Разработка урока
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Знакомство с особенностями рассказов-миниатюр А.И.Солженицына "Крохотки" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_proizvedeniyam_solzhenitsyna.docx41.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Один час, один день, одна жизнь.

(урок рассчитан на 2 часа)

Цели урока:

Образовательная: Вызвать интерес к личности и творчеству А. И. Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты;

познакомить с особенностями  рассказов-миниатюр «Крохотки» посредством анализа текста;

Развивающая: Подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве; совершенствовать умения обучающихся анализировать художественный текст, повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся;

Воспитывающая: повышать культуроведческую компетенцию учащихся; формировать чувства ответственности и чувства личной причастности к происходящему.

Оборудование: портрет Солженицына, презентация к уроку,  раздаточный материал (тексты «Крохоток»)

Методы: объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, исследовательский; анализ текста; аналитическая беседа.

    Тип урока: семинар-конференция

    Эпиграф к уроку:

                                                                                                                                                                           

        Одно слово правды весь мир перетянет.

                                                                                                     А.И.Солженицын.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

  1. Вступительная часть. Слово учителя.

Кто же он, Александр Исаевич Солженицын? Наставник, пророк или заступник? Почему в нём видели то спасителя Отечества, то врага народа, то консерванта «омертвевших литературных традиций», то разрушителя основ художественности, то учителя жизни?...

Ни одна из этих «ролей» ему не подходит.

А.И.Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-годы ХХ века, в период «хрущёвской оттепели», затем исчезло на многие годы.

Он, А.И.Солженицын, посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни, произведения, которые сделали автора бешено популярным.

Рассказы «Матрёнин двор», «Случай на станции Кочетовка», «Для пользы дела», роман «В круге первом», повесть «Раковый корпус» вызвали гнев «отечественных чиновников от литературы» и принесли автору мировую известность. А в 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе. Казалось, что справедливость восторжествовала.

…Но в один из февральских дней 1974 года (в связи с выходом 1-го тома книги «Архипелаг ГУЛАГ») Солженицын был насильственно выслан из России. В немецкий город Франкфурт-на-Майне приземлился самолёт с единственным пассажиром.

Солженицыну было 55.

Что же о нём известно?

  1. Индивидуальные выступления учащихся. Знакомство с биографией Солженицына.

Ведущий. А.И.Солженицын родился в 1918 году в городе Кисловодске.

Со стороны отца Солженицын происходил из старинного крестьянского рода на Северном Кавказе. Отец Исаакий Семёнович учился в Харькове, затем в Москве, воевал в первую мировую войну, был награждён Георгиевским  крестом, Его жизнь оборвалась трагически за несколько месяцев до рождения сына.

Мать, Таисия Захаровна Щербак, дочь зажиточного хуторянина на Кубани, получила прекрасное воспитание и образование: училась в Москве на сельскохозяйственных курсах кн. Голицыной.

В 1924 году Таисия Захаровна с шестилетним сыном переехала из Кисловодска в Ростов-на-Дону.

На этом жизненном этапе мы бы хотели остановиться более подробно и послушать воспоминания ростовских друзей о писателе.

На сцене стол, лампа, учебники, чернила, портрет отца.

А.Коган вспоминал: «В Ростове Саня жил со своей матерью в одной комнатушке, которую Таисия Захаровна содержала в строжайшем порядке. Хотя они жили в стеснённых условиях, мать позаботилась о том, чтобы её сын имел собственный уголок, чтобы никто не мешал его работе… Солженицын свой мирок оборудовал по-своему: над его письменным столом висела фотография отца в форме царского офицера»

Ведущий. Солженицыны снимали квартиру сначала на Пушкинской, а затем в переулке Халтуринском, 48. Учился в школе №37 (ныне это вечерняя школа №5 по переулку Соборному).

Ростовчанин Н.Кречетов, учившийся как раз в эти годы (1928-1938) вспоминал Солженицына.

Н.Кречетов. Это был крупный вихрастый мальчишка с заметным вертикальным шрамом на лбу. В школе он был председателем учкома. Учился хорошо (позже он даже сталинскую стипендию получал). Учителя стремились вдохнуть в своих учеников глубокие знания, привить любовь к русской словесности, русской истории, её событиям и образам, воспитать в них духовность, человеколюбие и нравственность.

Ведущий. Е.И.Шкляревский, проживший всю жизнь в Ростове, хорошо знал Солженицына-школьника.

Е.И.Шкляревский. Мы с Саней часто бывали в 30-годы в доме профессора, доктора наук В.И.Федоровского. Это была необыкновенно хорошая, добрая, интеллигентная семья, с не очень широким, но постоянным кругом общения. Почти всё время и днём и вечером у них дома кто-то бывал. Часто бывал здесь доктор математических наук известный учёный Дмитрий Никанорович Горяев.  Может быть, общение с ним и подтолкнуло Саню Солженицына поступить на физмат. Вместе с женой приходил в этот дом артист театра оперетты Хенкин, двоюродный брат знаменитого московского комика. Заходил и старинный друг профессора, известный в городе врач Константин Яковлевич Костюков.

Молодёжь очень любила этот дом и чувствовала  себя здесь на равных. Саня был младшим, по возрасту, ровесником сына Федоровских Миши.

Вечером часто играли в слова, в буриме, пытались писать стихи. Любимыми поэтами были Пастернак, Есенин, Ахматова. Немного играли на рояле. Разговоры и споры были музыкальные и литературные. Политика много места в разговорах не занимала.

Ведущий. Вот здесь, в доме Федоровских, в атмосфере поистине культурной жизни Ростова формировалась личность А.И.Солженицына.

В автобиографии, подготовленной для Нобелевского комитета, Солженицын писал:

«Ещё в детстве я испытывал никем не внушаемое мне тяготение к писательству, и писал много юного вздора. В 30-е годы делал попытку печататься. Но нигде не были мои рукописи приняты».

Ведущий. Писатель Б.Изюмский в студенческие годы посещал с Солженицыным  литературный кружок при ростовском Доме медработников.

Б.Изюмский. Восемнадцатилетний Саша был юнцом восторженным, весь светился правдоискательством, сочинял огромные поэмы в подражание «Мцыри».

Солженицын. Уже в 1937 году, будучи первокурсником университета, я начал писать прозаические произведения о первой мировой войне. Сохранившиеся с той поры главы, в малоизменённом виде, вошли ныне в многотомную эпопею «Красное колесо».

Ведущий. Поступив в 1936 году в Ростовский университет на физико-математический факультет, Солженицын сохранил дружбу со школьными друзьями  Н.Виткевичем («Кокой»), Натальей Решетниковой. С Н.Решетниковой они поженились 27 апреля 1939 года. До последних дней Александр Исаевич поддерживал связь со своими ростовскими друзьями, писал им письма, слал свои книги.

Студенческий приятель писателя Э.Мазин вспоминал.

Э.Мазин. Это был очень точный и скрупулёзный человек. Учили у профессоров Богословского, Гремяченского, Мордухай- Болтовского. Ловили каждое их слово. За профессором Мордухай-Болтовским лекции записывали в четыре руки, иначе было не поспеть. Мы писали конспекты на пару. Солженицын - то, что профессор говорит, а я –что пишет на доске. Экзамены ходили сдавать вместе досрочно. Особенно со второго курса, когда Солженицын стал учиться в МИФЛИ, и ему приходилось торопиться на сессию в Москву.

Ведущий. Учился Солженицын очень хорошо и серьёзно, получая повышенную стипендию. Но денег часто не хватало. И поэтому частенько ходил разгружать вагоны, а на старших курсах давал уроки, занимался репетиторством. Ко всему Солженицын подходил серьёзно, организованно. Спортом он особо не увлекался, но страстно любил путешествовать. После третьего курса он на лодках прошёл всю Волгу, после четвёртого – с Н.Решетниковой и Н.Виткевичем они на велосипедах проехали Кавказ.                  

Солженицын, как и все студенты-ростовчане 30-х годов, проводил время, встречаясь с друзьями, ходил в кино, много спорил, танцевал. В большом холле второго этажа университетского здания на ул. Горького, где тогда был физмат, разучивал танго, блюз. Студентом Солженицын участвовал в самодеятельности, отлично играл в чеховских водевилях. В это время Александр Исаевич начал писать.

Солженицын. Я отчётливо помню то место бульвара, где мне пришла в голову мысль написать книгу, которая в последствии получила название «Красное колесо».

Ведущий. После окончания университета в июне 1941 года А.Солженицын вместе с женой по распределению направили работать в Морозовск Ростовской области. А потом совсем скоро попал на фронт. В 1941 году стал солдатом, потом курсантом офицерской школы в городе Костроме.

Ведущий 2. Фронтовыми дорогами он прошёл от Орла до Восточной Пруссии.                              

Вот какую «боевую характеристику» дал генерал Травкин командиру «звукобатареи» Солженицыну: «…Солженицын был лично дисциплинирован, требователен… выполняя боевые задания, он неоднократно проявлял  героизм, увлекая за собой личный состав, и всегда из смертельных опасностей выходил победителем».

За проявленное мужество (после взятия Орла) Солженицын получил орден Отечественной войны 2-й степени. Орден Красной Звезды (после взятия Бобруйска) – вторая фронтовая награда.

И вдруг арест, восемь лет в оцепленных колючей проволокой лагерях зловещего «архипелага ГУЛАГ». (Солженицын попал под надзор военной контрразведки за переписку с другом юности Николаем Виткевичем). Судьба распорядилась так, что будущий писатель прошёл все «круги тюремного ада», стал свидетелем восстания зэков в Экибастузе. Сосланный в Казахстан «навечно», сочинивший несколько произведений (в уме), замысливший огромный роман о России, Солженицын узнал, что смертельно болен. «В ту зиму я приехал в Ташкент почти уже мертвецом. Я так и приехал сюда – умирать. А меня вернули пожить ещё»- так писал в рассказе «Правая кисть». И болезнь отступила.

В 1974 году писатель был выслан за пределы СССР. 20 лет вне России! Все эти годы он работал и всегда верил в своё возвращение. И возвращение состоялось в мае 1994 года. С тех пор Солженицын жил и работал в Москве.

Вопросы на проверку восприятия:

-Какие события жизни, факты биографии писателя обратили на себя ваше внимание?

3.Сообщение «Обзор творчества А.И.Солженицына»

Для творческого метода А.И.Солженицына характерно особое доверие к жизни. По мнению писателя, «жизнь может сама себя выразить, о себе сказать, надо только её услышать». В Нобелевской лекции Солженицын выразил твёрдое убеждение: «Одно слово правды весь мир перетянет». Это и предопределило особый интерес писателя к правдивому воспроизведению жизненной реальности как в сочинениях, основанных на личном опыте, так и в эпопее «Красное колесо», где документально точное изображение исторических событий также принципиально важно.

Начинал свои творческие опыты А.И.Солженицын в разных жанрах: известна его поэма «Дороженька», в которой он пытается осмыслить жизненный путь в контексте послереволюционной судьбы России.

Выразительное чтение наизусть.

 Схожие мотивы доминируют и в стихах Солженицына, сочинённых в это же время (1946-1953 годы). Находясь в «раковом корпусе» ташкентской больницы, Солженицын пишет очерк «Протеревши глаза («Горе от ума» глазами зека)», в котором дана оригинальная интерпретация пьесы , во многом полемичная по отношению к замыслу А.С.Грибоедова.

Пробует себя  Александр Исаевич и в жанре драмы. В драматической трилогии «1945 год», состоящий из комедий «Пир победителей», трагедии «Пленники» и драмы «Республика труда», использован военный и лагерный опыт автора.

4. Комплексный анализ рассказов-миниатюр «Крохотки».

Особое место в творчестве писателя занимает цикл прозаических миниатюр «Крохотки». Солженицын – мастер эпической формы, поэтому «невесомость», «воздушность», акварельность и прозрачность этих стихотворений в прозе кажется неожиданной. В то же время в них передано глубокое религиозно-философское содержание.

Цикл солженицынских «Крохоток» состоит из семнадцати миниатюр, различных по своему объёму, тематике и жанрово-стилистическим признакам. Некоторые написаны в форме аллегорической миниатюры, есть философские этюды, путевые очерки, литературные фельетоны.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой даётся толкование слова:

Крохи –мн. 1. То же, что крошка(В доме нет ни крохи хлеба.)

                    2.перен.Ничтожные доли, обрывки чего-нибудь(Крохи мыслей.)

  1. Рассказ-миниатюра «Костер и муравьи». (текст читает ученица)

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. 
Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаянье забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! - и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там... 

Небольшая прозаическая зарисовка с не менее прозаическим названием «Костёр и муравьи».

Задание 1 группе:( групповая работа, каждая группа получала это задание на дом)

  1. Определите тему текста и проблему, поставленную автором.

(автором поставлена очень важная  тема- тема любви к Родине, размышление о Родине. Проблема верности, преданности, чувство долга сильнее ужаса смерти).

      2.Какие средства художественной выразительности  использует автор в этой  крохотке?

(метафоры -  «в отчаянье забегали», «преодолев свой ужас»;  эпитеты -  «к покинутой родине!», «гнилое брёвнышко» - по сути это контекстуальные синонимы; олицетворение - «сила влекла»;  градация - «заворачивали, кружились, метались»)

     3. О чём рассуждает автор?

(Солженицын взывает здесь к патриотическим чувствам сограждан-современников и опосредованным путём напоминает им, что нельзя покидать родину, находящуюся в опасности.)

Случай из реальной жизни вырастает до философского обобщения: в жизни люди погибают, защищая Родину. 

2.Рассказ-миниатюра «Лиственница» (включить аудиозапись, текст читается в исполнении автора)
Что за диковинное дерево! 
Сколько видим её — хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит? А, нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. Тогда — по соболезности? не покину вас! мои и без меня перестоят покойно — осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр. 
Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её древесная ткань — наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде — не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню. 
Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки. 
Ведь — и люди такие есть. 

Задание 2 группе:

  1. Определите тему текста и проблему, поставленную автором.

(тема этой крохотки о нравственном выборе, о неразрывной связи человека со своими корнями, тема единства человека и природы).

      2.Какие средства художественной выразительности  использует автор в этой крохотке?

(эпитеты -  «диковинное дерево», «солнечных искр», «ткань  наинадёжная», «к вечному камню», «ласковое тепло», «шелковистые иголочки», «люди такие»; инверсия - «уходят лиственные в опад», «дружно осыпается и празднично», «топор её не всякий возьмёт», «люди такие есть»;  риторический вопрос - «Того и разряду, значит?», «… по соболезности?», «Сказать что — сердцем, сердцевиной мягка?»;  риторическое восклицание - Что за диковинное дерево! Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр. )

     3. О чём рассуждает автор?

            ( О людях с виду неприглядных, но сильных и добрых, способных на самопожертвование.

            Он  отождествляет лиственницу с человеком.)

Эта миниатюра имеет глубокий подтекст. Она представляет собой философское рассуждение, где показаны глубокие переживания человека. Действительно, лиственница – символ стойкости перед жизненными невзгодами, не каждый может совладать с таким деревом, а в контексте – с человеком. Невольно вспоминаешь многотрудный жизненный путь А.И.Солженицына и находишь в портрете писателя те же черты: крепость духа и одновременно мягкость сердца.

3. Рассказ-миниатюра «Город на Неве» ( Выразительное чтение учителем)

ГОРОД НА НЕВЕ 
Преклонённые ангелы со светильниками окружают византийский купол Исаакия. Три золотых гранёных шпиля перекликаются через Неву и Мойку. Львы, грифоны и сфинксы там и здесь — оберегают сокровища или дремлют. Скачет шестёрка Победы над лукавою аркою Росси. Сотни портиков, тысячи колонн, вздыбленные лошади, упирающиеся быки... 

Какое счастье, что здесь ничего уже нельзя построить! — ни кондитерского небоскрёба втиснуть в Невский, ни пятиэтажную коробку сляпать у канала Грибоедова. Ни один архитектор, самый чиновный и бездарный, употребив всё влияние, не получит участка под застройку ближе Чёрной Речки или Охты. 

Чуждое нам — и наше самое славное великолепие! Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам! Но стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту. Косточки наших предков слежались, сплавились, окаменели в дворцы — желтоватые, бурые, шоколадные, зелёные. 

Страшно подумать: так и наши нескладные гиблые жизни, все взрывы нашего несогласия, стоны расстрелянных и слезы жён — всё это тоже забудется начисто? Всё это тоже даст такую законченную вечную красоту?...

Задание3 группе:

  1. Определите тему текста и проблему, поставленную автором.

(написан в форме путевого очерка, автор выражает мысль о величии и красоте Петербурга; а также поставлена философская проблема вечности красоты, где ключевым героем является образ Родины)

      2.Какие средства художественной выразительности  использует автор в этой крохотке?

(эпитеты – преклонённые ангелы, славное великолепие, вздыбленные лошади, упирающиеся быки; восклицательные предложения - Какое счастье, что здесь ничего уже нельзя построить! Чуждое нам — и наше самое славное великолепие! Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам!; градация -  сотни портиков, тысячи колонн, слежались, сплавились, окаменели;  риторические вопросы; разговорная лексика – втиснуть, сляпать,  пятиэтажную коробку..; метафора -  окаменели в дворцы — желтоватые, бурые, шоколадные, зелёные; олицетворение - скачет шестёрка Победы, Львы, грифоны и сфинксы оберегают сокровища или дремлют.)
     
3. О чём рассуждает автор?

(Автор размышляет о том, что эту красоту строили русские “… стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах”. Косточки предков “сплавились, окаменели в дворцы”. Солженицын в заключение задаёт вопросы, ответы на которые даст только наше будущее: “Неужели забудется тоже начисто всё – взрывы нашего несогласия, стоны расстрелянных и слёзы жён? Всё это тоже даст такую вечную красоту, как в городе на Неве?”. Неужели все “наши нескладные гиблые жизни”– залог, красоты, жизни?)

Мир, который «открывает» нам писатель, одушевлен и неделим. «Великолепие» «Города на Неве» строится на многослойном фундаменте, и Солженицын обнажает пласт за пластом: «Чуждое нам и наше самое славное великолепие! Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам!

4. Рассказ-миниатюра «Колокольня» (самостоятельное прочтение)

КОЛОКОЛЬНЯ 
Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню. 

Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились большевики на неё. (Да что! - Молога и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины. 

Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отместку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры. 

Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь. 

И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить... 

Учитель:

 Калязин – один из старинных городов Тверской земли. Этот город вырос на Волге. Первое известное упоминание о нем относится к 12 веку. В 15 веке в этом городе был построен Троицкий Калязинский монастырь. Монастырь стал украшением города, центром его экономической и духовной жизни. В разное время в Калязин, в Троицкий монастырь, приезжали царствующие особы. Надо отметить, что монастырь всегда служил государству и отечеству.

Теперь каменная колокольня – памятник великолепной архитектуры, главная достопримечательность Калязина.

-Здесь мы чувствуем скорбные вздохи писателя о разрушенных храмах. Колокольня – сильный символ памяти. Это ностальгия. Утопили, уничтожили, но память сохраняется людьми. У человека святое не отнять!

“...нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить...”

В этих строках все думы автора о судьбе Родины, о судьбе ее народа

 О чем это говорит? 

Вопрос в начале произведения — это непосредственный диалог с читателем. Желание писателя взбудоражить мысли соотечественников, заставить их переосмыслить свое отношение к Родине, ее истории. Эпитеты помогают выразить боль, страдание людей русских, а также показать силу и красоту родной земли.

В рассказе «Колокольня» тоже присутствует аллегория. Колокольня — это сама Русь. Слова автора тому подтверждение: «Кто хочет увидеть единым взором, в один окоем, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню». Эпитеты «высокостройная», «заповедная», «дивная» показывают трогательное отношение рассказчика к своей родине.

5. Обобщение.

Рассказы “Крохотки” раскрывают путь к изучению истории русского народа. Солженицын — писатель, не побоявшийся раскрыть правду советского времени. Объектом авторского внимания становится не главный герой, а факты. Писатель вместе с этим выражает свое беспокойство и тревогу за нравственность своего современника, учит нас “жить не по лжи”, а по совести. Именно национально-патриотическое начало есть основная мысль “Крохоток”. Многие стороны нашей современности нашли в них отражение. Итак, одна из главных задач нашей беседы была попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, получить возможность остаться наедине с текстом, сделать пусть маленькое, но своё открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими. Думаю, что одного этого занятия мало для серьёзного разговора о прозе и поэзии философских рассказов-миниатюр Солженицына; размышлять об этом можно всю жизнь. Понять “Крохотки” с первого прочтения трудно. Но наша беседа о творчестве писателя принесла, на мой взгляд, ощутимую пользу в постижении нелёгкого, но интересного поэтического творения, принадлежащего перу А.И.Солженицына.

6. Домашнее задание.

Прочитать и проанализировать 2 любых рассказа из «Крохоток», объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра.

Литература:

Рассказы/ Александр Солженицын.- М.: АСТ: АСТ Москва, 2010.- 588с.

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

Уроки литературы в 11 классе: Книга для учителя/ В.А.Чалмаев, Т.Ф.Мушинская, С.Л.Страшнов: Сост. Е.П.Пронина; Под ред. В.П.Журавлёва.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

Материал  интернета для составления презентации.

Приложение.

  1. Рассказ-миниатюра «Костер и муравьи».

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. 
Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаянье забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! - и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там... 

2.Рассказ-миниатюра «Лиственница» .

 Что за диковинное дерево! 
Сколько видим её — хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит? А, нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. Тогда — по соболезности? не покину вас! мои и без меня перестоят покойно — осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр. 
Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её древесная ткань — наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде — не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню. 
Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки. 
Ведь — и люди такие есть. 

3. Рассказ-миниатюра «Город на Неве»

Преклонённые ангелы со светильниками окружают византийский купол Исаакия. Три золотых гранёных шпиля перекликаются через Неву и Мойку. Львы, грифоны и сфинксы там и здесь — оберегают сокровища или дремлют. Скачет шестёрка Победы над лукавою аркою Росси. Сотни портиков, тысячи колонн, вздыбленные лошади, упирающиеся быки... 

Какое счастье, что здесь ничего уже нельзя построить! — ни кондитерского небоскрёба втиснуть в Невский, ни пятиэтажную коробку сляпать у канала Грибоедова. Ни один архитектор, самый чиновный и бездарный, употребив всё влияние, не получит участка под застройку ближе Чёрной Речки или Охты. 

Чуждое нам — и наше самое славное великолепие! Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам! Но стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту. Косточки наших предков слежались, сплавились, окаменели в дворцы — желтоватые, бурые, шоколадные, зелёные. 

Страшно подумать: так и наши нескладные гиблые жизни, все взрывы нашего несогласия, стоны расстрелянных и слезы жён — всё это тоже забудется начисто? Всё это тоже даст такую законченную вечную красоту?..

4.Рассказ-миниатюра «Колокольня» .
Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню. 

Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились большевики на неё. (Да что! - Молога и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины. 

Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отместку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры. 

Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь. 

И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить... 

-А теперь обратимся к тексту, давайте распределим лирические миниатюры  по жанрово-стилистическим признакам.

В «Крохотках» наметились основные идейно-художественные тенденции всего творчества Солженицына. В них прозвучали главные мотивы его позднейшей прозы и публицистики, а также в общих чертах проявился художественный почерк писателя.

Он возродил жанр лирической миниатюры, которая в русской литературе советского периода была в опале.

Заключительное слово учителя

Итак, мы постарались приоткрыть для себя малоизвестные произведения Солженицына. Хочется надеяться, что после сегодняшнего урока вы прочитаете и «Дороженьку», и «Крохотки», и замечательные рассказы, а значит, лучше узнаете историю своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...