Литературно- музыкальная композиция «Поэт стороны Кударинской. Андрей Румянцев»
опыты и эксперименты по литературе на тему

Люди, которые помнятся, жизнь, которая радует, огорчает, призывает к любви и труду- то главное, о чем хочет сказать в своих стихах поэт, наш земляк, Андрей Григорьевич Румянцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturno.docx25.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно- музыкальная композиция

«Поэт стороны Кударинской. Андрей Румянцев»

Не в первый раз с такою силой

На Русь обрушилась беда.

Закатывалась и всходила

На небе русская звезда.

Опять на тех же кухнях мира

Дым подымают из печей,

Чтоб черным облаком затмило

Упрямый блеск ее лучей.

С какого дня, с какого лета

Никак простить не могут ей

Ее особенного света, ее особенных путей.

А нам, кому она светила,

Нам, чтоб в отчаянье не впасть,-

Ее таинственная сила,

Ее Божественная власть.

1 вед:

 Есть на Байкале, недалеко от впадения в него Селенги, залив Провал. Он назван так потому, что более ста лет назад во время сильного землетрясения низкая прибрежная степь вдруг обломилась и ушла под воду. Гигантский многоверстный надлом с годами укрыло травой, а кое- где и леском, и глядится он теперь высоким яром над мутноватым заливом, который поглотил не только пойменные покосы, болотца и кудрявые островки ивняка, но и четыре маленьких селения бурят, может быть, века назад облюбовавших эти привольные для выпасов леса.

2 вед.:

Русские же поселенцы, пришедшие сюда, вероятно, позже, но тоже задолго до землетрясения, устроились повыше, над степью, под боком у тайги. В этом не было никакого чудесного предвидения, просто крестьянским умом они смекнули, что тайгу можно чуть-чуть «отпятить» к недалеким горам и затеять пашню. Если она не прокормит в трудный год, то под боком Байкал: выручит рыбой.

Исп. Песня «Байкалу» ( слова А Румянцева, музыка Г.И.Трескиной)

Я не знаю, где оно, начало

Нашего знакомства и родства.

С детских лет волна твоя качала

И меня, и деда, и отца.

Закаляло, Исцеляло море:

Крепкий дед мой

От любой беды

В туеске, как заговор от хвори,

Мне байкальской привозил воды.

Мы растем, мы ездим за полсвета,

Изучили улицы столиц.

Только я твоей отмечен метой,

Ветром обожжен и темнолиц.

Если сил моих ослабнут токи,

Если в чем-то вдруг не повезет,

Я приду на берег твой высокий,

Будто добрый кто-то позовет.

Ты глазам предстанешь синий-синий,

Радости отцовской не тая.

И взлетит в твоих ладонях сильных

Лодка, словно колыбель моя.

1 вед:

И когда декабрьским днем 1861 года с великим треском обломилась почва и заснеженная степь, как дырявая лодка- плоскодонка, ушла в темь, под клубящую воду, русские деревни оказались на высоком яру, над черным и пугающим заливом. Этих деревень было четыре- пять. Одна из них с не очень красивым названием Шерашово- родная обитель поэта.

Звучит стихотворение «Родное»

Я из детства помню мало:

Перелески смотрят в лог,

Где хлеба зеленым валом

Набегают на село.

И оно, как сами волны,

Что кипят вокруг него,

Так легко плывет и вольно

В дали детства моего.

Видно, в памяти он прочен,

Коль года не замели,

Этот маленький кусочек

Необъятнейшей земли.

2 вед:

В пору детства и юности будущего поэта здесь, как и в соседних прибрежных селах, был рыболовецкий колхоз, и никто из жителей не представлял для себя и не любил иного дела, кроме рыбалки.

Звучит стихотворение «Когда штормит Байкал…»

Когда штормит Байкал,

Он сотрясает небо.

Чтоб так трубить, как он,

На свете нет трубы.

И каждая волна

Вздымает судно слепо

Стоймя –

Не всякий конь

Так встанет на дыбы.

   

И эта мощь его,

И этот норов грозный

Не страшны стенам скал,

Валам сырых песков.

Но если тих Байкал,

Он – луг бескрайний  росный,

А волны – шёлк живых

Лучистых лепестков.

 

Он в сердце навсегда:

И омывая сушу,

И чёрным небесам

Без устали грозя.

Так не любить нельзя

Мятущуюся душу,

И ласковой души

Так не любить нельзя!

1 вед:

Отец Андрея Румянцева в последние годы жизни сидел в конторе бухгалтером, мать считалась разнорабочей, но рыбалка присутствовала не только в их разговорах; они могли в одночасье собраться и уйти на плес, в неводную или сетевую бригаду, а вмолодости рыбачили, как все односельчане. Старшая сестра Зина стала ловцом в 14 лет. Она ходила с бригадой рыбаков круглый год: зимой на подледный лов, а летом- на сетевой, и оставила свою морскую специальность лишь тогда, когда на Байкале был запрещен лов омуля.

Звучит стихотворение «Сестра»

Зине

Опять темны и плес, и небо,

А рыбаки в воде с утра.

И вместе с ними тянет невод

Моя озябшая сестра.

Она привыкла к этой стуже,

Ожогам ветра и грозы.

Лишь веки глаз сведет поуже

От ярых брызг или слезы.

Что ей, отчаянной и сильной,

Мешок зерна забросить в клеть

И пот, горячий и обильный,

С лица по-бабьи утереть!

Работой тяжкой, неминучей –

Не чашки мыть в тиши квартир –

Ее не раз еще намучит

Колхозный сытый бригадир.

Еще не раз поближе к ночи,

Когда свалиться с ног пора,

Впотьмах подол слезами смочит

Моя уставшая сестра.

И я, от боли каменея,

Кляня убогое житье,

Не знаю, как сочтусь я с нею

За слезы тайные ее.

Но день придет, лучом играя,

Она возьмется за дела

Так, будто ей земля родная

Своею силой помогла!    

2 вед:

О своем детстве поэт вспоминает: « Мы, огольцы, привыкли к запаху лодки, причалившей к берегу после ночного лова, и рыбацкой одежды, пропитавшейся сыростью от мокрой рыбы и тумана, с той поры, как начали ходить по земле.

1 вед:

Малышами начальной школы помогали распутывать сбитое рыбой в клубок полотно невода. Семиклассниками уже сходились в бригаду и жили у плеса в палатках, ловя рыбу колхозной снастью. В отличие от «большого невода», который забрасывали взрослые, наш в официальных колхозных отчетах именовался «малым». Мы были «рыбаками малого невода»

2 вед:

В 9-10 классах парни чувствовали себя уже заправскими ловцами и летом шли во взрослую сетевую бригаду. Здесь показателем силы  и мастерства считался «пай». Если тебе устанавливали «полный пай», то ты стоял вровень с каждым из мужчин в бригаде. Это был предмет особой гордости подростка.

Звучит стихотворение «Я редко видел суету…»

2 вед:

В семье поэта было восемь детей. Тут родители Андрея Григорьевича продолжили традицию рода. Отец вырос в семье, где счет детям был большим- тринадцать, а мать имела восемь братьев и сестер. А.Г.Румянцев вспоминает, что одинаково любил обеих своих бабушек, таких разных. Та, что ьродила 13 сыновей и дочерей- Матрена Ильинична- выглядела маленькой, тихой, бесшумной. Но ее физическая крепость, твердость характера и сила духа особенно проявились в лихие военные и послевоенные годы. Потеряв на фронте двух сыновей, зятя и внука, проводив остальных своих детей, кого в шахту, кого на лесозаготовки, она выхаживала в голоде, отпаивала отварами в болезнях своих внуков. О ней рассказано в стихотворении « Погибли у бабки Матрены…»

Стихотворение « Погибли у бабки Матрены…»

Погибли у бабки Матрены
 Два сына, два дяди моих.
А я, пред войною рожденный,
Их даже не знал, молодых.

Стирая,
 Обноски латая,
 Густую варя лебеду,
Бабуся моя молодая
В трудах забывала беду.

Внучат ограждала от лиха,
 Солила грибы про запас,
  А если и плакала –
   Тихо,
   И трудно,
  И втайне от нас.

Я понял намного позднее
Живучее сердце ее.
Яснее вина перед нею,
 И горше прозренье мое,

Что ночью, зловеще и прямо,
В окошках, где тьма негуста,
Вставали пред нею две рамы,                                                                                                                
Как два неотступных креста.

1 вед:

Другая бабушка, Аграфена Петровна, была, как говорится, сгустком энергии. Эта помогала, как могла, не только родственным душам, но всем обессилевшим и осиротевшим.родных детей у нее было лишь четверо. В молодые годы дети ее умирали младенцами. В таких случаях, чтобы выжили свои, берут сироток.бабушка и брала их, даже тогда, когда в доме стало совсем тесно. Пятерых усыновленных и удочеренных любила, как своих, и вырастила всех до женитьбы и замужества. Ей посвящено стихотворение « Какие обноски носила…»

Стихотворение « Какие обноски носила…»

2 вед:

 Замечательными по трудолюбию, доступности и ласке к детям были и деды поэта Алексей Савватеевич и Яков Степанович.

Звучит песня «Я введу тебя в дом…» 9стихи А.Г.Румянцева, музыка Г.И.Трескиной)

1 вед:

В 1955 году А.Румянцев закончил среднюю школу и поступил в Иркутский госуниверситет. В 17 лет оформилась его мечта стать поэтом. Едва получив аттестат зрелости, он посылает его вместе с другими документами в Москву, в Литературный институт имени Горького. Об обязательном творческом конкурсе поэт не знал. Дело, однако, повернула болезнь отца, и поэтому Андрей поехал поступать в Иркутск, чтобы быть поближе к родным.

2 вед:

Учеба свела его с будущими писателями В.Распутиным, А.Вампиловым, Суворовым, К. Балковым. Самым задушевным другом для поэта стал Александр Вампилов, с ним А.Г.Румянцев учился в одной студенческой группе.

1 вед:

Поэт вспоминает об этом так: « Мы жили тогда на улице Пятой армии, в приспособленной под общежитие церкви. Теплым вечером…мы стояли довольно большой группой у подъезда своей церкви… Саня ( так поэт называл Вампилова) был с гитарой. Говорили, смеялись, кто-то громко запел, Вампилов начал подбирать аккомпонемент. За шумом не заметили, как из темноты выросла ватага парней. И тут на наши головы обрушились удары бутылками. Звон стекла, крики, топот ног… налетчики исчезли. Пострадавшие, в то числе и Саня, растирали макушки, прикладывали к ранкам носовые платки. Тяжелых последствий, к счастью, не оказалось. Видимо, шевелюры наши тогда были густы, а молодые головы крепки. Собрав подкрепление, мы бросились на соседнюю улицу и нашли обидчиков в доме, где временно поселились молодые строители. Последовало отмщение…»

Звучит стихотворение «Опять за собой замечаю…»

1 вед:

В Иркутских газетах были напечатаны и первые стихи молодого автора. Они рассказывали о родных таежных местах, о людях, оказавших влияние на юную душу.

2 вед:

После окончания университета А.Румянцев в течение десяти лет работает в газетах, а после 2-х годичной учебы в Москве становится заместителем председателя Комитета по телевидению и радиовещанию Бурятии. Этой должности он отдал 14 лет.

Звучит песня « Не мечется ветер, на плачет…»( стихи А.Румянцева)

1 вед:

Он Заслуженный работник культуры и Народный поэт Бурятии. В чем секрет его лирических творений? На этот вопрос ответил Ким Балков. «Поэзия Румянцева- это сама жизнь, как она воспринимается автором: горячая-и обжечься о нее можно, холодная, словно ледяные торосы на Байкале, для кого-то , может быть, сладкая, но чаще, горькая, чисто полынь- трава.»

Звучит стихотворение « Я помню рожденья и тризны…»

Я помню рожденья и тризны

 В большой многодетной семье.

 Ни горькой, ни радостной жизни

 Не надо придумывать мне.

 Я помню сиротское поле,

 Цветы на росистой земле.

 Ни слез, ни восторга, ни боли

 Не надо придумывать мне.

 Дай Бог обо всем, что успела

 В дороге запомнить душа,

 Сказать и правдиво, и зрело,

 Кудрявой строкой не греша.

2 вед:

Поэт в своих стихах говолит о том, что было с ним, с его поколением, и тут он суров и предельно точен. Ему не по нраву придумывание, он ищет опоры самой жизни и терзается тем, что мало в ней света и радости.

Дай Бог обо всем, что успела

В дороге запомнить душа,

Сказать и правдиво, и зрело,

Кудрявой строкой не греша.

1 вед:

В Бурятии, куда вернулся поэт после окончания университета, первые стихи его были напечатаны в коллективном сборнике произведений молодых авторов « Здравствуй , жизнь», вышедшем в 1961 году. С тех пор в Улан-Удэ, Иркутске и Москве вышло более 20 книг стихов и эссе поэта А.Г.Румянцева.

2 вед:

Люди, которые помнятся, жизнь, которая радует, огорчает, призывает к любви и труду- то главное, о чем хочет сказать в своих стихах поэт, наш земляк, Андрей Григорьевич Румянцев.

СИЛА

                                                      Некрашеные грубые столы,
                                                      Из лиственницы рубленные предком.
                                                      Медлительные тяжкие стволы
                                                      Пошли на свал в бору сухом и редком.

                                                      Когда тесали их, то тело плах
                                                      Топор не брал – железо о железо.
                                                      И был высок у плотника замах,
                                                      И над подворьем звон катился, резок.

                                                      Так стол входил. И табурет к нему.
                                                      И лавка, коей век не будет сносу.
                                                      Все силушка расставила в дому.
                                                      Усердствуя, шибала кровь из носу!

                                                      Все сила… О знакомый, крепкий быт!
                                                      Я вижу деда: отлитые руки,
                                                      Загривок медный, жарок и открыт,
                                                      Разлет плечей, как бы реки излуки.

                                                      Я вижу рук крестьянских торжество!
                                                      Весло согнулось… Лемех в землю вогнан…
                                                      И я, былинка, за мое родство
                                                      Высоко поднят на ладонях вольных!..

                                                      И как не вспомнить, что, храня свой дом,
                                                      В напасти час, - Григорий ли, Иван ли, -
                                                      Мой предок-русич гневно шел с дубьем
                                                      Навстречь штыку любых гостей незваных!

                                                      Он стол тесал – и силушку гранил,
                                                      Он плуг толкал – ее копил и правил.
                                                      И по-сыновьи Русь свою хранил,
                                                      И нам завет – хранить ее – оставил!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."

Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...

Литературно-музыкальная композиция по стихам репрессированных и гонимых поэтов

Сценарий литературно-музыкальной композиции по стихам репрессированных и гонимых поэтов предназначен для постановки на сцене. Данная копмозиция позволит учащимся 11-ых классов не только узнать п...

Литературно-музыкальная композиция по стихам репрессированных и гонимых поэтов России «Забвению не подлежит…»

Который год мне   не даёт покоя               Всё то же неотступное виденье....

Литературно-музыкальная композиция"Живи на яркой стороне!"

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству поэтов суздальской земли....

Литературно-музыкальная композиция "Поэта сердце не горит"

Литературно-музыкальная композиция "Поэта сердце не горит" посвящена двухсот летию Марины Ивановны Цветаевой. Она может быть использована и на уроке литературы и в качестве внеклассного мероприятия....

Литературно-музыкальная композиция "Поэту родной земли посвящается"

Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого творчеству ставропольского поэта Сергея Даниловича Овсянникова....

Литературно-музыкальная композиция "Поэты 20 века о времени и о себе"

Литературно-музыкальная композиия для учащихся 9-11 классов, посвящённая творчеству двух поэтов 20 века, В.Маяковского и В.Высоцкого,  "Поэты 20 века о времени и о себе". Может быть исп...