И.А.Бунин Человек и природа в рассказе «Косцы»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

И.А. Бунин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i._bunin_kostsy.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

И.А.Бунин Человек и природа в рассказе «Косцы».

                                         Я пишу о красоте - всё равно, в чём бы она ни была,

                                  и даю читателю с природой часть своей души.

                                                                                                                                                     (И.А.Бунин)

1. О.Н.У.

2. Мотивация учебной деятельности

1. Чтение учителем стихотворения И.А.Бунина “И цветы, и шмели, и трава, и колосья...”

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - господь сына блудного спросит:

"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

 И забуду я всё - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

- Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А.Бунину.

- О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль? (В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя).

- Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное отходит на второй план. 

_ Как вы думаете,  почему я говорю о Бунине? Какова тема нашего урока? Задачи?

- В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина “Косцы”, который во многом близок этому стихотворению.

- Наша задача - выяснить, как представлена природа и народный труд в рассказе, а также определить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”. 

Итак, тема урока: … тема записывается не полностью (Человек и природа в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Косцы»), вероятнее всего, не зная содержания текста, учащиеся не смогут определить тему Родины, поэтому дописана тема будет в конце урока.

3. Актуализация знаний

- Можем ли мы с точностью определить, о чём рассказ? (Ученики предполагают, что рассказ о косцах, об этом свидетельствует название произведения).

- Кто может объяснить значение слова « Косцы»? 

Коса́рь   - тот, кто косит траву; косец.                                                                                                                                         

- А какова же основная мысль рассказа? (Не прочитав, определить невозможно).

4. Усвоение новых знаний

1)- Прежде чем мы перейдём к изучению рассказа «Косцы», познакомимся с его автором.

-Прочитайте высказывание И.А.Бунина и попробуйте пояснить смысл слов:

 Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает. (И.А.Бунин)

2) Рассказ о писателе.

(Творчество Бунина высоко оценено во всём мире. В 1933г. ему была присуждена Нобелевская премия - первому из русских писателей.)

А что такое Нобелевская премия? За какие заслуги она присуждается?

 Нобелевская премия, международная премия, названная в честь её учредителя - шведского инженера-химика Нобеля. Присуждается ежегодно с 1901г. За выдающиеся заслуги в области физики, химии, медицины, экономики, литературы, за деятельность по укреплению мира.

За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А.Бунину? Читаем в учебнике на стр. 3 эпиграф к разделу.

- Мировое признание И.А.Бунин получил за воссоздание русского характера, за воссоздание в творчестве образа России. Эта тема была ведущей в произведениях писателя. Этой теме и посвящен рассказ “Косцы”.

3) Чтение начала рассказа

 -Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.

- Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?

- Какие художественно-изобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас эти краски, запахи, звуки? Пользуйтесь памяткой (Эпитеты, олицетворения, метафоры).

- Выделите микротемы   (Тема труда, природы, народная песня, тема родины)

      Какой представлена природа в рассказе Бунина? Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой природы? Свои ответы подтверждайте текстом.

    Одним из эпиграфов к уроку являются слова И.А. Бунина: “Я пишу о красоте.. .всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души”. Как вы понимаете эти слова?

(Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость).

Удалось ли автору в данном описании “дать с природой часть своей души”?

А теперь обратимся к следующей теме - теме крестьянского труда. 

-  Кто герои рассказа? (Косцы, косари).

- Найдите их описание. (Стр.5)

- Какие слова вам показались непонятными? (Онучи, бахилы, ластовица).

Коса́рь   - тот, кто косит траву; косец.                                                                                                                                                 Бахилы - вид крестьянской обуви.                                                                                                                              Онучи - куски материи, наматываемые на ногу (голень).                                                                                                                Ластовица - матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой.

- Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? (“Охочи к работе”).

- Как понимаете эти слова? (Любят работать).

- А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).

- А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. (Стр.5-6). Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).

Мы рассмотрели изображение крестьянского труда в  худ. Произведении.

Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед вами репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова “Страдная пора (Косцы)” и А.А. Пластова “Сенокос”. Рассмотрите их.

Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу “Косцы”? А герои какой из картин ближе? Аргументируйте. ”.

-  Как вам кажется, автор относится к героям? Докажите ответ текстом. (Стр.6 “.. .и прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они...”. Рассказчик любуется и восхищается ими).

Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё?

(Они поют песню)

-В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть?

Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос.

(“.. .прелесть была в том, что мы дети своей родины.. .”и далее о родине стр.6.)

- Как вы понимаете эти строки? Что значат слова “.. .были все вместе”, “наш общий дом была - Россия...”?

(Русские люди едины в любви к Родине).

Так мы переходим к центральной теме-теме Родины.

5. Рефлексия

-Вашему вниманию представлены  репродукции картин. Какая из них, на ваш взгляд, наиболее полно отражает содержание рассказа И.А.Бунина? Аргументируйте свою точку зрения. (Подтверждение цитатами из текста).

- Обратимся ещё раз к формулировке темы урока.

- Может быть, упущено что-то важное?

(Формулировку темы нужно скорректировать, дополнив её словом РОДИНА). 

Итак, сегодня на уроке мы работали над темой «Человек и природа в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Косцы». Образ Родины».

6. Домашнее задание: Читать: И.А. Бунин. «Подснежник».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»

laquo;Человек и природа в рассказе  А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов в рамках предметной недели «Человек и природа» по рассказам Юрия Казакова « На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес»

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов   по рассказам Юрия Казакова  «На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес» было проведено в рамках  предмет...

Тема: Человек и природа в рассказе Ю. П. Казакова «Тихое утро». Взросление героев.

Ззнакомство  учащихся со своеобразием творческой манеры писателя;особенностями жанра рассказа.Через аналитическую работу с текстом показать взаимоотношения человека и природы, взросление героев, ...

Человек и природа в рассказе Ю. П. Казакова «Тихое утро». Взросление героев.

Знакомство  учащихся со своеобразием творческой манеры писателя, особенностями жанра рассказа. Через аналитическую работу с текстом показаны взаимоотношения человека и природы, взросление ге...

урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....

Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"

Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу  и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...