Паустовский К.Г. Рассказ «Телеграмма» литература 8 класс
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Произведение исусства, как говорил сам Паустовский К.Г., "прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл". Рассказ "Телеграмма" даёт замечательную возможность проследить за ёмкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском "я", выявляющем себя во всём многообразии взаимосвязей основных компонентов текста. Постижение авторской позиции - дело не легкое, особенно если голос автора, как в "Телеграмме", почти не слышен. Наша задача на уроке - проникнуть, говоря слова В.Г. Белинского, "в тайну личности"  писателя, понять своеобразие его таланта - то, что принято называть творческой индивидуальностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Литература 8 класс

Паустовский К.Г. Рассказ «Телеграмма»

(Урок - исследование)

Цели урока:  

1. образовательная: познакомить учащихся с историей создания рассказа и его композицией, проследить за авторской позицией, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского; выявить способы авторской характеристики Насти, определить, что писатель ценит в людях.

2. развивающие: формировать коммуникативные компетенции; совершенствовать навыки речевого общения, уметь публично выступать, анализировать текст, выделять главное в нём.

3. воспитательные: воспитывать гуманизм, человеческую доброту, сострадание и милосердие к людям.

Оборудование урока:

Словарная работа:

Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.

Зарубка – отметка рубящим орудием на чём-нибудь (на дереве).

Ветла – вид ивы.

Интерьер – внутреннее помещение в здании.

Деталь художественная – изобразительная или выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а так же выражает свою позицию.

Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных;

                      2. Легкомысленный  пустой человек (разг. неодобр.).

Ход урока

За добро плати добром, не будь пустельгой.

К. Паустовский.

  1. Слово учителя.

Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл».

Создатель этого кристалла – автор. Как писатель Паустовский очень своеобразен и самобытен. Рассказ «Телеграмма» (1946 год) даёт замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я», выявляющем себя во всём многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции, в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров, в речи персонажей, специфике деталей, интерьера и других художественных средств. Постижение авторской позиции – дело нелёгкое, особенно если голос автора, как в «Телеграмме», почти не слышен. Наша задача на уроке – проникнуть, говоря словами В.Г. Белинского, «в тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта – то, что принято называть творческой индивидуальностью.

  1. Анализ рассказа в форме беседы.
  1. Углубление восприятия произведения.

- Ваше впечатление о «Телеграмме» К.Г. Паустовского?

- О чём этот рассказ?

(Основная тема – взаимоотношения родителей и детей. вопрос Тихона о Насте – завязка. Также в рассказе речь идёт о милосердии, об ответственности человека за свои поступки.)

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: определить, как построен рассказ, и выделить 3 основные части, озаглавить каждую и подобрать эпиграфы.

1 часть – Мать. «Эх, горе её горькое, страданье неписаное!»

2 часть – Дочь. «Эх ты, сорока!»

3 часть – Телеграмма. «За добро плати добром, не будь пустельгой».

Последняя (4 часть) в композиционном плане играет роль эпилога. Основное действие уже закончено: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами; дочь не успела не только увидеться с ней, но и на похороны. Но автор оставляет надежду на то, что холод души её растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти это тоже «зарубка на сердце».

  1. Постижение авторской позиции. (Работа с текстом.)

Повествователь в «Телеграмме» как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако незримое его присутствие ощущается в каждом слове. Обратимся к тексту рассказа. Перечитаем его начало (от слов «Октябрь был на редкость…» до слов «Из них назойливо сыпался дождь».)

  1. Анализ пейзажа, интерьера:

- Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?

(Он настраивает читателя на определённый лад, подготавливает к восприятию произведения, создаёт тональность повествования.)

- Какие мысли автор передаёт через этот пейзаж?

(Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже омертвении природы: октябрь – «на редкость холодный», ветлы – «облетевшие», трава – «полегла». Само время, кажется замедлило своё течение (тучи «тащились», «цеплялись», «даже сыпались назойливо».), и вечно будет длиться этот нагоняющий тоску осенний месяц.)

- Каков, по-вашему, ритм прозы писателя?

(Ритм прозы ощущается сразу же. Фразы короткие, и от них веет каким –то холодом и безысходностью. И только их этого ритма выбивается предложение о подсолнечнике, который «всё доцветал и никак не мог доцвесть…».)

- Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?

(Слово продиктовано чувством ритма. У читателей создаётся: единое, тёплое маленькое солнышко на фоне серого, чёрного неба.)

Обращаем внимание на философский подтекст пейзажа.

- Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию Катерины Петровны?

(К.Г. Паустовский, следуя традиции отечественной литературы, соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание, нежелание «сдаваться» на милость зимних холодов и, наконец, сон. подобный смерти.)

- Выражает ли автор прямое сочувствие героине?

(Ни в одной строчке. Оно скрыто в характере повествователя. когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне «стало ещё труднее вставать по утрам» (значит, и без того было трудно.)).

- Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме?

(«Горький запах» нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар.)

Вывод: за простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.

  1. Роль художественных деталей в тексте.

К.Г. Паустовского считают мастером детали.

- Подумайте, какой многоязычный смысл заключён в данных выражениях?

1. «Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота».

(С одной стороны, в этом словосочетании смысл обычный – жестяной ящик пуст. Но в тексте значение углубляется: пустота – Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота – бездушие, неоправданная жестокость дочери.)

2. «Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра».

(Ночник – «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, её боль, грусть. Керосиновый ночник подчёркивает безмерность одиночества героини. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия.)

  1. «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила давно, ещё девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

(Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отождествляет своё состояние слабости, одиночества, безысходности с его: «некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи», Кроме того, каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины – глубины её тоски по дочери.)

Вывод: Мастерство К.Г. Паустовского в использовании детали поразительно. С её помощью автор создаёт определённое настроение и передаёт психологическое состояние героев.

  1. Характеристика Катерины Петровны. Работа по опорной схеме «План – характеристика литературного героя».

Мы выяснили, что «мелодия прозы» способствует созданию образа пожилой одинокой женщины.

- Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?

- Восстановите прошлое героини по ряду точных деталей?

(Прошлое – в воспоминаниях Катерины Петровны: петербургская жизнь, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Это была счастливая и насыщенная событиями жизнь, отсвет  её в эскизе к «Неизвестной» Крамского (подарок самого автора отцу героини). Катерина Петровна живёт воспоминаниями, они бы могли скрасить её одиночество. Но и они тускнеют, как «потускнели от времени» картины на стенах. Автор своим подтекстом подчёркивает, что «сумрачно» не только в опустевших комнатах, но и в душе героини.)

- Для чего хранит Катерина Петровна  «сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную чёрную шляпу», а потом дарит их Маняше?

(Всё это не случайно. Дарит эти вещи героиня Маняше, чтобы отблагодарить её. Отдавая самое дорогое, женщина вновь и вновь переживает прошлое. Но то, что для Катерины Петровны милые реликвии – частицы жизни и судьбы, для деревенской девочки лишь старая и ненужная ветошь. «Сдам в утиль, - решала Маняша, забирала всё и уходила», а Катерина Петровна оставалась наедине со своим одиночеством.)

- Что подчёркивает Паустовский во внешнем облике героини?

(Плохо видит, сгорбленная, маленькая.)

- Подберите синоним к слову «маленькая».

(Беззащитная.)

- Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь? Найдите строки в тексте.

(«Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до неё старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не мешать». Любовь Катерины Петровны к дочери самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и отсутствие писем, и нежелание приехать. Нельзя без жалости и чувства вины читать о том, как бережно перебирает Катерина Петровна принесённые почтарём деньги, представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных духов, помнят тепло её рук. Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери героини. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.)

- Как относятся к Катерине Петровне окружающие?

(С уважением, заботясь о ней, оказывают посильную помощь.)

- Завершающим аккордом первой части становится сообщение о том, что Катерина Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала?

  1. Чтение учителем письма наизусть.

Писатель приглашает нас, читателей, домыслить то, что осталось в подводном течении рассказа. Женщине мог напомнить о приближении конца «облетевший, озябший» клён, который она посадила ещё «девушкой - хохотушкой», Её могла испугать собственная слабость: ведь Катерина Петровна еле добрела до калитки и с величайшим трудом вернулась обратно. Да и в самом стуке, почудившемся старой женщине, есть что-то мистическое: не восприняла ли его Катерина Петровна как весть о скорой смерти?

  1. Характеристика Насти. Использование опорной схемы по характеристике литературного героя.

Во второй части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в иной мир – мир большого города, где живёт и работает дочь Катерины Петровны, Настя. Композиционный переход оправдан и внешним (письмо отправлено – естественно рассказать о том, как девушка его получила), и внутренним сцеплением событий: нам давно уже хочется узнать, что же это за бессердечная Настя.

Обратимся к образу Насти.

  1. Работа с портретом:

- Что в её внешнем облике подчёркивает автор?

(«Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг – в переводе означает «Солнечный путь». Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным. Глаза – зеркало души человека. Что-то подобного мы и ожидали.)

  1. Анализ эпизодов, изображающих отношения Насти к художникам.

а) Настя в мастерской Тимофеева.

- Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?

(Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрасным. Героиня потрясена. «Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый человек. Настя видела, как на виске его бьётся тонкая склеротическая жилка», «А письмо –то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх ты, сорока», В душе героини происходит внезапный перелом в психологическом состоянии. Отступило суетное, сиюминутное – осталось главное: мать и её одиночество.)

- Какая внутренняя связь между эпизодом в мастерской и историей жизни Катерины Петровны?

(И молодой талантливый художник, и старая женщина переживают душевную драму, причина которой – человеческое равнодушие и непонимание.)

- Случайна ли цифра 3 во фразе, вложенной автором в уста Тимофеева: «Ночи не спишь! Три года читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся?»

(3 года страдает от одиночества Катерина Петровна, три года проводит в творческих муках и безвестности Тимофеев, и эти же 3 года живёт вдали от матери Настя, живёт, по её словам, так, что «нет времени не то чтобы приехать, а даже написать настоящее письмо».)

- Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно («будем драться») помогает скульптору Тимофееву? Она, по вашему мнению, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием к матери?

б) Выставка Тимофеева.

Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза художников.

- Бездушна ли, по-вашему, Настя?

(Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки.)

- Найдите в тексте глаголы, которые указывают на темы Настиной жизни.

(«горячилась, доказывала», хлопотала, ссорилась и мирилась с неуживчивым скульптором, «приходила в отчаяние». Неужели это самая Настя, которая могла за три года не написать матери ни одного письма? Сколько душевных сил потратила.)

- Вспоминала ли она о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая всяких оценок.

(«Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!». «Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней».)

Ничего Настя не забыла. Сама структура предложения передаёт нежелание ехать. Даже упоминание о материнских слезах – «неизбежных» - выдаёт Настино раздражение. Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.

Расположите эпизоды, рассказывающие о выставке Тимофеева.

  1. Обсуждение выставки, где звучат похвалы Тимофееву и Насте.
  2. Появление Даши с телеграммой.
  3. Выступление Першина.

- Как Настя принимает телеграмму?

(Спокойно. Она даже не поняла, о какой Насте речь.)

- Почему Настя не открыла старому художнику правду?

(Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.)

- Почему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»?

(Неприятное известие, не вовремя, это нарушило её планы.) 

  1. Чтение и анализ эпизода «Настя под  «хмурым» небом».

Этот внутренний монолог героини – кульминация центральной части рассказа. Героиня переживает душевный кризис. Её горькие слёзы – это слёзы очищенья. Но с просветленьем души пришло и твёрдое понимание: «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «ненаглядная моя!» и по-детски милое «мама», впервые произнесённое за последние годы, мы готовы простить всё Насте за её раскаяние.

- Успела ли Настя приехать к живой матери?

(Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину Петровну в последний её путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей: «День побелел», и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмёрзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и весёлым запахом снега. Впервые в пейзаже появляются не мрачные, а светлые, живые штрихи.)

  1. Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».

Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте, Настиному «недочувствию».

  1. Работа над эпиграфом к уроку.  

- В качестве эпиграфа мы выбрали слова Тихона сказанные Манюшке. Почему они сказаны именно Манюшке?

(Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте.)

- Какой смысл вкладывает в эти слова автор?

(«… не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного. Это и авторское напутствие читателям.)

- Какую библейскую заповедь нарушает Настя?

(Открываем её запись на доске: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).)

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала её душа.

- Какие факты свидетельствуют о том, что совесть и Насти всё же пробудилась?

(Бросив всё, она наконец-то поехала к матери: «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжёлый (как на душе у Насти) рассвет», уехала «крадучись» (стыдно перед людьми). И не зря ей казалось, что никто, кроме матери, «не смог снять с ней непоправимой вины, невыносимой тяжести».)                                                                                                 

  1. Смысл рассказа. Обсуждение мнений учащихся.

Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается поддержать её в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграмму; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у неё прощения.

Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно. «Будь человеком» - говорит Паустовский. – «За добро плати добром!»

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение – миниатюру на тему по выбору:

  1. «Поступок, за который я себя осуждаю».
  2. Почему рассказ Паустовского называется «Телеграмма»?
  3. Какие «зарубки на сердце» оставил у меня этот рассказ.

Тест

К.Г. Паустовский «Телеграмма».

  1. Жанр этого произведения:

а) очерк;

б) рассказ;

в) повесть.

  1. Пейзаж в начале произведения:

а) служит для описания места действия;

б) контрастирует с состоянием Катерины Петровны;

в) соотносится с её состоянием.

  1. Описание комнаты Катерины Петровны говорит о том, что:

а) жизнь героини - в далёком прошлом;

б) печи не топятся;

в) в комнате много картин.

  1. Тихон солгал Катерине Петровне, потому что:

а) решил разыграть её;

б) хотел облегчить её страдания;

в) надеялся на приезд Насти.

  1. Настя не поехала к матери после получения её письма, потому что:

а) бездушие – её отличительная черта;

б) она была занята устройством выставки;

в) повседневные заботы оттеснили на второй план любовь к самому близкому человеку.

  1. В сцене похорон Катерины Петровны писатель изобразил молоденькую учительницу, чтобы:

а) показать происходящее глазами постороннего человека;;

б) эта смерть послужила для неё уроком – у неё в городе тоже осталась мать, маленькая и седая;

в) придать произведению правдоподобие.

  1. В этом произведении позиция повествователя:

а) скрыта;

б) выражена одним из персонажей;

в) обозначена в авторском тексте..

  1. Название произведения:

а) определяет его тематику;

б) имеет общий смысл;

в) показывает человечность Тихона.

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

б

в

а

б

в

б

в

в

Характеристика

героя литературного произведения

ПЛАН

  1. Место, занимаемое героем в произведении.
  2. Общественное и семейное положение героя; обстановка,  в которой он живёт.
  3. Манера держаться, внешность, особенности костюма.
  4. Речь героя.
  5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих.
  6. Понимание героем целей жизни, основные жизненные принципы.
  7. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам.
  8. Отношение других действующих лиц к данному герою.
  9. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "

Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...

Открытый урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души"

Урок направлен не только на восприятие содержания рассказа, но прежде всего на воспитание  таких качеств как доброта, отзывчивость, ответственность за близких и окружающих тебя людей, бережное от...

"К. Г. Паустовский - мастер художественной детали" (урок литературы в 8 классе)

Тема урока: «Паустовский – мастер художественной детали» Тип урока: изучения нового материалаОДЦ: Повторить знания и умения по теме, способствовать формированию новых знаний, их осознанию и...

Изложение по рассказу К.Г. Паустовского "Жильцы старого дома" + презентация (5 класс)

Отрывок из произведения К.Г. Паустовского используется в качестве текста для написания изложения. Подготовительный этап урока включает в себя составление цитатного плана, а также проведение теоретико-...

Конспект урока по литературе "Не остужайте свои сердца..." (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма" 8 класс

Данный конспект урока поможет пробудить в детях чувства и желания пристально взглянуть на себя со стороны и задуматься над вопросом "Настоящая доброта... Какая она?"...