Рабочая программа по литературе для учащихся 11-х классов.
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для учащихся 11-х классов. Программа ориентирована на учебники Т.Ф.Курдюмовой, Е.Н.Колокольцевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_11_klass.docx | 53.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Заиграевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю Директор МБОУ «Заиграевская СОШ» Бурлакова О.В. ____________ Приказ №__ от «___» _________ 2017г. | Согласовано замдиректора по УВР МБОУ «Заиграевская СОШ» ___________________________ «_____»_________2017 г. | Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета МБОУ «Заиграевская СОШ» Протокол № ___ от «___» _________ 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
(для учащихся 11 классов)
учителя Горбачевой Татьяны Алексеевны,
I квалификационной категории
2017 - 2018 учебный год
РАССМОТРЕНО на заседании МО ________________________
Протокол № __________________ «_ _» _августа_2017 г
Руководитель МО ___________________________________
п. Заиграево
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования МБОУ «Заиграевская сош» с учѐтом Примерной программы общего образования по литературе и программы Т.Ф.Курдюмовой, издательство «Дрофа», 2014г
Рабочая программа ориентирована на учебники Т.Ф.Курдюмовой, Е.Н.Колокольцевой
Согласно учебному плану на изучение литературы отводится 3 часа в неделю
(количество контрольных работ-10)
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Учащихся 11 классов должны знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия;
должны уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Содержание учебного предмета
Литература XX века
Введение
Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX−ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
А. А. Блок
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
«Облако в штанах».
Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.
Русская литература 20-40-х годов(обзор)
Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).
А.Н.Толстой.
Жизнь и творчество(обзор)
"Петр Первый".
Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).
А.А.Фадеев.
Жизнь и творчество(обзор)
"Разгром".
Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.
М.И.Цветаева.
Жизнь и творчество(обзор)
"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.
О.Э.Мандельштам.
Жизнь и творчество(обзор)
«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта.
Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А.А.Ахматова.
Жизнь и творчество (обзор)
«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.
«Реквием».
Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.
Б.Л.Пастернак.
Жизнь и творчество (обзор).
«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
"Доктор Живаго" (обзор).
Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.
М.А.Булгаков.
Жизнь и творчество(обзор).
"Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).
"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.
"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
А.П.Платонов.
Жизнь и творчество(обзор).
"Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.
М.А.Шолохов.
Жизнь и творчество писателя(обзор).
"Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.
Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы
И.С.Шмелев.
«Солнце мертвых».
Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.
М.А.Алданов.
«Чертов мост».
Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».
В.В.Набоков.
«Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» (по выбору учителя и учащихся).
Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.
Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»; "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).
"Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.
"Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.
"Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.
Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.
Великая Отечественная война в литературе
Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.
Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.
Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.
Русская литература 50- 90-х годов XX века
обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся
Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.
А.Т.Твардовский.
«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.
Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).
«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Твардовский — редактор журнала «Новый мир».
И.А.Бродский.
Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся).
Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.
А.И.Солженицын.
«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».
История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
В.П.Астафьев.
"Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.
"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.
Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").
В.Г. Распутин.
"Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).
Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").
Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".
Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота».
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Зарубежная XX века
Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.
Э. Хемингуэй
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море».
Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
Тематическое планирование.
№ | Раздел по программе | Количество по разделу. | Примерные сроки |
Литература-11 класс.(102ч.) | 1 четверть | ||
1. | Введение. |
1. | |
2. | Зарубежная литература | 3 | |
3
| Русская литература XIX-XX веков | 12+4р/р | |
4 | Поэзия конца XIX- начала XX века | 20+4р/р | 2 четверть |
5 | Русская литература 20-40-х годов | 30+4р/р | 3 четверть |
6 | Русская литература за рубежом (1917-1941 годы) |
3 | |
7 | Литература периода Великой Отечественной войны | 2ч | 4 четверть |
8 | Русская литература 50-90 годов XX века | 12+2р/р | |
9 | Зарубежная литература второй половины XX века.
| 1ч. | |
10 | Литература последних десятилетий | 4ч |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Домашнее задание | Дата План факт | |
1 | Русская литература XX века | Прочитать с. 3 – 18, составить тезисы, подготовить сообщение по биографии И.А.Бунина? Записать биографию по датам, стр 72 | 4.09 | |
2 | И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь | Прочитать рассказ «Антоновские яблоки», проанализировать художественные средства создания пейзажа начала рассказа | 5.09 | |
3 | Поэтика «остывших» усадеб в прозе Бунина | Прочитать с. 86 – 89, рассказы из сборника «Темные аллеи» | 6.09 | |
4 | Цикл «Темные аллеи». Рассказы И.А.Бунина о любви | Прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско» | 11.09 | |
5 | Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» | Прочитать с. 84 – 86, подготовить сообщение о биографии М. Горького, Записать биографию по датам, стр 46 | 12.09 | |
6 | М. Горький. Судьба и творчество | Чтение учебника на с. 46-55, прочитать рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» | 13.09 | |
7 | Ранние произведения М. Горького. «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» | Чтение учебника на с. 49 – 50; ответы на вопросы | 18.09 | |
8 | Драматургия М. Горького. Драма «На дне» и система образов. | Чтение учебника на с.56-62; ответы на вопросы с. 70; жизненный путь Сатина, Бубнова, Луки. | 19.09 | |
9 | Спор о назначении человека на страницах пьесы «На дне» | Чтение пьесы; наизусть монолог Сатина о Человеке. | 20.09 | |
10 | Нравственно-философские мотивы драмы «На дне» | Подготовиться к сочинению по творчеству Горького стр 71, чтение повестей А. Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок». | 25.09 | |
11-12 | Сочинение по творчеству М.Горького | Завершить работу дома. Подготовиться к урокам по тв-ву А.Куприна. Записать биографию по датам, стр 92 | 26.09 | |
13 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Изображение любви в р. «Гранатовый браслет» | Прочит. повесть «Олеся». Чтение статьи учебника на с. 94-95, 101-107 | 27.09 | |
14 | Великая тайна любви. Повесть «Олеся» | Чт. Учебника на с.98-100, ответы на вопросы 6, 7 стр 108, подгот. к сочинению по тв-ву Бунина, Куприна стр 108 | 2.10 | |
15 | Изображение кризиса русской армии в повести «Поединок» | Прочитать повесть Л. Андреева «Иуда Искариот»; ответы на вопросы; подготовить сообщение о жизни Л. Андреева стр 17-18 | 3.10 | |
16 | Л. Н. Андреев. Жизнь и творчество. Проблематика повести «Иуда Искариот» | Прочитать рассказы «Вор», «Баргамот и Гараська» | 4.10 | |
17 | Драматизм взаимоотношений человека и окружающего мира в рассказах Л. Андреева | Прочитать рассказ «Стена», выполнить задание в тетради | 9.10 | |
18 | Сочинение по творчеству И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева | Прочитать произведение В.Я.Шишкова, А.П.Чапыгина, С.Н.Сергеева-Ценского (на выбор) | 10.10 | |
19 | Декадентство в русской литературе на рубеже XIX–XX веков. | Серебряный век в литературе, живописи, музыке, балете | 11.10 | |
20 | Серебряный век русской поэзии | Подготовить сообщение «Основные направления русской поэзии начала XX века», составить тезисы статьи учебника «Предшественники символизма» с. 19-43 | 16.10 | |
21 | Символизм и поэты-символизмы | Доклад по биографии и творчеству В. Брюсова, чтение и анализ стихов. Стр 22-26 | 17.10 | |
22 | В. Я. Брюсов. Творческий путь поэта | Чтение статьи на с.19, ответы на вопросы 1, 4, 5 с.44. Наизусть одно стихотворение | 18.10 | |
23 | К. Д. Бальмонт. «Поэзия как волшебство» | Чтение статьи на с.21-22, анализ одного из стихотворений, наизусть одно стихотворение | 23.10 | |
24 | Смысл поэзии И.Ф. Анненского | Чтение статьи | 24.10 | |
25 | Групповой зачет по поэзии Серебряного века | Чтение и анализ стихотворений А. Блока | 25.10 | |
26 | А.А.Блок. Романтический мир раннего Блока | Подготовить рассказ о поэте, выучить стихотворение «Незнакомка» | 8.11 | |
27 | Стихотворение «Незнакомка» | Прочитать цикл стихотворений о России | 9.11 | |
28 | Россия и ее судьба в поэзии Блока(«Русь», «Россия», «На поле Куликовом», «Коршун») | Выучить стихотворение, посвященное России; прочитать поэму «Двенадцать» | 10.11 | |
29 | Старый и новый мир в поэме «Двенадцать» | Прочитать в учебнике главу о поэме, обратить внимание на композицию поэмы | 13.11 | |
30 | Новокрестьянские поэты (Н.Клюев и др.) | Чтение учебника с. 37-41, конспект | 14.11 | |
31 | Н. С. Гумилев. Поэзия и судьба. | Чтение учебника стр 28-30, выучить стихотворения «Жираф», «Кенгуру» (на выбор) | 15.11 | |
32 | А.А.Ахматова. очерк жизни и творчества. Любовная лирика(«Сероглазый король», «Сжала руки под темной | Подготовить сообщение «Тема любви и страданий в лирике Ахматовой». Чтение стихотворений. Составить конспект статьи учебника с. 205-214 | 20.11 | |
33 | Тема Родины в творчестве Ахматовой | Прочитать поэму «Реквием», найти в поэме и выписать народно-поэтические элементы: причитания, плач матери по сыну. | 21.11 | |
34 | А.Ахматова. Поэма «Реквием» | Прочитать с.221-227. написать сочинение по творчеству Ахматовой (темы на с. 228учебника) | 22.11 | |
35 | М.И.Цветаева. Очерк жизни и творчества. | С. 260 – 267 учебника, составить конспект статьи, подготовить выразительное чтение стихотворений «Молитва», «Тоска по Родине»… | 27.11 | |
36 | Тема России в поэзии Цветаевой | Анализ стихотворения Цветаевой (письменно), подготовить сообщение «Журнал «Сатирикон» и его сотрудники» | 28.11 | |
37 | А. Аверченко – создатель журнала «Сатирикон» | Прочитать «Разгром» А. Фадеева (опереж. зад.); составить тезисный план по учебнику с. | 29.11 | |
38 | Дневниковая проза М. Пришвина и М. Волошина | Подготовить выступление на тему «Изображение гражданской войны» | 1.12 | |
39 | Роман А. Фадеева «Разгром». Морозка и Мечик | Написать реферат о жизни и творчестве А.А. Фадеева. Сопоставительная характеристика Мечика и Морозки | 4.12 | |
40 | Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром» | Сочинение малой формы на тему «Смерть Морозки» (анализ эпизода) | 5.12 | |
41 | Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы» | Повторить основные понятия по теме «Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (учебник с. 327) | 11.12 | |
42 | В.В. Маяковский. Творческая биография | Составить план-схему биографии Маяковского; прочитать поэму «Облако в штанах»; чтение учебника | 12.12 | |
43 | Поэма Маяковского «Облако в штанах» | Проанализировать «Левый марш», «Оду революции» | 13.12 | |
44 | Маяковский и революция | Чтение пьес «Клоп» и «Баня» | 18.12 | |
45 | Настоящее и будущее в пьесе «Клоп» | Письменный анализ стихотворений о любви (по выбору); прочитать поэму «Про это» | 19.12 | |
46 | Любовь и быт в поэзии Маяковского | Составить тесты по творчеству Маяковского, подготовиться к сочинению | 20.12 | |
47 | Подготовка к сочинению по творчеству Маяковского | Подготовить сообщение о жизни и творчестве С. Есенина; написать сочинение | 25.12 | |
48 | С.А. Есенин: поэзия и судьба | Знать биографию С. Есенина, прочитать стихотворение из сборника «Радоница» | 26.12 | |
49 | Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина | Выучить стихотворение С. Есенина о родине; подготовиться к классному сочинению; прочитать поэму «Анна Снегина» | 27.12 | |
50 | Поэма С. Есенина «Анна Снегина» | Вспомнить «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина, образ Е. Пугачева | 12.01 | |
51 | Трагедия мятежной души в поэме С.Есенина «Пугачев» | Ответить письменно на вопрос «Что сближает Есенина со своим героем?»; подготовиться к сочинению | 15.01 | |
52 | Сочинение по творчеству С.А.Есенина | Прочитать рассказ А. Толстого «День Петра» | 16.01 | |
53 | Произведения прозы 30-х годов. Общий обзор | Материал учебника с. 5 – 11; вопросы 1 – 4 с. 34; перечитать сцены из романа «Петр I»: народ у Кремля (кн 1, гл 1, сц 16); казнь Кульмана (кн 1, гл 5, сц 9); кабак на Варварке (кн 2, гл 1, сц 2) | 17.01 | |
54 - 55 | А. Толстой. Историческая проза. Панорама русской жизни. Образ Петра Первого в романе «Петр Первый» | Материал учебника с. 36 – 40. вопрос 3 с. 37 | 22.01 | |
56 | М.А.Шолохов. Жизненный и творческий путь | Учебник с. 49 – 59; прочитать 1 – 2 части «Тихого Дона», ответить на вопросы | 23.01 | |
57 | Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон» | Прочитать главу 5, 7, 8, 10, 12 части 3; главы 3, 4 части 4 «Тихого Дона»; ответить на вопросы | 24.01 | |
58 | События революции и гражданской войны в романе «Тихий Дон» | Прочитать 11, 12, 13, 28 главы части 5; ответить на вопросы. Анализ эпизода расстрела заложников на хуторе Татарское гл 4 ч 6 | 29.01 | |
59 | Образ Григория Мелехова | Письменно ответить на вопрос «В чем трагедия Григория Мелехова?»; подготовиться к сочинению | 30.01 | |
60 | Сочинение по творчеству М.Шолохова | Дописать сочинение; чтение романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» | 31.01 | |
61 | У литературной карты. Изображение русского национального характера | Сравнить героев Б.Шергина с героями Н. Лескова. Выучить стихотворение С. Прокофьева, сделать анализ | 5.02 | |
62 | М.А.Булгаков. судьба и книги | Прочитать по учебнику с. 91 – 95; составить таблицу «Этапы биографии М. Булгакова»; в романе «Мастер и Маргарита» найти «двойников» в двух сюжетных пластах | 6.02 | |
63 | Роман «Мастер и Маргарита» | Перечитать гл 2, 16, 25, 26, 31, 32, эпилог. Пилат и Иешуа | 7.02 | |
64 | Три мира в романе «Мастер и Маргарита» (Сатирическое изображение московского общества) | Подготовить рассказ о судьбе Мастера и Маргариты, выписать цитаты с упоминанием символических деталей, связанных с историей любви в романе | 12.02 | |
65 | Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита» | Познакомиться с темами сочинений на с. 119; составить план к одной теме; выбрать цитаты; подготовиться к сочинению | 13.02 | |
66 - 67 | Сочинение по творчеству М.Булгакова | Прочесть по учебнику с. 120 – 123; составить тезисы; подготовить сообщение о жизни Б.Пастернака | 14.02 | |
68 | Б.Л.Пастернак. жизненный и творческий путь | Подготовить анализ стихотворений «Февраль. Достать чернил и плакать», «Снег идет», «Плачущий сад». Выучить наизусть. | 19.02 | |
69 | Лирика Б. Пастернака | Выучить наизусть стих-е «В больнице», «Гамлет», «Гефсиманский сад» (по выбору) | 20.02 | |
70 | Роман «Доктор Живаго». Духовные искания героя | Подготовиться к письменной работе по творчеству поэта | 21.02 | |
71 | Письменная работа по творчеству Б.Пастернака Анализ стих-ний | Подготовить сообщение о жизни и творчестве А. Платонова. Читать рассказ «Июльская гроза» | 26.02 | |
72 | А.П.Платонов. Жизнь и творчество. | Подготовить анализ рассказа Платонова «Фро»; читать повесть «Котлован» | 27.02 | |
73 | Герои и проблематика прозы А.Платонова | Повесть «Котлован». История создания повести и ее судьба | 28.02 | |
74 | Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести «Котлован» | Составить тесты по творчеству А.Платонова; подготовить сообщение по творчеству В.Набокова (инд.) | 5.03 | |
75 | В.В.Набоков. Жизнь и творчество. Лирика | Материал учебника с.159 – 162; прочитать рассказ «Облако, озеро, башня» и ответить на вопросы на с. 167 учебника | 6.03 | |
76 | Рассказ «Облако, озеро, башня» | Домашнее сочинение по творчеству В.Набокову | 12.03 | |
77 | Лирика и проза периода Великой Отечественной войны | Материал учебника с 171 – 176; 186 – 190. Подготовить сообщение по биографии А.Т.Твардовского (инд.) | 13.03 | |
78 | А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь. Поэма «Василий Теркин» | Материал учебника с 193 – 196; 196 – 204. Выучить стих-е | 14.03 | |
79 | Поэма «По праву памяти» | Подготовка к сочинению по творчеству А. Твардовского | 19.03 | |
80 | Подготовка к сочинению по творчеству А.Твардовского | Литературный процесс 50-80-х годов (по учебнику обзорно прочитать) | 20.03 | |
81 | Герои и проблематика «военной прозы» | Мини-сочинение «Мой любимый герой в произведении о войне» | 21.03 | |
82 | Поэтическая «оттепель». | Письменный анализ стих-я (по выбору). «Тихая» лирика (по учебнику) | 2.04 | |
83 | «Деревенская проза» 50 – 80 годов | Творчество В.Распутина. «Прощание с Матерой» | 3.04 | |
84 | Творчество В. Распутина. Повесть «Прощание с Матерой» | Художественный рассказ В.Астафьева «Царь-рыба»; проблема экологии в Татарстане (инд. зад.) | 4.04 | |
85 | Художественный мир В. Астафьева | Составить тезисы по теме «Литература 70 – 80 годов»; прочитать «Старший сын» А. Вампилова; «Обмен» Ю. Трифонова | 9.04 | |
86 | Ю. Трифонов «Обмен» (проза), А.Вампилов «Старший сын» (драма). Нравственно-философская проблематика | Материал учебника, выразительное чтение произведений А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высотского | 10.04 | |
87 | Авторская песня 70 – 80 годов | Материал учебника, биография Н. Заболоцкого (инд. зад.) | 11.04 | |
88 | Н.А.Заболоцкий. Поэзия | Выучить наизусть стих-е, проанализировать стих-е «Некрасивая девочка» | 16.04 | |
89 - 90 | Проза В.М.Шукшина. Тема города и деревни | Подготовиться к классному сочинению; читать повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» | 17.04 | |
91 - 92 | Сочинение по творчеству В.М.Шукшина | Прочитать повесть А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» | 18.04 | |
93 | А.И. Солженицын. Жизнь и судьба. «Один день Ивана Денисовича» | Составить хронологическую таблицу по творчеству писателя; прочитать «Красное колесо» | 23.04 | |
94 | А.И. Солженицын. Обзор романа «Архипелаг ГУЛАГ» | Выполнить задание на с. 118 учебника; прочитать рассказ «Матренин двор» | 24.04 | |
95 | Тема народного праведничества в рассказа «Матренин двор» | Подготовиться к сочинению по творчеству А. Солженицына | 25.04 | |
96 | Письменная работа по творчеству А.И. Солженицына (письменный анализ текста) | Прочитать по учебнику о творчестве Е.Носова, В.Шаламова, В.Солоухина | 7.05 | |
97 | У литературной карты России. Обзор творчества Е.Носова, В.Шаламова, В.Федорова, В.Солоухина | Конспект статьи (с планом и тезисами) с 326 – 327 учебника; читать произведения Л. Петрушевской | 14.05 | |
98 | Своеобразие современной реалистической прозы | Составить план статьи «Реалистическая проза» (с. 328 – 340); подготовиться к беседе | 15.05 | |
99 | Поэзия и проза с модернистской доминантой. Проза Татьяны Толстой | Подготовить ответ по плану – рассуждением над определением «эссе» (с. 351 учебника); подготовить сообщение о судьбе И. Бродского (с. 352 – 356) | 16.05 | |
100 | Поэзия и судьба И. Бродского | Подготовиться к беседе по вопросам (с. 359 – 362); подготовиться к литературоведческому диктанту по основным понятиям раздела | 21.05. | |
101-102 | Современная литературная ситуация: реальность и перспективы | 22.05 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику Г.С.Меркина
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника Г.С.Меркина...
Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса
Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание материала, учебно-тематический план, требования к учащимся, критерии и нормы знаний ...
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса (базовый уровень)
Данная рабочая программа составлена на 2014 - 2015 учебный год с учетом требований и положений, изложенных в документах Министерства просвещения и науки РФ. В основу рабочей программы положена програм...
Рабочая программа по литературе для учащихся 8-х классов.
Рабочая программа по литературе для учащихся 8-х классов. УМК Б.А.Ланина...
Рабочая программа по литературе для учащихся 6а, 6в класса 2018/2019
Рабочая программа по литературе для 6 классов...
Рабочая программа по литературе для учащихся 5-9 классов
Программа по литературе для 5-9 классов составлена в соответствии с ФГОС ООО, ООП ООО «МБОУ «СОШ № 52», а также авторской программой (Программа общеобразовательных учрежд...
Рабочая программа по литературе для учащихся 10-11 классов
Программа по литературе для 10-11 классов составлена в соответствии с ФГОС ООО, ООП ООО «МБОУ «СОШ № 52», а также авторской программой (Программа общеобразовательных учре...