Кто ближний мой?..
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему
Урок по произведению Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f.m.dostoevskiy_malchik_u_hrista_na_elke.pptx | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Ребята, приходилось ли вам помогать ближним? 2. Что движет человеком, когда он помогает другому? (чувство сострадания, ответственности, жалость) Но бывают случаи, когда люди проходят мимо чужого страдания… Этап актуализации. Просмотр сюжета о Саше Пушкареве – хрустальном мальчике
Как вы думаете, о чем этот рассказ? Чтение с остановками. Анализ первого фрагмента Первый фрагмент текста: Где происходит действие рассказа? Что мы узнаем о ребенке? Как он одет? Почему он в халатике? Сколько ему лет? Что его окружает? На ваш взгляд, как оказался мальчик в подвале? 1 акцент: возраст мальчика (лет шести или даже менее) Возрастная граница, которая разделяет младенца от отрока. До семи лет дети безгрешны. 2 акцент: одежда мальчика (одет «был в какой-то халатик») Сравните. На Владимирской иконе Божьей Матери изображен младенец Иисус, на вид он не старше семи и одет в халатик. Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
Трехмерная организация пространства
Прогнозирование дальнейшего развития событий Как вы думаете, как сложатся события после того, как мальчик выйдет на улицу? В холодном и сыром подвале
Анализ второго фрагмента. Город. В поисках приюта
Кого встречает мальчик на пути? Могли ли они помочь мальчику и как? Анализ второго фрагмента
Как вы думаете, эти люди абсолютно равнодушные? Беседа с классом Жалко ли этим людям мальчика? Да Но почему никто из них не помог мальчику? Лишние заботы удалят их от приятной и комфортной жизни Людям проще не заметить мальчика Следовательно, чтобы помочь человеку, одной жалости недостаточно, нужна решимость, смелость
С христианской точки зрения, помочь другому мешает наш страх – страх впустить человека в свою жизнь, потому что услышать другого – это значит связаться с судьбой другого, это значит войти в его нужду, а это так или иначе нарушит наш покой, лишит нас некоего комфорта, к которому мы так привыкли, который так ценим. И потому мы проходим мимо… А в основе страха лежит себялюбие. Как же нам заставить себя помочь другому? (Вопреки эгоизму - действовать.) Преодолеть в себе страх, встретиться с ближним – это одна из главных задач в жизни каждого человека. Почему нам бывает сложно проявить решимость и помочь другому?
Кто же наш ближний? Давайте изобразим схематически нас и нашего ближнего? Я ОН
Законник спрашивал Иисуса Христа: а кто мой ближний ? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит , быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария , дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам ? Он сказал: оказавший ему милость . Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же . Притча о добром самарянине
Ближний – это не тот человек, которому мы уделяем внимание. Каждый из нас является ближним для других. Я – ближний тому, кто сейчас нуждается в моей помощи. Кто такой ближний? он Я
Анализ третьего фрагмента
Действие происходит в Рождество. Что символизирует этот праздник? (это приход в мир Спасителя, это встреча с Богом. Герои этой истории готовились к рождеству, украшали елки, готовили праздничные обеды, но по существу в душу они Христа не впустили) Этот мальчик – проверка для человека. Чтобы люди доказали свою приверженность Христу не умением встретить этот праздник и елками, но и милосердием. Это была возможность для человека проявить милосердие, люди прошли мимо. Значит, несмотря на соблюдение ими определенных традиций, в душе они Христа не имели. Это елка, но елка без Христа. Христос пришел для того, чтобы люди научились любить друг друга, помогать друг другу, а люди зачастую сводят христианство только к обряду, к внешнему проявлению веры. Обобщение. В чем смысл названия рассказа?
Можно ли назвать этот рассказ трагичным? С кем именно произошла трагедия?
Мальчик - и все умершие в результате нашего безразличия - оказываются со Христом; мы остаемся с маленьким трупом на заднем дворе, за дровами. Очевидно, до следующей попытки... Двойная концовка рассказа
Рефлексия. Продолжите фразу… Я ближний тому… кому нужна помощь Для того чтобы помогать другим… нужна не только жалость, но и действие Вера без добрых дел… мертва Одна из главных задач в жизни каждого человека… преодолеть в себе страх, встретиться с ближним и творить добро
Актуальна ли эта история в наши дни? Как вы считаете, почему нужно помогать другим? Что мы можем сделать сегодня, чтобы трагедия, подобная той, которую описал Достоевский, не произошла с нами? Как мы можем помочь другим людям?
Пермь милосердная
Православный приют в Верещагино при Свято-Лазаревском монастыре
Пермский центр развития добровольчества
Отдел социального служения Пермской епархии
Православная молодежь Прикамья
Пермское сестричество милосердия при институте сердца
Центр гуманитарной помощи «Светлица»
Найти в СМИ, в сети Интернет примеры бескорыстной помощи другим людям и подготовить сообщение об этом Написать эссе на тему «Я – ближний…» или взяв в качестве тезиса эпиграф к уроку Домашнее задание на выбор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа курса "География России и стран ближнего зарубежья с историко-этнографическими дополнениями".
В программе курса предлагается изучать географию России и стран постсоветского пространства для воспитания толерантности и уважения к народам стран-соседей, понимания общности исторических судеб этих ...
Базовый комплекс приёмов самообороны на ближней дистанции при помощи опережающих ударов.
Вопросы обучения приёмам самообороны являются актуальными всегда, но особенно в «смутные» времена- времена различных социально – экономических перемен, кризисов. Масса людей становятся безработными, ...
Тестовая работа по теме"Страны ближнего зарубежья"
Данный тест расчитан на два варианта. Представлены задания с одним, несколькими выборами ответов, а также определение страны или региона по краткому описанию...
Выступление на ассоциации гимназий России и Ближнего Зарубежья
В это раз я поделилась своим опытом в применении рейтинго-накопительной системы на уроках русского языка. В урок добавлена технология критического мышления....
"Твори добро на благо ближнему"
Заметка об участии в марафоне "Твори добро на благо ближнему" учеников 6и 7 классов Платовской школы....
Конрольная работа по истории "Восточное Средиземноморье и Великие военные империи Ближнего Востока"
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как ...
Презентация по теме: Ближний Восток в древности.
Презентация для непрофильного 10 класса по Зарубежной истории....