"Что за прелесть эти сказки!"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) по теме

Буянтуева Олеся Николаевна

Сценарий внеклассного мероприятия по литературев в 5 классе "Что за прелесть эти сказки!"

Автор: Кутнева Олеся Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ "Бурятская гимназия №29", г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Цель:  обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках литературы; развитие речи,  фантазии, умственных и творческих способностей; воспитание патриотизма  и чувства гордости за  русское культурное наследие, любви к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что за прелесть эти сказки!28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по литературе 5 класс

 «Что за прелесть эти сказки!»

(народная и авторская сказка)

 

Цель:  обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках литературы; развитие речи,  фантазии, умственных и творческих способностей; воспитание патриотизма  и чувства гордости за  русское культурное наследие, любви к родному языку.

Ход мероприятия:

1.Вступительное слово учителя:

Дорогие наши гости, учителя, ребята! Сегодня у нас праздник Сказки! С самого раннего детства мы знакомимся со сказкой. Первые сказки всегда рассказывает мама. Они простые и коротенькие. Но дети взрослеют и узнают все больше новых сказок. Они бывают разные: народные и авторские. По ним снимают фильмы и мультфильмы, их печатают в книгах и журналах. Есть сказки короткие и длинные, веселые и грустные, смешные и серьезные. Но у всех у них одна общая черта: в них всегда побеждает добро.

Поэтому  взрослые и дети любят сказки. Вместе со сказкой в нашу жизнь входит волшебство, добро и радость.

    Звучит музыка  из кинофильма «Тайна Снежной королевы»,  песня «Однажды в старой Дании…»

2.Театрализованное представление

Ведущая:

О чем-то скрипят половицы,

И ветер повеял чудесный,

И тайна стучится в окна,

И в чудо поверишь вдруг,

И дрогнут чьи-то ресницы,

И сразу меняются лица…

Тихонько скрипят половицы –

К нам сказка в гости идет.

Сказка (выходит из-за занавеса):

Много сказок в свете есть.

Их, конечно, все не счесть.

Есть про ворону и лисицу,

Есть про мед и про горчицу,

Но самая ценная, всегда современная

Сказка чудесная, сказка волшебная!

Ведущая: Мы рады тебе, дорогая Сказка!  Но вот к нам идет  еще один сказочный герой.

Кот Баюн (выходит на середину зала):

Я в сказке живу,

Я песни пою,

Я все  о сказках  знаю,

Я их запоминаю.

У меня старый, древний род,

Я ученый, умный кот.

Я серьезный, не шалун.

А зовут  меня Баюн.

Ведущая: А почему тебя так зовут, котик?

Кот: В далекие времена было слово «баять», значит рассказывать. Я очень люблю рассказывать, поэтому меня так и зовут.

Ведущая: А что ты любишь рассказывать, котик?

Кот: Я очень люблю сказки!

Ведущая: Ребята, а вы любите сказки? ( ответ ребят)

Сказка:

Сказок много разных есть,

Столько, что их всех не счесть,

Но самые древние, природные -

Это сказки народные!

Звучит музыка в качестве фона: М.И.Глинка, увертюра к опере «Руслан и Людмила».

Чтец Гриша Халташкин.

У лукоморья дуб зеленый…

 

Ведущая: Так великий русский поэт А.С.Пушкин говорил о народной сказке.  Поговорим о ней и мы.  У нас есть 3   команды .

3.Конкурсы

А) Загадки (Тема: повторение народних сказок)

Кот: У меня для команд загадки!

Из этой сказки Колобок,

Мед, горчица и чеснок,

И топор, и каша,

И горшок, и чаша.

Разве такие сказки бывают?

Если «да»,  как их называют?

(БЫТОВЫЕ СКАЗКИ) Отгадавшая команда получает название «Скатерть-самобранка».

Кот:

Вторая загадка!

Из этой сказки петух и кот.

А еще в этой сказке живет

Волк. Медведь, пес и коза,

Заяц, кабан, змея и лиса.

Разве такие сказки бывают?

Если «да»,  как их называют?

(СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ)  Вторая команда получает название «Жар-птица».

Кот:

Третья загадка!

В этой сказке волшебство!

Превращенья налицо,

Царь Кощей и Баба Ёжка,

Чудо-юдо и волшебное лукошко.

Разве такие сказки бывают?

Если «да»,  как их называют?

(ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ) Третья команда получает название «Ковёр-самолёт»

Б) Средства художественной выразительности

Ведущая:  Первый конкурс!

Сказка:

Я сказка волшебная,

Я сказка прекрасная,

И, конечно же, к вам

Пришла не напрасно я.

Ну-ка попробуйте и подберите

К этим словам постоянные эпитеты!

 Кот: Это еще что такое? Подскажите! (разносит листочки)

Первая команда, ответившая на вопрос, начинает конкурс.

Задание написано на слайде:

К существительным надо дописать постоянный эпитет.

Жар-птица

Скатерть-самобранка

Ковёр-самолёт

Существительное

Постоянный эпитет

Существительное

Постоянный эпитет

Существительное

Постоянный эпитет

девица

красная

молодец

добрый

Елена

Прекрасная (Премудрая)

поле

чистое

лес

дремучий

вода

живая и мёртвая

руки

белые

вороны

черные

 головушка

буйная

палаты

белокаменные

погреба

глубокие

яблоки

молодильные

речка

быстрая

солнце

красное

море

синее

конь

добрый

головушка

буйная

палаты

белокаменные

море

синее

зависть

черная

лес

дремучий

В)  Сказочные герои

Ведущая: Приглашаются по 1 участнику откоманды.

Кот:

Выбегайте пошустрей

Те, кто пишет побыстрей,

Те, кто сможет без заминки,

Без раздумий, без запинки

Перечислить поскорей

Разных сказочных зверей!

Ведущая: Игроки! Поменяйтесь местами, чтобы команда не могла вам подсказать!

Задание игрокам:

написать на карточке с заданием как можно больше сказочных  животных. В это время проходит конкурс болельщиков.

Г) Конкурс болельщиков

Кот:

Это кто сидит там грустный?

Эй, болельщики, не спать!

Будем с вами мы играть!

Сказка волшебная, красивая, необыкновенная,

Все вместе мы тебя просим

Задать гостям и болельщикам вопросы!

Сказка:

  1. Где живет Кащей Бессмертный?   (во дворце)
  2. Сколько голов бывает у Змея Горыныча?  (три)
  3. Какое средство передвижения у бабы Яги?  (ступа)
  4. В кого превращаются девицы-волшебницы?  (в птиц)
  5. Где найти смерть Кащея Бессмертного?  (на кончике иглы)
  6. Кто баба - Яга по образованию?  (ведьма)
  7. В кого превращает непокорных девиц Кащей Бессмертный? (в лягушек)
  8. Как Иван-царевич выбирает себе невесту? (пускает стрелу)
  9. С какими словами надо обращаться к жилищу бабы- Яги? (Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом

Д) Сказочные предметы».

Кот:

Этот конкурс всем приятный,

Потому что он командный.

Команды на сказочном листе

Пишут списки на столе.

А перечислить они должны

Вещества и предметы волшебной страны!

Задание командам:

написать на карточках с заданием как можно больше волшебных предметов.

  Сказка:

Меня любят все на свете!

Больше всех, конечно, дети!

Фильмы обо мне снимают

И стихи мне посвящают!

СТИХОТВОРЕНИЕ К. БАЛЬМОНТА

«У чудищ» из цикла «Фейные сказки».

(Читает Майдар)

Я был в избушке на курьих ножках.

Там все как прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши и рылись в крошках.

Старуха злая была строга.

Но я был  в  шапке, был  в невидимке.

Стянул у старой две нитки бус.

Разгневал ведьму и скрылся  в  дымке.

И вот со смехом кручу свой ус.

Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,

Найду для песен там жемчугов.

До самой пасти приближусь к Змею,

Узнаю тайну и был таков.

Ведущий:  Прочитайте, команды, что вы написали. Какие волшебные вещества и предметы вы знаете? А жюри объявит результат.

Жар-птица

Скатерть-самобранка

Ковёр-самолёт

Ковер-самолет

Ступа с помелом

Волшебный клубочек

Шапка-невидимка

Живая и мертвая вода

Заколдованная игла

Меч - кладенец

Скатерть-самобранка

Сапоги-скороходы

Молодильные яблоки

Е)  Авторская сказка

Ведущая: Конкурс четвертый  (командный) «Герои и авторы».

Сказка:

Есть сказки народные,

Древние, природные,

А есть новаторские,

Старые, новые – авторские.

Торопиться пора - искать герою автора.

Жар-птица

Скатерть-самобранка

Ковёр-самолёт

герой

автор

герой

автор

герой

автор

Золушка

Шарль Перро

Чипполино

Джани Родари

Красная Шапочка

Братья Гримм

Снежная королева

Ганс Христиан Андерсен

Конек-горбунок

Ершов

Буратино

Алексей Толстой

Карлсон

Астрид Линдгрен

Дядя Федор

Эдуард Успенский

Снежная Королева

Ганс Христиан Андерсен

Золотой Петушок

А.С.Пушкин

Незнайка

Носов

Пеппи- длинный чулок

Астрид Линдгрен

Мумии-тролль

Туве Янсон

Царь Салтан

А.С. Пушкин

Маугли

Киплинг

Хозяйка Медной горы

Бажов

Гарри Поттер

Джоан Роулинг

 Бармалей

Чуковский

Мальчик-с-пальчик

Братья Гримм

Маугли

Киплинг

Алиса в стране чудес

Льюис Кэролл

Ведущий: А пока игроки  вспоминают писателей – сказочников, мы с вами послушаем отрывки из чудесных сказок! Дорогие зрители, вам задание – определите название этой сказки  или ответить на сказочный вопрос.  

Сказка: 

1 Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.     (Иван-царевич и серый волк)

2. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая - Триглазка.    («Крошечка-Хаврошечка»)

3. Идут вёдра по деревне, народ дивится, а Емеля идёт сзади, посмеивается …    (По щучьему веленью)

4. Где спрятался седьмой козлёнок?                (Под печкой)

5. Кто одолел тараканище из сказки К.Чуковского «Тараканище»?  (Воробей)

6. Из чего Фея сделала Золушке карету?           (Из тыквы)

7. Где баба взяла муку на колобок?         (Наскребла по сусекам)

8. Кто доставил доктора Айболита в Африку?                (Орёл)

9. Какого цвета были волосы у Мальвины?         (Голубые)

Ж)  Конкурс капитанов. Тема: «Волшебные  загадки».

Кот:

Эй, буяны-капитаны!

Выворачивай карманы!

Нет ли там подсказки

От волшебной сказки?

Вам вопросы я задам!

Может вам не по зубам?

Вопросы отличные, очень симпатичные!

Вопросы научные, трудные, нескучные!

Сказка:

 1) Предмет сказочного обихода, очень нужная вещь, переносится в кармане, управляется голосом хозяина, заменяет погреб, плиту, кухню и повара.

(скатерть-самобранка)

 2) Представитель сказочной фауны, очень редкий вид, живут в стае, питаются пшеницей, держать в неволе не рекомендуется, хотя очень красивые!

(жар-птица)

 3) Представитель сказочной флоры,  растет в саду, высоко, добывается нелегко, употребляется в свежем виде как лекарство от прожитых лет.

(молодильные  яблоки)

 4) Предмет  сказочного гардероба, создан не для тепла и не для красоты, а для очень полезной способности  исчезать в нужный момент.

(шапка-невидимка)

5) Предмет кухонной утвари, очень удобен, так как без человеческой помощи может накормить большое количество народа.

(волшебный горшочек)

6) Вид обуви, который доставит вас в любую точку мира по вашему желанию

(сапоги-скороходы)

7) Представитель сказочной фауны, ростом невелик, но готов первым прийти хозяину на помощь. К сожалению, имеет один физический недостаток.
(Конёк-гобунок)

8) Житель волшебной страны, обитает в закупоренном сосуде, но мечтает вырваться на волю, за это готов исполнять 3 любых желания.

(джин)

9) Смышлёный мальчишка, запросто может обвести вокруг пальца взрослых мужчин, учиться не любит, сделан из отпиленного кусочка.

(Буратино)

З) Узнай героев и сказку».

Ведущая: Посмотрите, дорогие игроки, дорогие гости, на  экран!  Ваша задача – отгадать сказку.

(на слайдах сначала иллюстрации из сказок, затем предметы из сказок)

Ведущая:

Мы со сказкой вовсе не прощаемся,

Мы к ней очень часто возвращаемся.

В сказке – правда, вымысел, намек,

В сказке - радость, счастье и урок.

Ждут тебя  тепло, веселье,  ласка

В маленькой стране с названьем «Сказка»!

Звучит песня «Маленькая страна». Сказка машет рукой и уходит.

4. Подведение итогов.  Награждение команд.

Исполнение песни хором (с солистом)-----

Есть за горами, за лесами

Маленькая  страна.

Там звери с добрыми глазами,

Там жизнь любви полна.

Там чудо-озеро искрится,

Там зла и горя нет,

Там во дворце живет жар-птица

И людям дарит свет.

Эта страна нам только снится,

Но светлый миг придет.

И на крылатой колеснице

Мы  совершим полет.

Нам  час свиданья предназначен

В чудесной  этой стране.

Ждут нас герои волшебных сказок,

Где интересно будет и тебе, и мне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.«Что за прелесть, эти сказки!»...

"Что за прелесть эти сказки?" (Внеклассное занятие по сказкам А.С. Пушкина)

Внеклассное занятие содержит игровой материал по сказкам А.С. Пушкина для команд 5 классов, куда включены вопросы, задания на внимательность и эрудицию....

Что за прелесть эти сказки!(По сказкам А.С.Пушкина)

Викторина по сказкам А.С.Пушкина...

Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс

Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....

Проект «Что за прелесть эти сказки!» (сказки Ш.Перро)

Для усиления коррекционно-формирующего аспекта воспитательно-образовательной работы с детьми , имеющим общее недоразвитие речи, разработан образовательный проект «Любимые сказки Шарля Перро». Проект о...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)

Показать  учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....