Логопедический проект "Думаю - говорю, говорю - думаю"
проект

Ирина Анатольевна Маркевич

Логопедический проект

«Думаю-говорю, говорю-думаю»

Цели проекта

- совершенствовать традиционные методы и приемы работы по формированию и развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), нерезко выраженное недоразвитие речи (НВОНР) и задержкой психического развития (ЗПР).

 

- развивать учебную мотивацию через систему развивающих занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл log_proekt_dumayu-govoryu_gov-dum.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический проект

«Думаю-говорю, говорю-думаю»

Одним из главных показателей владения родным языком является умение логически последовательно, связно и грамотно излагать свои мысли. Ребенок должен уметь рассказывать – не просто называть предметы, но описывать их, выделяя их существенные свойства и качества, передавать последовательность событий и их взаимосвязь.

Хорошо развитая речь позволяет детям полноценно общаться – понятно выражать свои мысли и переживания, договариваться со сверстниками об игре, объяснять собственную позицию, задавать вопросы взрослым об интересующих их предметах и явлениях.

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Успешность обучения в школе также во многом зависит от уровня речевого развития. Различные учебные действия - восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение задать вопрос и дать развернутый ответ, рассуждать на какую-либо тему и др. – требуют владения различными видами монолога.  

Описывая состояние речи детей с её общим недоразвитием, исследователи отмечают значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. Дети испытывают серьезные затруднения при составлении рассказов по наглядной опоре, пересказе текста, описании предмета или явления. Часто они не могут определить замысел и выстроить сюжетную линию в рассказе, выделить главное и второстепенное, пропускают значимые эпизоды, делают длительные паузы между частями. Описание нередко превращается в простое перечисление предметов и их частей, связь между предложениями отсутствует.

Таким образом, при построении связных высказываний у детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания высказывания и самостоятельный отбор его языкового оформления.

Известно, что мыслительные задачи у детей с речевыми нарушениями решаются с преобладающей ролью внешних средств, и привлечение наглядности значительно ускоряет процесс понимания и запоминания. Схемы, таблицы, наборы сюжетных и предметных картин позволяют облегчить, систематизировать и направить процесс усвоения нового материала. 

Используя готовые схемы – модели или составляя их совместно с педагогом, дети осознанно запоминают информацию, самостоятельно составляют рассказы, что повышает качество описательных рассказов.

Исходя из этого, в качестве вспомогательного средства при формировании монологической речи целесообразно использовать наглядное моделирование.        

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо.  В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные картинки – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Представленный  прием позволяет повысить эффективность работы по развитию связной речи школьников с речевыми отклонениями, может  быть использован как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи  детей  с речевой патологией. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Знания о предмете мы получаем через сенсорные каналы – это зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Первую часть модели рассказа включает соответствующую символику: символы ГЛАЗ, УХО, РУКА, РОТ.

Символ «ГЛАЗ» - определяем цвет, форму, величину предмета. Если предмет живой, добавляются местонахождение (жилище) предмета, способ передвижения.

Через символ «УХО» вычленяются способы обнаружения предмета (какие звуки издает?)

Через символ «РУКА» устанавливаем фактурные признаки (твердый, шершавый, колючий..

Через символ «РОТ» - вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький)

Логические признаки обозначает вопрос (?), символизирующий предложение: «К какой группе относится этот предмет?»

Признаки польза – вред обозначаются соответственно знаками (+) или (-).

Цели проекта 

- совершенствовать традиционные методы и приемы работы по формированию и развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), нерезко выраженное недоразвитие речи (НВОНР) и задержкой психического развития (ЗПР).

- развивать учебную мотивацию через систему развивающих занятий.

Участники проекта:

Учителя, родители детей, группа первоклассников с общим недоразвитием (6 человек).

Методы реализации проекта: наглядные, игровые, практические.

Задачи проекта:

- формировать у  детей с речевыми нарушениями навыки построения связного и целостного описательного рассказа;

- развивать логическое и образное мышление, наблюдательность;

- развивать у младших школьников словарный запас;

- углублять знания детей об окружающей среде;

- формировать коммуникативные навыки детей;

- повышать интерес родителей к коррекционному процессу используя индивидуальный подход в выборе форм и методов приемлемых для ребенка;

- повышать компетенцию педагогов в данной области.

- разработать и оформить наглядные опорные схемы для составления описательных рассказов по различным лексическим темам;

- провести цикл фронтальных логопедических занятий по формированию связной речи с использованием метода наглядного моделирования (графических планов);

- сформировать коллективный альбом самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с родителями схем описательных рассказов.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.

Сроки реализации: в течение учебного года.

Проблема:  недостаточный уровень сформированности связной речи у младших школьников с ОНР, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.

Предполагаемый продукт проекта: занятия по развитию связной речи младших школьников с ОНР, разработанный альбом графических схем по изучаемым лексическим темам, материалы консультаций для родителей по данной проблеме, консультация для педагогов ОУ по проблеме исследования. Выступления на методических объединениях школы и города с целью трансляции опыта, форм и методов работы с родителями, детьми, педагогами.

Содержание проекта

Подготовительный этап:

• Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.

• Анализ состояния связной речи детей с ОНР.

• Разработка материалов консультаций для родителей в рамках проекта учитывая запрос законных представителей обучающегося.

• Подготовка консультативного материала для педагогов.

• Подготовка методической базы (игры, упражнения, задания по уровню сложности и т. д.) для поведения занятий по развитию связной речи младших школьников.

Проведенная предварительная диагностика состояния связной речи дошкольников с речевыми недостатками показала:

- кол-во детей с высоким уровнем развития связной речи – 15%;

- кол-во детей со средним уровнем развития связной речи – 45%;

- кол-во детей с низким уровнем развития связной речи – 30%.

Основной этап:

  • проведение занятий с обучающимися первых классов, имеющих ОНР по развитию описательного рассказа;
  • проведение консультаций с родителями по теме проекта;
  •  активизировать совместную деятельность детей с речевыми нарушениями и родителей по составлению самостоятельных схем для описательных рассказов;

Заключительный этап:

  • Презентация практического выхода по заданной технике
  • Анализ достигнутых результатов.

Результативность проекта (результаты на апрель 2021)

  • Дети успешно овладели навыками  построения связного и целостного описательного рассказа.
  • Углубились и систематизировались знания детей об окружающей среде.
  • Улучшились коммуникативные навыки детей.
  • Наметилось развитие познавательной активности, появился интерес к логопедическим  занятиям.
  •  Активизировалась вовлеченность родителей в коррекционный процесс работы с детьми.
  •  Возрос уровень компетенции педагогов начальной школы в данной области.

Выводы

На заключительном этапе была проведена итоговая диагностика и были получены следующие результаты:

- кол-во детей с высоким уровнем развития связной речи – 47%;

- кол-во детей со средним уровнем развития связной речи – 49%;

- кол-во детей с низким уровнем развития связной речи – 4%.

В результате проведенной работы в рамках проекта, учащиеся 1 класса с ОНР овладели навыками построения связного и целостного описательного рассказа.

У детей возрос уровень познавательного интереса, произошли заметные сдвиги в развитии связной речи, мышления, улучшилось зрительное восприятие, память.

Перспективный план

реализации проекта

«Думаю-говорю, говорю-думаю»

Сроки реализации

Содержание работы

Сентябрь-октябрь

- изучение литературы по проблеме развития связной речи у младших школьников;

- мониторинг состояния связной речи  детей с ОНР обучающихся в 1 классе;

- разработка материалов консультаций для родителей и педагогов;

- разработка конспектов занятий по развитию описательного рассказа;

- разработка картинно-графических схем для составления рассказов по основным тематических блокам.

Ноябрь - апрель

Работа с педагогами

Консультация для педагогов ОУ «Работа над связной речью в системе коррекционного обучения».
Педагогическая копилка «Развитие описательного рассказа». 

Ноябрь - апрель

Работа с детьми 

Проведение занятий с обучающимися 1 класса имеющих ОНР по развитию описательного рассказа.

Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам;

Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для формирования коллективного альбома «Думаю-говорю, говорю-думаю».

Ноябрь - март

Работа с родителями

Консультации для родителей:

- «Значение развития связной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР»;

- «Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с ОНР».

апрель-

 май

Анализ результатов проделанной работы в рамках проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития логопедического пункта "Говорим и пишем правильно"

Данная программа направлена на коррекцию недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов в рамках школьного логопункта. Содержит подробные рекомендации по организации и проведению ло...

Учите детей думать и говорить.

У детей с нарушением интеллекта овладение мыслительными операциями будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребёнка и сопровождается речью....

Учите детей думать и говорить.

У детей с нарушением интеллекта овладение мыслительными операциями будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребёнка и сопровождается речью....

Логопедическая игра "Учусь говорить правильно"

краткое описание каждого раздела игры...

Не думайте, что мёртвые не слышат, когда о них живые говорят

Статья  о танкисте, сгоревшем в танке в годы Великой Отечественной войны, написана по материалам ОБД "Мемориал" и "Подвиг народа"...

Система занятий по развитию речи и мышления: думаем и говорим, называем и объясняем.

Советы родителям, педагогам, логопедам      Начинайте работать с ребенком с того времени года, которое за окном. Внимательно прочитайте вопросы к каждой картинке. Не спеш...

Презентация к интеллектуальной игре к Международному дню родных языков " Думай дважды, говори раз"

Презентация интеллектуальной игры по русскому языку для обучающихся 6-7 классов позволяет разнообразить образовательный процесс, вызывает интерес к слову, проверяет знания по русскому языку, развивает...