Литературно- музыкальная композиция «Поэт стороны Кударинской. Андрей Румянцев»
опыты и эксперименты по литературе на тему
Люди, которые помнятся, жизнь, которая радует, огорчает, призывает к любви и труду- то главное, о чем хочет сказать в своих стихах поэт, наш земляк, Андрей Григорьевич Румянцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno.docx | 25.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно- музыкальная композиция
«Поэт стороны Кударинской. Андрей Румянцев»
Не в первый раз с такою силой
На Русь обрушилась беда.
Закатывалась и всходила
На небе русская звезда.
Опять на тех же кухнях мира
Дым подымают из печей,
Чтоб черным облаком затмило
Упрямый блеск ее лучей.
С какого дня, с какого лета
Никак простить не могут ей
Ее особенного света, ее особенных путей.
А нам, кому она светила,
Нам, чтоб в отчаянье не впасть,-
Ее таинственная сила,
Ее Божественная власть.
1 вед:
Есть на Байкале, недалеко от впадения в него Селенги, залив Провал. Он назван так потому, что более ста лет назад во время сильного землетрясения низкая прибрежная степь вдруг обломилась и ушла под воду. Гигантский многоверстный надлом с годами укрыло травой, а кое- где и леском, и глядится он теперь высоким яром над мутноватым заливом, который поглотил не только пойменные покосы, болотца и кудрявые островки ивняка, но и четыре маленьких селения бурят, может быть, века назад облюбовавших эти привольные для выпасов леса.
2 вед.:
Русские же поселенцы, пришедшие сюда, вероятно, позже, но тоже задолго до землетрясения, устроились повыше, над степью, под боком у тайги. В этом не было никакого чудесного предвидения, просто крестьянским умом они смекнули, что тайгу можно чуть-чуть «отпятить» к недалеким горам и затеять пашню. Если она не прокормит в трудный год, то под боком Байкал: выручит рыбой.
Исп. Песня «Байкалу» ( слова А Румянцева, музыка Г.И.Трескиной)
Я не знаю, где оно, начало
Нашего знакомства и родства.
С детских лет волна твоя качала
И меня, и деда, и отца.
Закаляло, Исцеляло море:
Крепкий дед мой
От любой беды
В туеске, как заговор от хвори,
Мне байкальской привозил воды.
Мы растем, мы ездим за полсвета,
Изучили улицы столиц.
Только я твоей отмечен метой,
Ветром обожжен и темнолиц.
Если сил моих ослабнут токи,
Если в чем-то вдруг не повезет,
Я приду на берег твой высокий,
Будто добрый кто-то позовет.
Ты глазам предстанешь синий-синий,
Радости отцовской не тая.
И взлетит в твоих ладонях сильных
Лодка, словно колыбель моя.
1 вед:
И когда декабрьским днем 1861 года с великим треском обломилась почва и заснеженная степь, как дырявая лодка- плоскодонка, ушла в темь, под клубящую воду, русские деревни оказались на высоком яру, над черным и пугающим заливом. Этих деревень было четыре- пять. Одна из них с не очень красивым названием Шерашово- родная обитель поэта.
Звучит стихотворение «Родное»
Я из детства помню мало:
Перелески смотрят в лог,
Где хлеба зеленым валом
Набегают на село.
И оно, как сами волны,
Что кипят вокруг него,
Так легко плывет и вольно
В дали детства моего.
Видно, в памяти он прочен,
Коль года не замели,
Этот маленький кусочек
Необъятнейшей земли.
2 вед:
В пору детства и юности будущего поэта здесь, как и в соседних прибрежных селах, был рыболовецкий колхоз, и никто из жителей не представлял для себя и не любил иного дела, кроме рыбалки.
Звучит стихотворение «Когда штормит Байкал…»
Когда штормит Байкал,
Он сотрясает небо.
Чтоб так трубить, как он,
На свете нет трубы.
И каждая волна
Вздымает судно слепо
Стоймя –
Не всякий конь
Так встанет на дыбы.
И эта мощь его,
И этот норов грозный
Не страшны стенам скал,
Валам сырых песков.
Но если тих Байкал,
Он – луг бескрайний росный,
А волны – шёлк живых
Лучистых лепестков.
Он в сердце навсегда:
И омывая сушу,
И чёрным небесам
Без устали грозя.
Так не любить нельзя
Мятущуюся душу,
И ласковой души
Так не любить нельзя!
1 вед:
Отец Андрея Румянцева в последние годы жизни сидел в конторе бухгалтером, мать считалась разнорабочей, но рыбалка присутствовала не только в их разговорах; они могли в одночасье собраться и уйти на плес, в неводную или сетевую бригаду, а вмолодости рыбачили, как все односельчане. Старшая сестра Зина стала ловцом в 14 лет. Она ходила с бригадой рыбаков круглый год: зимой на подледный лов, а летом- на сетевой, и оставила свою морскую специальность лишь тогда, когда на Байкале был запрещен лов омуля.
Звучит стихотворение «Сестра»
Зине
Опять темны и плес, и небо,
А рыбаки в воде с утра.
И вместе с ними тянет невод
Моя озябшая сестра.
Она привыкла к этой стуже,
Ожогам ветра и грозы.
Лишь веки глаз сведет поуже
От ярых брызг или слезы.
Что ей, отчаянной и сильной,
Мешок зерна забросить в клеть
И пот, горячий и обильный,
С лица по-бабьи утереть!
Работой тяжкой, неминучей –
Не чашки мыть в тиши квартир –
Ее не раз еще намучит
Колхозный сытый бригадир.
Еще не раз поближе к ночи,
Когда свалиться с ног пора,
Впотьмах подол слезами смочит
Моя уставшая сестра.
И я, от боли каменея,
Кляня убогое житье,
Не знаю, как сочтусь я с нею
За слезы тайные ее.
Но день придет, лучом играя,
Она возьмется за дела
Так, будто ей земля родная
Своею силой помогла!
2 вед:
О своем детстве поэт вспоминает: « Мы, огольцы, привыкли к запаху лодки, причалившей к берегу после ночного лова, и рыбацкой одежды, пропитавшейся сыростью от мокрой рыбы и тумана, с той поры, как начали ходить по земле.
1 вед:
Малышами начальной школы помогали распутывать сбитое рыбой в клубок полотно невода. Семиклассниками уже сходились в бригаду и жили у плеса в палатках, ловя рыбу колхозной снастью. В отличие от «большого невода», который забрасывали взрослые, наш в официальных колхозных отчетах именовался «малым». Мы были «рыбаками малого невода»
2 вед:
В 9-10 классах парни чувствовали себя уже заправскими ловцами и летом шли во взрослую сетевую бригаду. Здесь показателем силы и мастерства считался «пай». Если тебе устанавливали «полный пай», то ты стоял вровень с каждым из мужчин в бригаде. Это был предмет особой гордости подростка.
Звучит стихотворение «Я редко видел суету…»
2 вед:
В семье поэта было восемь детей. Тут родители Андрея Григорьевича продолжили традицию рода. Отец вырос в семье, где счет детям был большим- тринадцать, а мать имела восемь братьев и сестер. А.Г.Румянцев вспоминает, что одинаково любил обеих своих бабушек, таких разных. Та, что ьродила 13 сыновей и дочерей- Матрена Ильинична- выглядела маленькой, тихой, бесшумной. Но ее физическая крепость, твердость характера и сила духа особенно проявились в лихие военные и послевоенные годы. Потеряв на фронте двух сыновей, зятя и внука, проводив остальных своих детей, кого в шахту, кого на лесозаготовки, она выхаживала в голоде, отпаивала отварами в болезнях своих внуков. О ней рассказано в стихотворении « Погибли у бабки Матрены…»
Стихотворение « Погибли у бабки Матрены…»
Погибли у бабки Матрены
Два сына, два дяди моих.
А я, пред войною рожденный,
Их даже не знал, молодых.
Стирая,
Обноски латая,
Густую варя лебеду,
Бабуся моя молодая
В трудах забывала беду.
Внучат ограждала от лиха,
Солила грибы про запас,
А если и плакала –
Тихо,
И трудно,
И втайне от нас.
Я понял намного позднее
Живучее сердце ее.
Яснее вина перед нею,
И горше прозренье мое,
Что ночью, зловеще и прямо,
В окошках, где тьма негуста,
Вставали пред нею две рамы,
Как два неотступных креста.
1 вед:
Другая бабушка, Аграфена Петровна, была, как говорится, сгустком энергии. Эта помогала, как могла, не только родственным душам, но всем обессилевшим и осиротевшим.родных детей у нее было лишь четверо. В молодые годы дети ее умирали младенцами. В таких случаях, чтобы выжили свои, берут сироток.бабушка и брала их, даже тогда, когда в доме стало совсем тесно. Пятерых усыновленных и удочеренных любила, как своих, и вырастила всех до женитьбы и замужества. Ей посвящено стихотворение « Какие обноски носила…»
Стихотворение « Какие обноски носила…»
2 вед:
Замечательными по трудолюбию, доступности и ласке к детям были и деды поэта Алексей Савватеевич и Яков Степанович.
Звучит песня «Я введу тебя в дом…» 9стихи А.Г.Румянцева, музыка Г.И.Трескиной)
1 вед:
В 1955 году А.Румянцев закончил среднюю школу и поступил в Иркутский госуниверситет. В 17 лет оформилась его мечта стать поэтом. Едва получив аттестат зрелости, он посылает его вместе с другими документами в Москву, в Литературный институт имени Горького. Об обязательном творческом конкурсе поэт не знал. Дело, однако, повернула болезнь отца, и поэтому Андрей поехал поступать в Иркутск, чтобы быть поближе к родным.
2 вед:
Учеба свела его с будущими писателями В.Распутиным, А.Вампиловым, Суворовым, К. Балковым. Самым задушевным другом для поэта стал Александр Вампилов, с ним А.Г.Румянцев учился в одной студенческой группе.
1 вед:
Поэт вспоминает об этом так: « Мы жили тогда на улице Пятой армии, в приспособленной под общежитие церкви. Теплым вечером…мы стояли довольно большой группой у подъезда своей церкви… Саня ( так поэт называл Вампилова) был с гитарой. Говорили, смеялись, кто-то громко запел, Вампилов начал подбирать аккомпонемент. За шумом не заметили, как из темноты выросла ватага парней. И тут на наши головы обрушились удары бутылками. Звон стекла, крики, топот ног… налетчики исчезли. Пострадавшие, в то числе и Саня, растирали макушки, прикладывали к ранкам носовые платки. Тяжелых последствий, к счастью, не оказалось. Видимо, шевелюры наши тогда были густы, а молодые головы крепки. Собрав подкрепление, мы бросились на соседнюю улицу и нашли обидчиков в доме, где временно поселились молодые строители. Последовало отмщение…»
Звучит стихотворение «Опять за собой замечаю…»
1 вед:
В Иркутских газетах были напечатаны и первые стихи молодого автора. Они рассказывали о родных таежных местах, о людях, оказавших влияние на юную душу.
2 вед:
После окончания университета А.Румянцев в течение десяти лет работает в газетах, а после 2-х годичной учебы в Москве становится заместителем председателя Комитета по телевидению и радиовещанию Бурятии. Этой должности он отдал 14 лет.
Звучит песня « Не мечется ветер, на плачет…»( стихи А.Румянцева)
1 вед:
Он Заслуженный работник культуры и Народный поэт Бурятии. В чем секрет его лирических творений? На этот вопрос ответил Ким Балков. «Поэзия Румянцева- это сама жизнь, как она воспринимается автором: горячая-и обжечься о нее можно, холодная, словно ледяные торосы на Байкале, для кого-то , может быть, сладкая, но чаще, горькая, чисто полынь- трава.»
Звучит стихотворение « Я помню рожденья и тризны…»
Я помню рожденья и тризны
В большой многодетной семье.
Ни горькой, ни радостной жизни
Не надо придумывать мне.
Я помню сиротское поле,
Цветы на росистой земле.
Ни слез, ни восторга, ни боли
Не надо придумывать мне.
Дай Бог обо всем, что успела
В дороге запомнить душа,
Сказать и правдиво, и зрело,
Кудрявой строкой не греша.
2 вед:
Поэт в своих стихах говолит о том, что было с ним, с его поколением, и тут он суров и предельно точен. Ему не по нраву придумывание, он ищет опоры самой жизни и терзается тем, что мало в ней света и радости.
Дай Бог обо всем, что успела
В дороге запомнить душа,
Сказать и правдиво, и зрело,
Кудрявой строкой не греша.
1 вед:
В Бурятии, куда вернулся поэт после окончания университета, первые стихи его были напечатаны в коллективном сборнике произведений молодых авторов « Здравствуй , жизнь», вышедшем в 1961 году. С тех пор в Улан-Удэ, Иркутске и Москве вышло более 20 книг стихов и эссе поэта А.Г.Румянцева.
2 вед:
Люди, которые помнятся, жизнь, которая радует, огорчает, призывает к любви и труду- то главное, о чем хочет сказать в своих стихах поэт, наш земляк, Андрей Григорьевич Румянцев.
СИЛА
Некрашеные грубые столы,
Из лиственницы рубленные предком.
Медлительные тяжкие стволы
Пошли на свал в бору сухом и редком.
Когда тесали их, то тело плах
Топор не брал – железо о железо.
И был высок у плотника замах,
И над подворьем звон катился, резок.
Так стол входил. И табурет к нему.
И лавка, коей век не будет сносу.
Все силушка расставила в дому.
Усердствуя, шибала кровь из носу!
Все сила… О знакомый, крепкий быт!
Я вижу деда: отлитые руки,
Загривок медный, жарок и открыт,
Разлет плечей, как бы реки излуки.
Я вижу рук крестьянских торжество!
Весло согнулось… Лемех в землю вогнан…
И я, былинка, за мое родство
Высоко поднят на ладонях вольных!..
И как не вспомнить, что, храня свой дом,
В напасти час, - Григорий ли, Иван ли, -
Мой предок-русич гневно шел с дубьем
Навстречь штыку любых гостей незваных!
Он стол тесал – и силушку гранил,
Он плуг толкал – ее копил и правил.
И по-сыновьи Русь свою хранил,
И нам завет – хранить ее – оставил!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."
Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...
Литературно-музыкальная композиция по стихам репрессированных и гонимых поэтов
Сценарий литературно-музыкальной композиции по стихам репрессированных и гонимых поэтов предназначен для постановки на сцене. Данная копмозиция позволит учащимся 11-ых классов не только узнать п...
Литературно-музыкальная композиция по стихам репрессированных и гонимых поэтов России «Забвению не подлежит…»
Который год мне не даёт покоя Всё то же неотступное виденье....
Литературно-музыкальная композиция"Живи на яркой стороне!"
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству поэтов суздальской земли....
Литературно-музыкальная композиция "Поэта сердце не горит"
Литературно-музыкальная композиция "Поэта сердце не горит" посвящена двухсот летию Марины Ивановны Цветаевой. Она может быть использована и на уроке литературы и в качестве внеклассного мероприятия....
Литературно-музыкальная композиция "Поэту родной земли посвящается"
Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого творчеству ставропольского поэта Сергея Даниловича Овсянникова....
Литературно-музыкальная композиция "Поэты 20 века о времени и о себе"
Литературно-музыкальная композиия для учащихся 9-11 классов, посвящённая творчеству двух поэтов 20 века, В.Маяковского и В.Высоцкого, "Поэты 20 века о времени и о себе". Может быть исп...