Конспект урока внеклассного чтения по литературе
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Конспект урока внеклассного чтения по литературе на тему: "Великие поступки не стоит обдумывать" (И.А. Бунин "Лапти")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vn.cht_.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Великие поступки не стоит обдумывать»
Цель: развивать умение анализировать художественный текст, выделять ключевые слова; развивать творческие способности и читательскую наблюдательность; формировать готовность к самостоятельному освоению культурных ценностей.
Ход урока
Доброта – это солнце, которое согревает
душу человека. Всё хорошее
в человеке от солнца, а
всё лучшее в жизни
от человека и
его доброты.
М. М. Пришвин
А знаете ли вы, что такое доброта?
Как связано слово доброта с добрым поступком?
Тема нашего урока: «Великие поступки не стоит обдумывать».
А что такое поступок? Подберите синоним к слову «поступок»? (акт, действие, деяние, шаг, предприятие, акция, шаг, подвиг; художество, проделка, жест, дело, демарш, ход, конкретика, карма, свершение, выходка,…
Всякий ли поступок можно назвать великим?
Сегодня нам предстоит встреча с удивительным поэтом и писателем Иваном Алексеевичем Буниным и его рассказом «Лапти».
Давайте сформулируем задачи на урок.
Итак, слово ……. Рассказ ученика о писателе.
Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России. Великолепная природа, простой, незатейливый быт, домашнее воспитание наложили отпечаток на формирование его характера. До конца своих дней Бунин останется певцом русской деревни и патриархальных отношений.
Писать Иван начинает рано, в семь лет, подражая Пушкину, Лермонтову. Сказалось дарование мальчика и семейные традиции. Он происходил из древнего дворянского рода, к которому принадлежали поэт Василий Андреевич Жуковский, поэтесса и переводчик Анна Петровна Бунина, путешественник и географ Петр Петрович Семенов-Тяньшанский.
Первыми публикациями стали стихотворения «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий», появившиеся в 1887 году в провинциальной газете «Родина». В это время Бунин заканчивает свое образование под руководством старшего брата Юлия, который сумел дать ему, по некоторым сведениям, не только курс гимназии, но и университета. Произведения Бунина, посвящены чаще всего теме природы. Он по-своему видит и описывает изменения в помещичьей среде, выражая горечь и сожаление об уходящем укладе. Вместе с тем он не видит никаких светлых сторон, и картина жизни русского крестьянства получается у него достаточно мрачной. Бунин получает литературное признание и знакомится с Максимом Горьким, который уже в 1911 году считает его «лучшим современным писателем».
Иван Алексеевич в 1909 году был избран почетным академиком Российской Академии наук, к этому времени он был европейски известным писателем.
Бунин в 1920 году эмигрировал вместе с семьей во Францию. Оказавшись в эмиграции, он продолжает много и плодотворно работать, совершенствует технику письма.
В 1933 году вместе с И.Шмелевым и Д.Мережковским Бунина выдвигают на Нобелевскую премию, и он получает ее «за строгое мастерство, с которым развивает традиции русской классической прозы». Писатель прекрасно осознавал, что тем самым была отдана дань и русской литературе, сохранившейся в сложных условиях эмиграции. Однако дальнейшая жизнь Бунина складывалась нелегко: книги выходили малыми тиражами. Больной писатель умирает в 1953 году, тоскуя по Родине, куда он так и не смог вернуться.
_____________________________
Литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная, понятная, а большая – скрыта от нас, и её надо научиться видеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа ума и сердца.
Итак, перед нами рассказ «Лапти».
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе, который называется «Лапти»?
Вызов | Осмысление | Рефлексия |
Выдвижение версий, связанных с развитием сюжета | Сопоставление версии с новым фрагментом текста | Выдвижение новой версии развития сюжета |
(ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ)
Читаем
1. «Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие–то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, – от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть... ».
1-я остановка.
В какое время года происходит действие рассказа?
Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.
Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше? (ЗАПИСЫВАЮ)
2. «Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
- Ну что, барыня, как? Не полегчало?
- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит…
- Лапти? Что за лапти такие?
- А Господь его знает. Бредит, весь огнем горит…
Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо:
- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
- Как добывать?
- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
- Нет пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.
На кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался, взял в руки кнут, и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море».
Что просит больной ребёнок?
Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?
Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.
Вам встретилось слово «фуксин». Что оно означает?
Ребята, кем в доме барыни был Нефёд?
Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование)
Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки?
Что взял с собой Нефёд? Для чего?
Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?
Об этом мы узнаем в следующем отрывке.
Читаем дальше.
3. «Пообедали, стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если Бог донес. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
- Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
- Господи, помоги! Господи, защити!
Остановка.
- Переживали ли домашние о Нефёде?
-Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно. Зачитайте из текста.
- Так, что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из следующего отрывка.
«А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно».
Остановка
- Почему автор назвал этот стук зловещим?
«Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело,- белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, и сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый человек…
Тем только и спаслись – поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье…
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином».
Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?
Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём?
Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?
Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?
Физкультминутка.
А сейчас представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы. Протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.
Ребята, на Руси было народное поверье, что, если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.
Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг, великий поступок? Ради чего?
Как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? Какая проблема поднимается в нем?
Ученики: Этот рассказ о милосердии, о том, что мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь немощным, больным, близким людям.
Как связан рассказ «Лапти» с эпиграфом нашего урока?
Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему?
Ученики. Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа.
Вряд ли кто-то из вас, ребята, слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось?
Ученики: Федор.
Федор в переводе с греческого означает Бог. Значит Нефед – это не Бог. Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином?
Нефед отправился в страшный путь, чтобы спасти чужого ребенка, но о его судьбе автор ничего не говорит. Как вы думаете, как сложится судьба мальчика?
Как вы думаете, любой ли человек способен на самопожертвование? Способны ли вы?
Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд - носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия сострадания, человеколюбия.
Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.
– Какой русский характер показал И.А.Бунин в образе Нефеда?
Составить письменную характеристику Нефёда.
Зачитываем
Посмотрите, на иллюстрации художников. Таким вы себе представили Нефеда?
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.
- Что же связывает тему урока и этот рассказ? (поступок Нефеда, поступок человека, который жил душой, а не разумом, человека, безмерно преданного, доброго, да просто человека).
Д/З Написать сочинение на тему: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
Закончить урок хочется словами Антона Павловича Чехова «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!» и пусть они будут девизом вашей жизни.
1. В хорошем поступке есть всегда и доброта, и сила для его совершения.
2. Один поступок может рассказать о человеке намного больше и правдивее, чем тысячи слов.
3. Если вы можете сделать человека счастливым, совершайте поступки в любом случае, просит он вас об этом или нет.
4. Жизнь вынуждает человека, к множеству добровольных поступков.
1. В хорошем поступке есть всегда и доброта и сила для его совершения.
2. Один поступок может рассказать о человеке намного больше и правдивее, чем тысячи слов.
3. Если вы можете сделать человека счастливым, совершайте поступки в любом случае, просит он вас об этом или нет.
4. Жизнь вынуждает человека, к множеству добровольных поступков.
1. В хорошем поступке есть всегда и доброта и сила для его совершения.
2. Один поступок может рассказать о человеке намного больше и правдивее, чем тысячи слов.
3. Если вы можете сделать человека счастливым, совершайте поступки в любом случае, просит он вас об этом или нет.
4. Жизнь вынуждает человека, к множеству добровольных поступков.
ЛАПТИ
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...
Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
- Ну что, барыня, как? Не полегчало?
- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...
- Лапти? Что за лапти такие?
- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. - Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:
- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
- Как добывать?
- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
- Господи, помоги! Господи, защити!
И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
22.6.24
Кто? | Какой? Какая? | Что делает? |
Мальчик | ||
Нефед | ||
Мама | ||
Кто? | Какой? Какая? | Что делает? |
Мальчик | Маленький, больной | Бредит, плачет, горит огнем. просит лапти |
Нефед | Заботливый, добрый, совестливый, немногословный, решительный | Переживает, хочет помочь, помогает |
Мама | Любящая, растерянная, беспомощная, добрая | Волнуется, помочь не может, не надеется на свои силы, молится |
СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА
Нефёд Человек
Добрый, милосердный Обычный, решительный
Живёт, трудится, помогает Работает, сопереживает, отправляется
Спасает других, жертвуя жизнью Погибает ради спасения других
Настоящий человек Герой
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь горем.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.
«Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи».
Зипун – в старое время крестьянская одежда – кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота.
Обыденкой – одним днем.
Отвал – возвышение за кроватью.
Розвальни – низкие широкие крестьянские сани с расходящимися врозь от передка боками.
Кнут – большая плеть.
Лапти –
Сострадание –
Милосердие –
Фуксин –
Зипун -
Розвальни –
Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России. Великолепная природа, простой, незатейливый быт, домашнее воспитание наложили отпечаток на формирование его характера. До конца своих дней Бунин останется певцом русской деревни и патриархальных отношений.
Писать Иван начинает рано, в семь лет, подражая Пушкину, Лермонтову. Сказалось дарование мальчика и семейные традиции. Он происходил из древнего дворянского рода, к которому принадлежали поэт Василий Андреевич Жуковский, поэтесса и переводчик Анна Петровна Бунина, путешественник и географ Петр Петрович Семенов-Тяньшанский.
Первыми публикациями стали стихотворения «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий», появившиеся в 1887 году в провинциальной газете «Родина». В это время Бунин заканчивает свое образование под руководством старшего брата Юлия, который сумел дать ему, по некоторым сведениям, не только курс гимназии, но и университета. Произведения Бунина, посвящены чаще всего теме природы. Он по-своему видит и описывает изменения в помещичьей среде, выражая горечь и сожаление об уходящем укладе. Вместе с тем он не видит никаких светлых сторон, и картина жизни русского крестьянства получается у него достаточно мрачной. Бунин получает литературное признание и знакомится с Максимом Горьким, который уже в 1911 году считает его «лучшим современным писателем».
Иван Алексеевич в 1909 году был избран почетным академиком Российской Академии наук, к этому времени он был европейски известным писателем.
Бунин в 1920 году эмигрировал вместе с семьей во Францию. Оказавшись в эмиграции, он продолжает много и плодотворно работать, совершенствует технику письма.
В 1933 году вместе с И.Шмелевым и Д.Мережковским Бунина выдвигают на Нобелевскую премию, и он получает ее «за строгое мастерство, с которым развивает традиции русской классической прозы». Писатель прекрасно осознавал, что тем самым была отдана дань и русской литературе, сохранившейся в сложных условиях эмиграции. Однако дальнейшая жизнь Бунина складывалась нелегко: книги выходили малыми тиражами. Больной писатель умирает в 1953 году, тоскуя по Родине, куда он так и не смог вернуться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 9 классе на тему "Птица-Гогоь"
Конспект данного урока был разработан автором мини-сайта к открытому уроку по творчеству Н.В.Гоголя с целью дать учащимся дополнительную информаци. о жизни и творческих этапах этого великого пис...
Разработка к уроку внеклассного чтения по литературе 11 класс "Тема семьи в литературе второй половины XX в."
Материал предназначен учителю в помощь проведения урока внеклассного чтения 11 класс...
Урок-викторина Интегрированный урок внеклассного чтения по литературе и природоведению по книге В. Бианки «Лесная газета»
Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки «Лесная газета». В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степен...
Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"
Конспект урока внеклассного чтения "Любовь к жизни" по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"....
Презентация для урока внеклассного чтения по литературе " Тема мести и великодушия в современной и классической литературе"
Данная презентация является методическим материалом для подготовки и проведения урока внеклассного чтения по литературе, а также классного часа на данную тему. Может быть использована и для подготовки...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
План-конспект урока внеклассного чтения по литературе в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик».
План-конспект урока внеклассного чтения по литературе в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик»....
- Мне нравится (1)