Духовно-нравственное воспитание через уроки древнерусской литературы
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Представлен материал участника районного семинара "Курс ОРКСЭ как как базовое условие формирования культурной педагогической среды школы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание школьников
через уроки древнерусской литературы
Районный методический семинар в рамках РМО
«Курс ОРКСЭ как базовое условие формирования
культурной педагогической среды»
Автор: Литвина Татьяна Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ № 16» ИМРСК
Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, напряженный процесс "делания" собственной души. А душа выражается прежде всего в слове. Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности,
гражданственности, патриотизма),
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству.
Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов. Занятия ОРКСЭ в начальной школе открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир.
Программные произведения русской классической литературы дают богатый материал для духовно-нравственного воспитания подростков. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания, но я хотела бы остановиться на изучении древнерусской литературе в 8 классе.
Произведения Древней Руси пленяют целомудренной чистотой. Древнерусская литература не задерживается на описании жестокостей, не лелеет мечту о возмездии врагам. Она призывает к возвышенному, хорошему. В ней мы находим благородные идеалы. Почти каждый писатель Древней Руси мог бы, подобно А.С.Пушкину, сказать о себе, что он «чувства добрые» пробуждал своим творчеством. Он мог бы заявить вместе с Н.А.Некрасовым, что он «сеял разумное, доброе, вечное». Поэтому произведения древнерусских авторов так живо отвечают нашему времени.
Для древней русской литературы, как и для русской литературы в целом, характерно жизнеутверждение, светлость и ясность. Стойкость духа её героев поразительна. Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших дальних предков – предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, их заботам о благе Родины.
«Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери Древней Руси. Прошлое должно служить современности, - писал Д.С. Лихачев.
Литература Древней Руси возникла в XI веке и развивалась в течение семи веков до Петровской эпохи. Она удивляет, поражает, завораживает своей красотой – красотой слога, мысли, увлекает содержанием.
Одним из жанров этой первой письменной литературы стало житие, которое описывало жизнь людей, живших безгрешно, и после их смерти христианская церковь причислила их к лику святых. Произведения этого жанра дают нам образец правильной (т.е. праведной) жизни, повествуя о людях, неуклонно следовавших заповедям Христа, шедших по пути, Им указанному. Жития убеждают нас в том, что праведно жить может каждый человек. Одним из таких произведений является “Житие Сергия Радонежского”, созданное Епифанием Премудрым в XV веке. Это произведение от произведений этого жанра предшествующих веков отличается тем, что жизнь героя дана в развитии, в движении. Разговор о преподобном Сергии мы заканчиваем работой по картине М Нестерова “Видение отроку Варфоломею” (которая помогает нам понять, увидеть многие черты духовного облика Сергия: боголюбие, огромное терпение, трудолюбие, природную скромность, умение оставаться в тени, будучи для всех святочем и т. д.) и созданием презентаций.
Святой Преподобный Сергий Радонежский
Не утратили своего значения для молодого поколения сегодняшнего дня и «Поучения Владимира Мономаха», которые пронизаны светлым, добрым, прямым христианским взглядом на мир и призывают следовать вечным человеческим ценностям.
Отвечая на вопрос: « Какие советы дает автор? Как вы их понимаете?» - учащиеся приводят цитаты в подтверждение своих мыслей: «…Не ленитесь, но за всем наблюдайте…усердно трудитесь… лжи остерегайтесь и пьянства, от него душа погибает и тело… напоите и накормите просящего… убогих не забывайте и подавайте сироте… ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его… соблюдайте слово свое… не уклоняйтесь учить увлекающихся властью…» и т.д.)
На вопрос: «Какие советы, как вам кажется, могли быть обращены и к вам?» - ребята отвечают: «…Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…» Как мы будем относиться к своим родителям, бабушкам и дедушкам, так и наши дети и внуки будут относиться к нам и т.д.)
В качестве домашнего задания учащимся было предложено обратиться с напутствием к своим сверстникам.
«Напутствие моим сверстникам»
Духовно-нравственные идеалы Древней Руси постигаем, изучая «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - первую историю любви в русской литературе. Феврония открывает собой галерею пленительных женских образов в литературе XIX века: Татьяна Ларина, Ольга Ильинская; тургеневские девушки Лиза Калитина, Наталья Ласунская, Елена Стахова; некрасовские русские женщины Дарья, Орина – мать солдатская, княгиня Трубецкая и княгиня Волконская, Матрёна Тимофеевна; княжна Марья и Наташа Ростова, Сонечка Мармеладова…
Разговор о Петре и Февронии мы обычно начинаем с выяснения того, за что прославлены Богом эти святые, делаем акцент на грехе неблагодарности, на супружеской любви и верности, стойкости и преданности друг другу любящих людей, на великой силе любви. Святые Петр и Феврония – пример идеальной христианской семьи. Их жизнь более 8 веков служит примером должного отношения к церковному браку и друг к другу.
Нашим детям прививают западные традиции, рекламируя День святого Валентина, и на уроке я говорю, что у православных, есть свой День всех влюблённых – 8 июля, день памяти Петра и Февронии Муромских.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Древнерусская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. В каждом из произведений по-своему воплощён идеал добра, противостоящего злу, древнерусская литература учит детей умению отличать истинное от ложного, видеть правильные духовно - нравственные ориентиры.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).
Древнерусская литература
Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности. Д.С. Лихачев.
Святой Преподобный Сергий Радонежский Преподобный Сергий Радонежский
«Напутствие моим сверстникам» «Поучения Владимира Мономаха .
«Петр и Феврония» «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
«Еще рано говорить, как сложится моя жизнь в дальнейшем, но надеюсь, что для меня понятия честь, достоинство, доблесть, самоотверженность будут всегда служить жизненным ориентиром». Григорян Валерий, учащийся 11 класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ УРОКИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя...
Выступление на РМО историков "Духовно-нравственное воспитание через урок!
Отечество, долг, патриотизм, служение. И сегодня когда всё больше мы видим в детской, особенно подростковой среде недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, нетерпимость к другим, перед нами ...
Духовно-нравственное воспитание при изучении древнерусской литературы
Духовно-нравственное воспитание при изучении древнерусской литературы...
Духовно-нравственное воспитание через уроки математики и физики
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Установле...
Статья "Духовно-нравственное развитие дошкольников через чтение художественной литературы"
В статье рассказывается о том, что доступным средством для духовно – нравственного развития ребенка является чтение художественной литературы. И как это применяется на занятиях в творческом...
Статья «Формирование духовно-нравственного воспитания через урок математики»
В статье автор делится опытом, как на уроках математики можно успешно реализовать направление духовно-нравственного воспитания....