Рабочая программа по литературе. 6 класс.
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Материал может быть использован при подготовке к урокам литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_6_fgos_2016-2017.docx | 40.22 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
6 КЛАСС
Результаты освоения курса литературы
Личностные:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв. и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения литературы в 6 классе обучающийся научится понимать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
- уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Обучающийся научится:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русской литературы как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Объем учебного времени | Разделы программы | Кол-во часов |
102 ч | I. Введение | 2 |
II. Устное народное творчество | 6 | |
III. Древнерусская литература | 2 | |
IV. Литература ХVIII века | 5 | |
V. Литература ХIХ века | 49 | |
VI. Русская литература ХХ века | 28 | |
VII. Зарубежная литература | 9 | |
VIII. Итоговое повторение | 1 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (102 ч)
I. Введение (2 ч)
Введение. Оформление тетрадей. Выявление уровня литературного развития учащихся. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции.
Формы организации учебных занятий: урок общеметодологической направленности.
II. Устное народное творчество (6 ч)
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.
Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.
Урок-«посиделки». Русский фольклор.
Формы организации учебных занятий: урок «открытия» нового знания, урок общеметодологической направленности.
III. Древнерусская литература (2 ч)
Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописи.
Формы организации учебных занятий: урок «открытия» нового знания.
IV. Литература ХVIII века (5 ч)
Дмитриев И.И. (2)
Русские басни. Дмитриев И.И. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка ХVIII столетия.
Крылов И.А. (3 ч)
Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.
«Осел и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. Конкурс инсценированной басни.
Формы организации учебных занятий: урок «открытия» нового знания.
V. Литература ХIХ века (49 ч)
Пушкин А.С. (15 ч)
Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.
«Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.
Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина.
Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.
«Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.
«Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.
Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения.
Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина “Дубровский”».
Контрольная работа или тестирование по творчеству Пушкина А.С.
Лермонтов М.Ю. (11 ч)
Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.
Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях Лермонтова М.Ю. «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.
«Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.
Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова».
Гоголь Н.В. «Старосветские помещики».
Тургенев И.С. (2 ч)
Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. Тургенев И.С. – мастер портрета и пейзажа.
Тютчев Ф.И. (3 ч)
Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Тютчева Ф.И. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…» Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.
«Листья». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению.
Фет А.А. (4 ч)
Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.
«Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.
Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Некрасов Н.А. (5 ч)
Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.
Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.
Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.
Лесков Н.С. (4 ч)
Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.
Особенности языка повести Лесков Н.С. «Левша».
«Человек на часах».
Чехов А.П. (3 ч)
Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия», и другие рассказы Антоши Чехонте.
«Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.
Русская поэзия XIX века (2 ч)
Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века. Полонский Я.П. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Баратынский Е.А. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». Толстой А.К. «Где гнуться над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике.
Формы организации учебных занятий: урок «открытия» нового знания, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля, урок творчества.
VI. Русская литература ХХ века (28 ч)
Платонов А.П. (1 ч)
Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.
А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота героев книги А.С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.
Пришвин М.М. (6 ч)
Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.
Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о еле и сосне, растущих вместе».
Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к классному сочинению.
Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”».
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне (3 ч)
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. Симонов К.М. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Самойлов Д.С. «Сороковые» и др. патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.
Лиханов А.А. «Последние холода». Дети и война.
Астафьев В.П. (4 ч)
Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.
«Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.
Распутин В.Г. (5 ч)
Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.
Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.
Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».
Рубцов Н.М. (1 ч)
Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.
Искандер Ф. (1 ч)
Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века (4 ч)
Блок А.А. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. Есенин С.А. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Обучение выразительному чтению.
Ахматова А.А. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения.
Шукшин В.М. (1 ч)
Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.
Формы организации учебных занятий: урок «открытия» нового знания, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля, урок творчества.
VII. Зарубежная литература (9 ч)
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.
Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.
Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.
Сервантес Сааведра М. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.
Шиллер Ф. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.
Мериме П. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.
Твен М. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.
Сент-Экзюпери де А. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.
Формы организации учебных занятий: урок общеметодологической направленности.
VIII. Итоговое повторение (1 ч)
Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения.
Формы организации учебных занятий: урок общеметодологической направленности.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью.
ОСНОВНАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Стандарт основного общего образования по литературе
Примерная программа основного общего образования по литературе
Циклограмма контрольных уроков
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
Планируемая | Фактическая | |||||
28 | РР. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина “Дубровский”». | Урок развития речи | 1 | Письменное оформление работы | 20.11-25.11 | |
37 | РР. Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова». | Урок развития речи | 1 | Письменное оформление работы | 11.12-16.12 | |
45 | РР. Тютчев Ф.И. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению. | Урок развития речи | 1 | Письменное оформление работы | 09.01-13.01 | |
72 | РР. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”». | Урок развития речи | 1 | Письменное оформление работы | 12.03-17.03 | |
85 | РР. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина» | Урок развития речи | 1 | Письменное оформление работы | 16.04-21.04 |
Домашние сочинения: 2
Классные сочинения: 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....