Сценарии-представления произведений русской литературы
материал по литературе (9, 10, 11 класс) на тему
Мне хочется представить короткие (3-х минутные) сценарии, которые были написаны мною для выступления учащихся нашей школы в конкурсе "Поэзия эпохи" в рамках инновационной сети "Пушкинское слово"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_poiskah_zhanra.docx | 34.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.Е. Талина, учитель литературы школы «Плесково»
В поисках жанра.
Вашему вниманию представлены сценарии, которые создавались для Конкурса «Поэзия эпохи» в рамках инновационной сети г. Москва «Пушкинское слово». Много лет наша школа участвует в этих конкурсах, и в течение этих лет складывался формат выступления команды старшеклассников. Ученики 9-11 классов должны так представить литературные произведения, по которым и проводится конкурс, чтобы раскрыть и свое понимание, и показать лицо команды. Так за эти годы представление команды в литературном соревновании приобрело свою форму, свой жанр, который вышел за рамки конкурса. Теперь ученики нашей школы обязательно показывают свой мини- спектакль перед всей школой как самостоятельное выступление. Надо отметить, что при составлении сценария всегда в основе лежит главный принцип – только оригинальный текст литературного произведения, никакой «отсебятины», но компиляция, конечно, может быть . Конечно, представлять роман, поэму или пьесу дело непростое, тем более показать надо за 3-5 минут. Но, поверьте, это очень увлекательная и полезная для учеников форма работы и изучения текстов: с одной стороны, выучиваются тексты не только стихотворений, но и прозы (Гоголь, Пастернак, Лермонтов, Тургенев, Достоевский и др.), а с другой, эти тексты слышишь в самых неожиданных ситуациях школьной жизни: например, после выступления по роману «Евгений Онегин» выключили неожиданно свет, и слышишь: «Уж темно… В санки он садится», или кто-то кому-то угрожает: «Придет, придет другое племя», а с другой стороны, мы ведь не пересказываем произведение, а интерпретируем его в театральной форме. Какие смыслы получаются, не всегда даже сценарий может отразить. Сегодня, говоря о классике, ребятам хочется рассказать прежде всего о себе, и обязательно так, чтобы интонация и темпо-ритм был тот, который свойственен им молодежи 21 , а не 19 века, поэтому иногда вместо какого-то романса звучит совершенно современная музыка, чтобы подсказать аллюзию или буквально соотнести литературное произведение с сегодняшним днем.
Во многих школах Москвы есть свои школьные театры, может быть, такая форма заинтересует учителей и поможет увлечь литературой тех учеников, которые еще не полюбили чтение, а те, кто любит книгу, откроют для себя новые смыслы и наслаждение от такой формы чтения. Как назвать эти выступления: капустник? Мини-спектакль? Представление? Мы все еще в поисках жанра…
Сценарий №1.
Н.В. Гоголь «Петербургские повести».
( все участники молча ходят по сцене и как бы репетируют каждый свой монолог перед выходом на сцену, повторяя слова и изображая нарочитый театральный пафос)
- ( вбегает, задыхаясь и волнуясь) Я вас пригласил для того…(не может говорить, ему дают стакан воды)
- ( все, переспрашивая) как? опять пригласили? зачем, зачем опять нас пригласили?
- как зачем? (спокойно, можно чистить при этом ногти) Чтобы сообщить нам пренеприятное известие…
- чтобы проверить, кто нам какие рожи корчит (надо скорчить рожи, сзади подходят двое и изображают) и нормальный ли у нас учитель по исторической и по литературной части?
- эк куда хватил! В нашей школе …и рожи…
- нет, я вам скажу, вы не того…Вы не…(грозит пальцем) Пушкинская площадка имеет тонкие виды, даром, что далеко, а она себе на ус мотает.
- мотает или не мотает, а я вас предуведомил. Смотрите! По своей части я кое-что сделал…Советую и вам. Вот тебе, например, надо решить, можем ли мы одной (!) шинелью укрыться
-( все) одной? Зачем?
- ( надевает на себя что-то вроде шинели, прилаживает ее) она должна быть на вате и с кошкой на воротнике (все пытаются выпрямить на нем шинель, приладить воротник, а потом пристроиться под шинель, а он их отгоняет).
- а ну и что, что кошка, зато лучшая, а издалека можно принять за куницу, а сейчас ведь чаще куница похожа на кошку.
- (обращается к той, которая прилаживает ему нос) а ты вот тоже уверена, что все объяснить можешь? (все еще рядится в шинель)
- до всего сама собою дошла, собственным умом.
- собственным умом? Тогда расскажи-ка мне, как это по самому Петербургу может разгуливать, (на нем уже маска носа) как мне рассказывали, прости господи, какой-то нос? (все удивленно и насмешливо на него поглядывают)
- (помогает ему изобразить кого-то, задирает ему нос) и вовсе не какой-то, а в мундире, надо бы еще… шитым золотом, с большим стоячим воротником, в замшевых панталонах, на боку шпага, шляпа с плюмажем, чтобы по всему можно заключить, что это статский советник (с восхищением, другие девочки стараются распушить ему волосы, приговаривая: « Вылитый Николай Васильевич»)
- ( гордо) ты, матушка, видать совсем рехнулась, нос и статский советник, если тебе верить, то в нашей столице могут всякие сверхъестественные вещи происходить, хоть бы, например, собаки разговаривать..
- разговаривать не знаю, а письма пишут…
- кто? собаки? Господи, помилуй нас грешных!
- жаль, однако ж, что вы не читаете собачьих писем. Есть прекрасные места. Вот недавно собачка описала приятелю с большим, с большим чувством… Хотите прочту?
- (все) хотим, хотим…
- ну теперь не до того, но город, я вам скажу, действительно какой-то странный, а я-то, глупый баран, выжил из ума, хотел туда вас всех отвезти, думал, что как-то можно выйти нам всем , правда, не знаю, куда, из этой самой шинели .
( все хором, перебивая друг друга, окружают его, залезая под шинель)
- да вы что! Нет ничего лучше Петербурга, нет ничего лучше Невского проспекта!. - едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет (водит носом) гуляньем
- а какие дамские рукава вы встретите на Невском проспекте! Ах, какая прелесть!
- А что можно прочитать только в петербургских газетах (раздает газеты)
( все шумно разворачивают газеты и, выглядывая, сообщают):
- отпускается молодая горячая лошадь в серых яблоках … семнадцати лет от роду
- отпускается дача со всеми угодьями: двумя стойлами для лошадей и местом, на котором можно развести превосходный …березовый или еловый сад…
- 44-м американским президентом стал …афроамериканец …Барак Абама
( все дружно захлопывают газеты)
- ерунда какая-то.
( все говорят быстро и агрессивно, загоняя главного на стул, как бы требуя своего)
- зато какие картинные лавки в Петербурге
- а какие бобровые воротники.
- какие лихачи в малиновых шапках
- какие витрины
- какие фраки
- какие губернаторы… и президенты
- какие театры! одна актриса, я помню, пела очень хорошо…( все тормошаться под шинелью)
- все, ( влезает из шинели)довольно, больше не могу, они не видят, не слушают меня! Что я им сделал?( садиться) Чего они хотят от меня бедного? Что я могу им (глядя на жюри) дать? Дайте, дайте (ищет взглядом) мне тройку быстрых( девочки вылезают из шинели, встают у него за спиной), как вихорь, коней! Садись, мой ямщик, (мальчики вылезают) звени, мой колокольчик (Маша звенит)…
( все запевают «Однозвучно звенит колокольчик…»)
- А вы знаете?
- Про алжирского дея? Знаем, знаем. ( пение продолжается)
Сценарий №2.
« Русь, куда же несешься ты?»
( по произведениям А.С. Пушкина и по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
Ведущий: Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове : дорога! Как
чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух,
покрепче в дорожную шинель (надевает шинель), шапку на уши
(надевает шапку), тесней и уютней прижмешься к углу!
( все с вещами толкаются и усаживаются на лавку, как в вагоне )
- Боже! Как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала ( все наконец уселись)
Ведущий: А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!
Ямщик: Еду, еду в чистом поле
Колокольчик динь-динь –динь
Смотритель: (прерывает, выбегает вперед) Нет, что такое станционный смотритель?
( обращаясь к залу)
- (отвечают все хором, как отличники) Сущий мученик четырнадцатого класса.
Смотритель: Правильно, (подсказывая) огражденный…
- (все) огражденный своим чином токмо от побоев.
Смотритель: и то не всегда. Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды путешественник вымещает на смотрителе (загибает пальцы)
- (один из путешественников кричит возмущенно) Погода несносная,
- ( второй грозно) Дорога скверная,
-( третья капризно) Ямщик упрямый,
- (четвертый устало) Лошади не везут,
Смотритель: а виноват смотритель ( почти плачет)
Девочки: ( поглаживая по голове, жалостливо) Сии столь оклеветанные смотрители вообще люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и (пауза, смотритель достает из кармана денег, пересчитывает) не слишком сребролюбивые.( уводят его)
Ямщик: Еду, еду в чистом поле
Колокольчик…
Молодой человек: ( Жмется от холода) Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
Девушка: Скучно, грустно…
Молодой человек: Завтра ,Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь, не наглядясь
Оба: ( а все за ними подглядывают) Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
( грозно всем) И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Молодой человек: Грустно,Нина: путь мой скучен
Дремля смолкнул мой ямщик ( ямщик спит, раскачиваясь)
Колокольчик однозвучен, (кто-то позванивает над ямщиком)
Отуманен лунный лик
( песня: «Однозвучно гремит колокольчик»)
Ведущий: что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца? Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая сила связь таится между нами?
Ямщик: ( подходит с колесом) Вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?( можно повторить)
Ведущий: Доедет.
Ямщик: А в Казань-то, я думаю, не доедет?
Ведущий: В Казань не доедет.
Ямщик: Еду, еду в чистом поле…
Молодой человек: долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
Все: ( подсказывают)- То в кибитке
- То в карете
- то в телеге
- то пешком?
Молодой человек: Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать? (падает в голодный обморок)
( держа его на руках) – то ли дело быть на месте ( а юноша, лежа на руках, внимательно слушает , поворачивая голову к говорящим)
- по Мясницкой разъезжать
- о деревне
- о невесте на досуге помышлять
Молодой человек (встает, поправляя одежду, уверенно):То ли дело рюмка…( все переспрашивают: рюмка?) рюмка рома
- Ночью…(все любопытно подтягиваются) ночью сон,
Все: Поутру? ( приближаясь к нему, с любопытством)
Молодой человек: Поутру чай,
То ли дело, братцы, дома
Все: ( разочарованно,толкая ямщика) Ну, пошел же, погоняй!
Ямщик : Еду, еду в чистом поле ( в страхе замокает, прислушиваясь)
( повторяет осторожно) Еду, еду в чистом поле
Все: (успокаивая) колокольчик динь-динь-динь
Ямщик: Колокольчик динь-динь-динь
(расходится в своем рассказе) Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин
Все: Эй, пошел, ямщик!
Ямщик: Нет мочи:
Коням, барин, тяжело,
Вьюга мне слипает очи,
Все дороги занесло
Девушка ( выходит с книгой в руках, удивленно читает, как бы узнает ситуацию):
Ямщик поскакал, но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель ( все изображают метель, воя и раскачиваясь) В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. ( Обращается к артистам, как бы подсказывая) Ветер выл с такой свирепой выразительностью, ( все завыли на разные лады)что казался одушевленным. Лошади шли шагом - и скоро стали.( все дернулись, как во время резкой остановки)
Ямщик: Хоть убей, следа не видно,
Сбились мы. Что делать нам!
( перекрестясь) В поле бес нас водит, видно.
Да кружит по сторонам.
Все( по очереди):Посмотри: вон, вон играет
- Дует, плюет на меня,
- Вот – теперь в овраг толкает
Одичалого коня
- Там верстою небывалой
Он торчал передо мной,
- Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой
Все:( хором, завывая) вьюга злится, вьюга плачет .
Ямщик: Кони чуткие храпят
Один: Вот уж он далече скачет
Другой: Лишь глаза во мгле горят
Все: (дергаясь, как в начале движения) Кони снова понеслися
Девочки: Колокольчик динь-динь-динь
Ямщик: Вижу (повторяясь, разглядывая во тьме)вижу …( в ужасе) духи собралися
Средь неведомых равнин
( все, крестясь, прячутся, один автор с удивлением на всех смотрит, не прячась)
Автор: (спокойно, назидательно) Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь, достигнуть вечной истины. И сколько раз ( при этом он всех усаживает на место) они умели отшатнуться и сбиться в сторону, умели среди белого дня попасть вновь в непроходимые захолустья и, влачась вслед за болотными огнями, умели – таки добраться до пропасти, чтобы потом с ужасом спросить друг друга
Все: Где выход? Где дорога?
Автор: ( при этом все по очереди подключаются к нему, в результате читают воодушевленно хором)Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла родится, в той земле, что не любит шутить, а ровнем- гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем, с одним топором да долотом, снарядил и собрал тебя ярославский мужик. ( Указывая на ямщика)Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем (ямщик удивленно привстает и смотрит удивленно на чем он сидит), а привстал ( ямщику повторяя) привстал, да замахнулся, да затянул песню
Ямщик( радостно): Кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг…Эх!
Все: Только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход (кто-то вскрикнул)…И она понеслась, понеслась, понеслась!
( все выстраиваются на авансцене)
- Не так ли и ты, Русь , что бойкая необгонимая тройка несешься?
- Дымом дымится под тобою дорога
- Гремят мосты
- Все отстает и остается позади
Все ( хором, как бы вдаль): Русь, куда же несешься ты? Дай ответ.
( грустно) Не дает ответа. ( Песня)
Сценарий №3.
И.Бунин «Темные аллеи»
Старый: (Входит со свечой, шаркая ногами, плед или шарф)
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до вены умерла,
До весны опустели сады
(и вдруг обнаруживает валяющуюся книгу, стряхивает пыль и читает)
- Грамматика любви…(удивленно, вспоминая), грамматика любви…
Смотрит на группу, застывшую как старинной семейной фотографии. И тут один из этой группы…
Молодой (выбегает с книгой в руках): - «Грамматика любви, или искусство любить и быть взаимно любимым»- это прелестно изданная почти сто лет тому назад,
(девочки «оживают» и у каждой своя книга)
-она делилась на маленькие главы:
«О красоте ,
о сердце,
об уме, о знаках любовных,
о нападении и защищении,
о размолвке и примирении
он (старый): о любви… платонической» (девочки смеются)
Мальчики, обращаясь к девочкам (обиженно и серьезно):
- Любовь – это тайна, и не каждому дано прикоснуться к ней
- Это могут сделать только избранные.( Старый снимает шарф, распрямляется)
Мальчики:
- Помню раннее свежее тихое утро
- Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад
девочки (уютно усаживаясь):
- и тонкий аромат опавшей листвы
- и запах антоновских яблок
- и осенней свежести
Девочки запевают Романс: «
- Как удивительно, что все это было у меня: Москва, Пресня, глухие снежные улицы, деревянный мещанский домишко.
- Нет, это было а Одессе, чудесный апрельский день, на углу Дерибасовской и Преображенской, где была эта кофейня.
- Нет, это был сырой парижский вечер поздней осенью.
Девочки:
- это был сад у тетки, который славился своей запущенностью
-прохладный сад
- наполненный лиловатым туманом
- засыпанный мокрыми листьями.
Мальчики:
Как ее звали? Оля? Натали?
Девочки:
Галя
Надежда
Таня, Руся
Мальчики:(берут под руку девочек)
Мы рядом шли, но на меня
Уже взглянуть ты не решалась
- И в ветре мартовского дня
Пустая наша речь терялась
Белели стужей облака
Сквозь сад, где падали капели
Бледна была твоя щека,
И как цветы глаза синели
( Опять романс)
(начинают мальчики, перебегая от одной девочки к другой, а девочки подхватывают как комплименты)
- Никто не танцевал так на балах,
(девочка) -как Оля Мещерская,
никто не бегал так на коньках,
(девочка) - как она,
ни за кем на балах не ухаживали столько,
(девочка)сколько за ней,
и никого так не любили так младшие классы,
(девочка)как ее.
(Перебегают к одной к другой каждая и реплика как будто ищут слова для выражения восхищения, а девочки подсказывают)
- А красота у нее была какая-то индийская,
персидская:
смугло-янтарное
лицо,
великолепные в своей черноте
волосы,
брови черные, как
бархатный уголь,
- как высока она в бальной высокой
прическе, в бальном белом
платье и стройных золотых
туфельках,
кружившаяся несколько откинувшись, опустив глаза.
(Мальчики разбегаются по концам сцены и как бы зовут):
Таня,
Натали,
Оля,
Надежда,
Галя.
Руся
Девочки:
Тебе сердца любивших скажут:
В преданьях сладостных живи!
И внукам, правнукам расскажут
Сию грамматику любви
Молодой: Есть, брат, женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви
Старый: и которые от этого от самого никогда никого не любят
-Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Молодой:
Но для женщины прошлого нет:
Девочки:
- Разлюбила
- И стал чужой
И замирают как на старинной фотографии:
Старый: Что ж камин затоплю, буду пить…
хорошо бы собаку купить … (уходят, напевая романс)
Сценарий №4
Б. Пастернак «Доктор Живаго»
все участники выходят веселые и поют рождественскую песнь или колядку со звездой
Девочка: (забираясь на стул) С незапамятных времен елки у Светинских устраивали по такому образцу:
- В десять, когда разъезжалась детвора (а ну быстро домой … не пойду, не пойду…),
зажигали вторую… для молодежи и взрослых, и …веселились до утра…
- Мимо жарко дышащей елки, опоясанной в несколько рядов струящимся сиянием (накручивают на стоящую на стуле девочку мишуру),
- шурша платьями и наступая на ноги ( двигаются по кругу , вокруг импровизированной елки-девочки, специально наступают друг другу на ноги, веселясь, хохоча) двигалась черная стена прогуливающихся и разговаривающих
- А внутри круга бешено вертелись танцующие…
- И эту движущуюся, шаркающую и галдящую толпу обносили мороженым и прохладительными (сильный звук удара за сценой)…
(Все, вздрагивая, останавливаются и смотрят вдаль):
Девочки: (испуганно и медленно) Снег идет,
- снег идет густой, густой
Мальчики (по очереди, все сильнее и увереннее маршируя)
- В ногу с ним, стопами теми
- В том же темпе, с ленью той…
Или с той же быстротой? (игриво)
Все мальчики( кричат радостно): может быть, проходит время?!!!
Девочки: (сжимаются и очень испуганно)И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после…
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры…
Мальчики:…Все злей и свирепей дул ветер из степи…
- Ветер, ветер, …
На всем Божьем свете…
-Мальчики( веселясь и прыгая вокруг девочек): Мчатся тучи, вьются тучи,
невидимкою луна,
освещает снег летучий…
- Мутно небо, ночь мутна… (жест как будто мутит)
- ветер, ветер, на ногах не стоит человек.
Девочка-елка(сверху, взывая, прося): Все шалости фей, все дела чародеев,
Девочки:( все тише, все безнадежней) Все елки на свете, все сны детворы
Все яблоки, все золотые шары…
Мальчики: Разыгралась чтой-то вьюга, ((Весело, вокруг девочек хором)Ой, вьюга, ой вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
Мальчики:( мрачнее и медленнее, еще маршируя, останавливаются) Хоть убей, следа не видно,
( все встали) Сбились мы, что делать нам?
- (Все тот же командир) Шаг держи революционный,
близок враг неугомонный!
- Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня.
- И за вьюгой невидим,
- И от пули невредим,
(девочки хором, очарованные, выступают вперед) Нежной поступью надвьюжной,
Светлой россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз впереди …
Девочка (безнадежно): Стояла зима.
Девочка: Дул ветер из степи,
Все: И холодно было младенцу в вертепе …На склоне холма.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...
Интеллектуальная игра по литературе в 8 классе «По произведениям русской литературы XIX века»
Цель: игра способствует формированию у учащихся внимательного отношения к деталям в художественном произведении, к ее роли и идейно-образной структуре.Правила игры: состоит из трех этапов, в ходе кото...
интегрированный урок по биологии и литературе "Проблема здоровья в произведениях русской литературы"
Материал предназначен для интегрированного урока биологии и русской литературы в 8-9 классах. Данная разработка позволит учащимся повысить интерес к чтению...
Бинарный урок литературы и истории «Блокадный Ленинград в произведениях русской литературы»
Конспект бинарного урока литературы и истории...
КОНФЛИКТ поколений в итоговом сочинении (на примере произведений русской литературы XIX века ) -презентация по литературе для проведения урока -консультации в 10 классе
Как именно можно раскрыть проблему отцов и детей в формате итогового сочинения ? На этот вопрос ответит урок проблемного анализа произведений русской литературы 19 века .Данная презе...