Рабочие программы по литературе для 5,7 и 11 классов
рабочая программа по литературе на тему

Елецкая  Марина Викторовна

Рабочие программы по литературе для 5,7,11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura.doc699 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия г. Зернограда

УТВЕРЖДЕНО

И.о. директора

МБОУ гимназия г. Зернограда

________________ Решетняк Л. Ю.

Приказ от 31 августа 2017 г. № 262

Рабочая программа

по литературе

5а,б,7а,11 классы

Учитель: Елецкая Марина Викторовна


Пояснительная записка

      Рабочая программа курса «Литература» для 5а,б и 7а  классов составлена на основе следующих

      нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9,ст. 28п. 6);
  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
  • Устав МБОУ гимназия г. Зернограда (утвержден приказом управления образования

      Администрации Зерноградского района Ростовской области от 17.12.2014 г., № 452, в редакции

     приказа от 23.07.2015г. №325);

  • Основная образовательная программа МБОУ гимназии г. Зернограда (приказ от 22.08.2016 г.

     №217, в ред приказа от 29.08.2017 г. №250);

 

  • Приказ МБОУ гимназия г. Зернограда от 29.08.2017 №248«Об  утверждении учебного плана на

     2017-2018 учебный год»;

  • Программа основного общего (среднего общего) образования по литературе  под редакцией Г.С. Меркина. Литература 5-9 М,. Дрофа, 2014 год .
  • Литература: учебник для 5 кл. для  общеобразоват. учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово », 2014
  • Литература: учебник для 7 кл. для  общеобразоват. учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово», 2014

Главной целью рабочей программы является формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом».

Задачи программы:

  • развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;
  • развивать умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • способствовать овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
  • повысить индивидуальную активность;
  • повысить внутреннюю мотивацию к изучению предметов;
  • расширить кругозор школьников.

Рабочие программы  рассчитаны на 105 часов (3 урока в неделю) в 5а классе и на  103 часа (3 урока в неделю) в 5б классе. В 7а на 68 часов (2 урока в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература».

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

– умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

– выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

– осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

– умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

– умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

– умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

– умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

– умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

– умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

– умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

– умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

– умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Предметные результаты:

- адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

- знание изученных текстов;

- овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

- умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог).

                

Метапредметные результаты:

- овладение техникой составления плана;

- овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы;

- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.                

        

 Личностные результаты:

- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

- формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

- овладение навыками литературных игр;

- формирование собственного мнения;

- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся

     

   К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения,

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

Личностные результаты

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,

• сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа .

Метапредметные результаты

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин,

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

Содержание учебного предмета «Литература»

класс

разделы, темы

кол-во часов

Введение .

1

Из мифологии .

3

Из устного народного творчества .

8

Из древнерусской литературы.

2

Басни народов мира .

1

Русская басня.

5

Из литературы XIX века .

32

Из литературы XX века .

28

Из зарубежной литературы .

15

Уроки развития речи и контроля знаний.

10

итого

105

класс

разделы, темы

кол-во часов

Введение .

1

Из мифологии .

3

Из устного народного творчества .

8

Из древнерусской литературы.

2

Басни народов мира .

1

Русская басня.

5

Из литературы XIX века .

32

Из литературы XX века .

28

Из зарубежной литературы .

13

Уроки развития речи и контроля знаний.

10

итого

103

класс

разделы, темы

кол-во часов

Введение.

1

Из устного народного творчества .

4

Из древнерусской литературы.

2

Из литературы XVIII века .

7

Из литературы XIX века .

27

Из литературы XX века .

18

Из зарубежной литературы .

7

Уроки контроля знаний.

2

итого

68

Тематическое планирование 5а

№ п/п

Наименование раздела.

Тема урока

Дата проведения

планиру-

емая

фактичес-кая

1 четверть (25 часов)

Введение (1 ч.)

1.

Книга – твой друг.

1.09

Из мифологии  (3 ч.)

2.

Античный миф. «Рождение Зевса».

6.09

3.

Миф «Олимп».

7.09

4.

«Одиссей на острове циклопов. Полифем».

8.09

Из устного народного творчества (8 ч.+ 1 ч.р/р)

5.

Загадки.

13.09

6.

Пословицы и поговорки.

14.09

7.

Литературная игра.

15.09

8.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

20.09

9

Сказка «Царевна-лягушка». Художественные особенности.

21.09

10

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»

22.09

11

Сказки народов мира и России. Сказка «Падчерица».

27.09

12

Особенности волшебной сказки. Подготовка к мини-проекту.

28.09

13

Р.Р.Мини-проект «Скоро сказка сказывается».

29.09

Из древнерусской литературы (2 ч.)

14.

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».

4.10

15.

«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

5.10

Басни народов мира (1 ч.)

16.

Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».

6.10

Русская басня (5 ч.+1 ч.р/р)

17.

Русские басни. М.В. Ломоносов «Случились два астронома в пиру…»

11.10

18.

Басни о Вороне и Лисице В.К. Тредиаковского,  А.П. Сумарокова, И.А. Крылова.

12.10

19.

Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне».

13.10

20.

И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха».

18.10

21

Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А. Крылова.

19.10

22.

Русская басня в XX веке.

20.10

Из литературы XIX века (32 ч. + 6 ч. р/р.)

23

Краткие сведения об А.С. Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам.

25.10

24.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».

26.10

25.

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

27.10

2 четверть (24 часа)

26.

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

8.11

27.

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).

9.11

28.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

10.11

29.

Поэзия XIX века о родной природе.

15.11

30

Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским  местам.

16.11

31.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев.

Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве.

17.11

32.

Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

22.11

33.

Р/р. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников).

23.11

34.

Анализ письменных работ.

24.11

35.

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.

29.11

36.

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.

30.11

37.

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1.12

38.

Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново.

6.12

39.

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.

7.12

40.

Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

8.12

41.

Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян.

13.12

42.

Р/р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление».

14.12

43.

Анализ сочинений.

15.12

44.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык».

20.12

45.

Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача».

21.12

46

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево.

22.12

47.

Н.А.Некрасов. Особенности композиции  стихотворения «Крестьянские дети».

27.12

48.

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам.

28.12

49.

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка».

29.12

3 четверть (31 час)

50.

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Заочная экскурсия в Ясную Поляну.

10.01

51.

Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник».

11.01

52

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

12.01

53.

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

17.01

54.

Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

18.01

55.

Анализ сочинений.

19.01

56.

Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова.

Книга в жизни А.П.Чехова.

24.01

57.

Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа. Работа над проектом.

25.01

58.

Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проетом.

26.01

59.

Р/р. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.

31.01

60.

Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова).

01.02

Из литературы XX века (28 ч. + 1 ч. р/р.)

61.

Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам.

02.02

62.

Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации.

7.02

63.

И.А.Бунин. Рассказ  «В деревне».

8.02

64.

И.А.Бунин. «Подснежник».

9.02

65.

Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе.

14.02

66.

Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.

15.02

67.

Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

16.02

68

А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате.

21.02

69.

Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

22.02

70

Р/р. Обучение анализу эпизода.

28.02

71.

Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места.

01.03

72.

А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

02.03

73.

С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове.

07.03

74.

С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

9.03

75.

С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…». Выразительное чтение наизусть.

14.03

76

А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе.

15.03

77.

А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

16.03

78.

А.П.Платонов. «Цветок на земле».

21.03

79.

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе.

22.03

80.

П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова.

23.03

4 четверть (25 часов)

81.

П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.

04.04

82

Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина.

05.04

83.

Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.

06.04

84.

К.Р.Комплексная проверочная работа.

11.04

85.

В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ  «Васюткино озеро».

12.04

86.

Е.И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.

13.04

87

Родная природа в произведениях писателей XX века.

18.04

88.

В.И. Белов. «Весенняя ночь».

19.04

89.

В.Г. Распутин. «Век живи – век люби».

20.04

Из зарубежной литературы (15 ч.+ 1 ч.р/р)

90.

Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

25.04

91.

Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

26.04

92

Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе.

Заочная экскурсия на родину сказочника.

27.04

93.

Сказка  Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота.

02.05

94.

Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена.

3.05

95.

М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

4.05

96.

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

10.05

97.

Ж.Рони-Старший.  Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

11.05

98.

Краткие сведения о Дж.Лондоне.

16.05

99.

Д.Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».

17.05

100.

Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен.

18.05

101.

А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

23.05

102.

Литературная игра.

24.05

103.

Повторение изученного.

25.05

104.

Повторение изученного.  Летнее чтение.

30.05

105.

Подведение итогов.

31.05

Тематическое планирование 5б

№ п/п

Наименование раздела.

Тема урока

Дата проведения

планиру-

емая

фактичес-кая

1 четверть (24 часа)

Введение (1 ч.)

1.

Книга – твой друг.

04.09

Из мифологии  (3 ч.)

2.

Античный миф. «Рождение Зевса».

05.09

3.

Миф «Олимп».

06.09

4.

«Одиссей на острове циклопов. Полифем».

11.09

Из устного народного творчества (8 ч.+ 1 ч.р/р)

5.

Загадки.

12.09

6.

Пословицы и поговорки.

13.09

7.

Литературная игра.

18.09

8.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

19.09

9

Сказка «Царевна-лягушка». Художественные особенности.

20.09

10

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»

25.09

11

Сказки народов мира и России. Сказка «Падчерица».

26.09

12

Особенности волшебной сказки. Подготовка к мини-проекту.

27.09

13

Р.Р.Мини-проект «Скоро сказка сказывается».

02.10

Из древнерусской литературы (2 ч.)

14.

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».

03.10

15.

«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

04.10

Басни народов мира (1 ч.)

16.

Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».

09.10

Русская басня (5 ч.+1 ч.р/р)

17.

Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…»

10.10

18.

Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского,  А.П.Сумарокова, И.А.Крылова.

11.10

19.

Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне».

16.10

20.

И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха».

17.10

21

Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова.

18.10

22.

Русская басня в XX веке.

23.10

Из литературы XIX века (32 ч. + 6 ч. р/р.)

23

Краткие сведения об А.С. Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам.

24.10

24.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».

25.10

2 четверть (23 часа)

25.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

07.11

26.

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

08.11

27.

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).

13.11

28.

А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

14.11

29.

Поэзия XIX века о родной природе.

15.11

30

Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам.

20.11

31.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев.

Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве.

21.11

32.

Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

22.11

33.

Р/р. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников).

27.11

34.

Анализ письменных работ.

28.11

35.

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.

29.11

36.

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.

04.12

37.

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

05.12

38.

Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново.

06.12

39.

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.

11.12

40.

Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

12.12

41.

Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян.

13.12

42.

Р/р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление».

18.12

43.

Анализ сочинений.

19.12

44.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык».

20.12

45.

Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача».

25.12

46

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево.

26.12

47.

Н.А.Некрасов. Особенности композиции  стихотворения «Крестьянские дети».

27.12

3 четверть (31 час)

48.

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам.

10.01

49.

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка».

15.01

50.

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Заочная экскурсия в Ясную Поляну.

16.01

51.

Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник».

17.01

52

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

22.01

53.

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

23.01

54.

Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

24.01

55.

Анализ сочинений.

29.01

56.

Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова.

Книга в жизни А.П.Чехова.

30.01

57.

Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа. Работа над проектом.

31.01

58.

Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проетом.

05.02

59.

Р/р. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.

06.02

60.

Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова).

07.02

Из литературы XX века (28 ч. + 1 ч. р/р.)

61.

Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам.

12.02

62.

Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации.

13.02

63.

И.А.Бунин. Рассказ  «В деревне».

14.02

64.

И.А.Бунин. «Подснежник».

19.02

65.

Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе.

20.02

66.

Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.

21.02

67.

Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

26.02

68

А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате.

27.02

69.

Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

28.02

70

Р/р. Обучение анализу эпизода.

05.03

71.

Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места.

06.03

72.

А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

07.03

73.

С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове.

12.03

74.

С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

13.03

75.

С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…». Выразительное чтение наизусть.

14.03

76

А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе.

19.03

77.

А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

20.03

78.

А.П.Платонов. «Цветок на земле».

21.03

4 четверть (25 часов)

79.

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе.

02.04

80.

П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова.

03.04

81.

П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.

04.04

82

Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина.

09.04

83.

Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.

10.04

84.

К.Р.Комплексная проверочная работа.

11.04

85.

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

16.04

86.

Е.И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.

17.04

87

Родная природа в произведениях писателей XX века.

18.04

88.

В.И. Белов. «Весенняя ночь».

23.04

89.

В.Г. Распутин. «Век живи – век люби».

24.04

Из зарубежной литературы (15 ч.+ 1 ч.р/р)

90.

Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

25.04

91.

Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

30.04

92

Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе.

Заочная экскурсия на родину сказочника.

02.05

93.

Сказка  Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота.

07.05

94.

Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена.

08.05

95.

М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

14.05

96.

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

15.05

97.

Ж.Рони-Старший.  Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

16.05

98.

Краткие сведения о Дж.Лондоне.

21.05

99.

Д.Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».

22.05

100.

Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен.

23.05

101.

А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

28.05

102.

Повторение изученного.  Летнее чтение.

29.05

103.

Подведение итогов.

30.05


Тематическое планирование 7а

№ урока

Дата планируемая

Дата фактическая

Тема урока

кол-во

часов

1четверть (16 часов)

Введение. (1 час)

1

04.09

Литературные роды . Жанр и жанровое своеобразие. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

1

Устное народное творчество (4 часа)

2

05.09

Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа.

1

3

11.09

 «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

А.К. Толстой «Илья Муромец».

1

4

12.09

Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…»). 

Р.Р. Сочинение-миниатюра «Своеобразие поэтического языка русской    народной песни».

1

5

18.09

 Легенды и предания родного  края.

1

Из древнерусской литературы (2 часа)

6

19.09

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег  коня своего»),  Поучительный смысл древнерусской литературы.

1

7

25.09

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, твёрдость духа, религиозность как народные идеалы древнерусской литературы.

1

Из литературы 18 века (7 часов)

8

26.09

М.В .Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия…) 

Р.Р. Рассуждение  на тему «Слава науке»

1

9

02.10

Теория о «трёх штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

1

10

03.10

Г.Р. Державин. Биография Державина . Державин на Новгородчине.

1

11

09.10

Г.Р. Державин. «Властителям

и судиям». Тема поэта и власти в стихотворении.

1

12

10.10

Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения.

1

13

16.10

Основной конфликт пьесы «Недоросль»  и её проблематика. Проблема образования и образованности, воспитания и семьи.

1

14

17.10

Р.Р. Сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

1

Из литературы 19 века (27 часов)

15

23.10

А.С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»

1

16

24.10

Человек и природа в поэзии Пушкина. «Туча».

1

2 четверть (15 часов)

17

07.11

«Песнь о вещем Олеге»: мотивы судьбы, предсказания, предзнаменования. Вера и суеверие. 

Р.Р. Судьба Олега в летописном тексте и балладе А.С. Пушкина.

1

18

13.11

Поэма «Полтава». Своеобразие поэтического языка.

Гражданский пафос поэмы. 

Р.Р. Сочинение -эссе «Образ Петра и тема России в поэме».

1

19

14.11

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина».

Родина в лирическом и эпическом произведении.

1

20

20.11

«Песня про купца Калашникова». Проблематика и основные мотивы произведения (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость, личность и власть)

1

21

21.11

«Песня про купца Калашникова». Центральные персонажи «Песни 

РР. Сравнение Калашникова и Кирибеевича

1

22

27.11

«Песня про купца Калашникова». Фольклорные элементы. Художественное богатство произведения.

1

23

28.11

Н.В.Гоголь. Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности.

1

24

04.12

Повесть «Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

1

25

05.12

 И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян.

1

26

11.12

Рассказ «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, талант, смекалка, сложные социальные отношения в деревне. 

Р.Р. Составление сравнительной характеристики Хоря и Калиныча.

1

27

12.12

«Певцы»: талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям. Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство.

1

28

18.12

Н.А.Некрасов. Краткие сведения о поэте. «Вчерашний день часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда».

Р.Р. Сравнение описаний парадного подъезда в торжественные дни и в обычные дни.

1

29

19.12

Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Судьба русской женщины, любовь и чувство долга, верность, преданность, независимость, стойкость.

1

30

25.12

М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета. Проблематика сказки: труд, власть, справедливость.

1

31

26.12

«Дикий помещик». Приёмы создания образа помещика. Позиция писателя.

1

3 четверть (20 часов)

32

15.01

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

1

33

16.01

Рассказ «Севастополь в декабре месяце.Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

1

34

22.01

Н.С.Лесков. Биография писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша».

1

35

23.01

«Левша»: особенность проблематики и центральная идея повести. 

Р.Р. Цитатный план.

1

36

29.01

Левша»: образный мир произведения. 

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по сказу Н.С. Лескова «Левша».

1

37

30.01

А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1

38

05.02

А.П.Чехов «Хамелеон»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия. Своеобразие сюжета

1

39

06.02

«Смерть чиновника»: разоблачение чинопочитания, самоуничижения. Социальная направленность рассказов.

1

40

12.02

Произведения русских поэтов 19 века о России (Пушкин, Языков, Никитин)

1

41

13.02

К.Р. Контрольная работа №1 по теме «Литература 19 века».

1

Из литературы ХХ века (18 часов)

42

19.02

М. Горький. Повесть «Детство» (выборочные главы). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе. Становление характера мальчика

1

43

20.02

«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»)

Проблематика рассказа . Контраст как основной приём раскрытия замысла. Р.Р. Художественный пересказ легенды.

1

44

26.02

И.А.Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…» Образ природы.

1

45

27.02

Рассказ «Кукушка». Смысл названия.Образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

1

46

05.03

А.И.Куприн «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и подтекст, художественная идея.

1

47

06.03

В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения.Художественное своеобразие стихотворения.

1

48

12.03

С.А.Есенин «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» Тема лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора.

1

49

13.03

Человек и природа в поэзии Есенина, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

1

50

19.03

И.С.Шмелёв «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

1

51

20.03

М.М.Пришвин «Москва-река». Тема и основная мысль рассказа. Родина, человек и природа. Образ рассказчика.

1

4 четверть (17 часов)

52

02.04

К.Г.Паустовский. Повесть «Мещерская сторона» .

1

53

03.04

Человек и природа, малая родина в творчестве Паустовского. Образ рассказчика в произведении.

1

54

09.04

Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека 

Р.Р. Сочинение-эссе «Труд души».

1

55

10.04

А.Т.Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Сыновняя память – основные мотивы военной лирики поэта.

1

56

16.04

«Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга.

1

57

17.04

Б.Л. Васильев «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения; проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

1

58

23.04

В.М. Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах Шукшина. «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

1

59

24.04

Русские поэты ХХ века о России. (Ахматова, Цветаева, Смеляков и др.) Своеобразие раскрытия темы России.

1

Из зарубежной литературы (7 часов)

60

30.04

У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты.

1

61

07.05

М. Басё. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

1

62

08.05

Р. Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения «Возвращение солдата». Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

1

63

14.05

Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья «Мои приключения на суше») Приёмы создания   образов. Находчивость, любознательность  - наиболее привлекательные качества героев.

1

64

15.05

А. де Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей» (или «Маленький принц»).

1

65

21.05

 А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (или «Маленький принц»). Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев.

1

66

22.05

Янка Купала

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

1

67

28.05

К.Р. Контрольная работа №2 по теме «Литература 20 века. Зарубежная литература».

1

68

29.05

Литературная викторина.  Рекомендации книг для летнего чтения.

1

График контрольных работ в 7а классе.

 

1.

13.02

К.Р. Контрольная работа №1 по теме «Литература 19 века».

1

2.

28.05

К.Р. Контрольная работа № 2 по теме «Литература 20 века. Зарубежная литература».

1

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литература» для 11 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9,ст. 28п. 6);
  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);
  • приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609, от 07.06.2017 № 506);
  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
  • Устав МБОУ гимназия г. Зернограда (утвержден приказом управления образования

      Администрации Зерноградского района Ростовской области от 17.12.2014 г., № 452, в редакции

     приказа от 23.07.2015г. №325);

  • Основная образовательная программа МБОУ гимназии г. Зернограда (приказ от 22.08.2016 г .№217, в ред приказа от 29.08.2017 г. №250);
  • Приказ МБОУ гимназия г. Зернограда от 29.08.2017 №248«Об  утверждении учебного плана на 2017-2018 учебный год»;
  • Авторская программа  по  литературе 10-11 классы (профильный уровень) под ред.Г.А.Обернихиной, М., «Русское слово»,2014 г.;
  • Обернихина Г.А., Емельянова Т.В., Мацыяка Е.В.Литература. 11 класс. Учебник. Углубленный уровень. В 2 частях.,М, «Русское слово»,2014 г.;

          Изучение литературы в 11 классе на базисном уровне направлено на достижение следующих целей:

 Общеучебные:

- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

 - самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

 - владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезисов, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Предметно – ориентированные: 

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

 - совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Данный курс рассчитан на 102 часа (3 урока в неделю),включая контрольные работы, а также уроки развития речи.  

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература».

В результате изучения литературы ученик 11 класса должен

знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

 - наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- историко-культурный контекст изучаемых произведений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

 - выражать свое отношение к прочитанному;

 - сопоставлять литературные произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

 - владеть различными видами пересказа;

 - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

 - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

 - писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Содержание учебного предмета «Литература»

класс

разделы, темы

кол-во часов

11

Введение

1

И.А.Бунин

М.Горький

А.И.Куприн

Л.А.Андреев

В.Брюсов

К. Бальмонт.  

А.А.Блок.

Н.С.Гумилев

А.Ахматова.

М. Цветаевой

В.В. Маяковский.

С.А.Есенин

О. Мандельштам

А.Н. Толстой

М. А. Шолохов

М.А. Булгаков.  

Б.Л. Пастернак.

А.П. Платонов.

В. Набоков

А.Т. Твардовский.  

Н.А. Заболоцкий.

В.М. Шукшин

Н. М. Рубцов.

В. П. Астафьев

В.Г. Распутин

А.И. Солженицын.  

Современная литература

Уроки развития и контроля знаний.

итого

102

Тематическое планирование по литературе. 11класс.

урока

дата планиру-

емая

дата фактическая

Наименование раздела,

тема урока

Кол-во

часов

1 полугодие (48 часов)

1

01.09

Введение. Русская литература XXвека. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века.

1

2

04.09

И.А. Бунин. Жизненный и творческий путь.

1

3

07.09

Поэтика «Остывших усадеб» в прозе Бунина.

 «Антоновские яблоки».

1

4

08.09

И. Бунин Рассказ «Легкое дыхание»

1

5

11.09

Образ «закатной» цивилизации в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

1

6

14.09

Образ «нового человека со старым сердцем» по рассказу И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

1

7

15.09

Р.Р. Письменная работа по творчеству Бунина. (Сочинение ) по выбору

1

8

18.09

М. Горький. Судьба и творчество.

Ранние произведения М.Горького «Старуха Изергиль» . «Легенда о Данко», «Легенда о Ларре».

1

9

21.09

Драматургия М.Горького. Драма «На дне» и система  образов.

1

10

22.09

Спор о назначении человека. (Бубнов, Лука, Сатин)

1

11

25.09

Нравственно-философские мотивы драмы «На дне».

1

12

28.09

Р.Р. Сочинение по творчеству М.Горького.

1

13

29.09

А.И. Куприн. Художествен ный мир писателя.

1

14

02.10

Испытание  любовью героев рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет».

1

15

05.10

Нравственно-философский смысл истории о невозможной любви.  Роль детали в рассказе «Гранатовый браслет ».

1

16

06.10

Великая тайна любви. Повесть А.И.Куприна «Олеся».

1

17

09.10

Внутренняя красота и цельность человека, связанного с природой в повести «Олеся» А. Куприна.  

1

18

12.10

Л.Н. Андреев. Жизненный и творческий путь.

Нравственно-философская проблематика повести «Иуда Искариот».

1

19

13.10

Повесть Л. Андреева «Иуда Искариот» - конфликт между одиночкой и толпой, героем и «другими».

1

20

16.10

Р.Р. Сочинение по творчеству И.Бунина, А.Куприна, Л.Андреева

( по выбор учащихся)

1

21

19.10

Серебряный век русской поэзии.

1

22

20.10

Символизм и поэты-символисты.

В. Брюсов «Юному поэту», «Грядущие гунны». Поэт как идеолог русского символизма.

1

23

23.10

К. Бальмонт.  Поэзия как волшебство. «Я мечтою ловил уходящие тени»,  «Челн томленья». «Сонеты солнца».

1

24

26.10

Благозвучность, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэтов-символистов.

1

25

27.10

Р.Р. Письменный анализ стихотворения поэта-символиста.Практическая работа.

1

26

09.11

А.А.Блок. Жизненные и творческие искания.

1

27

10.11

Тема «страшного мира» в лирике А.Блока.

«Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы…».

1

28

13.11

Тема «страшного мира» в лирике А.Блока. «Незнакомка», «На железной дороге.»

1

29

16.11

А.Блок Стихи о Прекрасной Даме.

1

30

17.11

Россия и ее судьба в поэзии Блока.

«О, я хочу безумно жить…», «Россия», «На поле Куликовом».

1

31

20.11

Р.Р. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.Блока (по выбору)

1

32

23.11

Старый и новый мир в поэме А.Блока «Двенадцать».

1

33

24.11

Символика поэмы А.А. Блока «Двенадцать».

1

34

27.11

Проблема финала поэмы  А.А. Блока «Двенадцать».

1

35

30.11

Кризис символизма и новые направления в русской поэзии.

1

36

01.12

Н.С.Гумилев. Поэзия и судьба «Слово», «Жираф», «Волшебная скрипка».

 «Заблудившийся трамвай». Африканская тема в творчестве поэта.

1

37

04.12

А.Ахматова. Очерк жизни и творчества.

Любовная лирика. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить».

1

38

07.12

Тема Родины в творчестве А.А. Ахматовой. «Молитва». «Мужество», «Родная земля»

1

39

08.12

А.Ахматова. Поэма «Реквием». Единство «личной» темы и образа страдающего народа.

1

40

11.12

А. Ахматова «Реквием». Библейские мотивы  и их идейно-образная функция в поэме.

1

41

14.12

Поэзия  М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. «Попытка ревности», «Моим стихам…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Молитва».

1

42

15.12

Тема России в поэзии Цветаевой. «Тоска по родине! Давно…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Стихи к Блоку»

1

43

18.12

В.В.Маяковский. Творческая биография. Тема поэта и толпы в ранней лирике. Нате!», «А вы могли бы?», «Ночь», «Скрипка и немножко нервно…»

1

44

21.12

Тема поэта и революции в творчестве В. Маяковского. Анализ стихотворений «Левый марш», «Ода революции», «Разговор с фининспектором…»,«Прозаседавшиеся», «Юбилейное».

1

45

22.12

В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах».

Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой поэмы.

1

46

25.12

К.Р. Контрольная работа №1 по теме «Поэты серебряного века».

1

47

28.12

С.А. Есенин. «Поющее сердце России…». Образ Руси и природа родного края в лирике поэта.

1

48

29.12

С. А. Есенин. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики. «Мы теперь уходим понемногу..», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», «Персидские мотивы».

1

2 полугодие (54 часа)

49

11.01

С.А. Есенин. Поэма «Анна Снегина». Нравственно-философская  проблематика  поэмы.

1

50

12.01

Р.Р. Выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина.

1

51

15.01

Литературный процесс 30-х-начала 40-х годов  20 века. Духовная атмосфера и ее отражение в литературе.

О. Мандельштам – лирическая исповедь.  

1

52

18.01

А.Н. Толстой- историческая правда в творчестве писателя. Роман «Петр Первый »

1

53

19.01

М. А. Шолохов. Творческий путь.

Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса.

1

54

22.01

М.А. Шолохов. «Донские рассказы» «Родинка», «Лазоревая степь». Картины гражданской войны в рассказах Шолохова.

1

55

25.01

История создания романа-эпопеи «Тихий Дон» М. А. Шолохова. Картины жизни донского казачества.

1

56

26.01

М.А. Шолохов «Тихий Дон». Изображение революции и гражданской войны как общенародной трагедии.

1

57

29.01

М.А. Шолохов «Тихий Дон». Идеи святости семейного очага, женские образы  в романе.

1

58

01.02

М.А. Шолохов «Тихий Дон». Сложность, противоречивость  пути Григория Мелехова, отражение в нем народного правдоискателя.

1

59

02.02

М.А. Шолохов «Тихий Дон». Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона».

1

60

05.02

Исторически-конкретное  и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.

1

61

08.02

Р.Р.Сочинение по творчеству М.А. Шолохова.

1

62

09.02

М.А. Булгаков.  Творческий путь.

История написания  романа «Мастер и Маргарита», его жанр.

1

63

12.02

М.А. Булгаков.  «Мастер и Маргарита».  Нравственно-философское звучание ершалаимских глав.

1

64

15.02

М.А. Булгаков.  «Мастер и Маргарита».  Взаимодействие трех повествовательных пластов в композиции романа.

1

65

16.02

М.А. Булгаков.  «Мастер и Маргарита». Сатирическаядьяволиада в романе.  

1

66

19.02

М.А. Булгаков.  «Мастер и Маргарита».  Неразрывность любви и творчества: образ Мастера и Маргариты.

1

67

22.02

Р.Р.Сочинение по  роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».  

1

68

26.02

Б.Л. Пастернак. История творчества.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Зимняя ночь», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…».Единство души в лирике.

1

69

01.03

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» ( обзор глав).Проблема интеллигенции и революции в романе.

1

70

02.03

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» ( обзор глав). Нравственные искания героя, его отношение к революции в романе.

1

71

05.03

Б. Л. Пастернак «Стихотворения Юрия Живаго». Как финальный аккорд повествования.

1

72

09.03

А.П. Платонов. Творческая биография. Рассказы: «Возвращение», «Июльская гроза». Самобытность художественного мира А. Платонова.

1

73

12.03

А.П. Платонов. Повесть «Сокровенный человек». Тип платоновского героя – мечтателя, правдоискателя.

1

74

15.03

А. П. Платонов. «Сокровенный человек». Детскость стиля  и языка писателя, тема детства в прозе Платонова.

1

75

16.03

Р.Р. Творческая работа ( Б.Пастернак, А. Платонов)

1

76

19.03

Проза В. В. Набокова. Роман «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев.

Своеобразие сюжета и повествования.

1

77

22.03

 Литература периода Великой Отечественной войны. Публицистика. Лирика. Проза о войне.

1

78

23.03

А.Т. Твардовский.  Творческий путь становления. Стихотворения: «О сущем», «Я знаю никакой моей вины…», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь…». Теплота лирики поэта.

1

79

02.04

А.Т. Твардовский. Поэма «По праву памяти». Исповедальность  поэмы, тема прошлого, уроки пережитого.

1

80

05.04

Р.Р. Сочинение по творчеству А.Т. Твардовского.

1

81

06.04

Н.А. Заболоцкий. Жизненный и творческий путь. Стихотворения : «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой…».

1

82

09.04

Р.Р. Анализ поэтического текста.

1

83

12.04

Литературный процесс 50-80 годов. Осмысление Победы. «Оттепель». Громкая и тихая лирика. Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина.

1

84

13.04

«Окопный реализм» писателей-фронтовиков.

В. Кондратьев рассказ  «Сашка».

1

85

16.04

В. Некрасов «В окопах Сталинграда». Осмысление войны писателями-фронтовиками. Вся правда  о войне.

1

86

19.04

В.М. Шукшин. Творческая биография писателя. «Чудик». Сюжет и глубина психологического анализа в рассказах писателя.

1

87

20.04

В.М. Шукшин. Тема города и  деревни, точность бытописаний.

1

88

23.04

В. М. Шукшин. Рассказ «Миль пардон, мадам»

1

89

26.04

Р.Р. Письменная работа по творчеству В. Шукшина.

1

90

27.04

Н. М. Рубцов. Творческий путь. Стихотворения: «Русский огонек», «В горнице», «Душа хранит». Диалог поэта с Россией.

1

91

30.04

В. П. Астафьев. Очерк творчества.  Роман «Печальный детектив». Нравственный пафос романов писателя.

1

92

03.05

В.Г. Распутин. Очерк жизни творчества.  Повесть «Прощание с Матёрой». Жанровое своеобразие.

1

93

04.05

В.Г. Распутин.  Повесть «Прощание с Матёрой». Философское осмысление социальных проблем   современности.

1

94

07.05

А.И. Солженицын.  Судьба писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

1

95

10.05

Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича».

1

96

11.05

 А.И. Солженицын . Роман «Архипелаг ГУЛАГ»

 ( фрагменты)

1

97

14.05

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов.

1

98

17.05

Поэзия и судьба И. Бродского. Стихотворения: «Ни страны, ни погоста…», «Большая элегия Джону Донну».

1

99

18.05

Современная литературная ситуация: реальность и перспективы.

1

100

21.05

К.Р. Контрольная работа №2 по теме «Русская литература XX века».

1

101

24.05

Анализ контрольной работы.

1

102

25.05

Итоговый урок .

1

График контрольных работ в 11 классе.

 

1.

25.12

К.Р. Контрольная работа №1 по теме «Поэты серебряного века».

1

2.

21.05

К.Р. Контрольная работа №2 по теме «Русская литература XX века».

1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета №1

МБОУ гимназии г. Зернограда

от 30 августа 2017 г.

_________ Годовикова Г. А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по УВР

__________ Постригань О.В.

30 августа  2017 г.

 Пояснительная записка

         Рабочая программа курса  «Теория и практика написания сочинений разных жанров»  для  11  класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9,ст. 28п. 6);
  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);
  • приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609, от 07.06.2017 № 506);
  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
  • Устав МБОУ гимназия г. Зернограда (утвержден приказом управления образования

      Администрации Зерноградского района Ростовской области от 17.12.2014 г., № 452, в редакции приказа от 23.07.2015г. №325);

  • Основная образовательная программа МБОУ гимназии г. Зернограда (приказ от 22.08.2016 г .№217, в ред приказа от 29.08.2017 г. №250);
  • Приказ МБОУ гимназия г. Зернограда от 29.08.2017 №248«Об  утверждении учебного плана на 2017-2018 учебный год»;

Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную).

Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др.

Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит». Обучение написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы проводится на протяжении десяти школьных лет (впечатлением от прочитанной книги дети делятся уже в начальной школе). Но каждый раз, проверяя письменные работы учащихся, учителя сетуют на то, что качество творческих работ оставляет желать лучшего. Особенно это касается сочинений старшеклассников. Вероятно, проблема заключается в том, что работа по развитию речи неравномерно рассредоточена в программе по русскому языку и литературе; возможно, в погоне за безупречной грамотностью, учителя сокращают количество часов на обучение написанию сочинений. Кроме того, существует мнение, что кому-то дано умение писать сочинения, а кого-то просто невозможно научить этому нелёгкому делу. Как показывает практика, учащиеся испытывают неуверенность, волнение, может быть, страх перед выпускным сочинением, с одной стороны, потому что настало время серьёзной оценки знаний, умений, навыков, а с другой стороны, многие старшеклассники попросту не научились писать сочинения. Здесь можно сослаться на то, что учащиеся очень мало читают, намного меньше стали общаться, косноязычны. Часто причину всех этих бед видят в активном вхождении в нашу жизнь компьютера. Отчасти это так. Ситуацию мы изменить не можем, но в современном образовательном процессе появилась уникальная возможность привлечь информационные технологии для развития коммуникативных способностей учащихся, для приобщения к миру художественной литературы посредством ИКТ.

Цель данного курса:

1) способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи,

2) научить уместному, умелому использованию языкового потенциала,

3) систематизировать знания по теории сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений,

4) развивать творческие способности.

Данный курс рассчитан на 33 часа (1 урок в неделю).

Планируемые результаты освоения курса  

«Теория и практика написания сочинений разных жанров»  

К концу курса учащиеся 11 класса должны:

  • знать основные понятия теории сочинений разных жанров,
  • уметь выбирать необходимый литературный материал для работы над сочинением,
  • обладать навыками работы со справочным материалом,
  • обладать умениями сопоставлять, сравнивать, обобщать,
  • владеть коммуникативными навыками,
  • владеть языковым потенциалом, умело использовать художественные средства языка,
  • уметь писать творческие работы, сочинения разных жанров,
  • оценивать свои творческие работы, с точки зрения их речевой грамотности, композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнесённости.

Тематическое планирование

урока

дата планиру-

емая

дата фактическая

Наименование раздела,

тема урока

Кол-во

часов

1 полугодие(16 часов)

1

05.09

Сочинение как жанр литературного творчества учащихся, результат освоения художественного произведения.

1

2

12.09

Основные требования к сочинению.

1

3

19.09

План сочинения. Типы планов.

1

4

26.09

Раскрытия понятий логичность, последовательность речи.

1

5

03.10

Составление плана (план-набросок, цитатный план, подробный план и т.д.).

1

6

10.10

Композиционная организация сочинения.

1

7

8

17.10

24.10

Виды вступлений.

2

9

10

07.11

14.11

Требования к написанию основной части сочинения.

2

11

21.11

Трудности при написании заключительной части сочинения.

1

12

28.11

Проблемно-тематическая типология сочинений.

1

13

05.12

Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические,    сочинения на «свободную» тему.

1

14

12.12

Жанровая классификация сочинений.

1

15

19.12

Сочинение – литературный портрет.

1

16

26.12

Особенности создания портретной характеристики. Искусство портрета как раскрытие внутреннего облика персонажа.

1

2 полугодие (17 часов)

17

16.01

Знакомство с эссе как жанром литературного произведения.

1

18

23.01

Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся.

1

19

30.01

Сочинение-рецензия. Особенности жанра. Требования к написанию рецензии.

2

1

20

06.02

Совершенствование навыков написания сочинения-рецензии.

21

13.02

Сочинение – сравнительная характеристика. Особенности жанра.

1

22

20.02

Р.Р. Написание сочинения-сравнительной характеристики.

1

1

23

27.02

Сочинение – анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения.

2

1

24

06.03

Стилистические ошибки в сочинениях учащихся.

1

25

13.03

Нормы литературного языка.

1

1

26

20.03

Виды грамматических ошибок.

1

27

03.04

Этические ошибки.

1

28

29

10.04

17.04

Корректировка творческих работ учащихся.

2

30

24.04

Написание сочинений разных жанров на заданную тему (практикум).

1

31

08.04

Написание сочинений разных жанров на заданную тему (практикум).

1

32

15.04

Сохранение эмоционально-эстетической стороны художественного произведения в творческих работах учащихся.

1

33

22.04

Итоговое занятие.

1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета №1

МБОУ гимназии г. Зернограда

от 30 августа 2017 г.

_________ Годовикова Г. А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по УВР

__________ Постригань О.В.

30 августа  2017 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе (Р.Н. Бунеев). 5 класс

Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Р.Н. Бунеева...

Рабочая программа факультатива «Литература Вологодской области» для 5 класса на 2013-2014 учебный год

Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе.Она ориентирована на формирование...

Рабочая программа по литературе для учителей 5-9 классов

Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для учителей 5-9 классов по ФГОС...

Рабочая программа по литературе "Школа 2100" (5-9 классы)

Рабочая программа по литературе "Школа 2100" (5-9 классы) + календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе "Школа 2100" (10 - 11 классы)

Рабочая программа по литературе "Школа 2100" (10 - 11 классы) + календарно-тематическое планирование...

Рабочие программы по литературе и МХК 7-11 классы

Рабочие программы по литературе и МХК 7-11 классы (по программам Коровина, Курдюмовой, Агеносова)...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...