Урок литературы по роману Е. И. Замятина "Мы".
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Фролова Римма Михайловна

Урок - исследование по роману писателя начала 20 века, Е. И. Замятина "Мы" - "Над страницами романа Е. Замятина "Мы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nad_stranitsami_romana_evgeniya_zamyatina_my_.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс «Учитель года»

Урок  литературы в 11 классе

«Возвращённый писатель Евгений Замятин.

Над страницами романа «Мы»

Разработала и провела учитель

русского языка и литературы

МКОУ Алешковская сош

Фролова Римма Михайловна.

Алешки - 2018 год        

Цели урока: познакомить учащихся с «возвращённым» писателем Е.Замятиным, особенностями его творческой и жизненной позиции;

выявить принципиальное отличие понятий «утопия» и «антиутопия»;

 показать на материале романа  бесперспективность общества, которое нивелирует личность, превращая её в машину;

выработать объективный взгляд на государственное устройство в 20-30-ых годах в нашей стране, на материале романа рассмотреть и понять, что бывает, если человек лишается самого важного – Души;

формировать навыки анализа и исследовательской работы с текстом художественного произведения;

прививать интерес к чтению.

Оборудование:

 1.Эпиграф на доске

                    «Я читал его «Мы». Блестящая, сверкающая          

                                              талантом вещь; среди фантастической литературы

                                           редкость в том, что люди живые,

                                           и судьбы их очень волнуют».

                                                                                          А.Солженицын.

2.План урока на слайде:

А). Гроссмейстер литературы (Биографическая справка о писателе).

Б). Остросатирический роман – антиутопия «Мы».

         -Замысел романа;

         - Его особенность;

         - Модель единого государства;

         - Наука, искусство, философия в едином государстве.

         - Принципы жизни в едином государстве;

         - Есть ли «они»?

         -  Как решается в романе проблема «мы» или «я»?

В).  Против чего выступает Е. Замятин?

                3. Портрет писателя. Составление кластера на тему: «Евгений Замятин – незаурядная личность».

Ход урока.

1.Сообщение учащегося о личности Е.Замятина.

Е.Замятин родился 20 января 1884 года в городке Лебедянь Тамбовской губернии в семье священнослужителя.

По самой середине карты,- вспоминал писатель,- кружочек: Лебедянь - та самая, о какой писали Толстой и Тургенев. В Лебедяни родился. Рос под роялем: мать - хорошая музыкантша. Гегеля в четыре уже читал. Детство - почти без товарищей: товарищи -  книги. До сих пор помню дрожь от тургеневской «Первой любви». Отсюда, из  Лебедянки,  вынесены впечатления, которые послужили материалом для многих будущих произведений писателя.

Окончив в 1902 году с золотой медалью Воронежскую гимназию, Замятин поступает на кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института. Студенческие сходки, практика  на заводах, заграничные плавания на пароходе «Россия» закружили, словно щепку, юношу. Во время революции 1905- 1907 годов он примыкает к большевикам. Позднее Замятин скажет: «я был влюблён в революцию». За революционную деятельность его арестовывают и высылают в родной город, но он продолжает жить нелегально в Петербурге и только в 1913 году получает разрешение на проживание в столице.

Литературный дебют Замятина состоялся в 1908 году, в год окончания института. Он оказался неудачным. И только в 1913 году с выходом в свет повести «Уездное» к нему приходит литературная известность и признание. Далее следуют его повести, рассказы, в которых в сатирической форме показана жизнь российской провинции с её скукой и бездуховностью.  Наибольшей обличительной силой обладает повесть «На куличках» (1914), где писатель обнажил всю глубину нравственного разложения русского офицерства, за напечатание которой редакция и автор были преданы суду, а номер журнала «Заветы» конфискован.

Одновременно с отрицанием обывательской и чиновничьей Руси в писателе живёт вера в Русь народную. Побывав на Русском севере, он встретился  с людьми под стать могучим вековым северным лесам. Появляется его рассказ «Кряжи». Хотя и в крестьянской жизни много ужасного, но именно в народной среде Замятин находит цельные и сильные характеры.

В 1916 году Замятин отправляется в качестве эксперта по строительству ледоколов в Англию. По его чертежам для России строились ледоколы, которые служили и молодой республике. В перерывах между чертежами он пишет повесть «Островитяне», где сатирически изображает английских мещан, которых цивилизация превратила в машины, лишив всех человеческих чувств.

В начале 1917 года он возвращается на родину, сближается с Горьким, входит в правление Всероссийского союза писателей, становится наставником молодых талантливых писателей, выступает как критик. Художественное творчество послереволюционного периода отразило колебания и сомнения, появившиеся у писателя в результате гражданской войны, военного коммунизма. Особенно волнует его вопрос о насилии, неоправданная жестокость классовой борьбы.  Он приходит к выводу, что революция понижает духовный потенциал личности. В 1920 году появляется его роман – антиутопия «Мы», содержание которого предупреждало читателя о том, что любое общество, где человек превращается в винтик государственного механизма, подвергается опасности. В 1924 году  без разрешения автора роман «Мы» появляется на английском языке за рубежом. Это послужило поводом для рапповской критики. Замятин был вынужден выйти из Всероссийского союза писателей и постепенно лишился возможности публиковать свои произведения.

В 1931 году Замятин подает прошение на имя Сталина с просьбой разрешить ему выехать за границу.

2. Выступление учащегося (знакомит с письмом - просьбой Замятина Сталину).

По ходатайству Горького просьба Замятина была удовлетворена, и в 1931 году он покинул родину, сохранив советское гражданство. Умер писатель в Париже в 1937 году и был похоронен на кладбище, где обычно хоронили бедных русских эмигрантов.

Писатель Константин Федин назвал Замятина гроссмейстером литературы. Корней Чуковский появившегося Замятина в послереволюционном Петрограде называет новым Гоголем. Но многие его произведения появились на родине  только в наше время, в условиях гласности, в том числе и роман «Мы». Почему же русский читатель не был знаком с «очень русским человеком» и писателем Замятиным? Попытаемся ответить сегодня на уроке.

3.Рассказ учащегося о пребывании Замятина в Англии и истоках зарождения замысла романа  «Мы».

В марте 1916 года Замятин, как было уже сказано выше, в качестве эксперта в  Англию, на завод  в Ньюкасле. При самом непосредственном участии Замятина строятся ледоколы для России «Святой Александр Невский» (после революции «Ленин», «Святогор»), позднее «Красин», «Минин», «Пожарский», «Илья Муромец». Прекрасный инженер, искусный мастер кораблестроения влюблен в свои творения.  «Две жены» (по шутливому замечанию писателя) владели им: кораблестроение и литература.

Переход от тихой, провинциальной России к Англии грохочущей, механической был потрясающий.

В одной из статей писатель пишет: «Представьте себе страну, где единственная плодородная почва – асфальт, и на этой почве густые дебри только фабричных труб, стада зверей только одной породы – автомобили, и никакого весеннего благоухания – кроме бензина. Это каменная, асфальтовая, железная, бензиновая, механическая страна - называется сегодняшним 20 столетием Лондоном».

Замятин приходит к выводу, что технический прогресс в отрыве от нравственности не способствует улучшению человеческой породы и даже грозит вытеснить всё человеческое в людях.

Из буржуазной Англии, где всё различен, писатель вынес замысел антиутопии «Мы».

Работа над романом «Мы».

Итак, остановимся на особенностях романа. Какую форму избрал писатель и почему? Какие художественные средства использованы в романе?

1 выступление учащегося

Роман написан в форме дневника строителем «Интеграла Д- 503». Дневнику автор доверяет самые сокровенные мысли. Роман «Мы»- это своеобразное воспоминание о будущем и в то же время автор поверяет читателю свои мысли об окружающей его действительности, говорит о своих чувствах. Роман фантастический, перед читателем предстаёт вымышленное писателем Единое Государство, жители которого питаются нефтяной пищей, вся их жизнь упорядочена до крайности, они существуют в мире формул и чисел, заменивших слово. Даже личные имена людей заменены «нумерами».

Роман «Мы»- это антиутопия, т.е. проекция (от латинского- «бросание вперёд») в воображаемое будущее представлений о социальном процессе.

Роман -  историко – политический. «Политика» военного механизма дала Замятину материал о казарменном социализме и привела к мысли и предчувствию опасности её для человечества, когда люди вверяют свои судьбы Единому Государству и одному человеку – Благодетелю.

Замятин использует гиперболу и сатиру, беспощадно обличает общественную жизнь Единого Государства, где ни на минуту человек не может уйти от надзора, где дома с прозрачными стеклянными стенами.

2  выступление. Какова же модель Единого Государства?

Единое Государство

Хранители

 Нумера

Единое Государство работает как часы, здесь делается всё для процветания государства.

Во главе стоит Благодетель. Он выполняет функцию устрашающего деятеля. Его никто не видел, но все перед ним преклоняются.

Благодетель опирается на бюро хранителей. Хранители – это шпионы, занимающиеся доносами, слежками.

Благодетелю служит Медицинское бюро, которое устраняет неполадки в людях. УД – 503 появилась душа, которую в конце романа устраняют. С помощью различных операций людей превращают в машины, винтики.

Хирургов, которые спасают жизнь человека, объявляют преступниками. Все люди в Едином Государстве живут по определенному расписанию, покорены  одной воле. Всё подчинено  «мы». Но стоит только кому- то начать думать иначе, он тотчас уничтожается (Зачитывается текст: запись 9).

Замятин смог увидеть в действительности зародыши будущего; а именно: сталинские репрессии. Благодетель выступает в качестве палача – поэта Р- 13, который позволил себе кощунственные стихи против Благодетеля.

3 выступление. В каком положении наука, искусство, философия в Едином Государстве?

Единое Государство наложило свой отпечаток и на науку, искусство, философию. Наука служит для завоевания миров, направлена на подчинение людей. Удалив в мозгу какую – либо связку, можно обездушить человека.

Для инакомыслящих изобретены газовый колокол, машина для казни, электрический кнут.

Главная наука в Едином Государстве – это математика. Что не подчинено формулам, подлежит уничтожению. Гармония цифр оправдывает все поступки. Искусство тоже выполняет заказ Государства, нет чувств, нет эмоций. В поэзии воспевается красота куба, квадрата. От стихов осталась лишь рифма и стихотворный размер. Люди, слушающие классическую музыку – дикари. Главным должен стать марш.

Философия – служанка Государства. Ради достижения поставленной цели государством можно убить человека. Несвобода считается счастьем.

4 выступление. Как решена проблема счастья в Едином Государстве?  (Зачитывается 5 запись).

В Едином Государстве каждый из нумеров имеет право на любой нумер. Любовь сведена к проблемам секса. Для настоящей любви нужны два человека, две души.

В Государстве нет «Я», но есть «мы». Нет права на душу, чувства, есть функции организма. Лаборатория Сексуального бюро  вырабатывает табель сексуальных дней для граждан.

Итак, искусство прославляет Единое наука упрочивает его устои, философия обосновывает и определяет принципы существования государства.

 

5 выступление. Принципы жизни в Едином Государстве. Как они соотносятся с вашими понятиями жизни?

Принципы жизни в Едином Государстве

А) упрощённость

Б) единообразие, уравниловка

В) изоляция (зеленая стена отделяет от остального мира)

Г) унифицирование

Д) регламентация

Эти принципы ведут к обезличиванию, к «мы», обесцениванию всех человеческих ценностей.

(Учащиеся обосновывают свои понятия с точки зрения общечеловеческих ценностей).

6 выступление. Все ли граждане Единого Государства согласны с его принципами?

Не все граждане Единого Государства согласны с его принципами. Это -I  330, Д- 503, Р - 13 и другие. Они в день голосования подняли руки против Благодетеля. Пытаются взорвать Зеленую стену. Их не устраивает общественный строй  Единого Государства

 7 выступление. Как решается в романе проблема «мы» или «я»? (выступления учащихся).

Каждый гражданин в Едином Государстве, чтоб не попасть под газовый колокол , должен жить по его законам, т.к. он песчинка. В сумме с остальными он -  сила. Но вот у Д- 503 появляется любовь к I -330. Это явилось толчком к перерождению героя. Он задумался о смысле жизни. Изменяется его отношение к окружающему миру. В нем проснулся поэт.

Таким образом, Замятин приводит к мысли читателя, что только душа и нравственность могут избавить человека от обезличивания, от превращения его в бесчувственную машину.

       Этап рефлексии: работа с кластером (зачитываются письменные ответы на вопрос, который был дан заранее, и обобщаются учителем).

Вывод

 Против чего выступает Замятин? Замятин, заглянув в отдалённое будущее, в фантастическом романе – атиутопии рассказал о своих опасениях, к которым может прийти общество, нивелирующее личность, превращающее её в машину. В безликом обществе формируется жестокость, насилие над человеком.  Бездуховность,  безнравственность ведут к погибели. Общество, подавляющее отдельную личность, не может быть благополучным. Такое общество обречено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по роману М.А.Шолохова "Они сражались за Родину"

Данная разработка поможет при проведении урока по раману М.Шолохова. Предлагаемые вопросы помогут выявить художественные особенности произведения, раскрыть характеры героев....

Интегрированный урок литературы по роману А.Н.Толстого "Пётр Первый" и истории в 11 кл.

Тема урока: "Личность Петра и петровская эпоха".   Урок обобщения  рассчитан на 2 часа. В начале урока ставятся проблемные вопросы:  1. Почему личность Петра привлекает внимание, и спор...

Презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского 10 класс

Презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского...

Урок литературы по роману Л.Н.толстого "Война и мир"

Методическое обоснование и ход урока "Люди как реки..." Путь исканий главных героев романа Л.Н.Толстого "Война и мир". 10 класс...

Конспект урока литературы. Тема: «Роман Т.Толстой «Кысь» и конец русского постмодернизма".

В представленном материале автор ставит задачу   познакомить учащихся с понятием  "постмодернизм" в современной русской литературе и определить место романа Т.Толстой в данном пространс...

Презентация к уроку литературы по роману в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Презентация предназначена для учащихся 9-классов. Эту презентацию можно использовать на уроках литературы и во внеурочное время....

Презентация к вводному уроку литературы по роману "Герой нашего времени"

Предлагаемая презентация может быть использована на первом уроке по изучению романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" в 9 классе или при обобщающем повторении. На слайдах представлен материал по...