Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека»».
план-конспект занятия по литературе (9 класс) по теме

Пучкова Галина Анатолиевна

Конспект урока литературы в 9 классе.

Учитель русского языка и литературы Пучкова Галина Анатолиевна

 МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя

 Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»

Цели урока:

1) Обучающие: познакомить с основными биографическими  сведениями  о жизни М.А. Шолохова; дать информацию об истории создания рассказа «Судьба Человека»

2) Развивающие: научить анализу отдельных эпизодов, повторить понятие жанра «рассказ»

3) Воспитательные: способствовать воспитанию духовности, мужества, патриотизма, роли простого советского солдата в Великой победе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 классе.

Учитель русского языка и литературы Пучкова Галина Анатолиевна

 МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя

 Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»

Цели урока: 

1) Обучающие: познакомить с основными биографическими  сведениями  о жизни М.А. Шолохова; дать информацию об истории создания рассказа «Судьба Человека»

2) Развивающие: научить анализу отдельных эпизодов, повторить понятие жанра «рассказ»

3) Воспитательные: способствовать воспитанию духовности, мужества, патриотизма, роли простого советского солдата в Великой победе.

Наглядность: портрет М.А. Шолохова, текст рассказа, презентация, эпизоды из фильма  С. Бондарчука «Судьба человека», Литература.9кл:Учебник для общеобразовательных школ. В двух ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др.-Москва.Просвещение.2014.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (презентация, просмотр эпизодов фильма), практические (работа с текстом).

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

1 Актуализация знаний учащихся.

 На то ты и мужчина, на то ты и солдат,

                                                                              чтобы все вытерпеть, все снести, если

                                                                               к этому нужда позвала.

                                                                                                                          (М.Шолохов).

Работа над эпиграфом к уроку:

- Кто автор этих слов?

- Как вы понимаете значение слов: «мужчина» и «солдат»?

- Что вам известно о писателе?

2 Доклад учащегося об основным событиях жизни и творчества М. Шолохова(Слайд №2)

Список званий и наград М. А. Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре.

М. А. Шолохов — академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии (1965). Он автор «Донских рассказов», рассказов «Нахалёнок»; «Судьба человека» и др., романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину».

Род Шолоховых восходит к новгородскому крестьянину Степану Шолоху (конец XV в.) и систематически прослеживается с середины XVII в. до купца Михаила Шолохова — деда писателя, поселившегося на Дону, в станице Вешенской в середине ХIХ в.

О Шолохове написано очень много, но в советское время его фигура приукрашивалась, лакировалась, окружалась легендой. «Знаменитый писатель нашего времени товарищ Шолохов», как назвал его Сталин в 1929 г. после публикации первых книг «Тихого Дона», должен был соответствовать образу, быть «чистым, как стеклышко». О реальных фактах биографии известно далеко не все, начиная с того, что год рождения писателя, по разным источникам, — 1903 или 1905. Это и понятно — слишком тревожное и непредсказуемое было время: Первая мировая война, революции, гражданская война, особенно ожесточенная на Дону, вынужденное принятие нэпа в 1921 г. после многочисленных крестьянских восстаний на Тамбовщине, в Сибири, годы военного коммунизма, раскулачивание, коллективизация, официально объявленная в 1929 г., голод, усиление классовой борьбы, годы репрессий.

Будущий писатель учился в гимназиях Москвы, Богучара, Вешенской. В годы гражданской войны семья часто оказывалась на линии фронта. Михаил в это время брался за любую работу: был заготовителем, продотрядником, учителем для безграмотных. В 1922 г. отправился в Москву, чтобы продолжить учебу и заняться литературным творчеством. Поступить даже на рабфак для последующей учебы в вузе Шолохову не удалось: он не имел рабочего стажа, не был комсомольцем, не имел рекомендательных характеристик. Пришлось работать каменщиком, грузчиком на вокзале, счетоводом. В Москве Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками — А. Безыменским, А. Веселым, М. Светловым, А. Фадеевым и другими, составлявшими литературную группу «Молодая гвардия». В «Журнале крестьянской молодежи» появляются первые рассказы Шолохова. В 1926 г. возвращается на родину, на Дон, где и проводит большую часть долгой жизни.

Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена антиромантично, без прикрас, как классовая схватка. «Страницы рассказов густо окрашены кровью» (Ф. Г. Бирюков). Классовая ненависть сильнее родственных чувств, она не сдерживается общечеловеческой моралью: сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Героизация гражданской войны заменяется натурализмом, Шолохов показывает, «как безобразно просто умирали люди».(Слайды с

№ 3 по 7)

3.Сообщение ученика об истории создания рассказа.

Сообщение.

В новогодние дни – 31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года – в газете «Правда» был опубликован рассказ «Судьба человека», в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. Само появление этого рассказа  было значимым. Вызовом прежним временам стало уже название рассказа: слово "судьба" считалось нежелательным, поскольку, как тогда считалось, отдавало мистицизмом, ведь за ним скрываются представления о предначертанности жизненного пути человека, о власти над ним роковых обстоятельств. Сама мысль о возможности существования провидения или рока противоречила официальному «человек – кузнец своего счастья», «хозяин своей судьбы». Недовольство некоторых критиков вызвало и то, что главным героем повести Шолохов выбрал не убежденного коммуниста или прославленного героя, а простого работягу, обычного человека – «как все», к тому же с «подпорченной» биографией, - прошедшего немецкий плен. Таких, как он, тогда официально считали предателями, амнистированными (но не реабилитированными!) лишь в 1953 году.

4.Аналитическая работа над содержанием рассказа.

Эта часть урока предполагает достаточно частое обращение к тексту или к фильму режиссёра С. Бондарчука «Судьба человека».

Где происходят события? (На Верхнем Дону).  Зачем автор указывает конкретное место действия? (Чтобы подчеркнуть правдивость изображения событий). Чтение примеров, подтверждающих ответ на вопрос.

На какие периоды можно разделить жизнь главного героя Андрея Соколова? (До войны, война, после войны). Работа по группам.

 Первая группа называет довоенные события в жизни главного героя(Эпизод фильма, счастливая семья)

 Вторая группа – события, произошедшие во время войны,

 Третья – послевоенные события.

Какие основные события можно отнести к довоенному периоду? (Семья, Ирина, работа, дом). К периоду войны? (ранение, плен, побег, карцер, побег с «языком», госпиталь, отпуск, демобилизация)  К послевоенному? (пустота (воронка от дома), Ванюшка).

Что помогло Андрею Соколову остаться человеком в нечеловеческих условиях? (Духовность).  «У меня есть свое русское достоинство и гордость и что в скотину меня не превратили, как ни старались…». Андрей Соколов – часть целого народа, который выстоял в тяжелейшей борьбе с врагом.

В каком эпизоде мы видим, что герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (Сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира).

Что хочет показать М.А. Шолохов в сцене «Андрей Соколов и Мюллер»? (Поведение Соколова олицетворяет стойкость духа русского народа, непобедимость его воли).

А о чем говорит тот момент, когда герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? ( Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать все возможное, чтобы помочь людям).(Показ эпизода  фильма)

Что помогло пережить, вынести все это? («На то  ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза – лейтмотив произведения).

Как вы думаете, почему М.А. Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Андрея Соколова назвал свое произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»? (В образе русского человека писатель раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. Образ собирательный. Перед нами история жизни не одного солдата, а многих людей.)

Почему автор, описывая целую жизнь человека, обращается к жанру- рассказ и использует композиционный прием «рассказ в рассказе» ? Ответы учеников (Рассказ -малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера).

Отличительную особенность «Судьбы человека» составляет композиция – это рассказ в рассказе. Практически всё повествование, не считая экспозиции, ведётся от лица Андрея Соколова, бывшего шофёра, который повстречался рассказчику на дороге. Интересен и оригинален такой элемент композиции, как  "рассказ в рассказе". Это означает, что непосредственно в литературном произведении представлен еще один рассказ, с помощью которого автор пытается донести общую фабулу своего творения. Этот приём позволяет автору повысить степень доверия к исповеди главного героя.(слайд№8)

    Судьба Андрея Соколова показана читателю полностью и достаточно подробно, начиная от детства и заканчивая настоящим моментом: «Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии, с тысяча девятьсотого года рождения. В гражданскую войну был в Красной Армии, в дивизии Киквидзе. В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел. А отец с матерью и сестренкой дома померли от голода».

    Тем, что так подробно рассказывается жизнь только главного героя, автор подчёркивает типичность такой судьбы для того времени. Неслучайно и рассказ назван – «Судьба человека», а не, к примеру, Соколова.).
 

Найдите описание глаз в начале рассказа и в конце рассказа. После встречи с мальчишкой, у которого «глазенки – как звездочки ночью после дождя», у главного героя «сердце отходит, становится мягче», «на душе становится легко и как-то светло». Почему?  (Ваня отогрел сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл).(Эпизод фильма, Соколов знакомится с Ваней)

 5. Подведение итогов урока.

Итак, сегодня мы с вами узнали еще об одном из писателей – лауреате Нобелевской премии, М.А. Шолохове. Каковы ваши впечатления от прочитанного рассказа? Хотелось бы Вам познакомиться с другими его произведениями? 

Рефлексия.

Оцените свое участие на уроке, степень усвоения и осознания  данной темы. (от 1 до 10 баллов)

(Выставление оценок за урок)

6. Домашнее задание.

Прочитать статью учебника стр.193-195 «О сказовой форме повествования в рассказе М.А. Шолохова»  

  • Напишите ответ – рассуждение на поставленный вопрос(Судьба человека и судьба Родины), используя ключевые слова:

Судьба человека – судьба народа, нравственная сила, простое человеческое счастье. глубокая совестливость, единение людей, разрушительная сила фашизма, чувство человеческого братства, чувство человеческого достоинства, воплощение народного характера, жизненное кредо, великая трагедия, всеобщее сиротство, гуманизм, гуманистические ценности(слайд№9)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7-м классе М. Горький. Слово о писателе. «Детство»

google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Задачи: Образовательная - отработка т...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема:  « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...

Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...

Конспект урока литературы в 9 классе "М.А. Шолохов "Судьба человека". Проблематика и образы"

На уроке ведётся групповая работа. Каждая группа состоит из директора фильма, режиссёра, оператора и художника оп костюмам и гриму. Группам необходимо представить своё видение эпизода из рассказа М.А....