О чем думают животные
проект по литературе (5 класс) на тему
Исследовательский проект по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_po_lit_zveri_i_lyudi.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«…Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями…».
В. П. Астафьев.
Исследовательский проект по литературе
«Звери и люди». 5 класс
Цель проекта: через образы зверей, созданных на страницах художественных произведений литературы, научиться понимать мир животных и правильно строить взаимоотношения с ним.
Основополагающий вопрос проекта: о чем думают животные?
Задачи проекта:
- прочитать произведения литературы, в которых главными героями являются звери;
- проанализировать тексты произведений и выяснить, как и почему автор изображает то или иное животное;
- изучить тексты произведений и попытаться понять, о чем «думают» животные и что хотел сказать нам автор.
Гипотеза проекта: считается, что думать и принимать сознательные решения может лишь человек. Кем считается? Ну, конечно же, самим человеком! А вот животные, по мнению многих скептиков, такой привилегии лишены. Хотя иногда стоит лишь заглянуть в книги, героями которых стали животные, – и сразу становится понятно – они умеют мыслить! Поэтому мы предполагаем, что животные тоже могут «думать», они не бездушные существа.
Результаты проекта:
В ходе работы над проектом мы прочитали и проанализировали несколько художественных произведений о животных. Это такие известные произведения, как «Кот-ворюга» К. Паустовского, «Рикки-Тикки-Тави» Р. Киплинга, «Каштанка» А. Чехова. Во всех этих произведениях есть общее: авторы смогли показать нам мир глазами животных, подробно рассказать об их внутренних «переживаниях», передать их «мысли». И животные открылись нам с совершенно неожиданной стороны. Мы поняли, что это существа очень ранимые, умеющие сопереживать и быть преданными, а главное, умеющие «думать». Но «мысли» их, к сожалению, не всегда веселые. А ведь именно от человека зависит, какими будут эти мысли!
Так, например, А. П. Чехов в рассказе «Каштанка» сделал литературное открытие: наделил собаку мыслями и чувствами, заглянув в собачьи сны, дав ей слово, наградив внутренним монологом. Более того, писатель поставил Каштанку в ситуацию выбора и продумал с ее «с её помощью» название рассказа, его глав, композицию произведения. Например, 1 глава называется «Дурное поведение». Причина названия – поведение Каштанки: она собою недовольна, она вне себя, вела себя, как она думает, «крайне неприлично». С самого начала рассказа автор фиксирует внимание не только на внешних чертах поведения Каштанки, но и на зримых или скрытых знаках её душевного состояния. Уже в тексте 1 главы можно найти много слов, помогающих определить это душевное состояние: «беспокойно оглядывалась», «плача», «не вынося музыку», «к великому её удивлению»; «бросилась, не помня себя»; «овладели отчаяние и ужас», «стала горько плакать». То есть анализируя текст, мы видим, как в душевном строе Каштанки Чехов угадывает нечто близкое человеку, отождествляя её чувства с человеческими.
В тексте рассказа для передачи внутреннего мира своей героини автор использует не только наречия и существительные группы «чувства», специальные слова, передающие состояние, но и заглядывает в собачьи сны.
Какие же сны видит Каштанка? Так, в главе 2 ей снится Федюшка, который с долотом в руках погнался за пуделем, он сам покрылся шерстью, весело залаял и очутился около Каштанки, они добродушно понюхали друг другу носы и побежали на улицу. А в главе 4 ей снятся две неясные фигуры с физиономиями симпатичными, милыми. При их появлении Тётка виляла хвостом, и ей казалось, что она их где-то когда-то видела и любила. Засыпая, она всякий раз чувствовала, что от этих фигур пахнет клеем, стружками и лаком. В главе 6 Каштанке приснился сон, будто за ней гонится дворник с метлой.
Все сны Каштанка видит в разные периоды её пребывания у незнакомца, все они говорят о том, что героиня грустит о своём «уютном местечке» под верстаком, страдает, прощает обидчику Федюшке все обиды. Она привыкла жить у нового хозяина, но память о её прежней жизни очень свежа. Тётка поэтизирует своё прошлое.
В снах Каштанки находим и замечания собаки о представителях человеческого общества: всё человечество для Каштанки делилось на две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков. Между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить её, а вторых она сама имела право хватать за икры.
При чтении рассказа можно ясно почувствовать нежную авторскую иронию, а повествование от лица рассказчика плавно переходит к самой героине, воплощаясь во внутреннем монологе. В нем собака старалась дать себе отчёт: как это могло случиться, что она заблудилась. Любопытно и размышление героини о том, где лучше - у незнакомца или у столяра; и выводы, к которым пришла Каштанка, увидев Хавронью. Интересны мысли Каштанки об отношении к гусю, и её восприятие цирка внешне и внутри.
Анализируя чувства, мысли, сны Каштанки, мы можем выявить в ее характере черты, присущие человеку. Она домовитая, беспокойная, чуткая, старательная.
Конечно же, главная проблема, которую поднимет Чехов в своём рассказе, это проблема взаимоотношений человека и животных. Говоря об этой проблеме, сразу вспоминаем и любимый трюк Федюшки (он привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из её желудка), и слова Луки Александровича: «Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты всё равно что плотник супротив столяра…». После этого приходит мысль о неравенстве положения человека и животных. Но обратим внимание на тот факт, что слова свои в адрес Каштанки столяр произносит «пьян, как сапожник». А поэтому слова эти звучат иронически по отношению к самому царю природы, который в данной ситуации сам потерял человеческий облик.
Интересен финал рассказа. Он многое проясняет в характере Каштанки. Тётка выступает в цирке и слышит голоса:
« - Тятька! – крикнул детский голос. – А ведь это Каштанка!
- Каштанка и есть! – подтвердил пьяненький, дребезжащий тенорок.
Тётка вздрогнула и посмотрела туда, где кричали. ….Она вспомнила… и с радостным визгом бросилась к этим лицам.»
Мы видим, что, хотя у дрессировщика Каштанке жилось лучше, она при первой возможности возвращается к своим прежним хозяевам. Иначе для Каштанки не могло и быть. Ведь главными её качествами были преданность и верность.
Примечательно, что писатель сознательно поставил собаку в ситуацию выбора, дал возможность выбрать. Значит, Чехов заканчивает свой рассказ «по решению собаки», он пишет в финале: « …и ей казалось, что она давно уже идёт за ними и радуется, что жизнь её не обрывалась ни на минут». Выходит, что жизнь без прежних хозяев для Каштанки остановилась…?
Финал рассказа не соответствовал реальной истории, но автор изменил её: собака радостно откликается на голоса во время выступления, радуется возвращению к прежнему своему состоянию, а её жизнь у дрессировщика представляется ей длинным, перепутанным, тяжёлым сном.
Рассказ А. П. Чехова «Каштанка» - это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность. Они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска славы. В своей истории о перипетиях жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям своим меньшим, которая в жизни для самого писателя укладывалась в короткую фразу: «Славный народ собаки».
Созвучно этим мыслям и произведение К. Паустовского «Кот-ворюга». Главный герой этого рассказа кот-ворюга. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада. Такое преображение стало возможным, когда один из героев Ленька предложил исправить характер кота добрым поступком: накормить его как следует. То есть кот-ворюга оказывается мыслящим существом. Он может ответить добром на добро и заботу, проявленные к нему со стороны человека. Не случайно автор так описывает проделки кота, что мы, не зная истинного виновника, могли бы подумать, что это делает хулиган – мальчишка. То есть на лицо явное олицетворение. Кот, безусловно, вызывает симпатию и автора, и читателей: он смелый, решительный, самостоятельный. Просто иного выхода у него нет.
Написав этот рассказ, Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку, пусть облезлую, с подпалинами, грязную, ведь это человек довёл её до такого состояния.
Нередко то, чего нельзя достичь путём зла, наказания, жестокости, легко достигается при помощи доброты.
Эти слова справедливы и по отношению к герою другого произведения, где главным героем тоже является зверек. Речь идет о рассказе Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави», в котором главный герой мангуст, почувствовав заботу, внимание, доброе отношение членов семьи, преданно служит им, спасая мальчика от заклятого врага - кобры. Рикки-Тикки-Тави, маленький мангуст невероятно смел и обаятелен. Он наделяется автором свойствами человека. Вспомним, как он ведет себя в самый кульминационный момент перед схваткой с коброй: «...Рикки-Тикки прислушался. В доме была тишина, но ему показалось, что до него еле-еле доносится тихое, еле слышное «ш-ш-ш», как будто по стеклу прошла оса. Это шуршала змеиная чешуя по кирпичному полу. «Или Наг, или Нагайна! - решил он. - Кто-то из них ползёт по водосточному жёлобу в ванну ...Он прокрался в Теддину умывальную комнату, но там не оказалось никого. Оттуда он пробрался в умывальную комнату Теддиной матери. Там в оштукатуренной гладкой стене у самого пола был вынут кирпич для водосточного жёлоба, и когда Рикки пробирался по каменному краю того углубления, в которое вставлена ванна, он услыхал, как за стеной в лунном сиянии шепчутся Наг и Нагайна». Услышав страшные планы змей, маленький Рикки весь дрожал от негодования и ярости. Примечательны авторские ремарки к действиям Рикки: «Стоял тихо, как смерть. Начал продвигаться к кувшину - мускул за мускулом». Мы понимаем, что Рикки-Тикки-Тави готов пожертвовать своей жизнью ради спасения дорогих ему людей. Читая рассказ, невольно задумываешься о том, сколько было случаев, когда «братья наши меньшие» спасали жизнь человеку! Разве можно сомневаться после этого в том, что животные могут «думать»?
Таким образом, мы приходим к выводу, что наша гипотеза подтвердилась: животные наделены характером и индивидуальностью. Им свойственен особый внутренний мир, который очень хрупок и уязвим. И если бы звери могли думать и говорить, то, наверное, они попросили бы нас не обижать их, не оставаться равнодушными к их бедам и страданиям. Произведения литературы о животных учат нас добру, справедливости, внимательному, бережному отношению к тем, кто рядом с нами. Они учат нас милосердию, любви к природе и братьям нашим меньшим. Мы должны помнить: мы в ответе за тех, кого приручили.
Памятка по уходу за кошкой:
- Еда и чистая вода должны находиться в двух разных мисках.
- Нужно иметь дома специальное приспособление (дощечка, столбик), чтобы кошка могла точить когти.
- Необходимо вычёсывать шерсть специальной щёточкой, когда кошка начинает линять.
- По улице кошку рекомендуется переносить в специальной просторной клетке, сидя на руках она может испугаться и убежать или начать царапаться.
- Нужно показать кошку ветеринару, если она заболеет, надо делать кошке прививки.
- Кошке необходима ласка и забота, с ней нужно играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Там, где думают одинаково - никто не думает слишком много..."
В данной статье, я раскрываю свой опыт работы на уроках истории, обществознания с помощью одной из интересных технолий - критическое мышление....
Шаблоны сочинений ГИА "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как думают"
25 вариантов...
Конспект урока по теме «Государственная Дума XX столетия и Дума новой России».
Конспект урока по теме «Государственная Дума XX столетия и Дума новой России». К 105 – летию Государственной Думы в России....
НАУЧИТЬ ДУМАТЬ — САМАЯ ВАЖНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ НАУЧИТЬСЯ ДУМАТЬ — САМАЯ ВАЖНАЯ ЗАДАЧА УЧЕНИКА
Для учителя и для ученика....
«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»
Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...
Разработка урока 7 класс "Думают ли животные?"
Повторительно обобщающий урок по теме "Эволюция нервной системы животных"...
Логопедический проект "Думаю - говорю, говорю - думаю"
Логопедический проект«Думаю-говорю, говорю-думаю»Цели проекта- совершенствовать традиционные методы и приемы работы по формированию и развитию связной речи в коррекционно-педагогической ра...