Читательская конференция по повести Г.Троепольского "Белый Бим Черное Ухо"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Астахова Наталья Михайловна

Конспект читательской конференции по повети Г.Троепольского, цель: в коллективном обсуждении нравственных вопросов, которые поставлены писателем в этой повести, прийти к определенным выводам. Наш разговор о добре и зле, о верности и предательстве, о равнодушии и бессердечности людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chitatelskaya_konferentsiya_po_povesti_g.troepolskogo.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

         МОУ     Ухоловская средняя общеобразовательная школа    

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 7 классов

Обсуждение книги Г.Троепольского

                                                « Белый Бим Чёрное Ухо»

      «Другу Белого Бима посвящается…»

                                     

                                   

                                           Подготовила и провела

                                        учитель

                             русского языка и литературы

                                    Астахова Н.М.

                                                           Ухолово-2010

ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:

  • Формирование коллективного читательского мнения;
  • Воспитание умения глубоко анализировать прочитанное;
  • Формирование аргументировано отстаивать своё мнение;
  • Воспитывать духовную культуру человека.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедийная презентация «Другу Белого Бима посвящается»;

Мультимедийный проектор;

  • Портрет Г.Н.Троепольского;
  • Портрет А.Т.Твардовского;
  • Рисунки учащихся, посвященные книге Г.Троепольского.

ЭПИГРАФ:

    ..И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом - с_л_о_в_о. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми. Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о ее верности, чести и преданности.                

                                                                                        Г.Н.Троепольский  

                                   ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Слово учителя

Демонстрация слайда №1

29 ноября 2010 года исполнилось 105  лет

 

        

  1. Литературовед
  2. Кинолог

Слайд №2

Слово предоставляется литературоведу, который познакомит нас    с биографической справкой о творчестве Г.Троепольского

(Выступление литературоведа)

Учитель:

      Повесть Г.Троепольского переиздавалась много раз. (слайд №3) Это произведение Г.Троепольский посвятил своему наставнику, который многое сделал для творческой судьбы писателя, читал повесть в рукописи и одобрил её. Это  А.Т.Твардовский  (слайд №4) С краткой биографической спрвкой вас познакомит литературовед.

( Выступление литературоведа)

Учитель:

Кто из вас в детстве не мечтал о собаке? Жизнерадостное, ласковое существо с преданными глазами. Способное разделить и радость, и горе. Мечта о собаке – это мечта о друге, чья любовь к нам гораздо больше той заботы, которая требуется от нас. Послушайте стихотворение  Б. Заходера.

           Едва мы

Чуть-чуть обогнали мартышку,

К высотам прогресса направив шаги,

За нами сейчас же помчались вприпрыжку

Мордашка, хвост и четыре ноги.

Порою с пути нам случается сбится

(Кругом темнота, и не видно ни зги),

Но нам не дадут насовсем заблудится

Мордашка, хвост и четыре ноги.

Пусть в чаще свирепые хищники воют –

Тебе не страшны никакие враги,

«Не бойся, мы рядом!» тебя успокоят

Мордашка, хвост и четыре ноги!

А если порою тоска тебя гложет

(Бывает такая тоска, хоть беги),

Поверь, что никто тебе так не поможет, как

Мордашка, хвост и четыре ноги.

Маленечко мяса, маленечко каши….

(Короче, влезать не придется в долги!)

Матрасик в углу и вот они – наши

Мордашка, хвост и четыре ноги.        

Итак,  речь сегодня пойдет о повести «Белый Бим Черное Ухо» .

 Это трогательная лирическая повесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к братьям нашим меньшим.

Вопрос: 1)   Бим – главный герой повести. Какой породы Бим? Слайд №5

2) Какова родословная Бима? Почему его окрас является нетипичным для этой породы? Слайд №6

Учитель: Кинология – это наука о собаках. Слово предоставляется кинологу.

(Выступление кинолога с краткой справкой о сеттер-гордоне)

Вопрос:

  • У каждой собаки, как и у человека свой характер. Какой характер у Бима?
  • Сколько слов и команд знал Бим?
  • Как вы думаете, на чем основывалась дружба человека и собаки? Приведите примеры.
  • За что Бим обиделся на своего хозяина в лесу?
  • Повесть  условно можно разделить на 3 части, это трилогия. Дайте свое название трем частям повествования о Биме.

(Демонстрация слайда №7) Автор назвал так: 1-Белый Бим Черное Ухо; 2-Черноух в деревне;  3-Бим и охотник.

  • Кто, по-вашему, виноват в печальной судьбе Бима? Приведите примеры, как постепенно Бим стал терять веру в человека. (эпизоды с теткой, Курносым, Серым, шофером, Климом и др.)
  • За что тетка написала жалобу на Бима?
  • Кто сочувствовал и помогал Биму, пока не было Ивана Ивановича?
  • Как Бим относился к детям?
  • А как  относился к взрослым?
  • Почему Бима стали звать Черноухом?
  • Какова была жизнь Бима в деревне?
  • За что Клим побил Бима?
  • Как Бим лечился в лесу?
  • Сколько дней он там провел?
  • Как, по-вашему, поведение Тетки,  отца Толика, охотника – это норма жизни или жестокость?
  • Бим, общаясь с людьми, изучал их по интонации голоса, по запахам. Он для себя сделала много открытий, например, он удивился, когда в деревне впервые увидел, что человек плачет.  А когда он сам заплакал?
  • Смог ли Бим оказать влияние на людей, героев повести?
  • Повесть заканчивается гибелью Бима. Как вы думаете, зло одержало победу? Оно сильнее гуманности и добра?
  • Какой эпизод произвел на вас сильное впечатление?

Учитель: Повесть Г.Троепольского была экранизирована, одноименный фильм имел огромный успех. Кто из вас смотрел фильм? Я представляю вашему вниманию кадры из этого фильма.

(демонстрация слайдов №8,9,10,11)

Учитель:  К сожалению, многие участники этой истории остались равнодушными к судьбе Бима или обошлись с ним жестоко. А ведь каждый мог спасти Бима. В жизни от каждого из нас зависит многое. Я думаю, что в наши дни остро стоит проблема бездомных собак, особенно в крупных городах, где много брошенных животных. Наша жизнь, с ее бюрократическими проблемами различных справок, порой предоставляет сюжеты для новых фильмов. Послушайте стихотворение «Собачья Верность» И.Яворовской.

Учитель:   У писателя Троепольского была любимая собака, он часто разговаривал с ней, читал ей свои рукописи. (слайд №12). Наши братья меньшие отзывчивы на ласку, на человеческую доброту. Дружба с ними нужна нам, наверное, для того, чтобы мы становились мудрее, отзывчивее, добрее ко всему живому.

        А жизнь идет….В городе Воронеже стоит памятник Биму. (слайд №13). Без всякого постамента, прямо на земле. Тревожно вглядывается пес в толпу проходящих, ждет своего хозяина и обязательно дождется . На этом наше мероприятие закончено. Спасибо всем за внимание и за работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повесть о настоящем человеке (классный час - читательская конференция по повести Б.Полевого)

На классном часе знакомимся с писателем Борисом Полевым и обсуждаем его книгу "Повесть о настоящем человеке".  Цель:  воспитание чувства сопереживания, гордости, патриотизма,развивать у...

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

5 класс Классный час—читательская конференция по повести Альберта Лиханова « Крутые горы»

Задачи занятия:1. воспитание патриотизма и любви к Родине;2. стимулирование  читательских интересов подростков ;3. воспитание  культуры чтения;4. овладение навыками отстаивания своих убежден...

Читательская конференция по повести М. Мартиросовой "Фотографии на память"

Эпиграфом к конференции могут служить слова из повести: "Я верю, что фотографии и вправду запечатлевают что-то навсегда. И хорошее и плохое. Запечатлевают и не дают забыть. Если человек помнит о чём-т...

Слово и время. Читательская конференция по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»

   Анализируя повесть Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке" , мы хотели погрузить учащихся в лексическую атмосферу тех далеких военных  лет, связать воедино слово и время. Т...

Читательская конференция по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Разработка читательской конференции по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие" среди 9-11 классов....

Читательская конференция по повести Бориса Васильева "Завтра была война".

Конференция по книге,призванная показать нравственные идеалы писателя, поможет воспитанию чувств патриотизма и гордости за свою страну, свой народ, поможет формировать неравнодушное отношение к п...