Литературно-музыкальная гостиная «В этом мире я только прохожий…»
учебно-методический материал по литературе на тему
Литературно-музыкальная гостино по творчеству С. Есенина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_etom_mire_ya_tolko_prohozhiy.docx | 111.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ №7
Виктории Геннадьевны Калины
Литературно-музыкальная гостиная «В этом мире я только прохожий…» (по творчеству С. Есенина)
Цели: Расширить знания учащихся о жизни и творчестве С. А. Есенина, вызвать интерес к его поэзии, заинтересовать учащихся противоречивой личностью поэта, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе. Совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать любовь к Родине, матери, природе, к поэзии.
Задачи:
Образовательные
– знакомство с личностью и жизнью поэта, эпохой;
– введение обучающихся в сложный мир есенинского стиха, подчеркивая его музыкальность и живописность;
– раскрытие особенности поэтического таланта автора.
Развивающие
– формирование индивидуальных оценочных суждений о жизни и творчестве поэта;
– развитие творческих, актёрских способностей.
Воспитательные
– воспитание любви к творчеству С. Есенина;
– формирование эмоциональной культуры личности и ценностного отношения к искусству через изучение жизни и творчества С. Есенина;
- формирование навыков учебного общения и сотрудничества со сверстниками.
Область применения: литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству Есенина.
Звучит запись песни на стихи Есенина: «Отговорила роща золотая»
Добрый день. Наша встреча посвящается творчеству великого и талантливого поэта Сергея Есенина.
Ведущий 1:
Двадцатый век – блистательная пора русской поэзии. Это время подарило миру имена поэтов, виртуозно владевших умением увидеть и передать тончайшие нюансы движений души человеческой и движений природы. Одно из первых мест в пантеоне имён принадлежит Есенину.
Ведущий 2:
Его популярность несравнима с популярностью других поэтов. Его имя особым, тихим светом озаряет душу человека. По словам Гоголя, в его стихах живёт «неведомая сила, свидетель истинно растроганного внутреннего состояния. Сила эта сообщится всем и произведёт чудо: потрясутся и те, которые не потрясались никогда от звуков поэзии».
Ведущий 3:
Одни объяснили любовь читателей к поэзии Есенина её тесной связью с жизненными драмами и конфликтами революционного периода, но те времена прошли и сменилось не одно поколение читателей, а стихи Есенина нисколько не утратили своего обаяния.
Мы многое еще не сознаем,
Питомцы ленинской победы,
И песни новые
По-старому поем,
Как нас учили бабушки и деды.
Другие искали истоки к вечной тяге горожан к природе, но его стихи пользовались огромной любовью и тех, кто никогда не разрывал связи с природой. Да и писал он не только о природе, но и о человеке, его судьбе, горестях, заботах, счастье.
Я думаю: как прекрасна земля
И на ней человек.
Ведущий 1:
Есенин своими стихами вселял в людей веру в свет, раскрывал для них радость бытия, возвращал несчастным надежду на избавление. Человечность, милосердие, сочувствие ясно видны в стихах и поэмах всех периодов творческого пути Сергея Есенина. Они составляют основу его поэзии. М. Горький писал: «…Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое –более всего иного – заслужено человеком».
Чтец 1:
В том краю, где жёлтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
Там в полях, за синей гущей лога,
В зелени озёр,
Пролегла песчаная дорога
До сибирских гор.
Затерялась Русь в Мордве и Чуди,
Нипочём ей страх.
И идут по той дороге люди,
Люди в кандалах.
Ведущий 2:
В ранних стихах Есенина отражается всё его деревенское детство: пахота и жатва, сенокос и выпас лошадей в ночном, праздники и гулянья, девичий смех и «белый перезвон» берёз, плач глухарей и «дрёмная песня» рыбаков. Его стихи полны запахов, звуков и красок: Спас пахнет яблоками и мёдом, ели льют запах ладана, рощи кроют синим мраком, полыхают зори. Казалось он романтизирует деревенское бытие, любуется особенностями деревенской жизни.
Чтец 2:
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети.
Где-то мышь скребется в затворённой клети...
У лесной поляны — в свяслах копны хлеба,
Ели, словно копья, уперлися в небо.
Закадили дымом под росою рощи...
В сердце почивают тишина и мощи.
Ведущий 3:
Однако за красочностью и многозвучностью кроется грусть и печаль, хрупкость человеческого счастья. В них таится боль, что обостряет восприятие красоты жизни и ценности человеческого счастья. Мечта о человеческом счастье, боль от его отдалённости, недостижимости и хрупкости, сочувствие человеку и полная слитность с народной жизнью – определяющая черта поэзии Есенина, возникшая в ранних его стихах и пронесённая через всё творчество.
Чтец 3:
Будто жизнь на страданья моя обречёна;
Горе вместе с тоской заградили мне путь;
Будто с радостью жизнь навсегда разлучёна,
От тоски и от ран истомилася грудь.
Будто в жизни мне выпал страданья удел;
Незавидная мне в жизни выпала доля.
Уж и так в жизни много всего я терпел,
Изнывает душа от тоски и от горя.
Даль туманная радость и счастье сулит,
А дойду — только слышатся вздохи да слезы.
Вдруг наступит гроза, сильный гром загремит
И разрушит волшебные, сладкие грезы.
Догадался и понял я жизни обман,
Не ропщу на свою незавидную долю.
Не страдает душа от тоски и от ран,
Не поможет никто ни страданьям, ни горю.
Звучит запись песни: «Не жалею, не зову, не плачу…»
Ведущий 1:
Народный взгляд на жизнь, представление о добре и зле, о счастье и несчастье дала ему родная земля, он впитал это с народными песнями, частушками и сказаниями, которые слышал с детства.
С первых шагов Есенина в большой литературе раскрылась его характерная черта – независимость литературно-художественной позиции. Вместе с величайшими событиями в стране: первая мировая война, революция, гражданская война – рос и менялся поэт. За короткий срок он прошёл яркий и своеобразный путь, но на всём пути сохранялась его внутренняя цельность и органическое единство.
Чтец 4:
Вот такой, какой есть,
Никому ни в чем не уважу,
Золотою плету я песнь,
А лицо иногда в сажу.
Говорят, что я большевик.
Да, я рад зауздать землю.
О, какой богомаз мои лик
Начертил, грозовице внемля?
Пусть Америка, Лондон пусть...
Разве воды текут обратно?
Это пляшет российская грусть,
На солнце смывая пятна.
Ведущий 2:
Позиция Есенина расходилась с самыми разными литературными группировками того времени, примкнул он лишь к имажинистам, хотя взаимоотношения с ними тоже были сложными. «У собратьев моих нет чувства родины во всём широком смысле этого слова, поэтому у них так и не согласовано всё». Его же высокое «чувство родины» ясно ощущалось не только в стихах, но и в литературных статьях. Его судьба, судьба творчества была неотделима от судеб родной страны. Осуществление своих надежд он видел в событиях революции: «О верю, верю, счастье есть!..», но понимал её по-своему.
Чтец 5:
Зреет час преображенья,
Он сойдет, наш светлый гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.
От утра и от полудня
Под поющий в небе гром,
Словно ведра, наши будни
Он наполнит молоком.
И от вечера до ночи,
Незакатный славя край,
Будет звездами пророчить
Среброзлачный урожай.
А когда над Волгой месяц
Склонит лик испить воды,—
Он, в ладью златую свесясь,
Уплывет в свои сады.
И из лона голубого,
Широко взмахнув веслом,
Как яйцо, нам сбросит слово
С проклевавшимся птенцом.
Ведущий 3:
Даже суровые годы гражданской войны не разрушили его надежды на справедливое мироустройство. Но в противоречиях эпохи он видел гибель деревни:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Ведущий 1:
«Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребёнок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни…», «…История переживает тяжёлую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал…» - писал Есенин. Ему казалось, что «каменные руки шоссе» умерщвляют «душу живу» человека, а не только сдавливают горло деревне. «железный гость» грозил всему доброму и светлому.
Эти настроения открыли новую страницу в его творчестве. Осознание социальных проблем проявлялось стихами, в которых он вызывающе называл себя хулиганом, считая, что только так можно выразить себя как личность.
Чтец 6:
Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком
Падать к чужим ногам.
Сие есть самая великая исповедь,
Которой исповедуется хулиган.
Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа, на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потемках освещать.
Мне нравится, когда каменья брани
Летят в меня, как град рыгающей грозы,
Я только крепче жму тогда руками
Моих волос качнувшийся пузырь.
Ведущий 2:
Центральная тема поэмы «Пугачёв» - поиск ответа на вопросы: в чём суть размаха народной стихии, «куда несёт нас рок событий». Последний выкрик Пугачёва: «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?» - это крушение надежды на отзвук у соратников. Есенин уже не идеализирует крестьян, он видит все его слабости.
В период заграничной жизни Есенин, оторванный от живительных соков родной страны, замыкается в себе, всё его творчество сводится к нескольким стихам под общим заголовком «Москва кабацкая».
Чтец 7:
Ты прохладой меня не мучай
И не спрашивай, сколько мне лет,
Одержимый тяжёлой падучей,
Я душой стал, как жёлтый скелет.
Было время, когда из предместья
Я мечтал по-мальчишески - в дым,
Что я буду богат и известен
И что всеми я буду любим.
Звучит запись песни: «На московских изогнутых улицах»
Ведущий 3:
То, что он увидел в стране после возвращения представлялось как путь, ведущий к возрождению жизни: «После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому». Новизна входит в его стихи. Однако нежные, оптимистические нотки возрождения к жизни в творчестве Есенина 1924-1925 годов соседствуют со скорбными мелодиями прощания с ней.
Чтец 8:
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
Ведущий 1:
Время не властно над поэзией Сергея Есенина. Ушли в прошлое события тех лет, но каждое новое поколение открывает для себя в Есенине близкое и дорогое и хранит стихи поэта в своем сердце. Иначе и быть не может. Ведь Есенин — это сама Россия.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Звучит запись песни: «Мне осталась одна забава…»
Cписок используемой литературы:
- «Есенин С.А. Полное собрание сочинений», Москва, «Рипол классик»,
1997, - Твёрдый переплёт, - 800 с.
- Поликовская Л. В. «Есенин. Русский поэт и хулиган», М: Вече, 2014. — Твёрдый переплёт, 368 стр.
- Меркулов В.В. «С. А. Есенин. Литература о жизни и творчестве», 1921-2014 гг. Библиографический справочник. 2-е издание, исправленное, значительно дополненное.
Ногинск: типография ООО «Шерна», 2014. — Мягкая обложка, 210 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В этом мире только мы
«В этом мире только мы»(по мотивам сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина) Ученицы 10 класса...
Сценарий литературно-музыкальной гостиной " Есть память обо мне , есть в мире сердце, где живу я..."(посвящается великому русскому поэту А.С.Пушкину).
Сценарий предназначен для школьников старших классов. Данная методическая разработка поможет ввести учащихся в атмосферу жизни и творчества поэта, раскрыть "тайну бессмертия" великого мастера слова, в...
"В этом мире я только прохожий"
литературная гостиная по творчеству С.А. Есенина...
Литературно-музыкальная гостинная "В мире музыки"
Оформление кабинета. Кабинет музыки украшен. В нем много живых цветов. На классной доске портреты композиторов: Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига Ван Бетховена, Ми...
Литературно-музыкальная семейная гостиная «Моей мамы лучше нет». Для детей старшей и подготовительной к школе групп.
Праздничный концерт, посвящённый дню Матери, который проводится в последнюю пятницу ноября. Песни, стихи, игры для любимых мам....
Литературно-музыкальная гостиная «Только любовью держится и движется жизнь»
Листая страницы мировой любовной лирики, мы погрузимся в эпохи Сред-невековья, Возрождения, XIXи XX веков, встретимся с мастерами художественного слова, их героями и попытаемся понять, какое значение ...
Литературно-музыкальная композиция «Гостиная живописи 19-20 веков». Конкурс «Живые картины».
усиление интереса и любви к русскому языку путем проведения недели как массовой формы внеклассных занятий; проведение мероприятий, которые оптимально подходят познавательным интересам, уровню подготов...