План-конспект урока в 7 классе по литературе. Тема: Биография И.С.Тургенева. Рассказ «Бирюк».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Грачева Дарья Сергеевна

Конспект урока по литературе, включающий необходимые по ФГОС этапы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока в 7 классе по литературе.

Тема: Биография И.С.Тургенева. Рассказ «Бирюк».

Цель: расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя, изучить рассказ «Бирюк».

Задачи урока:

    - актуализировать знания учащихся о писателе; познакомиться с фактами биографии, связанными с «Записками охотника»;

- совершенствовать навыки характеристики героя;

- углубить понятие о русском национальном характере;

- обеспечить развитие речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений; 

- воспитать интерес к произведениям автора.

Душа моя, все мысли мои в России.

И.С.Тургенев

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент – 1 минута.

Слово учителя:

 - Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке литературы. Вижу, что весь класс присутствует, это очень замечательно.

II. Мотивация -  3 минуты.

 - Ребята, я вам предлагаю вспомнить особенно полюбившиеся произведения.

 «Ромашка»: ответы на вопросы «лепестков».

1 вопрос. Твой любимый рассказ. Почему?

2 вопрос Любимый писатель. Почему?

3 вопрос Любимый поэт. Почему?

4 вопрос. Любимое стихотворение. Почему?

         III. Актуализация – 3 минуты.

- Ребята, мы с вами сегодня начинаем разговор о жизни и творчестве одного из самых интересных, и в то же время сложных и противоречивых писателей русской литературы – Ивана Сергеевича Тургенева.

а) Работа в тетрадях.

- Открываем тетради, пишем число и тему урока.

Биография И.С.Тургенева. Рассказ «Бирюк».

- Теперь запишите в тетрадях слова И.С.Тургенева:

Душа моя, все мысли мои в России

И.С.Тургенев

- На протяжении урока мы с вами поразмышляем над смыслом  высказывания автора.

б) Работа над портретом.

Вопрос-ответ:

 - Как писатель выглядит?

 - Какие особенности, черты выдвигаются на передний план?

 - Что можно сказать,  увидев портрет Тургенева?

IV. Изучение нового материала.

а) Слово учителя – 2 минуты.

Жизнь И.С.Тургенева охватывает значительную историческую эпоху. Он родился во время парусного флота и ямских троек, а умер в эпоху телефона и телеграфа. Более полувека Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы и «в течение всего этого времени стремился воплотить в надлежащие типы и образы – образ и давление времени». А «давление времени» определяется крепостнической действительностью и борьбой прогрессивной части общества. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот был – крепостное право». (И.С.Тургенев).

– Что это был за человек, который так ненавидел крепостное право?

Обратимся к биографии писателя.

б) Сообщение учащегося – 3 минуты.

Главное дело этого периода – «Записки охотника», хотя до этого уже было написано немало произведений: рассказы, очерки, поэмы и даже стихи.

- Ребята, вспомните, с кого «срисовал» образ помещицы писатель в повести «Муму»? (С собственной матери, она была очень волевой и жёсткой женщиной, часто жестоко и несправедливо обращалась с крестьянами. Тургенев всё это наблюдал и очень переживал по этому поводу, сочувствуя крепостным.)

в) Работа в тетрадях – 3 минуты.

 - Пожалуйста, подводя итог всему, что вы сейчас услышали, и, пользуясь статьей учебника (стр. 212 – 213), составьте план биографии писателя.

V.  Динамическая пауза – 1 минута.

Игра «Муха».

VI. Изучение рассказа «Бирюк».

 а) Беседа с учащимися – 3 минуты.

  - Да, первые литературные опыты Ивана Сергеевича Тургенева были поэтическими. Его стихи и поэмы (в основном – подражание В.А.Жуковскому и М.Ю.Лермонтову) были напечатаны в журнале «Современник». Но настоящую славу принесли рассказы из цикла «Записки охотника».

– С каким рассказом этого цикла мы с вами знакомились в 6 классе?

– Кто является главным героем рассказа «Бежин луг»?

– Почему Тургенев уделяет столько внимания ребятишкам?

– А кроме описания мальчиков, чему ещё уделяется много внимания в рассказе «Бежин луг»?

 - Итак, за «Записки охотника» Тургенев был сослан в родовое имение Спасское-Лутовиново, где сама природа вдохновляла его на создание новых шедевров. Одним из рассказов цикла «Записки охотника» является рассказ «Бирюк», с которым мы и познакомимся в этом году.

б) Словарная работа – 1 минута.

Если взглянуть в толковый словарь, то узнаём смысл слова.

Бирюк — волк-одиночка.

 Бирюк — река в Якутии

 Бирюк — село в районе Якутии.

перен. угрюмый, нелюдимый человек.

в) Беседа по рассказу.

1) Работа в группах (8 – 10 минут). Группам даются карточки с заданиями и вопросами.

Первая группа. Пейзаж.

Подготовить чтение пейзажных зарисовок. Проанализировать фрагмент, начинающийся словами «Гроза надвигалась…» (стр. 214) с точки зрения художественных средств изображения (выделить слова, которые передают состояние природы, краски, звуки, запахи).

 - Какие части речи преобладают в этом фрагменте? Какова их роль?

 - Какую роль играет образ-символ грозы?

 - Как пейзаж связан с развитием действия рассказа?

 - Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы?

Вторая группа. Интерьер.

Подготовить пересказ описания избы Бирюка – стр. 216

 - Какие слова в описании являются ключевыми?

 - С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу?

 - Какую роль играет описание интерьера избы?

 - Как это описание помогает понять характер героя?

Третья группа. Портрет. стр. 217

 - В чем особенности портрета Бирюка?

 - Какие детали портрета вы считаете главными?

 - Можно ли по портрету определить авторское отношение к герою?

 - Как портрет помогает раскрыть характер героя?

 - Какую роль в рассказе играет портрет мужика-вора?

Четвертая группа.Лексика.

 - В чем различие лексики разных героев рассказа?

 - Какое значение имеет это различие?

 - Сделайте речевую характеристику героев рассказа.

VII. Первичное закрепление. Беседа по вопросам – 10 минут.

 - Теперь, выслушав ответы групп, давайте обобщим сказанное.

1. Скажите, против чего боролся писатель?

2.  От чьего лица ведется повествование? Значит ли это, что писатель является заинтересованным действующим лицом?

3.  Что лежит в основе рассказа?  (Случай,  который произошел с Тургеневым во время

охоты).

4.  Расскажите подробно, как писатель попал в дом лесника?

5. Какие говорят о бедственном положении этой семьи?

6. Только ли одна семья жила в  России  в таких условиях?           О чем это говорит?

 7. Почему автор так  называет героя? (Он живет один в лесу, всегда в одиночестве)

8.  И  все же в словах писателя о главном герое,  какие сквозят чувства, какое отношение к леснику?

9. Как относились к нему крестьяне? Почему они боялись его, как огня? Найдите и прочитайте  это место?

10. Каким же мы видим Бирюка в сцене с мужиком?

11. Что же скрывается за суровой внешностью Бирюка?

         (Доброе сердце, жалость к людям)

12. Оправдывает ли Бирюк свое прозвище? Какое чувство наполняет нас по отношению к

мужику и к Бирюку?

    (Мужика жаль за его нищенское существование, Бирюка - за то, что он вынужден дер-

жать в страхе мужиков)

13. Что, какая причина повергла этих людей в такое состояние?

        (крепостное право)

14. Какова же позиция Тургенева в этом вопросе? Как он относится к крепостному праву?

      Соотнесите свой ответ с эпиграфом

15. Почему же мы говорим, что этот рассказ направлен против крепостного права?

Вывод представьте в виде монологического ответа.

(Автор изображает бедственное положение русского мужика при крепостном праве

Он не приукрашивает их жизнь, а прямо говорит, что в такой нищете живут только русские крестьяне, и виной этому  крепостное право. Значит, оно несет вред и его надо

уничтожить).

VIII. Закрепление - работа в тетрадях на печатной основе (стр. 28 – 30) – 5 минут.

IX. Домашнее задание.

1) подготовить пересказ «Бирюка» от лица одного из персонажей.

2) нарисовать иллюстрацию к рассказу (по желанию).

X.  Рефлексия. Ответьте на вопросы анкеты – 2 минуты.

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
легким / трудным

Домашнее задание мне кажется

интересно / не интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

План-конспект интегрированного урока по математике и литературе"Хлеб войны"

Разработка содержит исторические материалы военной тематики и  соответствующий подбор заданий по математике и литературе....

План-конспект интегрированного урока английского языка и литературы по теме "Поэму в сотню строк затмит сонет прекрасный".

План-конспект интегрированного урока английского языка и литературы в 10 классе, в ходе которого учащиеся знакомятся  с поэтической формой сонета, анализируют особенности итальянского сонета и со...

План-конспект интегрированного урока английского языка и литературы для 6 класса на тему: “The favourite Ryazan poet S. Esenin”.

План-конспект урока английского языка для учащихся 6 классов в честь великого русского поэта С.А.Есенина....

План-конспект интегрированного урока по истории и литературе в 9 классе по теме «История отечественной культуры. Акмеизм».

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры Серебряного века на примере литературного течения акмеизма....