Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по предмету РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
учебно-методический материал по литературе на тему
Контрольно – измерительные материалы предназначены для проведения процедуры промежуточной аттестации обучающихся, получающих основное общее образование по предмету «Русская литература».
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ПРЕДМЕТУ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЗА КУРС 5 КЛАССА
- Цель – выявление уровня освоения образовательных результатов по русской литературе в соответствии с требованиями ООП и стандарта.
Название работы: Контрольный срез по русской литературе для учащихся 5 класса.
- Инструкция по выполнению работы.
На выполнение работы по литературе дается 40 минут. Работа включает 15 заданий. Читайте задания внимательно. На выданных вам листах нужно записать сначала номер задания, а рядом с ним- ответ.
Ответами к заданиям 1-15 является цифра, слово, словосочетание или развернутый ответ. Задания 1-15 могут выполняться в любой последовательности, при этом переписывать задания не нужно, достаточно указать их номер.
Оценка ставится за каждое задание. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Максимальное количество – 65 баллов.
Желаем успехов!
- Задания к тесту.
1. Назовите жанры приведенных отрывков.
а) Жил-был добрый царь Матвей; 5 б Жил с царицею своей
Он в согласье много лет; А детей все нет и нет.
б) Так царь возгласил, и с высокой скалы, Висевшей над бездной морской,
В пучину бездонной, зияющей мглы Он бросил свой кубок златой.
в) У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом;
г) Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня.
д) Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
2. Назовите автора, произведение и то, какому событию посвящены строчки: 3 б Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел
Звучал булат, картечь визжала, рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.
3. Перед вами отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Ответьте на вопрос: кому, что именно и за какую провинность отсек Руслан? 3 б
Тогда Руслан одной рукою Взял меч сраженной головы
И,___________ схватив другою,
Отсек ее…
4. Кому из литературных или сказочных героев принадлежат следующие предметы или свойства? Назовите героя, произведение и автора. 5 б
а) говорящее чудесное зеркало б) горошинка
в) острый сверкающий нож и меховая муфточка г) красные башмаки
д) «очков с полдюжины»
5. Соотнеси определения и термины, с которыми ты познакомился в 5 классе. 3 б
Басня
Сказка
Рассказ
‒1 это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.
‒2 это повествование о каком-нибудь случае из жизни, о том, что с вами произошло
‒3 это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.
‒4 один из основных стилей фольклора, эпическое, предпочтительно прозаическое произведение волшебного, рискованного либо бытового нрава с установкой на вымысел.
6. В названии произведений каких писателей встречается упоминание животного (или его клички), насекомого, рыбы или птицы? 5 б
7. Попробуйте найти к каждому слову первого столбика его постоянный эпитет из второго столбца (7 баллов)
Поле красное Трава чистое Месяц зелена Конь добрый Молодец красная Девица борзый Солнце ясный
8. Восстановите верные сочетания частей пословиц (4 б)
1. Не рой яму другому - не вытащишь и рыбку из пруда.1 2. Не плюй в колодец - сам туда попадешь. 2
3. Без труда - лучше новых двух 3
4. Старый друг - пригодится воды напиться. 4
9. Соедините героев литературных произведений и авторов этих произведений. Назовите произведения. 8 б
Васютка Д Дефо Филька В Астафьев Том Сойер М Твен Робинзон Крузо Н Гоголь Незнайка Н Носов Кале Блюмквист А Линдгрен
Герасим Левко
К Паустовский И Тургенев
10. Какое из устаревших слов является историзмом? 1б 1. десница
2. око
3. барщина 4. оброк
11. Кому и почему ты порекомендовал (а) бы прочитать рассказ В П Астафьева «Васюткино озеро» 6 б
12. Назовите героя , автора и название произведения 9 б
А) Она была кругла, как пышка, и упруга, как мячик…
На ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день вплетали алую ленту.
Б) Он «мужчина грузный, толстый, весь красный» В) Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла; Своенравна и ревнива
13. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов к слову «эпитет», не забудьте привести примеры. 4 б
14. Как называется цикл повестей Н В Гоголя, в которую включена повесть «Ночь перед Рождеством»? 1б
А) «Портрет» Б) « Шинель»
В) «Вечера на хуторе близ Диканьки» Г) «Миргород»
15. Назовите способ рифмовки. 1б Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продавши, встала
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения итоговой аттестации
Код раз-дела | Код контроли-руемого элемента | Элементы содержания. проверяемые заданиями контрольной работы |
1 | Теория литературы | |
1.1 | Роды литературы | |
1.2 | Жанры литературы | |
1.3 | Выразительные средства | |
1.4 | Рифма стихотворения | |
1.5 | Размер стихотворения | |
1.6 | Способ рифмовки | |
2 | Содержание произведения | |
2.1 | Знание автора | |
2.2 | Знание героев | |
2.3 | Основная идея произведения | |
2.4 | Тема | |
2.5 | Эпиграф | |
2.6 | Восстановить строки | |
2.7 | Говорящие предметы, детали | |
3 | Комплексный анализ текста | |
3.1 | Язык и стиль (логичность, ясность, речевая грамотность) | |
3.2 | глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка (для литературно-творческой работы) | |
4 | Речь | |
4.1 | Собственное мнение учащихся ( речевая грамотность, образность языка, язык стиль изложения) | |
5 | Знание произведений зарубежной и русской литературы 20 века | |
5.1 | Название произведений и автор | |
5.2 | Тема произведений | |
5.3 | Герои произведений | |
5.4 | Из истории создания | |
5.5 | События, описываемые в произведении | |
6 | Фольклор | |
6.1 | Жанры фольклора | |
6.2 | Пословицы и поговорки |
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения итоговой аттестации
Код раз-дела | Код контроли-руемого элемента | Элементы содержания. проверяемые заданиями контрольной работы | Номер задания | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполненное задание |
1 | 1.2 6.1 | Жанры произведений Жанры фольклора | 1 | Б | 5 |
5 | 5.1 5.5 | Название произведения, автор, события | 2 | Б | 3 |
2 | 2.6 | Восстановить строки | 3 | Б | 3 |
2 | 2.7 | Говорящие предметы | 4 | Б | 5 |
1 | 1.2 | Жанры | 5 | Б | 3 |
2 5 | 2.7 5.1 | говорящие предметы, детали, название произведений | 6 | Б | 5 |
6 1 | 6.1 1.3 | Фольклор , выразительные средства | 7 | Б | 7 |
6 | 6.2 | Фольклор пословицы | 8 | Б | 4 |
5 | 5.1 5.3 | Название, герои, автор | 9 | Б | 8 |
1 | 1.3 | Выразительные средства | 10 | Б | 1 |
4 | 4.1 | Речь , собственное изложение | 11 | Б | 6 |
5 | 5.1 5.3 | Название, герои, автор | 12 | Б | 9 |
4 1 | 4.1 1.3 | Выразительные средства, речь | 13 | Б | 4 |
5 | 5.1 | Название произведений, сборников писателя | 14 | Б | 1 |
1 | 1.6 | Способ рифмовки | 15 | Б | 1 |
Спецификация контрольных материалов для проведения контрольной работы по литературе в 5 классе
1. Назначение контрольной работы - оценить уровень подготовки по литературе обучающихся в 5 классе.
2.Документы, определяющие содержание контрольной работы
Содержание контрольной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта по литературе
3.Характеристика структуры и содержания контрольной работы Работа включает в себя 15 заданий.
Ответами к заданиям 1-15 является цифра, слово, словосочетания или развернутый ответ 4. Распределение заданий по частям контрольной работы
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Типы заданий |
Часть 1 | 15 | 65 | Задание с кратким ответом и развернутым ответом |
Часть 2 |
5. Распределение заданий контрольной работы по основным содержательным разделам курса русского языка.
Содержательные разделы | Количество заданий | Максимальный первичный балл |
Теория литературы | 6 | |
Содержание произведений | 3 | |
Речь | 2 | |
Знание произведений русской и зарубежной литературы | 8 | |
6. Распределение заданий контрольной работы по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 100 баллам |
Базовый | 15 | 65 | |
Высокий | 0 | 0 | |
Ответы к контрольному срезу
1. А сказка Б баллада
В поэма (вступление) Г стихотворение
Д пословица
2.. М. Ю .Лермонтов, «Бородино», Бородинское сражение 3…отсек голову у колдуна за то, что он похитил Людмилу 4. а- мачеха, Пушкин, « Сказка о мертвой царевне»;
б - горошина, Андерсен, «Принцесса на горошине»
в- маленькая разбойница, Андерсен, «Снежная королева» г – героиня сказки Андерсена «Красные башмаки»
д – Мартышка, басня Крылова «Мартышка и очки»
5. басня-3 Сказка-1 Рассказ-2
6. «Каштанка» и «Хамелеон» А П Чехов, «Муму» И С Тургенев, «Белый пудель» А И Куприн, «Щелкунчик и Мышиный король» Гофман и др.
7. Поле-чистое Трава зелена Месяц ясный Конь борзый Молодец добрый Девица красная Солнце красное 8. 1-2
2-4 3-1 4-3
9 Васютка 1 Д Дефо4 Филька 2 В Астафьев 1 Том Сойер 3 М Твен3 Робинзон Крузо4 Н Гоголь 8 Незнайка 5 Н Носов5 Кале Блюмквист 6 А Линдгрен 6
Герасим 7 К Паустовский 2 Левко 8 И Тургенев 7
10. 4 11. –
12. А Соня Короленко «В дурном обществе» Б татарин Толстой «Кавказский пленник»
В мачеха А С Пушкин «Сказка о мертвой царевне»
13. Художественное определение предмета (скучная дорога, добрый молодец и т.д) 14. В
15. перекрестная
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ПРЕДМЕТУ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЗА КУРС 6 КЛАССА
- Цель – выявление уровня освоения образовательных результатов по русскому языку в соответствии с требованиями ООП и стандарта.
- Промежуточная аттестация по литературе в 6 классе проводится в форме теста, состоящего из вопросов и заданий трех уровней.
Первый уровень вопросов (А) – наиболее простой. Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов этой части -7 баллов. На выполнение части А – отводится 5-10 минут.
Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа, однако этот ответ односложен (состоит из 1 – 3 слов). За каждое верное выполненное задание части В начисляется от 1 до 3 баллов, в зависимости от типа задания. Максимальное количество балов – 6. Примерное выполнение задания 10 минут.
Наиболее сложным является третий уровень (С). Вопросы этого уровня побуждают учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, опираясь на изученный материал. Однако ответ на вопрос уровня С не должен быть слишком большим – достаточно 3-5 предложений.
Критерии оценивания ответа к заданию С1 | Балл |
1. Содержание ответа (сочинение) Работа соответствует теме и заданию. Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания. | 1 0 |
2. Речевое оформление ответа (сочинения) Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения. Допущена одна логическая ошибка. Допущено более 1 логической ошибки. Точность и выразительность речи. Однообразие грамматического строя речи. Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи. | 2 1 0 2 1 0 |
3. Грамотность. Соблюдены орфографические нормы. Допущена 1 ошибка. Допущено более 1 ошибки. Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка). Допущены 1-2 ошибки. Допущено более 2 ошибок. Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет). Допущены 1-2 ошибки. Допущено более 2 ошибок. Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок). Допущены 1-2 ошибки. Допущено более 2 ошибок. | 2 1 0 2 1 0 2 1 0 2 1 0 |
Максимальное количество баллов за часть С | 13 |
Время выполнения части С – 15-20 минут.
Максимальное количество баллов за верно выполненный тест – 26 баллов, время выполнения – 40 минут.
Промежуточная итоговая аттестация по литературе за 6 класс
Фамилия_______________________Имя______________Класс________
А-1. Когда начало складываться летописание на Руси? 1. 11 век
2. 10 век 3. 9 век 4. 12 век
А-2. Басни этого баснописца легли в основу многих басен 1. Эзоп
2. И.А.Крылов 3. Лафонтен
4. М.В.Ломоносов
А-3. Дубровский в конце романа… 1. Уезжает в Петербург
2. Погибает от выстрела князя Верейского 3. Возвращается к разбойникам
4. Оставляет разбойников и уезжает за границу
А-4. С какой целью Н. А. Некрасов вводит в стихотворение «Песню мертвецов»? 1. Вызвать сострадание к тяжелому положению народа
2. Ради оригинальности 3. Напугать читателя
4. Показать широкую панораму России
А-5. От лица какого персонажа ведется повествование в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?
1. От лица писателя
2. От лица одного из мальчиков 3. От лица охотника
4. От лица помещика
А-6. Накануне какого праздника происходят события в рассказе А.Куприна «Чудесный доктор»?
1. Пасха
2. Новый год 3. Масленица 4. Рождество
А-7. Что стало причиной скандала в рассказе В.Шукшина «Критики»? 1. Насмешка над дедом московских гостей
2. Спор по поводу телепередачи 3. Неинтересный фильм
4. Невнимание внука к деду
В-1. Какие тропы использованы в данном отрывке из стихотворения Ф.Тютчева? Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат, В снега и метели
Закутавшись, спят. Их тощая зелень,
Как иглы ежа…
В-2. Что называется эпическим произведением средней формы с несколькими сюжетными линиями?
В-3. К какому жанру относится произведение Н.Лескова «Левша»?
С-1. Чему учит рассказ А.Платонова «Неизвестный цветок»?
Ключи
Вариант | А-1 | А-2 | А-3 | А-4 | А-5 | А-6 | А-7 | В-1 | В-2 | В-3 |
1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 3 | 4 | 1 | метафора, олицетворение, эпитет, сравнение | повесть | сказ |
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»; 60-80% - оценка «4»;
40-60% - оценка «3»; 0-40% - оценка «2».
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ПРЕДМЕТУ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЗА КУРС 7 КЛАССА
- Цель – выявление уровня освоения образовательных результатов по русскому языку в соответствии с требованиями ООП и стандарта.
На выполнение работы отводится 45 мин.
Вариант 1
Прочитайте текст. Выполните задания.
(1) Ирина была права, когда говорила, что восторги моего брата распространялись лишь на то, что было его личной собственностью. (2)Так как природа и люди персонально Владику не принадлежали, он имел к окружающему миру массу претензий. (3)Чтобы заслужить его хорошее отношение, надо было поспешно стать двоечником, приобрести отталкивающую внешность и жить в тяжелых домашних условиях. (4)Если же моего брата кто-нибудь раздражал, значит, этот человек обладал достоинствами или вещами, которых у Владика не было, но которые он хотел бы заполучить.
- Когда мы были в третьем классе, его недовольство обрушилось на сидевшего впереди нас Петю Кравцова. (6)Истинный порок Пети состоял в том, что у него была толстая многоцветная шариковая ручка, похожая на модель ракеты. (7)Внешне она была золотой и стоила, как с придыханием сообщил Владик, очень дорого. (8)Одна эта ручка магнитом притянула к Пете столько разных изъянов, что неясно было, как они умещались в его невместительном, хрупком теле, в его белобрысой голове с простодушным, стриженым затылком.
- Владик стал самозабвенно копить деньги. (10)Я понял, что он хочет купить ракетообразную ручку, из боеголовки которой выскакивали разноцветные стержни.
- — В ларьке есть почти такая же ... но дешевле, — сказал я.
- — Дешёвое дороже обходится! — оглядевшись по сторонам, открыл мне житейскую тайну Владик. (13) — В магазинах надо покупать, а не в ларьках!
(А. Алексин)
1.Озаглавьте текст. Определите основную мысль.
2.Какое из высказываний содержит ответ на вопрос: «Какое чувство вызывал у Владика человек, превосходящий его какими-либо достоинствами?»
такой человек вызывал у Владика желание подружиться
такой человек вызывал уважение и интерес
такой человек раздражал Владика
4) такой человек был безразличен Владику
3.Почему автор называет героя Владиком?
Такая форма имени говорит...
об очень юном возрасте героя
- о теплом отношении рассказчика к герою
- о близких отношениях рассказчика и героя
- о гордости, которую испытывает рассказчик по отношению к герою
4. Замените наречие ПЕРСОНАЛЬНО (предложение 2) синонимичным. Запишите этот синоним.
5. Из предложения 10 выпишите слово с орфограммой «Правописание безударных личных окончаний глаголов» .
6. Из предложения 8 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от ее значения.
7. Из предложений 5-7 выпишите причастие.
8. Из предложения 10 выпишите все служебные части речи.
9. Укажите, сколько грамматических основ в предложении 5.
10. Выпишите грамматическую основу из предложения 9.
11. Среди предложений 4-6 найдите предложение с однородными членами. Напишите его номер.
12. Среди предложений 9-13 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите его номер.
13. В приведенном ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения.
Одна эта ручка магнитом притянула к Пете столько разных изъянов,1 что неясно было,2 как они умещались в его невместительном,3 хрупком теле,4 в его белобрысой голове с простодушным,5 стриженым затылком.
14. Среди предложений 5 – 11 найдите предложение с прямой речью. Напишите его номер
Вариант 2
Прочитайте текст. Выполните задания.
(1)В городе стемнело. (2)Уже не видно лунных цирков в корочке осевшего снега. (3)Уже на елочках нельзя отличить молодые, нежные иголки от старых, колючих и жестких.
Уже скрылись из глаз скользкие серебристые сосульки.
Но, хотя земля повернулась к солнцу другим боком, в городе тепло, и невидимые сосульки продолжают таять.
По городу идет мальчик с коньками под мышкой.
В темноте не видно, что одна пуговица вырвана с мясом, а на шарфе чернильное фиолетовое пятно. (8)И не видно, что он вырос из пальтишка и из лыжных брюк. (9)Все ему коротко, все не по росту. (10)Но кто виноват, что мальчики так быстро растут?
(11)На каком ухе сидит старенькая шапка? (12)Не все ли равно! (13)Когда весна своим теплом, влажным дыханием касается лица, это не имеет значения: уши не мерзнут. (14)И только ботинки, набегавшиеся за день по лужам, промокли, и ногам холодно.
(Ю. Яковлев)
1.Озаглавьте текст. Определите основную мысль.
2.Какое из высказываний противоречит содержанию данного текста?
В сумерках не видно, во что одет мальчик.
Все описанное в тексте происходит ранней весной.
Мальчик чувствует себя одиноким и несчастным.
Мальчику в течение дня пришлось много ходить по лужам, и ботинки промокли.
3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «Весна... касается лица» (предложение 13).
олицетворение
эпитет
сравнение
гипербола
4.Укажите лексическое значение слова ИГОЛКА (предложение 3).
заостренный металлический стержень с ушком для вдевания нити
острый шпиль здания
предмет, заостренный с одного конца
лист хвойного дерева
5. Подберите антоним к слову СТЕМНЕЛО (предложение 1).
6. Из предложений 4-5 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне.
7. Из предложений 13-14 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
8. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.
9. Из предложений 2-3 выпишите причастие.
10. Выпишите грамматическую основу из предложения 1.
11. Среди предложений 4, 5, 7 найдите простое предложение. Напишите его номер.
12. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, выделяющие причастный оборот.
И только ботинки,1 набегавшиеся за день по лужам,2 промокли,3 и ногам холодно.
13. Напишите, какой частью речи является слово ВЫРВАНА (предложение 7).
14. Выпишите все служебные части речи из предложения 3.
Критерии оценивания работы
Работа проверяется экспертом, который является учителем русского языка, в соответствии с ответами и критериями оценивания. Задание считается выполненным, если выбранный учащимся ответ совпадает с верным ответом. Задания 2 - 14 оцениваются в 0 или 1 балл. Задание 1 оценивается в 0, 1 или 2 балла.
Максимальное количество баллов – 15
Тестовый балл, полученный обучающимся по результатам выполнения работы, переводится в отметку. Шкала пересчета тестового балла в школьную отметку приведена в таблице 1.
Таблица 1
Шкала перевода в пятибалльную систему
«2» | «3» | «4» | «5» |
0- 5 баллов | 6 - 10 баллов | 11 -13 баллов | 14 – 15 баллов |
Ключи
№п/п | Вариант 1 | Вариант 2 |
Зависть | Весна в городе | |
3 | 3 | |
3 | 1 | |
лично | 4 | |
хочет | рассвело | |
притянула | солнцу | |
сидевшего | касается | |
что, из | 3 | |
2 | осевшего | |
Владик стал копить | стемнело | |
4 | 4 | |
12 | 12 | |
12 | причастие (краткое) | |
11 | на, от, и |
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ПРЕДМЕТУ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЗА КУРС 8 КЛАССА
- Цель – выявление уровня освоения образовательных результатов по русскому языку в соответствии с требованиями ООП и стандарта.
- Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по литературе дается 40 минут. Работа включает 13 заданий. Читайте задания внимательно. На выданных вам листах нужно записать сначала номер задания, а рядом с ним- ответ.
Задание оценивается:
- композиционная стройность, язык и стиль изложения (логичность, ясность, речевая грамотность) – до 5 баллов;
- глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка (для литературно-творческой работы) – до 15 баллов.
Ответами к заданиям 2-13 является цифра, слово, словосочетание или развернутый ответ.
Задания 2-13 могут выполняться в любой последовательности, при этом переписывать задания не нужно, достаточно указать их номер.
Оценка ставится за каждое задание. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Максимальное количество – 53 балла. Желаем успехов!
- Задания.
1. Сделайте комплексный анализ художественного текста или ответьте на вопросы: а) Как вы понимаете название произведения?
б) С помощью каких художественных средств автор характеризует своих героев? Какие чувства вызывает у вас героиня и её муж?
в) Есть ли здесь образ автора, что о нём можно сказать?
г) Какие выражения приближают повествование к естественной разговорной речи, каково их назначение в рассказе? 20 б
В. Астафьев
Если это любовь
В купе поезда, куда я вошел с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках. Обутая и ободренная, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно. Инвалид принялся заправлять постели. Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро - привык, видать, заниматься домашними делами. Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.
- Мурочка! Все в порядке, - известил он даму и присел к столику.
Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: "Вот как он меня любит!” Инвалид по-собачьи преданно перехватил ее взгляд, подтвердил: "Вот как я ее люблю!" Потом они перепирались насчет нижнего места, и дама снисходительно уступила:
- Ну, хорошо, хорошо! - Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.
Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку - не получилось. Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки: не потревожил ли ее?
- Да ложись ты, ради Бога, ложись! Что ты возишься? - строго молвила дама, и супруг ее снова заизвинялся, заспешил.
Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. Познакомились. Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.
Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться
боялся, чтоб не потревожить свою Мурочку. И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я ее понимаю как-то упрощенно, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно.
2. Напишите эпиграф к повести «Капитанская дочка» А С Пушкина 1б
3. Кто дал сюжет Н. В. Гоголю для пьесы «Ревизор»? 1б
4. В левом столбике расположены отрывки из поэтических использованы тропы, в правом - даны их названия, но Восстановите правильный порядок. 4б
текстов, порядок
в которых перепутан.
1.Скинуло кафтан зеленый лето Отсвистели жаворонки всласть… | А) сравнение |
2.Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной. | Б) метонимия |
3.Раненым медведем Мороз ревет | В) олицетворение, метафора |
4.Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла - все кипит. | Г) эпитет, олицетворение |
5. Назовите жанр лирического произведения, написанного возвышенным стилем и воспевающего кого-либо или какое-нибудь торжественное событие. 1б
А) баллада Б) ода
В) песня Г) сонет
6. Определите стихотворный размер приведенного отрывка: 1б Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где сеятеь твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал
7. Назовите лирико-эпический жанр стихотворного повествования с развернутым сюжетом и ярко выраженной оценкой того, о чем повествуется: 1б.
А) баллада
Б) поэма
В) былина
Г) эпопея
8. Узнайте героев. Укажите произведение, жанр, автора.
а) Стремянной, за трезвое поведение был пожалован одному недорослю в дядьки. Под его надзором дитя на 12-м году жизни выучился русской грамоте и мог «здраво судить о свойствах борзого кобеля», а также был умыт, причёсан, накормлен. 3б
б) Искусный мастеровой, воплощающий поразительное умение русского народа, а также и достоинства, и пороки простого русского народа; человек, наделённый талантом, но не имеющий даже собственного имени; «косой…, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны». 3б
в) Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем мне уже минуло шестнадцать лет. Тут моя судьба переменилась.
г) Он – ничтожный «елистратишка», самозабвенно отдающийся собственной лжи, действующий импульсивно и «вдруг», соединяющий несоединимое; у него «лёгкость необыкновенная в мыслях», и автором он, несмотря на то что «фитюлька», поставлен на центральное место. 3б
9. Приведите примеры из русской литературы 20 века, где герои – ваши сверстники.5б
10. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов к слову «рифма», не забудьте привести примеры. 4 б
11. Назовите способ рифмовки 1 б Мы ждали третий день,
Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.
12. Назовите положительное лицо в комедии Н В Гоголя «Ревизор» 1 б 13. Назовите основную идею поэмы М Ю Лермонтова «Мцыри» 1б
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения итоговой аттестации
Код раз-дела | Код контроли-руемого элемента | Элементы содержания. проверяемые заданиями контрольной работы |
1 | Теория литературы | |
1.1 | Роды литературы | |
1.2 | Жанры литературы | |
1.3 | Выразительные средства | |
1.4 | Рифма стихотворения | |
1.5 | Размер стихотворения | |
1.6 | Способ рифмовки | |
2 | Содержание произведения | |
2.1 | Знание автора | |
2.2 | Знание героев | |
2.3 | Основная идея произведения | |
2.4 | Тема | |
2.5 | Эпиграф | |
3 | Комплексный анализ текста | |
3.1 | Язык и стиль (логичность, ясность, речевая грамотность) | |
3.2 | глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка (для литературно-творческой работы) | |
4 | Речь | |
4.1 | Собственное мнение учащихся ( речевая грамотность, образность языка, язык стиль изложения) | |
5 | Знание произведений зарубежной и русской литературы 20 века | |
5.1 | Название произведений и автор | |
5.2 | Тема произведений | |
5.3 | Герои произведений | |
5.4 | Из истории создания | |
6 | Фольклор | |
6.1 | Жанры фольклора |
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения итоговой аттестации
од раз-дела | Код контроли-руемого элемента | Элементы содержания. проверяемые заданиями контрольной работы | Номер задания | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполненное задание |
3 | 3.1 3.2 | Язык, стиль, глубина, самостоятельность в раскрытии темы, язык | 1 | В | 20 |
2 | 2.5 | Эпиграф | 2 | Б | 1 |
5 | 5.4 | Из истории создания | 3 | Б | 1 |
1 | 1.3 | Выразительные средства | 4 | Б | 4 |
1 | 1.2 | Жанры | 5 | Б | 1 |
1 | 1.5 | Размеры стихотворения | 6 | Б | 1 |
1 | 1.2 | Жанры | 7 | Б | 1 |
5 | 5.1 5.3 | Знание произведений | 8 | Б | 12 |
5 | 5.3 | Знание произведений | 9 | Б | 5 |
1,4 | 4.1 1.3 | Речь Выразительные средства | 10 | Б | 4 |
1 | 1.6 | Способ рифмовки | 11 | Б | 1 |
5 | 5.4 | Из истории создания | 12 | Б | 1 |
2 | 2.3 | Идея произведения | 13 | Б | 1 |
Спецификация контрольных материалов
для проведения контрольной работы по литературе в 8 классе
1. Назначение контрольной работы- оценить уровень подготовки по литературе обучающихся в 8 классе.
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы. Содержание контрольной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта по литературе
3. Характеристика структуры и содержания контрольной работы Работа включает в себя 13 заданий.
Ответами к заданиям 2-13 является цифра, слово, словосочетания или развернутый ответ Задание 1 оценивается:
- композиционная стройность, язык и стиль изложения (логичность, ясность, речевая грамотность) – до 5 баллов;
- глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка (для литературно-творческой работы) – до 15 баллов.
4. Распределение заданий по частям контрольной работы
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Типы заданий |
Часть 1 | 1 | 20 | Задание с развернутым ответом |
Часть 2 | 12 | 33 | Задания с кратким ответом |
5. Распределение заданий контрольной работы по основным содержательным разделам курса русского языка
Содержательные разделы | Количество заданий | Максимальный первичный балл |
Теория литературы | 6 | |
Содержание произведений | 2 | |
Комплексный анализ текста | 1 | |
Речь | 1 | |
Знание произведений русской и зарубежной литературы | 5 | |
6. Распределение заданий контрольной работы по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за |
всю работу, равного 100 баллам | |||
Базовый | 12 | 33 | |
Высокий | 1 | 20 | |
итого | 13 | 53 |
Ответы к контрольному срезу 2 «Береги честь смолоду»
3 А С Пушкин 4 1-В
2-Г 3-А 4-Б
5 Б
6 дактиль 7 поэма
8 А) Пушкин Савельич «Капитанская дочка» Б) Лесков «» Левша» Левша
В) Гринев Петр А С Пушкин «Капитанская дочка» 9 –
10-
11 ямб 12 смех
13 Призыв к свободе
Предварительный просмотр:
8.Задания к тесту.
1 вариант
Часть 1
1. Определите, какой из перечисленных жанров является эпическим
А. ода Б. рассказ В. комедия
2. Кульминация – это
А. момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении
Б. ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта
В. это событие, которое является началом действия, она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.
3. Какое направление в художественной литературе имеет следующие черты: обращение к образам и формам античного искусства, торжество разума, единство места, времени и действия
А. классицизм Б. романтизм В. реализм
4. К какому произведению А.С. Пушкина эпиграфом была взята пословица: «Береги честь смолоду»
А. «Дубровский» Б. «Евгений Онегин» В. «Капитанская дочка»
5. С какой целью ввел Н.В. Гоголь в поэму «Мертвые души» одинаковую для всех помещиков систему описания?
А. для удобства читателей
Б. выделить черты каждого помещика
В. показать, что при всем различии во внешности у них одна сущность.
6. Какое определение нравам города Калинина дал Кулигин в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
А. непросвещенные Б. дикие В. жестокие
7.Почему А. С. Одинцова не ответила взаимностью на чувство Базарова? А. она не испытывала к Базарову чувства любви
Б. она презирала Базарова, так как он был низкого происхождения
В. она испугалась любви Базарова и решила, что «спокойствие лучше всего на свете»
8. Выберите недостающие слова из произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: «Я не тебе поклонился, я …поклонился»,- как-то дико произнес он».
А. «всем страдающим женщинам»
Б. «всему страдающему человечеству»В. «всем обиженным»
9. Каковы «движущие силы истории» по Толстому?
А. гениальная личность Б. случайное стечение обстоятельств В. народ
10.Многие из героев пьесы живут прошлым, некоторые – будущим. Один из героев живёт настоящим. Кто?
А. Раневская Б. Трофимов В. Лопахин
Часть 2
1. О каком средстве художественной выразительности идет речь:
- стилистическая фигура контраста в художественной речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний.
2.По отрывку из произведения, предложенному вашему вниманию, определите автора и название художественного произведения:
«чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…»
3. О каком писателе или поэте 19 века идет речь:
Детские годы провел в селе Грешнево на берегу Волги. Отец был убежденным крепостником, длясыны он избрал карьеру военного, но сын его ослушался. За это непокорный сын был лишен материальной поддержки отца. Огромная заслуга в формировании личности принадлежит Белинскому. 1847-1866 гг. - редактор журнала «Современник».
4.Определите автора и название произведения по представленным персонажам:
Ольга Ильинская, Штольц.
5. Установите соответствия между названиями произведений и их авторами:
1. Н.А. Некрасов
2.И.С. Тургенев
3. А.Н. Островский
4. А.С. Пушкин
5. А.П. Чехов
А. «На холмах Грузии»
Б. « Ионыч»
В. «Записки охотника»
Г. «Железная дорога»
Д. «Гроза»
2 вариант
Часть 1
1. Определите, какой из перечисленных жанров является драматическим
А. трагедия Б. повесть В. поэма
2. Экспозиция – это
А. момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении
Б. ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта
В. это событие, которое является началом действия, она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.
3. Какое направление в художественной литературе имеет следующие черты: стремление к идеалу, интерес к героическому прошлому и внутреннему миру героя
А. классицизм Б. романтизм В. реализм
4.Определите, какой мыслью одержим Мцыри из одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова?
А. вырваться на свободу Б. вернуться на Родину В. не стать монахом
5. По какому принципу построена поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
А. по принципу «нисходящего» развития образов помещиков
Б. по трем кругам: помещики, чиновники, Чичиков
В. по принципу чередования сюжетных и внесюжетных элементов
6.Определите кульминацию пьесы «Гроза»
А. решение Катерины взять ключ
Б. публичное покаяние Катерины В. финальный монолог Катерины
7. Как автор объяснял неожиданную и нелепую смерть Евгения Базарова? А. И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, бесполезны
Б. И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, преждевременны, опережают время
В. И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, не принесут ничего России, кроме вреда
8. Согласно теории Раскольникова
А. обыкновенные люди совершают преступления. Б. все люди имеют право совершать преступления.
В. люди разряда «право имеющие» двигают мир и ведут его к цели, поэтому имеют право на «кровь по совести», если это необходимо для достижения цели.
9. В чем заключается основной принцип психологизма Л.Н. Толстого?
А. «диалектика души» - т.е. изображение внутреннего мира человека
Б. изображение изменения внутреннего мира человека в экстремальных ситуациях В. изображение детали как отражение внутреннего мира человека
10. В чём особенность диалогов в пьесе «Вишнёвый сад»?
А. они построены как диалоги – монологи
Б. они построены как классические диалоги – реплика является ответом на предыдущую
В. они построены как неупорядоченный разговор (персонажи не слышат друг друга)
Часть 2
1. О каком средстве художественной выразительности идет речь:
- вид тропа, основанный на чрезмерном преувеличении свойств изображаемого предмета.
2.По отрывку из произведения, предложенному вашему вниманию, определите автора и название художественного произведения:
«Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нём серыми облаками. "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал… Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кромеего. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!. .»
3. О каком писателе или поэте 19 века идет речь:
Родился в Таганроге, отец был хозяином мелочной лавки. Сам себя он называл «коммерсантом». Своих детей содержал в строгости. Они должны были учиться, работать в отцовской лавке и петь в созданном отцом же церковном хоре. После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд становится основным источником заработка
4.Определите автора и название произведения по представленным персонажам:
Яким Нагой, Гриша Добросклонов, Матрена Тимофеевна.
5. Установите соответствия между названиями произведений и их авторами:
1. М.Ю. Лермонтов
2. Ф.М. Достоевский
3. Ф.И. Тютчев
4. М.Е. Салтыков
5. А.П. Чехов
А. «Умом Россию не понять»
Б. «Крыжовник»
В. «Смерть поэта»
Г. «Мальчик у Христа на елке»
Д. «История одного города»
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ПРЕДМЕТУ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЗА КУРС 10 КЛАССА
- Цель – выявление уровня освоения образовательных результатов по русскому языку в соответствии с требованиями ООП и стандарта.
2. Назначение диагностической работы.
Диагностическая работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 10-х классов содержания курса литературы по программе, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения, и диагностики сформированности учебных умений.
3.Структура диагностической работы.
Каждый вариант диагностической работы состоит из 15 заданий: 10 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных и 5 заданий, в которых нужно соотнести вопрос с ответом.
4. Время выполнения работы.
На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.
5. Критерии оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задания с 1 по 14 оцениваются 1 баллом, 15 задание -5 баллами (за каждый правильный ответ 1 балл). Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 19 баллов. За выполнение диагностической работы обучающиеся получают оценки по пятибалльной шкале. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
балл | 0-10 | 11 -13 | 14-16 | 17-19 |
6. Распределение заданий диагностической работы по содержанию.
Проверочные материалы включают основные элементы содержания курса литературы основной школы.
Распределение заданий по основным содержательным блокам (темам, разделам) учебного курса представлено в таблице:
Содержательные блоки | Число заданий |
Из теории литературы | 4 |
Из литературы первой половины XIX-го века | 2 |
Из литературы второй половины XIX-го века | 9 |
Итого: | 15 |
7.Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки элементов содержания и требований к уровню подготовки
учащихся 10 классов
Код | Проверяемые элементы содержания |
1. Основные теоретико- литературные понятия | |
1.6 | Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения |
1.7 | Литературные роды и жанры |
1.8 | Тема. Идея. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия. |
1.12 | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении |
4. Из русской литературы первой половиныXIX века | |
4.5 | А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка» |
4.8 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. |
4.10 | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» |
4.14 | Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» |
5. Из русской литературы второй половиныXIX века | |
5.1 | А.Н. Островский. Драма «Гроза» |
5.2 | И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» |
5.3 | Ф.И. Тютчев. Стихотворения. |
5.5 | И.А. Гончаров.Роман «Обломов» |
5.6 | Н.А. Некрасов. Стихотворения |
5.7 | Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» |
5.9 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» |
5.10 | Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» |
5.11 | Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» |
6. Из русской литературы конца XIX начала ХХ века | |
6.1 | А.П. Чехов. Рассказы |
6.2 | А.П. Чехов. Комедия «Вишневый сад» |
Ответы на вопросы
по литературе в 10 классе (итоговый контроль)
№ задан ия | № варианта | |
I | II | |
Часть 1 | ||
1 | Б | А |
2 | А | Б |
3 | А | Б |
4 | В | А |
5 | В | А |
6 | В | Б |
7 | В | Б |
8 | Б | В |
9 | В | А |
10 | В | В |
Часть 2 | ||
1 | антитеза | гипербола |
2 | А.П. Чехов «Крыжовник» | Л.Н. Толстой «Война им мир» |
3 | Н.А. Некрасов | А.П. Чехов |
4 | И.А. Гончаров «Обломов» | Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» |
5 | 1-Г, 2-В, 3-Д, 4- А, 5-Б | 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Д, 5-Б |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК.
Контрольно – измерительные материалы предназначены для проведения процедуры промежуточной аттестации обучающихся, получающих основное общее образование по предмету «Русский язык»....
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по предмету химия за 1 полугодие для 8 класса
В работе представлено распределение заданий по проверяемым предметным способам действия, критерии оценивания, 2 варианта работы...
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по предмету химия для 9 класса
Представлены задания по теме "Металлы", критерии оценивания...
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету "Музыка" 5-8 классы.
Музыкальная викторина, тестирование Музыка программа Е.Д. Кридская, Г.П. Сргеева. 2019 год.Полный анализ представлен в прекрепленном документе.Пожалуйста смотрите, пользуйтесь....
Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология» для _8_ класса
Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология» для _8_ класса. Содержит спецификацию контрольно–измерительны...
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по предмету «Родной (русский) язык» 7 класс
Часть А. Задания с выбором ответа. 9 заданий.Часть В. Задания с кратким ответом 7 заданий.Итого 16 вопросов, правильный ответ оценивается в 1 баллЧасть С. Задание с развёрнутым ответом. 17). Умен...
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по родной (русской) литературе за курс 7 класса
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по родной (русской) литературе за курс 7 класса...