"Три парадокса рассказа О.Генри "Вождь краснокожих". 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Открытый урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу О.Генри "Вождь краснокожих".
Все вспомогательные материалы даны в презентации после основных слайдов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_otkrytogo_uroka.docx | 25.58 КБ |
otkrytyy_urok_28_04_2015.pptx | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по рассказу О.Генри «Вождь краснокожих»
Предмет: Литература
Тема урока: Три парадокса рассказа О.Генри «Вождь краснокожих»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Прогнозируемые результаты
личностные:
- учить проверять себя;
- учить давать оценку своим действиям;
- учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
- учить анализировать и выделять общее;
- учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
предметные:
- дать определение понятию «парадокс»;
- определять понятия «юмор», «сатира», «комическая ситцуация»;
- выделить три парадокса в рассказе.
Дидактические средства: текст, карточки с заданиями для групповой работы.
Оборудование: ИКТ, иллюстрации, шаблоны перьев для групповой работы, макет цели.
- Приветствие.
- Актуализация знаний.
- Целеполагание.
- Здравствуйте, ребята.
Раздаются книги об индейцах.
- Прочитайте названия. Как вы думаете, о чем рассказывается в этих книгах? Может быть, кто-то прочитал уже? Индейцы – удивительный народ, у них богатая история. Но эти книги рассказывают о свободе, о борьбе за свободу, о том, как важно человеку расти в свободной стране.
Показывается книга «Вождь краснокожих».
- А эта книга? Почему она называется «Вождь краснокожих»?
- В этом и есть парадокс. Итак, тема урока «Парадоксы О. Генри». Какова цель нашего урока? Правильно. Назвать три парадокса в рассказе. (1 слайд)
4. Постановка учебной задачи.
Показывается иллюстрация индейца.
- Что это? Чего не хватает для полного образа? Правильно, перьев. Я раздам вам вот такие красивые перья, а вы напишете сзади, что вы ожидаете от этого урока.
- Прежде, чем мы с вами приступим к основной работе, проведем небольшую словарную. Здесь перемешаны термины и их определения. Найдите пару. (слайд 2)
Юмор
Сатира
Комическое
Парадокс
- Все эти черты можно найти в рассказе О. Генри?
5.Формирование новых знаний.
- Итак, пишем, парадокс первый. Посмотрим на ситуацию в целом – что происходит? (отрывок из фильма «Деловые люди»)
- Ребенка похищают, это уголовно наказуемое дело. Но почему нам смешно?
- Давайте вычитаем глаголы из отрывка с похищением. Посмотрим отрывок. Согласитесь, что читать одно, а смотреть – совсем другое. Какие средства кино помогают нам вникнуть в ситуацию? Слайд 3
- Итак, в чем парадокс? Пишем. Уголовное преступление превращается в анекдот. Мальчик продолжает играть, он не понимает ситуации. Слайд 4
- Пишем дальше. Парадокс второй. Сделаем задание, а потом напишем. Любого человека можно охарактеризовать с помощью нескольких вещей. Мы с вами охарактеризуем наших персонажей так же, используя несколько предметов. Подкрепите примерами из текста.
- У кого получилось больше предметов? У какой группы более выгодная позиция?
- У всех у них есть оружие. Но кто использует, а кто нет? Что получилось?
- Второй парадокс – они поменялись ролями. Слайд 5
Физкультминутка (слайд 6). Песня «В каждом маленьком ребенке…»
- Два парадокса мы разобрали, остался последний.
Работа с портретом вождя краснокожих.
- У каждой группы есть небольшой конверт с цветными словами. Вы должны выбрать оттуда характеристику персонажа и приклеить его рядом с портретом мальчика на ватмане, и, самое главное, объяснить, почему вы выбрали именно это. То есть, подтверждаете словами из текста произведения.
(любопытный, непоседливый, смелый, энергичный, непослушный, драчливый, избалованный, жестокий)
- В итоге у нас получился портрет нашего Вождя Краснокожих, мальчика, который довел своих похитителей до нервного тика. Если мы закроем эти качества, преступники бы боялись этого мальчика? Нет. А если так? Да, именно из-за этих качеств наши преступники до смерти боятся мальчишку. А вы хотели бы иметь такого друга? Как его можно перевоспитать? Зло притягательно, но надо вовремя заметить в себе эти черты и искоренить.
- Третий парадокс – это сам Джонни! (слайд 7)
Сколько мы с вами нашли парадоксов в этом произведении? Целых три. Даже само название предполагает одно, а выходит у нас совершенно другое. (переворачиваем картинку с индейцем, на обратной стороне портрет Джонни)
6. Закрепление
Молодцы! Теперь я снова раздаю вам перья. Позади вы напишите, пожалуйста, в чем же парадокс рассказа О. Генри «Вождь краснокожих».
Зачитаем несколько и прикрепим к нашему герою.
- Да, ребята, сегодня мы с вами разобрали удивительное произведение О. Генри. В заключение, я хочу сказать, что каждый из нас в душе тот озорной мальчишка из этого рассказа, который никогда не полезет за словом в карман, но этого мальчишку нужно воспитывать.
- Подобный прием парадоксов полюбился не только писателям, но и режиссерам, сценаристам. Может быть, вы вспомните какой-нибудь фильм, где используется подобный прием? Отрывок из «Один дома».
Домашнее задание. Попробуйте найти произведения не только в литературе, но и в других видах искусства, где используется подобный прием парадокса. А так же прочитайте новеллу О.Генри «Последний лист»
7. Рефлексия. Оглашение оценок.
- Как вы думаете, кто сегодня хорошо поработал? Кому я могу оценки поставить?
- Истинные индейские стрелки могли поразить животное в глаз из своего лука на огромном расстоянии. Я раздам вам вот такие мишени. У вас есть красные точки – ваши выстрелы. Оцените урок. Чем ближе к центру, тем выше ваш интерес к тому, что мы делали на этом уроке.
- Всего доброго, ребята!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Двадцать восьмое апреля Классная работа Парадоксы О.Генри в рассказе «Вождь краснокожих»
Найдите соответствия Юмор Сатира Комическая ситуация Парадокс Смешная, нелепая ситуация, вызывающая смех Высмеивание, обличение пороков людей Беззлобное насмешливое отношение к чему-то Что-то расходящееся с общепринятым мнением
Первый парадокс Уголовное преступление превращается в анекдот
Второй парадокс Смена ролей преступников и пленника
Физкультминутка!
Третий парадокс Сам Джонни!
Домашнее задание Найдите примеры использования подобных парадоксов в других видах искусства: литература, кино, картины. Прочитайте рассказ О. Генри «Младенцы в джунглях»
Помощь учителю
Необходимые материалы для урока
Портреты
Для характеристики
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мир, в котором нам предстоит жить". Урок по рассказу Р.Бредбери. 8 класс
Урок внеклассного чтения по фантастическому рассказу Рэя Бредбери ""Время, вот твой полет". Основные приемы - прием предположений, «Инсерт», составление кластера...
Урок внеклассного чтения по рассказам Солженицына в 6 классе
Анализ рассказов из сборника "Крохотки"...
Урок немецкого языка по теме "Что мы можем рассказать о Москве?", 7 класс
Здесь представлен конспект урока немецкого языка в 7 классе по теме "Что мы можем рассказать о Моске?". На данном уроке повторяется изученный материал из прочитанных текстов о Москве....
Тесты. Рассказы Толстого в 10 классе
Тест, проверяющий степень готовности учащихся к уроку. Проводится до изучения произведения...
Паустовский К.Г. Рассказ «Телеграмма» литература 8 класс
Произведение исусства, как говорил сам Паустовский К.Г., "прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл". Рассказ "Телеграмма" даёт замечательную возможность прослед...
Контрольная работа по рассказу "Матренин двор" 9 класс
Контрольная работа по рассказу "Матренин двор"...
конспект урока литературы по теме: "И.С.Тургенев. Литературные портреты главных герое рассказа "Бежин луг" 6 класс
К конспекту урока прилагается рабочий лист с таблицей для работы с текстом....