Рабочая программа по литературе для учащихся 11-х классов.
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для учащихся 11-х классов.  Программа ориентирована на учебники Т.Ф.Курдюмовой,  Е.Н.Колокольцевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_11_klass.docx53.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Заиграевская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю                                                                                      

Директор МБОУ «Заиграевская СОШ»

Бурлакова О.В.  ____________

Приказ №__ от «___» _________ 2017г.

Согласовано замдиректора по УВР

МБОУ «Заиграевская СОШ»

___________________________

«_____»_________2017 г.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании

 педагогического совета  МБОУ «Заиграевская СОШ»

Протокол № ___    от «___» _________ 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

(для учащихся 11  классов)

учителя  Горбачевой Татьяны Алексеевны,

I квалификационной категории

                                                                   

2017  - 2018    учебный год

РАССМОТРЕНО на заседании МО ________________________

Протокол № __________________ «_ _» _августа_2017 г

Руководитель МО ___________________________________

п. Заиграево

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе  разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы  общего образования МБОУ «Заиграевская сош» с учѐтом Примерной программы  общего образования по литературе и программы Т.Ф.Курдюмовой, издательство «Дрофа», 2014г

Рабочая программа ориентирована на учебники Т.Ф.Курдюмовой,  Е.Н.Колокольцевой

Согласно учебному плану на изучение литературы  отводится 3 часа в неделю

 (количество контрольных работ-10)

  Срок реализации рабочей программы   1 год.

 Планируемые результаты освоения учебного курса

Учащихся 11 классов должны знать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;

- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

- основные теоретико-литературные понятия;

 должны уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Содержание учебного предмета

Литература XX века

Введение

Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX−ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.    

Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

 А. А. Блок

Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».  

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава».

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского.

«Облако в штанах».

Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,  «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.

Русская литература 20-40-х годов(обзор)

Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).

А.Н.Толстой.

        Жизнь и творчество(обзор)

        "Петр Первый".

Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).

А.А.Фадеев.

        Жизнь и творчество(обзор)

        "Разгром".

 Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.

М.И.Цветаева.

Жизнь и творчество(обзор)

"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

О.Э.Мандельштам.

Жизнь и творчество(обзор)

«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта.

Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А.А.Ахматова.

Жизнь и творчество (обзор)

«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.

«Реквием».

Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

Б.Л.Пастернак.

Жизнь и творчество (обзор).

«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

                        "Доктор Живаго" (обзор).

Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.

М.А.Булгаков.

        Жизнь и творчество(обзор).

        "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).

"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А.П.Платонов.

        Жизнь и творчество(обзор).

        "Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.

М.А.Шолохов.

        Жизнь и творчество писателя(обзор).

        "Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.

Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы

И.С.Шмелев.

         «Солнце мертвых».

Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.

М.А.Алданов.

 «Чертов мост».

Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».

В.В.Набоков.

 «Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» (по выбору учителя и учащихся).

Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.

Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»;   "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).

"Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.

"Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.

"Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.

Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.

Великая Отечественная война в литературе

Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.

Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.

Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.

Русская литература 50- 90-х годов XX века

обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся

Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.

А.Т.Твардовский.

«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.

Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).

«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Твардовский — редактор журнала «Новый мир».

И.А.Бродский.

 Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся).

Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.

А.И.Солженицын.

«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор). 

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

В.П.Астафьев.

        "Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.

"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.

Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").

В.Г. Распутин.

        "Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).

Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").

Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".

Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.

В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Зарубежная XX века

Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.

Э. Хемингуэй

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море».

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.  

Тематическое планирование.

Раздел по программе

Количество по разделу.

Примерные сроки

Литература-11 класс.(102ч.)

1 четверть

     1.

Введение.

     

     1.

     2.

Зарубежная литература

      3

     3

     

Русская литература XIX-XX веков

     12+4р/р

      4

Поэзия конца XIX-  начала   XX века

20+4р/р

2 четверть

      5

Русская литература 20-40-х годов

30+4р/р

3 четверть

      6

Русская литература за рубежом

(1917-1941 годы)

   

     3

      7

Литература периода Великой Отечественной войны

    2ч

4 четверть

     8

Русская литература 50-90 годов XX века

   12+2р/р

     9

Зарубежная литература второй половины XX века.

       

    1ч.

     10

Литература последних десятилетий

    4ч

 Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Домашнее задание

Дата

План              факт

1

Русская литература XX века

Прочитать с. 3 – 18, составить тезисы, подготовить сообщение по биографии И.А.Бунина? Записать биографию по датам, стр 72

4.09

2

И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь

Прочитать рассказ «Антоновские яблоки», проанализировать художественные средства создания пейзажа начала рассказа

5.09

3

Поэтика «остывших» усадеб в прозе Бунина

Прочитать с. 86 – 89, рассказы из сборника «Темные аллеи»

6.09

4

Цикл «Темные аллеи». Рассказы И.А.Бунина о любви

Прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско»

11.09

5

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Прочитать с. 84 – 86, подготовить сообщение о биографии М. Горького, Записать биографию по датам, стр 46

12.09

6

М. Горький. Судьба и творчество

Чтение учебника на с. 46-55, прочитать рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»

13.09

7

Ранние произведения М. Горького. «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»

Чтение учебника на с. 49 – 50; ответы на вопросы

18.09

8

Драматургия М. Горького. Драма «На дне» и система образов.

Чтение учебника на с.56-62; ответы на вопросы  с. 70; жизненный путь Сатина, Бубнова, Луки.

19.09

9

Спор о назначении человека на страницах пьесы «На дне»

Чтение пьесы; наизусть монолог Сатина о Человеке.

20.09

10

Нравственно-философские мотивы драмы «На дне»

Подготовиться к сочинению по творчеству Горького стр 71, чтение повестей А. Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок».

25.09

11-12

Сочинение по творчеству М.Горького

Завершить работу дома. Подготовиться к урокам по тв-ву А.Куприна. Записать биографию по датам, стр 92

26.09

13

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Изображение любви в р. «Гранатовый браслет»

Прочит. повесть «Олеся». Чтение статьи учебника на с. 94-95, 101-107

27.09

14

Великая тайна любви. Повесть «Олеся»

Чт. Учебника на с.98-100, ответы на вопросы  6, 7 стр 108, подгот. к сочинению по тв-ву Бунина, Куприна стр 108

2.10

15

Изображение кризиса русской армии в повести «Поединок»

Прочитать повесть Л. Андреева «Иуда Искариот»; ответы на вопросы; подготовить сообщение о жизни Л. Андреева стр 17-18

3.10

16

Л. Н. Андреев. Жизнь и творчество. Проблематика повести «Иуда Искариот»

Прочитать рассказы «Вор», «Баргамот и Гараська»

4.10

17

Драматизм взаимоотношений человека и окружающего мира в рассказах Л. Андреева

Прочитать рассказ «Стена», выполнить задание в тетради

9.10

18

Сочинение по творчеству И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева

Прочитать произведение В.Я.Шишкова, А.П.Чапыгина, С.Н.Сергеева-Ценского (на выбор)

10.10

19

Декадентство в русской литературе на рубеже XIX–XX веков.

Серебряный век в литературе, живописи, музыке, балете

11.10

20

Серебряный век русской поэзии

Подготовить сообщение «Основные направления русской поэзии начала XX века», составить тезисы статьи учебника «Предшественники символизма» с. 19-43

16.10

21

Символизм и поэты-символизмы

Доклад по биографии и творчеству В. Брюсова, чтение и анализ стихов. Стр 22-26

17.10

22

В. Я. Брюсов. Творческий путь поэта

Чтение статьи на с.19, ответы на вопросы 1, 4, 5 с.44. Наизусть одно стихотворение

18.10

23

К. Д. Бальмонт. «Поэзия как волшебство»

Чтение статьи на с.21-22, анализ одного из стихотворений, наизусть одно стихотворение

23.10

24

Смысл поэзии И.Ф. Анненского

Чтение статьи

24.10

25

Групповой зачет по поэзии Серебряного века

Чтение и анализ стихотворений А. Блока

25.10

26

А.А.Блок. Романтический мир раннего Блока

Подготовить рассказ о поэте, выучить стихотворение «Незнакомка»

8.11

27

Стихотворение «Незнакомка»

Прочитать цикл стихотворений о России

9.11

28

Россия и ее судьба в поэзии Блока(«Русь», «Россия», «На поле Куликовом», «Коршун»)

Выучить стихотворение, посвященное России; прочитать поэму «Двенадцать»

10.11

29

Старый и новый мир в поэме «Двенадцать»

Прочитать в учебнике главу о поэме, обратить внимание на композицию поэмы

13.11

30

Новокрестьянские поэты (Н.Клюев и др.)

Чтение учебника с. 37-41, конспект

14.11

31

Н. С. Гумилев. Поэзия и судьба.

Чтение учебника стр 28-30, выучить стихотворения «Жираф», «Кенгуру» (на выбор)

15.11

32

А.А.Ахматова. очерк жизни и творчества. Любовная лирика(«Сероглазый король», «Сжала руки под темной
вуалью», «Широк и желт вечерний свет»)

Подготовить сообщение «Тема любви и страданий в лирике Ахматовой». Чтение стихотворений. Составить конспект статьи учебника с. 205-214

20.11

33

Тема Родины в творчестве Ахматовой

Прочитать поэму «Реквием», найти в поэме и выписать народно-поэтические элементы: причитания, плач матери по сыну.

21.11

34

А.Ахматова. Поэма «Реквием»

Прочитать с.221-227. написать сочинение по творчеству Ахматовой (темы на с. 228учебника)

22.11

35

М.И.Цветаева. Очерк жизни и творчества.

С. 260 – 267 учебника, составить конспект статьи, подготовить выразительное чтение стихотворений «Молитва», «Тоска по Родине»…

27.11

36

Тема России в поэзии Цветаевой

Анализ стихотворения Цветаевой (письменно), подготовить сообщение «Журнал «Сатирикон» и его сотрудники»

28.11

37

А. Аверченко – создатель журнала «Сатирикон»

Прочитать «Разгром» А. Фадеева (опереж. зад.); составить тезисный план по учебнику с.

29.11

38

Дневниковая проза М. Пришвина и М. Волошина

Подготовить выступление на тему «Изображение гражданской войны»

1.12

39

Роман А. Фадеева «Разгром». Морозка и Мечик

Написать реферат о жизни и творчестве А.А. Фадеева. Сопоставительная характеристика Мечика и Морозки

4.12

40

Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром»

Сочинение малой формы на тему «Смерть Морозки» (анализ эпизода)

5.12

41

Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы»

Повторить основные понятия по теме «Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (учебник с. 327)

11.12

42

В.В. Маяковский. Творческая биография

Составить план-схему биографии Маяковского; прочитать поэму «Облако в штанах»; чтение учебника

12.12

43

Поэма Маяковского «Облако в штанах»

Проанализировать «Левый марш», «Оду революции»

13.12

44

Маяковский и революция

Чтение пьес «Клоп» и «Баня»

18.12

45

Настоящее и будущее в пьесе «Клоп»

Письменный анализ стихотворений о любви (по выбору); прочитать поэму «Про это»

19.12

46

Любовь и быт в поэзии Маяковского

Составить тесты по творчеству Маяковского, подготовиться к сочинению

20.12

47

Подготовка к сочинению по творчеству Маяковского

Подготовить сообщение о жизни и творчестве С. Есенина; написать сочинение

25.12

48

С.А. Есенин: поэзия и судьба

Знать биографию С. Есенина, прочитать стихотворение из сборника «Радоница»

26.12

49

Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина

Выучить стихотворение С. Есенина о родине; подготовиться к классному сочинению; прочитать поэму «Анна Снегина»

27.12

50

Поэма С. Есенина «Анна Снегина»

Вспомнить «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина, образ Е. Пугачева

12.01

51

Трагедия мятежной души в поэме С.Есенина «Пугачев»

Ответить письменно на вопрос «Что сближает Есенина со своим героем?»; подготовиться к сочинению

15.01

52

Сочинение по творчеству С.А.Есенина

Прочитать рассказ А. Толстого «День Петра»

16.01

53

Произведения прозы 30-х годов. Общий обзор

Материал учебника с. 5 – 11; вопросы 1 – 4 с. 34; перечитать сцены из романа «Петр I»: народ у Кремля (кн 1, гл 1, сц 16); казнь Кульмана (кн 1, гл 5, сц 9); кабак на Варварке (кн 2, гл 1, сц 2)

17.01

54 - 55

А. Толстой. Историческая проза. Панорама русской жизни. Образ Петра Первого в романе «Петр Первый»

Материал учебника с. 36 – 40. вопрос 3 с. 37

22.01

56

М.А.Шолохов. Жизненный и творческий путь

Учебник с. 49 – 59; прочитать 1 – 2 части «Тихого Дона», ответить на вопросы

23.01

57

Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон»

Прочитать главу 5, 7, 8, 10, 12 части 3; главы 3, 4 части 4 «Тихого Дона»; ответить на вопросы

24.01

58

События революции и гражданской войны в романе «Тихий Дон»

Прочитать 11, 12, 13, 28 главы части 5; ответить на вопросы. Анализ эпизода расстрела заложников на хуторе Татарское гл 4 ч 6

29.01

59

Образ Григория Мелехова

Письменно ответить на вопрос «В чем трагедия Григория Мелехова?»; подготовиться к сочинению

30.01

60

Сочинение по творчеству М.Шолохова

Дописать сочинение; чтение романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

31.01

61

У литературной карты. Изображение русского национального характера

Сравнить героев Б.Шергина с героями Н. Лескова. Выучить стихотворение С. Прокофьева, сделать анализ

5.02

62

М.А.Булгаков. судьба и книги

Прочитать по учебнику с. 91 – 95; составить таблицу «Этапы биографии М. Булгакова»; в романе «Мастер и Маргарита» найти «двойников» в двух сюжетных пластах

6.02

63

Роман «Мастер и Маргарита»

Перечитать гл 2, 16, 25, 26, 31, 32, эпилог. Пилат и Иешуа

7.02

64

Три мира в романе «Мастер и Маргарита» (Сатирическое изображение московского общества)

Подготовить рассказ о судьбе Мастера и Маргариты, выписать цитаты с упоминанием символических деталей, связанных с историей любви в романе

12.02

65

Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита»

Познакомиться с темами сочинений на с. 119; составить план к одной теме; выбрать цитаты; подготовиться к сочинению

13.02

66 - 67

Сочинение по творчеству М.Булгакова

Прочесть по учебнику с. 120 – 123; составить тезисы; подготовить сообщение о жизни Б.Пастернака

14.02

68

Б.Л.Пастернак. жизненный и творческий путь

Подготовить анализ стихотворений «Февраль. Достать чернил и плакать», «Снег идет», «Плачущий сад». Выучить наизусть.

19.02

69

Лирика Б. Пастернака

Выучить наизусть стих-е «В больнице», «Гамлет», «Гефсиманский сад» (по выбору)

20.02

70

Роман «Доктор Живаго». Духовные искания героя

Подготовиться к письменной работе по творчеству поэта

21.02

71

Письменная работа по творчеству Б.Пастернака Анализ стих-ний

Подготовить сообщение о жизни и творчестве А. Платонова. Читать рассказ «Июльская гроза»

26.02

72

А.П.Платонов. Жизнь и творчество.

Подготовить анализ рассказа Платонова «Фро»; читать повесть «Котлован»

27.02

73

Герои и проблематика прозы А.Платонова

Повесть «Котлован». История создания повести и ее судьба

28.02

74

Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести «Котлован»

Составить тесты по творчеству А.Платонова; подготовить сообщение по творчеству В.Набокова (инд.)

5.03

75

В.В.Набоков. Жизнь и творчество. Лирика

Материал учебника с.159 – 162; прочитать рассказ «Облако, озеро, башня» и ответить на вопросы на с. 167 учебника

6.03

76

Рассказ «Облако, озеро, башня»

Домашнее сочинение по творчеству В.Набокову

12.03

77

Лирика и проза периода Великой Отечественной войны

Материал учебника с 171 – 176; 186 – 190. Подготовить сообщение по биографии А.Т.Твардовского (инд.)

13.03

78

А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь. Поэма «Василий Теркин»

Материал учебника с 193 – 196; 196 – 204. Выучить стих-е

14.03

79

Поэма «По праву памяти»

Подготовка к сочинению по творчеству А. Твардовского

19.03

80

Подготовка к сочинению по творчеству А.Твардовского

Литературный процесс 50-80-х годов (по учебнику обзорно прочитать)

20.03

81

Герои и проблематика «военной прозы»

Мини-сочинение «Мой любимый герой в произведении о войне»

21.03

82

Поэтическая «оттепель».

Письменный анализ стих-я (по выбору). «Тихая» лирика (по учебнику)

2.04

83

«Деревенская проза» 50 – 80 годов

Творчество В.Распутина. «Прощание с Матерой»

3.04

84

Творчество В. Распутина. Повесть «Прощание с Матерой»

Художественный рассказ В.Астафьева «Царь-рыба»; проблема экологии в Татарстане (инд. зад.)

4.04

85

Художественный мир В. Астафьева

Составить тезисы по теме «Литература 70 – 80 годов»; прочитать «Старший сын» А. Вампилова; «Обмен» Ю. Трифонова

9.04

86

Ю. Трифонов «Обмен» (проза), А.Вампилов «Старший сын» (драма). Нравственно-философская проблематика

Материал учебника, выразительное чтение произведений А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высотского

10.04

87

Авторская песня 70 – 80 годов

Материал учебника, биография Н. Заболоцкого (инд. зад.)

11.04

88

Н.А.Заболоцкий. Поэзия

Выучить наизусть стих-е, проанализировать стих-е «Некрасивая девочка»

16.04

89 - 90

Проза В.М.Шукшина. Тема города и деревни

Подготовиться к классному сочинению; читать повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

17.04

91 - 92

Сочинение по творчеству В.М.Шукшина

Прочитать повесть А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

18.04

93

А.И. Солженицын. Жизнь и судьба. «Один день Ивана Денисовича»

Составить хронологическую таблицу по творчеству писателя; прочитать «Красное колесо»

23.04

94

А.И. Солженицын. Обзор романа «Архипелаг ГУЛАГ»

Выполнить задание на с. 118 учебника; прочитать рассказ «Матренин двор»

24.04

95

Тема народного праведничества в рассказа «Матренин двор»

Подготовиться к сочинению по творчеству А. Солженицына

25.04

96

Письменная работа по творчеству А.И. Солженицына (письменный анализ текста)

Прочитать по учебнику о творчестве Е.Носова, В.Шаламова, В.Солоухина

7.05

97

У литературной карты России. Обзор творчества Е.Носова, В.Шаламова, В.Федорова, В.Солоухина

Конспект статьи (с планом и тезисами) с 326 – 327 учебника; читать произведения Л. Петрушевской

14.05

98

Своеобразие современной реалистической прозы

Составить план статьи «Реалистическая проза» (с. 328 – 340); подготовиться к беседе

15.05

99

Поэзия и проза с модернистской доминантой. Проза Татьяны Толстой

Подготовить ответ по плану – рассуждением над определением «эссе» (с. 351 учебника); подготовить сообщение о судьбе И. Бродского (с. 352 – 356)

16.05

100

Поэзия и судьба И. Бродского

Подготовиться к беседе по вопросам (с. 359 – 362); подготовиться к литературоведческому диктанту по основным понятиям раздела

21.05.

101-102

Современная литературная ситуация: реальность и перспективы

22.05

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику Г.С.Меркина

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника Г.С.Меркина...

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание материала, учебно-тематический план, требования к учащимся, критерии и нормы знаний ...

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса (базовый уровень)

Данная рабочая программа составлена на 2014 - 2015 учебный год с учетом требований и положений, изложенных в документах Министерства просвещения и науки РФ. В основу рабочей программы положена програм...

Рабочая программа по литературе для учащихся 8-х классов.

Рабочая программа по литературе для учащихся 8-х классов. УМК Б.А.Ланина...

Рабочая программа по литературе для учащихся 6а, 6в класса 2018/2019

Рабочая программа по литературе для 6 классов...

Рабочая программа по литературе для учащихся 5-9 классов

Программа по литературе для 5-9 классов составлена  в соответствии с  ФГОС ООО, ООП ООО «МБОУ «СОШ № 52», а также авторской программой (Программа общеобразовательных учрежд...

Рабочая программа по литературе для учащихся 10-11 классов

Программа по литературе для 10-11 классов составлена  в соответствии с  ФГОС ООО, ООП ООО «МБОУ «СОШ № 52», а также авторской программой (Программа общеобразовательных учре...