Стихотворения в прозе. И.С. Тургенев. Урок в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Первый урок литературы по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева.
Различия и сходства стихотворений в прозесо стихотворным и прозаическим текстами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._stihotvoreniya_v_proze._turgenev.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева»
7 класс
- Приветствие
- К доске приглашаются два ученика. Один читает стихотворение, другой- стихотворение в прозе.
Я: Ребята, мы прочитали два художественных текста.
*Как вам кажется, какое из этих произведений написано в стихотворной форме, а какое- в прозаической?
*На основании чего вы сделали такой вывод?
*Давайте с вами вспомним, чем проза отличается от поэзии (заполнение таблицы на рабочем листе). Заполним таблицу, где определим признаки стихотворного текста и прозаического
В дороге Утро туманное, утро седое, Вспомнишь обильные страстные речи, Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, | РУССКИЙ ЯЗЫК Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Июнь, 1882 |
*рифма (вспомнить виды рифмовок, какой рифмой написано стиховорение?) * ритм *нет сюжета *чувства и эмоции автора *деление на строфы *повествование от 1 лица *большое количество средств выразительности *философское размышление автора | *Нет деления на строфы (на равные отрезки) *нет явного ритма *нет рифмы *длинные предложения, не делятся на равные строки |
Я: Мы с вами выяснили , чем отличается проза от поэзии. Теперь перед нами стоит очень важная задача. Нам нужно выяснить, как же И.С. Тургеневу удалось создать жанр, который соединяет в себе признаки и стихотворного, и прозаического текста.
*А как же называется в литературе жанр, который соединяет в себе стихотворную и прозаическую форму?
Тема урока: Стихотворение в прозе И.С. Тургенева (запись в тетради)
Какие задачи сегодня стоят перед нами на уроке?(Записать на доске)
*Узнать, что называется стихотворениями в прозе
*Выявить особенности данного жанра
*Научиться анализировать стихотворения в прозе.
Давайте прочитаем еще раз произведение «Русский язык»
Чтение «Русский язык»
«Русский язык»
Какая мысль заключена в этом стихотворении в прозе? | (Мысль о том, что родной язык помогает автору пережить какие - то неприятные события) | *Нет рифмы *нет ритма *нет деления на строфы *нет сюжета * |
Какое чувство стремится передать автор? | (С помощью торжественной, несколько приподнятой интонации автор выражает надежду на то, русский народ— великий народ.) | |
Какие изобразительно-выразительные средства использованы? Интонация предложений | (Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре, они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу — его носителю. Великий язык — великий народ.) Два предложения восклицательных, одно вопросительное.это риторический вопрос, передающий искреннюю взволнованность автора |
_____________________ _____________________
*Для какого рода литературы характерно все то, что мы написали во второй колонке? ЛИРИКА.записывают под первой колонкой
*Хорошо, молодцы. Значит, произведение «Русский язык» - это стихотворение?
*Докажите, что есть признаки прозаического текста. Запишем их во вторую колонку. Подпишем внизу.
*какой мы сделаем вывод?
Записываем на рабочем листе
Вывод: написано прозой произведение, но в нем есть признаки, характерные и для лирики. Получается, что СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ – это литературный жанр, в котором соединяется стихотворная и прозаическая форма.
___________________________________________________________
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
- Я: Давайте познакомимся с еще одним стихотворением в прозе И.С. Тургенева «Близнецы».
*Как вы понимаете слово «близнецы»? Какие понятия вы в него вкладываете? РОДНЫЕ, БЛИЗКИЕ, ЧУВСТВУЮТ ДРУГ ДРУГА ХОРОШО, ОДИН ПЕРЕЖИВАЕТ ЗА ДРУГОГО (доказано учеными).
* А теперь давайте выразительно прочитаем этот текст, чтобы понять мысль автора.
*Ребята, мы сейчас будем учеными, которые работают в лингвистической лаборатории.
Вам предстоит работа в парах.
- Выпишите в столбик глаголы, которые называют действия близнецов.
- Какая эмоциональная окраска этих глаголов? С какой целью автор употребляет такие глаголы?
- Выпишите слово, которое чаще всего употребляется в тексте.
- Какое имеет знаечение многократное повторение этого слова?
- Близнецы враждуют. В чем неествественность этой вражды? (ненависть (и так отрицательное чувство) усиливается за счет того, что вражда идет между родственниками)
- Почему в конце текста Тургенев употребляет слово «жутко»? Как вы его понимаете?
- Какой образ присутствует в этом тексте? (Зеркало). Зачем он введен, как вам кажется (Лирический герой не знает как быть в этой ситуации, поэтому подводит близнеца к зеркалу. Во-первых, чтобы подчеркнуть схожесть близнецов, во –вторых, писатель хочет, чтобы человек понял, что ведет ожесточенную борьбу с самим собой)
- Какой здесь иносказательный, философский смысл? (Любая вражда между людьми ведет к разобщенности общества, семьи и общечеловеческих ценностей)
*Какое чувство стремиться вызвать автор у читателя?
*Какой жанр этого текста? Докажите?
- Обратимся еще к одному стихотворению в прозе И.С. Тургенева «Два богача». Давайте выразительно прочитаем.
*Придумайте вопросы одноклассникам по тексту этого стихотворения.
-сопоставляется богач Ротшильд –бедный крестьянин
*в чем щедрость одного, а в чем- другого?
*В чем превосходство крестьянина? Чья помощь оказалась ценнее?
*Почему автор так считает?
Помощь мужика ценнее, т.к.он беден, но готов отдать последнее. Главное же в том, что помощь мужика – естественный порыв, нечто обыденное.
* Игра «Учитель»
*смысл названия стиховторения?
- Рефлексия.
- Чистая доска. Удалось ли нам достичь поставленных задач?
- О каком жанре мы сегодня узнали? В чем его особенность?
- Какое стихотворение в прозе понравилось вам больше всего? Почему?
- Как вы считаете, эти произведения актуальны для сегодняшнего дня? Стоит ли читать их современному читателю?
Домашнее задание у вас прописано на рабочих листах
Домашнее задание:
- Выучить наизусть стиховорение в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева.
- Выполнить анализ стихотворения в прозе «Два богача» по плану в тетради (на дополнительную оценку):
1.Тема
2.Основная мысль
3.Авторское отношение
4.Художественные средства
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Рабочий лист учени__7 «В»класса____________________________________________
В дороге Утро туманное, утро седое, Вспомнишь обильные страстные речи, Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, | РУССКИЙ ЯЗЫК Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Июнь, 1882 |
«Русский язык»
Какая мысль заключена в этом стихотворении в прозе? | ||
Какое чувство стремится передать автор? | ||
Какие изобразительно-выразительные средства использованы? | ||
Интонация предложений |
_____________________ _____________________
Вывод:
Домашнее задание:
- Выучить наизусть стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева.
- Выполнить анализ стихотворения в прозе «Два богача» по плану в тетради (на дополнительную оценку):
1.Тема
2.Основная мысль
3.Авторское отношение
4.Художественные средства
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 7 классе. И.Тургенев. Стихотворения в прозе
Анализ стихотворения в прозе "Русский язык" И.Тургенева поможет учителю донести до учащихся всю глубину чувств автора. На уроке идет анализ на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, ...
Стихотворения в прозе. И.С. Тургенев
мы продолжаем знакомство со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева, оцениваем выразительное чтение наизусть....
Разработка урока литературы в 7-м классе по теме "И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»"
Цель урока: сформировать представление о своеобразии стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Читаю стихотворение в прозе «Собака»....
Урок литературы в 7 класс по теме: И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «Воробей». Жанровые особенности.
В 7 классе по литературе изчаются стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе», их жанровые особенности...
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ "СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ". МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 10 КЛАССА
Методическая разработка урока литературы для 10 класса по теме Иван Сергеевич Тургенев "Стихотворения в прозе" поможет учащимся открыть для себя личность великого писателя...
Урок литературы в 7 классе в рамках ФГОС по теме "И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе "Нищий"
Данный урок разработан на основе программы по литературе для 7 класса Г.С.Меркина, ориентирован на умение анализа и интерпретации художественного текста. Учащиеся на уроке получат возможность совершен...
Разработка урока по литературе. 10 класс. И.С.Тургенев "Стихотворения в прозе"
Разработка урока по литературе....