«Запах Родины в стихотворении Д. Аминадо «Города и годы»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Технологическая карта урока, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 2.56 МБ |
tehnologicheskaya_karta.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Псевдоним ( Дон-Аминадо ( Дон Аминадо , Д . -Аминадо , Д . Аминадо ) Имя и фамилия (по документам) – Аминад Петрович Шполянский Настоящее имя Аминодав Пейсахович Шполянский Этимология имени
Географическое пространство стихотворения Д.-Аминадо «Города и годы» Англия Лондон Италия Неаполь Германия Гамбург Испания Севилья Франция Париж Маршрут следования читателя в стихотворении «Города и годы» Д.- Аминадо
Карта «Географическое пространство стихотворения «Города и годы» 4 5 2 3 1 ? !
Страна Город Запах Англия Лондон Худ.Томас Кинкейд Старый Лондон пахнет ромом, Жестью, дымом и туманом, Но и этот запах может Стать единственно желанным Жесть, дым, туман , ром
Италия Неаполь Худ. С.Ф.Щедрин Ослепительный Неаполь, Весь пронизанный закатом, Пахнет мулями и слизью, Тухлой рыбой и канатом. Мули , слизь, тухлая рыба, канат
Германия Гамбург Город Гамбург пахнет снедью, Лесом, бочками и жиром, И гнетущим, вездесущим, Знаменитым добрым сыром Снедь, лес, бочки, жир, сыр
Испания Севилья Худ. Головин С.Я. А Севилья пахнет кожей, Кипарисом и вербеной, И прекрасной чайной розой, Несравнимой, несравненной. Кожа, кипарис, вервена (вербена), чайная роза
Франция Париж Худ. Криста Киффер Вечных запахов Парижа Только два. Они все те же: Запах жареных каштанов И фиалок запах свежий Жареные каштаны, фиалка
Россия Есть что вспомнить в поздний вечер, Когда мало жить осталось, То, чем в жизни этой бренной Сердце жадно надышалось!.. Но один есть в мире запах И одна есть в мире нега: Это русский зимний полдень, Это русский запах снега Лишь его не может вспомнить Сердце, помнящее много. И уже толпятся тени У последнего порога.
Запах снега . ЧЕМ ПАХНЕТ СНЕГ? Пахнет снег морозами, Ёлкой, мандаринами, Пахнет свежим яблоком, Лыжами, ангинами, Пахнет он коньками, Горкой ледяной, И ещё, конечно, Пахнет он зимой. (Игорь Карде) Снег пахнет мехом уютнейшей шубы, Ещё мандарином, оттаявшей ёлкой, До слюнок – горячею хлебною коркой... Снег пахнет всегда ожиданием чуда. Сегодня снег мой пахнет лишь корицей, И сквозняком по пене капучино, Он пахнет вечером, желанием влюбиться
Старый Лондон пахнет ромом, Жестью, дымом и туманом, Но и этот запах может Стать единственно желанным. В страшном каменном Нью-Йорке Пахнет жеваной резиной, Испарением асфальта И дыханием бензина. Ослепительный Неаполь, Весь пронизанный закатом, Пахнет мулами и слизью, Тухлой рыбой и мускатом. Город Гамбург пахнет снедью, Лесом, бочками и жиром, И гнетущим, вездесущим, Знаменитым добрым сыром. У Варшавы запах сладкий, И дразнящий, и несложный, Запах сахарно-мучнистый, Марципаново-пирожный . А Севилья пахнет кожей, Кипарисом и вербеной, И прекрасной чайной розой, Несравнимой, несравненной. Вечных запахов Парижа Только два. Они все те же: Запах жареных каштанов И фиалок запах свежий. Есть что вспомнить в поздний вечер, Когда мало жить осталось, То, чем в жизни этой бренной Сердце жадно надышалось!.. Но один есть в мире запах И одна есть в мире нега: Это русский зимний полдень, Это русский запах снега. Лишь его не может вспомнить Сердце, помнящее много. И уже толпятся тени У последнего порога .
Домашнее задание. . С очинение «Что значит для меня Родина ?»
. Рефлексия. 1. Весь урок у меня было … настроение - бодрое - тревожное - светлое - сонное - загадочное - печальное - уютное - мечтательное 2. Задания на уроке были: -интересными - необычными - скучными 3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною : - на высоком уровне - на необходимом уровне - мне ещё надо поработать - мне нужна помощь 4. Мне больше всего понравилось на уроке: …
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Составила Кочеткова Елена Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г
Название раздела, темы: Писатели и поэты 20в. о Родине, Родной природе и о себе.
Тема урока:. «Запах Родины в стихотворении Д. Аминадо «Города и годы»
Цели урока: 1) Образовательная: Анализ одного произведения : Дона-Аминадо «Города и годы», знакомство с краткой биографией поэта, идейно-художественный смысл стихотворений .
2) Развивающая: создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); развитие творческих способностей.
3) Воспитательная: содействовать формированию патриотических чувств; содействовать развитию интереса к изучению литературы.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с краткой биографией поэтов, с тематикой и идейно-художественным содержанием их стихотворений, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Метапредметные УУД:
-результативные: организация рабочего места, принятие учебной цели, целеполагание;
-познавательные: планирование, сравнение, обобщение, анализ, синтез;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-межпредметные: связывать между собой и обобщать предметные знания по литературе, истории, краеведению.
- надпредметные: отвечать на вопросы и решать задачи непродуктивного характера, формулировать гипотезы, выделить главную мысль, создавать проекты.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности ценить свою Родину. На примере отношения поэтов к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
Средства обучения: компьютер, учебник, проектор.
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Ресурсы сети Интернет:
- Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
- Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | ||||
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. -Здравствуйте, давайте пожелаем друг другу успеха на уроке, улыбнитесь и мы начинаем. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности | ||||
1.Мотивация к учебной деятельности | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: акцентировать любовь к Родине. регулятивные УУД: целеполагание | Проблемный вопрос: -Чем же пахнет Родина по мнению Д. Аминадо? (Ответ в конце урока) Целеполагание. - Прочтите название раздела, Здесь не только о Родине, но и о себе..т.е о личностном восприятии Родины.. | Анализ, сопоставление. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. |
2.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | -Какая тема сегодняшнего урока -Как вы думаете, каким образом мы построим сегодня работу, какие задачи нам нужно решить?(Слайд 1) | Отвечают на вопросы. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Формулируют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок |
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | ||||
1.Выборочная проверка домашнего задания | Словесный, познавательный, эвристический, наглядный. Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: ценностное отношение к внутреннему миру человека. регулятивные УУД: взаимооценка личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Проверка 1)- Ребята, давайте познакомимся с поэтом Дон Аминадо, его биографией, узнаем тайну необычного имени биография поэта (инд. задание для одного учащегося)+ чтение наизусть стихотворения (инд. задание для одного учащегося) (Слайд 2) Оценивание - Насколько выразительно было прочитано стихотворение? 2)- Слушая стихотворение, постарайтесь уловить в нем что-то таинственное. Попробуйте разобраться в состоянии души лирического героя, его чувствах, ощущениях. Прослушивание песни «Старый Лондон пахнет ромом…» «Города и годы» Музыка – Виктор Дзансолов, стихи – Дон-Аминадо. Исполняет Виктор Дзансолов. (Приложение) Какая тема стихотворения ? - Любовь к России - тема стихотворения. Автор показывает все многообразие и красоту мира, уникальность европейских городов. Но лучшим уголком земного шара для него является Родина. Каким чувством оно проникнуто ? Ребята, давайте с вами совершим небольшое путешествие по городам, которые описывает Д. Аминадо в своём стихотворение и узнаем как же они пахнут по мнению автора. Запахи каких городов есть в стихотворении ? (Слайды 3,4) | Выступления учащихся. Выразительное чтение. Прослушивание песни. Отвечают на вопросы учителя. Коллективная оценка |
2.Работа с литературоведческими понятиями. | Репродуктивный метод | «План анализа литературного произведения» – Давайте вспомним план анализа и литературоведческие термины, которые нам сегодня пригодятся в дальнейшей работе. | Ответы на вопросы | |
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом | ||||
3. анализ стихотворения | Проблемный, метод групповой организации учащихся | Задание. - Сейчас мы проанализируем стихотворение, пользуясь планом анализа. Чтение четверостиший про разные города по рядам, обсуждение (слайды 5,6,7,8,9 ) И вот мы с вами добрались до России, автор не называет конкретного города почему? (Слайд 10) Чем по вашему пахнет снег? — Какие воспоминания у вас связаны со снегом? А вот посмотрите как другие поэты описывают запах снега. (Слайд 11) Оценивание Вывод. -Так чувствует поэт Родину, через собственные воспоминания и ощущения. | Исследовательская работа. Самостоятельный анализ стихотворения, представление результатов работы. Отвечают на вопрос учителя. | |
| личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие. | Физ. минутка Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. | Активно выполняют физические упражнения | |
Этап 5. Подведение итогов урока | ||||
1.Обобщение | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. | Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | В заключении, я предлагаю послушать сочинение 10 летнего мальчика, о Родине. -Что для него Родина? - Сделаем выводы -Итак, сделаем вывод, что для поэта запах снега? -Почему сердце, “помнящее много”, не может вспомнить самый знакомый и родной запах – “русский запах снега”? - Ребята, существует полная версия стихотворения, отличающаяся от той, которая дана в учебнике. Посмотрите, какие четверостишия не вошли в стихотворение в учебнике. (Слайд 12) | Чтение сочинения Ответы на вопросы. |
2.Самооценка | Самоанализ | Анализ работы учащихся. | Самооценка работы на уроке. | |
3.Домашнее задание | Словесный, наглядный. | 1. Письменный анализ стихотворения «Города и годы» 2. Сочинение «Что значит для меня Родина?» (Слайд 13) | Записывают задания в дневники. | |
4.Рефлексия | Метод контроля, познавательно-рефлексивный | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Слайд 14 Итоговый комментарий. | Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я живу на родине Есенина. Стихотворения рязанских поэтов о С.А.Есенине
Данный материал поможет учителю в подготовке уроков по лирике С.А.Есенина. Стихотворения рязанских поэтов сопровождаются иллюстративным материалом....
Брошюра "Береза - символ Родины моей. Стихотворения рязанских поэтов XX века"
Данный тематический сборник можно использовать для ознакомления учащихся с творчеством рязанских поэтов....
Тема Родины в стихотворениях Сергея Есенина
Данная презентация может быть использована при изучении лирических стихотворений С. Есенина в 11 классе...
Образ родины в стихотворении "Алёнушка" Д.Б. Кедрина
Данный урок разработан к районному семинару по патриотическому воспитанию школьников....
Урок литературы в 5 классе "Сергей Есенин. Детские годы. Образ малой Родины в стихотворении "Ты запой мне ту песню, что прежде…"
Учащиеся знакомятся с личностью поэта, выясняют, каково значение малой родины в личной и творческой судьбе С. А. Есенина, определяют идею стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде&he...
"Тема Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Родина"
Тема Родины. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «РОДИНА»...
Урок-исследование по литературе в 9 классе на тему "Тема Родины. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Родина"
Данный урок посвящен изучению темы "Родина" в творчестве М.Ю. Лермонтова....