Урок литературы в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы в 5 классе по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Андреева "Петька на даче"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
1. Димова Светлана Александровна
2. Класс: 5 Предмет:литература Тема: Нравственные проблемы рассказа Л.Андреева «Петька на даче»
3. Место и роль урока в изучаемой теме: комбинированный урок
4.Используемые методы, приемы,формы: технология развивающего обучения
5. Цели урока:
- Образовательные: содействовать развитию умения исследовать и анализировать полученную информацию по теме, с целью выделения отличительных признаков и критериев для сравнения и классификации изучаемых объектов;
- Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, обобщение, способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе; умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, готовности для саморазвития в процессе сотрудничеств.
- Воспитательные: развивать умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группы и строить продуктивное сотрудничество, учиться на принципах толерантности обсуждать вопросы, учитывать позиции других людей.
6. Дидактические средства:
- для учителя – текст;
- для учащихся – тетрадь, учебник, текст, раздаточный материал
Характеристика этапов урока
№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
1 | Организация начала урока Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Формирование УУД: Ролевая саморегуляция | ||
2 | Проектирование | Учитель просит детей написать два предложения о своем друге .Просит обратить внимание на то, как каждый назвал своего друга | Дети пишут о друге, называя его по имени Замечают, что называют друзей полным именем | индивидуальная | Самоорганизация учебной деятельности | |
3 | Мотивация к учебной деятельности | Проблемная ситуация | Почему автор в заголовке рассказа называет главного героя не Петя, а Петька? | Пытаются найти ответ | индивидуальная | коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция |
4 | Целеполагание | Используем технологию «Кванта» | Чтобы ответить на вопрос, разделимся на группы. | Каждая группа работает с текстом рассказа по одной из четырех позиций. 1- составляет схему-кластер, отображающую смысловые части рассказа; 2- выбирает самые важные ключевые слова и ассоциации-прилагательные к ним; 3- составляет все возможные вопросы к тексту; 4-вспоминает произведения литературы с подобным сюжетом | Работа в группах | регулятивные: целеполагание, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение полно выражать мысли в соответствии с Личностные: нравственно-этическое оценивание |
5 | Практикум Цель: развивать умение работать со словом | Аналитическая работа с текстом | Работают с заданиями | Проблемно-поисковый.Работа в группах | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других; выстраивать логичное устное высказывание. | |
6 | Отчет | Отчет групп о работе Определение идеи рассказа | Помогает систематизировать ответы Какое понимание хочет донести автор до читателя? (каким должно быть детство ребенка) - А каким, по-вашему, оно должно быть? (беззаботным, радостным, легким) - Продолжите фразу именем существительным «Детство – это…… | Выступают с готовыми работами. Делают выводы. Таблица заполняется учащимися каждой группы на основе анализа.(Что такое детство? Дом, счастье, беззаботность, любовь, красота.) | Выступление перед публикой | коммуникативные: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами, планирование учебного сотрудничества, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.регулятивные: прогнозирование и получение конкретного результата. |
7 | . Подведение итогов урока | Давайте пополним копилку знаний - На какие размышления вывел нас автор? - Так какие же нравственные проблемы затронул автор в своем рассказе? - | Делают вывод о том, что автор употребляет уменьшительную форму имени, чтобы показать не столько малый возраст героя, сколько подчеркнуть его бесправное состояние. «Старичок» без детства | фронтальная | Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы после завершения действия личностные: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация познавательные:умение осуществлять сравнение, понимать проблему произведения коммуникативные: умение достаточно полно выражать свои мысли; умение представлять результат деятельности группы | |
8 | . Рефлексивно-оценочный этап | Метод контроля познавательно-рефлексивный | Все ли вам удалось сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Что узнали новое для себя? Как вы оцениваете свою работу? Что было непонятным? Домашнее задание: Нарисовать обложку к рассказу Л.Андреева | Подводят итог, оценивают свою работу на уроке | фронтальная | Коммуникативные: умение достаточно полно выражать свои мысли Познавательные: смыслообразование (значение обучения) Личностные: способность к самооценке |
Приложение.
Предполагаемые результаты работы.
Работа 1 группы» Составление кластера»
Парикмахерская ---посетитель---угорь
----Осип Абрамович----угроза----наказание
-----Николка------папиросы, водка, скверные слова----грязные истории
-----улицы---- крики женщин
Поезд----- лес----травка
-----облачка---- ангелочки
-----зеркальная гладь реки
Дача----лес
-----полянки----- как сестры
---гимназист Митя---- удивительно скоро сошелся
-----река----удочка---- черви
----исследователи дворца, старых развалин
----- барин----что, брат…
-----нарядные господа----- лодки
----- танцы---- музыка
Поезд---- морщинки
------столбы---- стропила----платформы
Парикмахерская----- маленькая грязная рука
----- угрожающий шепот
Крик---- пьяный мужчина бьет пьяную женщину.
Вывод: В каждой части рассказа Петька испытывает контрастные чувства, отношение людей.
2 группа «Ключевые слова и определения»
Простынка---грязная
бритва--туповатая
скрип --неприятный
слова--скверные
угол--Темный
бюст --восковой
глаза-- стеклянные
Лица--- равнодушные ---злые--- распущенные
сон ---неприятный
Мрак, черно- белые цвета, безотрадность----реальность
Дача---вода -----зеркальная
Удочка -----мокрая
Полянки ---- светлые, зеленые, веселые
Роса--- ночная
-------------------------------------------------------------------
Вывод—игра света и красок, радость, блаженство.--- Это место—мечта, сказка.
3 группа «Вопросы»
Почему на Петьку кричали?
Почему он не мог остаться с матерью?
Зачем Петька кричал и плакал?
Вывод: Петька ничего не решает, и он, и мать,и Николка совершенно бесправны
Герой навсегда останется Петькой. Его имя – это символ его незначительности, его бесправия.
Ребенок без детства. Сын без родителей. Человек без любви.
4 группа» Примеры»
А.П.Чехов «Ванька», «Спать хочется»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...