Урок-диспут
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок-диспут для обучающихся старших классов по классической русской и современной литературе раскрыть философское понятие "любовь", опираясь на опыт классической и современной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-диспут "Любовь! Любовь? Любовь..." для обучающихся старших классов | 39.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-диспут по литературе
в старших классах
«ЛЮБОВЬ! ЛЮБОВЬ? ЛЮБОВЬ…»
Цель диспута: определение философского значения слова «любовь» и помочь ребятам понять, что «истинная любовь всегда действенная, жизнеутверждающая, а не разрушающая…» / В. Г. Белинский /
Оформление:
* эпиграф на доске
*репродукции картин И. Н. Крамского «Неизвестная», портреты русских классиков, их возлюбленных, вдохновляющих на создание гениальных шедевров
*музыкальные произведения: Е. Дога «Вальс»; П.И. Чайковский «Средь шумного бала», С. Абаза И.С. Тургенев «Утро туманное», Каттчини «Аве,Мария».
* кабинет оформляется в виде студии, которая делится на романтиков и реалистов, группу аналитиков, которые подведут итоги, рефлексию.
Эпиграф: Что есть любовь? Безумство от угара?
Игра огнем, ведущая к пожару,
Воспламенившееся море слез,
Раздумье, необузданности ради,
Смешенье яда и противоядье.
/В.Шекспир/
Ход урока
- Вступительное слово учителя:
( В роли ведущего выступает сам учитель , так как он обязан заинтересовать ребят , вызвать на дискуссию, чтобы участники умели остроумно, аргументированно спорить, умело использовать тот материал, над которым они работали).
В 1871 году известный поэт
Н. А. Некрасов написал замечательную поэму «Русские женщины», в которой есть изумительные и неповторимые строки:
Невольно пред ним я склонила
-2-
Колени – и, прежде, чем мужа обнять,
Оковы к губам приложила!
Эти строки вам всем хорошо знакомы. Они посвящены мужественным женщинам, которые отказались от материальных благ, оставили близких им людей и отправились в суровую и далекую Сибирь, чтобы разделить горькую участь ЛЮБИМЫХ.
Вопросы к участникам дискуссии:
-Что же заставило решиться на столь отважный поступок?
-Какое же чувство руководило ими?
Конечно же, это неповторимое, необъяснимое и столь разное в понимании каждого человека- это чувство любви.
(Ответы обучающихся)
В сопровождении музыки звучит стихотворение современного поэта Эдуарда Асадова «Чудачка»:
Одни называют ее чудачкой
И пальцем на лоб - за спиной, тайком.
Другие - принцессою и гордячкой,
А третьи просто синим чулком.
Птицы и те попарно летают,
Душа стремится к душе живой.
Ребята подруг из кино провожают,
А эта одна убегает домой.
Зимы и весны цепочкой пестрой
Мчатся, бегут за звеном звено...
Подруги, порой невзрачные просто,
Смотришь - замуж вышли давно.
Вокруг твердят ей: - Пора решаться.
Мужчины не будут ведь ждать, учти!
Недолго и в девах вот так остаться!
Дело-то катится к тридцати...
-3-
Неужто не нравился даже никто? -
Посмотрит мечтательными глазами:
- Нравиться, нравились. Ну и что? -
И удивленно пожмет плечами.
Какой же любви она ждет, какой?
Ей хочется крикнуть: "Любви-звездопада!
Красивой-красивой! Большой-большой!
А если я в жизни не встречу такой,
Тогда мне совсем никакой не надо!"
УЧИТЕЛЬ:
-Так какой же любви ждем мы? Любви-звездопада!? Красивой-красивой!? Большой-большой!? Или любви, которая удобна для двоих?
То есть любовь? Безумство от угара?
Игра огнем, ведущая к пожару,
Воспламенившееся море слез,
Раздумье необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядье?
ЛЮБОВЬ- индивидуальное и очень сложное чувство. И не случайно в нашей дискуссии участвуют две студии-
РОМАНТИКИ и РЕАЛИСТЫ
Так как я уже сказала, что это чувство индивидуальное, поэтому мнения будут противоречивые, и пусть вас не смущает, что ваше понимание любви не будет совпадать с мнением окружающих.
Любовь? Что это такое?
И вечный и новый вопрос.
Ты соткана чьей-то рукою
Из радости, горя и грез.
-4-
Наш разговор, я надеюсь поможет разобраться каждому в себе, понять, какое чувство живет в каждом из нас. А сейчас немного истории. Справочный материал
1.«ЛЮБОВЬ»-в философском понимании.
(Древняя Греция- колыбель цивилизации, к любви обращались философы, определяя ее истину и смысл. Любовь-интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность. В древней мифологии и поэзии –космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь -эрос- побудительная сила духовного восхождения.
- Итак, будьте активны, искренни и красноречивы.
/ На фоне музыки участникам дискуссии предлагаются вопросы- цитаты, записанные на доске./
УЧИТЕЛЬ ВОПРОС №1: Но есть ли в Вас та страсть, то чувство, пылкость та, чтоб кроме Вас ему мир целый казался прах и суета? –так понимал любовь герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий.
РОМАНТИКИ приводят аргументы из классических произведений, комментируя цитату из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
УЧЕНИК: Назанский из повести А. Куприна «Поединок» утверждал: «Природа во всем распорядилась гениально…Любовь-это прелесть, очарование, весна! Но она удел избранников. Вот вам пример: все люди обладают музыкальным слухом, он у миллионов, как у рыбы трески, а один из этого миллиона - Бетховен. Так-то во всем: в поэзии, художестве, музыке…И любовь, говорю я вам, имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов».
УЧЕНИК: Другим примером являются женские идеалы А. С. Пушкина: Наталья Гончарова, А.П. Керн, З. Волконская ... Для поэта –все красивое-идеально.
(Звучат стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии…»)
-5-
РОМАНТИКИ
УЧЕНИК: Невозможно не вспомнить о прекрасных минутах, когда Лермонтов испытал это чувство. У Лермонтова на всю жизнь сохранилась романтичная возвышенная любовь к Варваре Александровне Лопухиной. С Варенькой поэт познакомился весной 1832 года и влюбился без памяти. Она стала самой сильной привязанностью Лермонтова. Именно Лопухина была идеалом женской красоты для поэта. Ее черты он искал в других женщинах, ее воспевал с пламенной страстью в стихах.
Никого сильнее Лопухиной так и не сумел полюбить Лермонтов. Тема любви к ней заняла особенное место в его творчестве. Это и посвященные ей стихи, и персонажи, прототипом которых она стала, и портреты, написанные поэтом. Лопухиной он адресовал стихотворения: «Она не гордой красотою…», «Мы случайно сведены судьбою…», «Оставь напрасные заботы…». Не забывает о ней Лермонтов и в более позднем творчестве: «Я к Вам пишу случайно: право…», «Сон». Посвящения к поэмам «Измаил-Бей» и «Демон» (1831 и 1838 гг.) также адресованы Лопухиной.
РЕАЛИСТЫ
УЧЕНИК: Известно, что этих двоих связывала сложная, странная любовь. Лермонтов любил Варю, она ответила на его чувства, но возникшее между ними недопонимание загубило их жизни. До Лопухиной дошли слухи, что Лермонтов женился на Сушковой. В ответ на это она вышла замуж за Бахметова, однако вскоре раскаялась, потому что по-прежнему любила Мишеля. К сожалению, изменить ничего уже было нельзя.
Нам знакома история этой мучительной любви, которую Лермонтов частично воссоздал в «Герое нашего времени», в драме «Два брата», в незаконченной «Княгине Лиговской». В этих произведениях Варя стала прототипом Веры.
У Лермонтова и В. Лопухиной обычная жизненная ситуация. В. Лопухина поняла, что Лермонтов не тот человек, за которого можно выйти замуж, и сделала свой реальный выбор. Но брак ее все же не был счастливым.
УЧЕНИК: Давайте вспомним А. Блока и его стихи о «Прекрасной Даме»: возвышенные характеры, служение до самозабвения Прекрасной Даме.
-6-
У Блока стремление к этому идеалу есть любовь - любовь к Любови Дмитриевне Менделеевой и женитьба на ней в 1903 году. Романтические переживания Блока под влиянием философии В. Соловьева, заключались в том, что «в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине». Любовь к Менделеевой в стихах принимает характер возвышенного служения, молитв, возносимых уже не простой женщине, а «Владычице Вселенной»:
…Здесь, внизу, в пыли, уничиженья
Узрев на миг бессмертные черты,
Бессмертный раб, исполнен вдохновенья,
Тебе поет. Его не знаешь ты.
/ «Прозрачные, неведомые тени…»/
«Стихи о Прекрасной Даме»- своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний. Блок рисует любовь как образ служения чему-то высшему.
РЕАЛИСТЫ
Жан Ануй считал, что «Возвести любовь на пьедестал-тоже один из способов пройти мимо нее»
Учитель: Как вы считаете, надо ли возносить своих любимых? Это укрепляет любовь, отношения или разрушает?
РЕАЛИСТЫ пытаются доказать свою точку зрения, опираясь на высказывание Жана Ануя.
УЧЕНИК: Но! Одно дело идеализировать конкретного человека, которого любишь, и совсем другое- идеализировать любовь вообще. О любви создается совершенно нереальное представление. Любовь в таком случае превращается в нечто такое, что совершенно невозможно и недостижимо для обычного человека, который так представляет себе любовь, никогда не поймет, что он влюблен, он лишает себя счастья и любви.
УЧЕНИК: У Стендаля в трактате «О любви» - идеализация у Стендаля- та же кристаллизация- это сущность безумия, именуемого любовью, безумия, которое все же человеку доставляет величайшее наслаждение…
-7-
УЧЕНИК: о реальной любви без романтики говорят и отношения супругов в рассказе А.П.Чехова «О любви», того же А.Куприна «Куст сирени», рассказ И. Бунина «Кавказ» с трагическим финалом, в котором романтическая любовь героини привела к трагедии мужа, не нашедшего выхода из создавшейся любовной ситуации.
/ Предполагаемая дискуссия между романтиками и реалистами/
ВЫВОД по I вопросу:
-ЛЮБОВЬ очень тесно связана с творческой деятельностью человека, с его трудом, учебой, досугом, общением. Труд, вдохновленный ЛЮБОВЬЮ, становится плодотворным. Напротив, если ЛЮБОВЬ полностью поглощает человека, уводит его от действительности в сферу грез и мечтаний, она творит зло.
Нельзя представлять ЛЮБОВЬ как что-то возвышенное, недосягаемое, она рядом, она в нас, она вокруг нас.
УЧИТЕЛЬ ВОПРОС №2 (общий для романтиков и реалистов).
УЧИТЕЛЬ: Возникает вполне естественный вопрос: почему появляется любовь и выбор к одному человеку и не возникает к другому?
- Поясню этот вопрос: Итак, сразу же надо отказаться по крайней мере от двух заблуждений. Первое: нравятся хорошие люди, влюбляются в хороших людей. К сожалению, ничего подобного: «Не по- хорошему мил, а по милу хорош»- гласит известная всем поговорка. А может быть не к сожалению, а к счастью. К счастью для тех, кто сегодня не очень хороший человек, а, влюбившись, стал изменяться на глазах.
-Вы не встречали таких? Или, став объектом любви, не выдерживают «своей плохости» и под влиянием отношения любящего или любящей стремятся измениться в лучшую сторону.
Романтики и реалисты приводят свои аргументы.
РОМАНТИКИ
УЧЕНИК: «Иркутская история» А. Арбузова очень ярко иллюстрирует поставленный вопрос. Главная героиня Валентина, которую все звали не иначе. Как «Валька-дешевка», полюбив Сергея, цельного человека, замечательного парня. Неузнаваемо изменилась. Стала прекрасной женщиной, матерью.
-8-
РОМАНТИКИ
ВЫВОД по второму вопросу
УЧИТЕЛЬ: Проанализировав судьбу великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, на этот вопрос нет однозначного ответа, но одно ясно: ЛЮБВИ НАДО УЧИТЬСЯ. Многие исследователи считают, что любовь – чувство и любовь – отношение прочны главным образом тогда, когда у любящих есть сходство взглядов на главные жизненные позиции.
ЛЮБОВЬ – это не только чувство, не только отношение, но и поведение, надо над многим задуматься – как вести себя с любимым человеком, чтобы отношения были чистыми, искренними, вдохновляющими на желание творить и совершать подвиг во имя ЛЮБВИ. Нужно аккумулировать слова, поступки, действия. И в этом нам помогает классическая русская и мировая литература. Призывно и торжественно писал С.Я. Надсон:
Верь в великую силу любви!
Свято верь в ее крест побеждающий!
В ее свет лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови…
Верь в великую силу любви!
УЧИТЕЛЬ ВОПРОС №3: Пусть простят меня реалисты, но следующий вопрос прозвучит в пользу романтиков.
- Истинная любовь – это любовь всегда действенная, жизнеутверждающая, а любовь по расчету- разрушающая?
УЧИТЕЛЬ: Обратите внимание на цель и задачу нашего диспута.
РОМАНТИКИ
УЧЕНИК: «Иркутская история» А. Арбузова очень ярко иллюстрирует поставленный вопрос. Главная героиня Валентина, которую все звали не иначе. Как «Валька-дешевка», полюбив Сергея, цельного человека, замечательного парня. Неузнаваемо изменилась. Стала прекрасной женщиной, матерью.
-9-
РЕАЛИСТЫ
УЧЕНИК: Шекспир («Ромео и Джульетта») доказывает, могла ли что-нибудь изменить любовь двух юных сердец? Гибель влюбленных послужила примирением двух враждующих семей – Капулетти и Монтеки? Но ЛЮБОВЬ ведь погибла вместе с Ромео и Джульеттой.
РОМАНТИКИ
УЧЕНИК: Ромео и Джульетта- «нет повести печальнее на свете…» - их ЛЮБОВЬ- очищение от ненависти, злобы, вражды.
РЕАЛИСТЫ
УЧЕНИК: Хотелось бы вспомнить трагические отношения поэта Ф. Тютчева и Е. Денисьевой. Тютчев увидел и высоко оценил в женщине, - это силу чувства любви. Его любимая предстала в стихах как подлинная героиня, совершившая подвиг. В стихотворении звучат нотки боли, трагизма, в которых поэт чувствует вину перед Денисьевой и привязанность к семье:
О. как убийственно мы любим,
О. как убийственно мы
Как буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Тютчев понимал, что чувства и отношения между людьми подвластны, к сожалению, влиянию общества. Его лирические герои, не оторванные от жизни люди, а обыкновенные, хорошие, сильные и одновременно слабые, не способные распутать клубок противоречий, как и сам Тютчев со своей любимой Еленой Александровной Денисьевой. Эти стихи пронизаны отчаянием, мукой, болью, тоской, воспоминаниями о былом счастье, непрочном. Как и все на земле.
То в гневе, то в слезах тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу, им, им одним живу я-
-10-
Но это жизнь! О, как горька она!
Тютчев и Денисьева понимали, что вина прежде всего лежит на Тютчеве, но он ничего не предпринимал, чтобы облегчить участь любимой. Она страстно его любила и не могла отказаться от этой связи. Тютчев страдал не меньше Денисьевой и до конца жизни в стихах помнил о чистой, искренней, трагической любви.
РОМАНТИКИ
УЧЕНИК: Реалисты сами подтвердили, что невозможно жить на земле и не быть романтиком. Так и Тютчев дает романтическую концепцию любви. Любовь- стихийная страсть, дисгармония и поединок роковой; любовь сближает героев, они не могут жить друг без друга. Это столкновение двух личностей. В этой борьбе сгорает как более слабая Денисьева.
Любила ты, и так, как ты любить-
Нет, никому еще не удавалось!
РЕАЛИСТЫ
УЧЕНИК: Лирическая героиня угасает, тает, она измучена общественным порицанием, ее романтическая душа не выдержала мнений света:
Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла.
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
РОМАНТИКИ
УЧЕНИК: Другим примером является великий русский классик Тургенев , который любил Полину Виардо 40 лет, не была ли это романтическая любовь?
Все цепи ржавы,
Во всем обманы суеты,
И вы одни в сем мире правы,
Любви заветные мечты.
-11-
/ В. Брюсов/
РОМАНТИКИ обращаются к современной литературе, к повести А. Кузнецовой «Честное комсомольское». Главная героиня Стеша была романтической натурой, она возвышала, идеализировала своего любимого, честного, порядочного, смелого юношу. Свою любовь она сохранила до
конца дней. И невозможно не восхищаться такой самоотверженной любовью.
РЕАЛИСТЫ поддержали романтиков, так как у Саши и Стеши были богатые внутренние душевные качества – это реальные поступки настоящих влюбленных. Не случайно в нашей жизни масса примеров, достойных поведению Стеши, которая бережно хранила любовь после гибели Саши. Это подвиг женщины, умеющей хранить самое святое, что движет жизнью - любовь.
ВЫВОД по ТРЕТЬЕМУ вопросу:
УЧИТЕЛЬ:
В обществе социального и материального неравенства, низкого жизненного уровня, любовь несет много бед, резко усиливает их боль от жизненных невзгод. Это делает не только несчастная безответная любовь, но и любовь счастливая, разделенная. Ибо ЧЕЛОВЕК ЛЮБЯЩИЙ БОЛЕЕ УЯЗВИМ, БОЛЕЕ ЧУВСТВИТЕЛЕН, ВЕДЬ ОН СТРАДАЕТ НЕ ТОЛЬКО ЗА СЕБЯ, НО И ЗА СВОЕГО ВОЗЛЮБЛЕННОГО. Примером тому служит наша русская литература: повесть Ф.М. Достоевского «Бедные люди», Н.А. Некрасов «Русские женщины», Л. Н. Толстой «Война и мир», А. Н. Толстой «Воскресение» и многие другие. Проявление великой ЛЮБВИ служит жизнь и творчество А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, А. Фета, Ф. Тютчева, А. Блока, А. Ахматовой, М, Цветаевой …
Ученик читает Омара Хайям:
Жертвуй ради любимой всего ты себя,
Жертвуй тем, что дороже всего для тебя.
Не хитри никогда, одаряя любовью,
Жертвуй жизнью, будь мужествен, сердце губя!
РЕФЛЕКСИЯ
- Какой же любви вы отдали бы предпочтение: романтичной или реалистичной ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок -диспут
урок предполагает выполнение самостоятельной работы студентов...
Урок-диспут на тему: «Что мы оставим потомкам?»
Мысль о том, что существованию жизни на Земле может угрожать повседневная хозяйственная деятельность человека, получила широкое распространение сравнительно недавно и была встречена с естественн...
урок-диспут "Есть ли место жестокости и насилию в нашей жизни"
Юность - это рубеж между детством и взрослой жизнью. Детство – это период становления личности, накопления знаний и опыта, который необходим в будущем. Жизнь – сложная штука, где хитро пе...
Урок литературы в 9 классе "Две жизненные позиции" урок-диспут
Данный урок литературы по теме "Чацкий и Молчалин: две жизненные позиции" по комедии А. Грибоедова "Горе от ума" проводится как заключительный урок , задачей которого является обобщить и с...
УРОК – ДИСПУТ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ УРОКОВ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Урок - диспут олицетворяет собой одну из особенностей переживаемого страной времени: признание важности и полезности обсуждений.Диспут - это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принцип...
"Открытый" урок русского языка в 7 классе. «Лингводилижанс. Урок-диспут на тему: "Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития?". Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2015 – 2016 уч.г.
В форме дискуссии на уроке обсуждалсь изменения, происходящие в языке....
Урок литературы в 10 классе "В чем счастье Наташи Ростовой" (урок-диспут)
Урок-диспут демонстрирует ососбенности коммуникативной компетенции педагога в рамках групповой работы учащихся. В ходе урока обучающиеся имеют возможность обсудить проблемный вопрос: "В чем счаст...