Урок литературы "Пословица ввек не сломится"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы о пословице разработан к учебнику Меркина Г.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
Тема: «Пословица ввек не сломится»
Класс: 5
Учитель: Онищенко Лилия Владимировна
Цели урока:
1. Выявить происхождение пословиц, познакомить школьников с различными видами пословиц, с наследием В.И. Даля.
2. Формировать навыки работы с учебником, таблицами. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и рассуждать.
3. Воспитывать в школьниках интерес к фольклору, любовь к родному слову; формировать представление об особенностях народного мировосприятия.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Организационный | Создание ситуации мотивации к обучению. Слово учителя: - Добрый день, дорогие пятиклассники. Улыбнитесь друг другу, ведь сегодня на уроке мы узнаем много интересного, а начать я его хочу такими словами: « Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет» | Приветствуют учителя и друг друга. | Готовность к учебно-познавательной деятельности. |
2. Целеполагание | - Как вы понимаете значение этого выражения? - Как называется это народное изречение? - Кто сможет догадаться, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? | Отвечают на вопросы, дополняя друг друга. Формулируют тему урока. Говорят, что речь пойдет о пословицах. | Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Извлекают необходимую информацию. Формулируют проблему. |
3. Актуализация опорных знаний | - Действительно, темя сегодняшнего урока звучит так: «Пословица ввек не сломится». Пословицы, переходя от поколения к поколению, формировали духовный и нравственный облик народа. О важном значении пословиц говорят они сами: На пословицу ни суда, ни расправы. Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз. На твою спесь пословица есть. Познакомьтесь с определением пословицы в учебнике. | Слушают учителя, обращаются к учебнику, знакомятся с определением пословицы | Умение слушать, извлекать необходимую информацию из текста учебника. |
4. Открытие нового знания | Слово учителя. Виды пословиц и поговорок. - В пословицах отражают исторические события, представления народа о нравственности, семейном быте, качествах характера людей. Известным собирателем пословиц был В.И. Даль. Послушайте сообщение о нем, подготовленное вашим товарищем. Беседа об услышанном: - Назовите наиболее известные труды В.И. Даля, какие тематические разделы выделены в сборнике «Пословицы русского народа». | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) Слушают, воспринимают отвечают на вопросы. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование; логические: решение проблемы, построение логической цепи, рассуждений, доказательства, выдвижения гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Физкульт минутка | Раз - подняться потянуться, два – согнуться разогнуться, три - в ладоши три хлопка, головою три кивка, на четыре – руки шире, пять – руками помахать, шесть – на стульчик тихо сесть | Выполняют упражнения. | |
6. Первич- ное закрепле-ние. Самостоятельная работа с учебником и таблицей. Просмотр Мультфильма режиссера Дмитрия Резчикова “Черевички”. | - А теперь прочитайте статью учебника, заполните таблицу, что нашло отражение в пословицах. Проведите проверку выполненного задания у своего товарища. - А теперь я предлагаю посмотреть короткий мультипликационный сюжет о пословице. | Самостоятельная работа. Читают статью учебника, рассуждают. Заполняют таблицу в рабочих тетрадях. Осуществляют взаимопроверку. Работа в парах. | Контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения; личностные: самоопределение. Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; рефлексия способов в условии действия; коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | - Давайте подумаем, почему необходимо изучать пословицы, чему они нас учат. (Пословицы утверждают добро, правду). Ведь русская пословица «ввек не сломится». Если вам понравился урок, к солнышку на доске прикрепите лучик с пословицей (лучики находятся на парте у детей). | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |
8. Домашнее задание. | Составить вопросы к статьям учебника и подготовить ответы на них. Нарисовать иллюстрацию к пословице и комментарий к ней. Выучить определение пословицы. Индивидуальное задание: подготовить сообщение об альбоме «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова» | Уточняют задание. Записывают задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Сломай сигарету"
Буклет Управления образования Администрации Зырянского района Томской области по профилактике табакокурения...

Авторская презентация «Славься битвой исполинской, Славься ввек, Бородино!»
Основной целью работы является воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине, верности долгу, уважения к русской истории. Поскольку я работаю в специа...
Презентация недели, посвященной Войне 1812 года: "Славься ввек, Бородино!"
Фотоматериалы по проведению Недели....

Классный час: «Дружба крепкая не сломается…»
Цель: расширение знаний детей о взаимоотношениях людей; прививать значимость чувства дружбы;Задачи: · развивать речь и мышление учащихся;·...

презентация «Дружба крепкая не сломается…»
Цель: расширение знаний детей о взаимоотношениях людей; прививать значимость чувства дружбы;Задачи: · развивать речь и мышление учащихся;·...