Кроссенс как приём развития логического и творческого мышления учащихся (на примере темы «Магическое число 7 в литературе»)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Бурякова Галина Николаевна

Кроссенс как приём развития логического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krossens_na_urokah_literatury.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Кроссенс как приём развития логического и творческого мышления учащихся (на примере темы «Магическое число 7 в  литературе»)

В переводе с английского языка слово КРОССЕНС означает « пересечение смысла» (слайд №2). Кроссенс представляет из себя ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для  "Крестиков-ноликов". Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории.

Технология кроссенса может использоваться  на различных этапах учебной деятельности (слайд №3).Создай проблемную ситуацию или обобщи добытые учащимися знания, открой цикл уроков   или же оригинально подведи итог,  хочешь,    укрась кроссенсом  урок, а хочешь- поставь точку с его помощью на  внеурочном  занятии. Кроссенс может стать и творческим домашним заданием.

 Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.

Предлагаю Вам кроссенс на тему: «Магическое число 7 в литературе»

Прежде чем знакомить  с приёмом детей, я предлагаю  выполнить несложное задание в группах. Каждой группе предлагается набор картинок. Дети должны установить смысловые связи между картинками и составить последовательную цепочку (слайд №4).

После выполнения задания каждая группа представляет то, что у них получилось, даёт  обоснование своему выбору.( При установлении связей между картинками я даю дополнения к сюжетам)

Тема данной подборки очевидна: все эти картинки связаны с магическим числом 7. В литературе это число встречается очень часто в сказках, пословицах и стихах….:

Название произведений

Пословицы и поговорки

Крылатые выражения

  • «Волк и семеро козлят»
  •  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина
  •  «Семеро храбрецов» братьев Гримм
  •  «Цветик – семицветик»  В. Катаева
  •  «Семь братьев» в обработке М. Афанасьева
  •  «Семь подземных королей» А.Волкова
  • «Семилетний стрелок из лука» саамская сказка
  •  «Путешествие за семь морей»
  •  у Атланта, подпирающего плечами небесный свод, было 7 дочерей плеяд, которых Зевс превратил потом в созвездие
  •  Одиссей 7 лет был в плену у нимфы Калипсо
  • «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов (семь мужиков-странников, семь деревень…)
  • «Белоснежка и семь гномов»  Белоснежка жила у 7 гномов за 7 горами.

  • «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
  • «Чеснок семь недугов изводит»
  • «После хлеба-соли – семь часов отдыхать»
  • «Семеро с ложкой – один с сошкой»
  • «Семеро одного не ждут»
  •  «У семи нянек дитя без присмотру»
  •  «Семь рек осушила, холста не смочила»
  •  «Лиса семерых волков проведёт»
  • «Лук семь недугов лечит»
  •  «Семь футов под килем» и т. д
  • «Быть на седьмом небе»
  •  «За семью морями»
  •  «Семи пядей во лбу»
  •   «Седьмая вода на киселе»
  • «Седьмой квас на гуще»
  •  «Без году неделя»
  •  «Семь вёрст до небес»
  • «За семь вёрст киселя хлебать»
  • «До седьмого колена»
  • «Семь пятниц на неделе»
  • «Семь воскресений на неделе» -
  • «Семимильными ( гигантскими)  шагами»
  • «До седьмого пота» –
  • «За семью печатями»
  • «Семь смертных грехов»

 

 Таким образом  в ходе работы  у нас получился кроссенс  на тему «Магическое число 7 в литературе», а также мы  обсудили значимые литературные произведения (слайд №5-6)

  • Любимые русские народные сказки (слайд №7-8)
  • Басни И.А. Крылова (слайд №10)

Этот  приём   можно разделить на 2 уровня: простой и сложный. 2 уровень    сводится к решению символического кроссенса, который проводится на этапе закрепления. Картинка заменяется символом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "КРОССЕНС как приём развития логического и творческого мышления"

При подготовке занятий я задумываюсь о том, как познакомить детей с новыми знаниями, разбудить интерес и желание добывать информацию и, конечно, ищу способы для прочного усвоения знаний. Обучени...

Применение НФТМ-ТРИЗ технологии для развития творческого мышления учащихся на примере урока истории в 10 классе

Применение НФТМ-ТРИЗ технологии для развития творческого мышления учащихся на примере урока истории в 10 классе...

Применение НФТМ-ТРИЗ технологии для развития творческого мышления учащихся на примере урока истории в 6 классе

Применение НФТМ-ТРИЗ технологии для развития творческого мышления учащихся на примере урока истории в 6 классе...

Статья Использование метода кроссенс на уроках русского языка и литературы как средство развития логического и творческого мышления

В статье кратко рассказывается история появления кроссенса как головоломки и приводится алгоритм его создания. Возможность использования кроссенса в процессе обучения с целью развития логического и тв...

Мастер - класс на тему:«Кроссенс как метод развития логического и творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель: продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как метод развития логического  творческого мышления.Планируемый результат мастер-класса: принятие и применение ...

Презентация "Кроссенс как метод логического и творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы"

Цель: продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как метод развития логического  творческого мышления.Планируемый результат мастер-класса: принятие и применение ...

Мастер -класс :"Использование метода кроссенс, как средство развития логического и творческого мышления на уроках географии».

Познакомить с понятием  кроссенс, раскрыть особенности  его построения и прочтения, рассказать о возможностях  применения, способствовать повышению мотивации участников мастер класса в ...