поэтов к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Средства обучения: компьютер, учебник,  проектор.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

               Ресурсы сети Интернет:

  1. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
  2. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Здравствуйте, давайте пожелаем друг другу  успеха на уроке, улыбнитесь и мы начинаем.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД:  акцентировать любовь к Родине.

 регулятивные УУД: целеполагание

Проблемный вопрос:

-Чем же пахнет Родина по мнению Д. Аминадо? (Ответ в конце урока)

Целеполагание.

- Прочтите название раздела, Здесь не только о Родине, но и о себе..т.е о личностном восприятии Родины..

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

2.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

-Какая тема сегодняшнего урока

 -Как вы думаете, каким образом мы построим сегодня работу, какие задачи нам нужно решить?(Слайд 1)

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Формулируют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1.Выборочная проверка домашнего задания

Словесный, познавательный, эвристический,

наглядный.

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: ценностное отношение к внутреннему миру человека.

регулятивные УУД: взаимооценка

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Проверка

1)- Ребята, давайте познакомимся с поэтом Дон Аминадо, его биографией, узнаем тайну необычного имени  

биография поэта (инд. задание для одного учащегося)+  чтение наизусть стихотворения (инд. задание для одного учащегося) (Слайд 2)

Оценивание

- Насколько выразительно было прочитано стихотворение?

2)- Слушая стихотворение, постарайтесь уловить в нем что-то таинственное. Попробуйте разобраться в состоянии души лирического героя, его чувствах, ощущениях.

Прослушивание песни «Старый Лондон пахнет ромом…» «Города и годы» Музыка – Виктор Дзансолов, стихи – Дон-Аминадо. Исполняет Виктор Дзансолов. (Приложение)

Какая тема стихотворения ? - Любовь к России - тема стихотворения. Автор показывает все многообразие и красоту мира, уникальность европейских городов. Но лучшим уголком земного шара для него является Родина.

 Каким чувством  оно проникнуто ?

Ребята, давайте с вами совершим небольшое путешествие по городам, которые описывает Д. Аминадо в своём стихотворение и узнаем как же они пахнут по мнению автора.

Запахи каких городов есть в стихотворении ?

(Слайды 3,4)

Выступления учащихся.

Выразительное чтение.

Прослушивание песни.

Отвечают на вопросы учителя.

Коллективная оценка

2.Работа с литературоведческими понятиями.

Репродуктивный метод

«План анализа литературного произведения»

– Давайте вспомним план анализа и литературоведческие термины, которые нам сегодня пригодятся в дальнейшей работе.

Ответы на вопросы

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом

3. анализ стихотворения

Проблемный, метод групповой организации учащихся

Задание. 

- Сейчас мы проанализируем  стихотворение, пользуясь планом анализа. 

Чтение четверостиший про разные города по рядам, обсуждение (слайды 5,6,7,8,9 )

И вот мы с вами добрались до России, автор не называет конкретного города почему? (Слайд 10)

Чем по вашему пахнет снег? — Какие воспоминания у вас связаны со снегом?

А вот посмотрите как другие поэты описывают запах снега. (Слайд 11)

Оценивание  

Вывод.

-Так чувствует поэт Родину, через собственные воспоминания и ощущения.

Исследовательская работа.

Самостоятельный анализ стихотворения, представление результатов работы.

Отвечают на вопрос учителя.

  1. Физ. минутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физ. минутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Активно выполняют физические  упражнения

Этап 5. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

В заключении, я предлагаю послушать

сочинение 10 летнего мальчика, о Родине.

-Что для него Родина?

- Сделаем выводы

-Итак, сделаем вывод, что для поэта запах снега?

-Почему сердце, “помнящее много”, не может вспомнить самый знакомый и родной запах – “русский запах снега”?

- Ребята, существует полная версия стихотворения, отличающаяся от той, которая дана в учебнике. Посмотрите, какие четверостишия не вошли в стихотворение в учебнике. (Слайд 12)

Чтение сочинения

Ответы на вопросы.

2.Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный.

1. Письменный анализ стихотворения

«Города и годы»

2. Сочинение

«Что значит для меня Родина?»

(Слайд 13)

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Слайд 14

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я живу на родине Есенина. Стихотворения рязанских поэтов о С.А.Есенине

Данный материал поможет учителю в подготовке уроков по лирике С.А.Есенина. Стихотворения рязанских поэтов сопровождаются иллюстративным материалом....

Брошюра "Береза - символ Родины моей. Стихотворения рязанских поэтов XX века"

Данный тематический сборник можно использовать для ознакомления учащихся с творчеством рязанских поэтов....

Тема Родины в стихотворениях Сергея Есенина

Данная презентация может быть использована при изучении лирических стихотворений С. Есенина в 11 классе...

Образ родины в стихотворении "Алёнушка" Д.Б. Кедрина

Данный урок разработан к районному семинару по патриотическому воспитанию школьников....

Урок литературы в 5 классе "Сергей Есенин. Детские годы. Образ малой Родины в стихотворении "Ты запой мне ту песню, что прежде…"

Учащиеся знакомятся с личностью поэта, выясняют, каково значение малой родины в личной и творческой судьбе С. А. Есенина, определяют идею стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде&he...

"Тема Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Родина"

Тема Родины. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «РОДИНА»...

Урок-исследование по литературе в 9 классе на тему "Тема Родины. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Родина"

Данный урок посвящен изучению темы "Родина" в творчестве М.Ю. Лермонтова....