План-конспект урока в 7 классе по литературе. Тема: Биография И.С.Тургенева. Рассказ «Бирюк».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Конспект урока по литературе, включающий необходимые по ФГОС этапы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_po_turgenevu_v_7_klasse_fayzrahmanova_r.n.docx | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока в 7 классе по литературе.
Тема: Биография И.С.Тургенева. Рассказ «Бирюк».
Цель: расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя, изучить рассказ «Бирюк». | Задачи урока: - актуализировать знания учащихся о писателе; познакомиться с фактами биографии, связанными с «Записками охотника»; - совершенствовать навыки характеристики героя; - углубить понятие о русском национальном характере; - обеспечить развитие речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений; - воспитать интерес к произведениям автора. |
Душа моя, все мысли мои в России.
И.С.Тургенев
ХОД УРОКА
- Организационный момент – 1 минута.
Слово учителя:
- Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке литературы. Вижу, что весь класс присутствует, это очень замечательно.
II. Мотивация - 3 минуты.
- Ребята, я вам предлагаю вспомнить особенно полюбившиеся произведения.
«Ромашка»: ответы на вопросы «лепестков».
1 вопрос. Твой любимый рассказ. Почему?
2 вопрос Любимый писатель. Почему?
3 вопрос Любимый поэт. Почему?
4 вопрос. Любимое стихотворение. Почему?
III. Актуализация – 3 минуты.
- Ребята, мы с вами сегодня начинаем разговор о жизни и творчестве одного из самых интересных, и в то же время сложных и противоречивых писателей русской литературы – Ивана Сергеевича Тургенева.
а) Работа в тетрадях.
- Открываем тетради, пишем число и тему урока.
Биография И.С.Тургенева. Рассказ «Бирюк».
- Теперь запишите в тетрадях слова И.С.Тургенева:
Душа моя, все мысли мои в России
И.С.Тургенев
- На протяжении урока мы с вами поразмышляем над смыслом высказывания автора.
б) Работа над портретом.
Вопрос-ответ:
- Как писатель выглядит?
- Какие особенности, черты выдвигаются на передний план?
- Что можно сказать, увидев портрет Тургенева?
IV. Изучение нового материала.
а) Слово учителя – 2 минуты.
Жизнь И.С.Тургенева охватывает значительную историческую эпоху. Он родился во время парусного флота и ямских троек, а умер в эпоху телефона и телеграфа. Более полувека Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы и «в течение всего этого времени стремился воплотить в надлежащие типы и образы – образ и давление времени». А «давление времени» определяется крепостнической действительностью и борьбой прогрессивной части общества. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот был – крепостное право». (И.С.Тургенев).
– Что это был за человек, который так ненавидел крепостное право?
Обратимся к биографии писателя.
б) Сообщение учащегося – 3 минуты.
Главное дело этого периода – «Записки охотника», хотя до этого уже было написано немало произведений: рассказы, очерки, поэмы и даже стихи.
- Ребята, вспомните, с кого «срисовал» образ помещицы писатель в повести «Муму»? (С собственной матери, она была очень волевой и жёсткой женщиной, часто жестоко и несправедливо обращалась с крестьянами. Тургенев всё это наблюдал и очень переживал по этому поводу, сочувствуя крепостным.)
в) Работа в тетрадях – 3 минуты.
- Пожалуйста, подводя итог всему, что вы сейчас услышали, и, пользуясь статьей учебника (стр. 212 – 213), составьте план биографии писателя.
V. Динамическая пауза – 1 минута.
Игра «Муха».
VI. Изучение рассказа «Бирюк».
а) Беседа с учащимися – 3 минуты.
- Да, первые литературные опыты Ивана Сергеевича Тургенева были поэтическими. Его стихи и поэмы (в основном – подражание В.А.Жуковскому и М.Ю.Лермонтову) были напечатаны в журнале «Современник». Но настоящую славу принесли рассказы из цикла «Записки охотника».
– С каким рассказом этого цикла мы с вами знакомились в 6 классе?
– Кто является главным героем рассказа «Бежин луг»?
– Почему Тургенев уделяет столько внимания ребятишкам?
– А кроме описания мальчиков, чему ещё уделяется много внимания в рассказе «Бежин луг»?
- Итак, за «Записки охотника» Тургенев был сослан в родовое имение Спасское-Лутовиново, где сама природа вдохновляла его на создание новых шедевров. Одним из рассказов цикла «Записки охотника» является рассказ «Бирюк», с которым мы и познакомимся в этом году.
б) Словарная работа – 1 минута.
Если взглянуть в толковый словарь, то узнаём смысл слова.
Бирюк — волк-одиночка.
Бирюк — река в Якутии
Бирюк — село в районе Якутии.
перен. угрюмый, нелюдимый человек.
в) Беседа по рассказу.
1) Работа в группах (8 – 10 минут). Группам даются карточки с заданиями и вопросами.
Первая группа. Пейзаж.
Подготовить чтение пейзажных зарисовок. Проанализировать фрагмент, начинающийся словами «Гроза надвигалась…» (стр. 214) с точки зрения художественных средств изображения (выделить слова, которые передают состояние природы, краски, звуки, запахи).
- Какие части речи преобладают в этом фрагменте? Какова их роль?
- Какую роль играет образ-символ грозы?
- Как пейзаж связан с развитием действия рассказа?
- Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы?
Вторая группа. Интерьер.
Подготовить пересказ описания избы Бирюка – стр. 216
- Какие слова в описании являются ключевыми?
- С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу?
- Какую роль играет описание интерьера избы?
- Как это описание помогает понять характер героя?
Третья группа. Портрет. – стр. 217
- В чем особенности портрета Бирюка?
- Какие детали портрета вы считаете главными?
- Можно ли по портрету определить авторское отношение к герою?
- Как портрет помогает раскрыть характер героя?
- Какую роль в рассказе играет портрет мужика-вора?
Четвертая группа.Лексика.
- В чем различие лексики разных героев рассказа?
- Какое значение имеет это различие?
- Сделайте речевую характеристику героев рассказа.
VII. Первичное закрепление. Беседа по вопросам – 10 минут.
- Теперь, выслушав ответы групп, давайте обобщим сказанное.
1. Скажите, против чего боролся писатель?
2. От чьего лица ведется повествование? Значит ли это, что писатель является заинтересованным действующим лицом?
3. Что лежит в основе рассказа? (Случай, который произошел с Тургеневым во время
охоты).
4. Расскажите подробно, как писатель попал в дом лесника?
5. Какие говорят о бедственном положении этой семьи?
6. Только ли одна семья жила в России в таких условиях? О чем это говорит?
7. Почему автор так называет героя? (Он живет один в лесу, всегда в одиночестве)
8. И все же в словах писателя о главном герое, какие сквозят чувства, какое отношение к леснику?
9. Как относились к нему крестьяне? Почему они боялись его, как огня? Найдите и прочитайте это место?
10. Каким же мы видим Бирюка в сцене с мужиком?
11. Что же скрывается за суровой внешностью Бирюка?
(Доброе сердце, жалость к людям)
12. Оправдывает ли Бирюк свое прозвище? Какое чувство наполняет нас по отношению к
мужику и к Бирюку?
(Мужика жаль за его нищенское существование, Бирюка - за то, что он вынужден дер-
жать в страхе мужиков)
13. Что, какая причина повергла этих людей в такое состояние?
(крепостное право)
14. Какова же позиция Тургенева в этом вопросе? Как он относится к крепостному праву?
Соотнесите свой ответ с эпиграфом
15. Почему же мы говорим, что этот рассказ направлен против крепостного права?
Вывод представьте в виде монологического ответа.
(Автор изображает бедственное положение русского мужика при крепостном праве
Он не приукрашивает их жизнь, а прямо говорит, что в такой нищете живут только русские крестьяне, и виной этому крепостное право. Значит, оно несет вред и его надо
уничтожить).
VIII. Закрепление - работа в тетрадях на печатной основе (стр. 28 – 30) – 5 минут.
IX. Домашнее задание.
1) подготовить пересказ «Бирюка» от лица одного из персонажей.
2) нарисовать иллюстрацию к рассказу (по желанию).
X. Рефлексия. Ответьте на вопросы анкеты – 2 минуты.
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был | понятен/не понятен |
Домашнее задание мне кажется | интересно / не интересно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."
План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС
ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И ИСТОРИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ. ...
План-конспект интегрированного урока по математике и литературе"Хлеб войны"
Разработка содержит исторические материалы военной тематики и соответствующий подбор заданий по математике и литературе....
План-конспект интегрированного урока английского языка и литературы по теме "Поэму в сотню строк затмит сонет прекрасный".
План-конспект интегрированного урока английского языка и литературы в 10 классе, в ходе которого учащиеся знакомятся с поэтической формой сонета, анализируют особенности итальянского сонета и со...
План - конспект открытого урока по классу флейта на тему: " Работа над техническими трудностями в музыкальных произведениях малой формы: Ф. Лей " История любви " ; Ф. Госсек " Тамбурин "
План - конспект открытого урока по классу флейта....
План-конспект интегрированного урока английского языка и литературы для 6 класса на тему: “The favourite Ryazan poet S. Esenin”.
План-конспект урока английского языка для учащихся 6 классов в честь великого русского поэта С.А.Есенина....
План-конспект интегрированного урока по истории и литературе в 9 классе по теме «История отечественной культуры. Акмеизм».
Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры Серебряного века на примере литературного течения акмеизма....