Стихотворения в прозе. И.С. Тургенев. Урок в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Первый урок литературы по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева.

Различия и сходства стихотворений в прозесо  стихотворным и прозаическим текстами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._stihotvoreniya_v_proze._turgenev.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева»

7 класс

  1. Приветствие
  2. К доске приглашаются два ученика. Один читает стихотворение, другой- стихотворение в прозе.

Я: Ребята, мы прочитали два художественных текста.

*Как вам кажется, какое из этих произведений написано в стихотворной форме, а какое- в прозаической?

*На основании чего вы сделали такой вывод?

*Давайте с вами вспомним, чем проза отличается от поэзии (заполнение таблицы на рабочем листе). Заполним таблицу, где определим признаки стихотворного текста и прозаического

В дороге

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далёкое,
Слушая ропот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Июнь, 1882

*рифма (вспомнить виды рифмовок, какой рифмой написано стиховорение?)

* ритм

*нет сюжета

*чувства и эмоции автора

*деление на строфы

*повествование от 1 лица

*большое количество средств выразительности

*философское размышление автора

*Нет деления на строфы (на равные отрезки)

*нет явного ритма

*нет рифмы

*длинные предложения, не делятся на равные строки

Я: Мы с вами выяснили , чем отличается проза от поэзии. Теперь перед нами стоит очень важная задача. Нам нужно выяснить, как же И.С. Тургеневу удалось создать жанр, который соединяет в себе признаки и стихотворного, и прозаического текста.  

*А как же называется в литературе жанр, который соединяет в себе стихотворную и прозаическую форму?

Тема урока: Стихотворение в прозе И.С. Тургенева (запись в тетради)

Какие задачи сегодня стоят перед нами на уроке?(Записать на доске)

*Узнать, что называется стихотворениями в прозе

*Выявить особенности данного жанра

*Научиться анализировать стихотворения  в прозе.

Давайте прочитаем еще раз произведение «Русский язык»

Чтение «Русский язык»

«Русский язык»

Какая мысль заключена в этом стихотворении в прозе?

(Мысль о том, что родной язык помогает автору пережить какие - то неприятные события)

*Нет рифмы

*нет ритма

*нет деления на строфы

*нет сюжета

*

Какое чувство стремится передать автор?

(С помощью торжественной, несколько приподнятой интонации автор выражает надежду на то, русский народ— великий народ.)

Какие изобразительно-выразительные средства использованы?

Интонация предложений

(Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре, они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу — его носителю. Великий язык — великий народ.)

Два предложения восклицательных, одно вопросительное.это риторический вопрос, передающий искреннюю взволнованность автора

                                             _____________________    _____________________

*Для какого рода литературы характерно все то, что мы написали во второй колонке? ЛИРИКА.записывают под первой колонкой

*Хорошо, молодцы. Значит, произведение «Русский язык» - это стихотворение?

*Докажите, что есть признаки прозаического текста. Запишем их во вторую колонку. Подпишем внизу.

*какой мы сделаем вывод?

Записываем на рабочем листе 

Вывод: написано прозой произведение, но в нем есть признаки, характерные и для лирики. Получается, что СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ – это литературный жанр, в котором  соединяется стихотворная и прозаическая форма. 

___________________________________________________________

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

  1. Я: Давайте познакомимся с еще одним стихотворением в прозе  И.С. Тургенева «Близнецы».

*Как вы понимаете слово «близнецы»? Какие понятия вы в него вкладываете? РОДНЫЕ, БЛИЗКИЕ, ЧУВСТВУЮТ ДРУГ ДРУГА ХОРОШО, ОДИН ПЕРЕЖИВАЕТ ЗА ДРУГОГО (доказано учеными).

* А теперь давайте выразительно прочитаем этот текст, чтобы понять мысль автора.

*Ребята, мы сейчас будем учеными, которые работают в лингвистической лаборатории.

Вам предстоит работа в парах.

  1. Выпишите в столбик глаголы, которые называют действия близнецов.
  2. Какая эмоциональная окраска этих глаголов? С какой целью автор употребляет такие глаголы?
  3. Выпишите слово, которое чаще всего употребляется в тексте.
  4. Какое имеет знаечение многократное повторение этого слова?
  5. Близнецы враждуют. В чем неествественность этой вражды? (ненависть (и так отрицательное чувство) усиливается за счет того, что вражда идет между родственниками)
  6. Почему в конце текста Тургенев употребляет слово «жутко»? Как вы его понимаете?
  7. Какой образ присутствует в этом тексте? (Зеркало). Зачем он введен, как вам кажется (Лирический герой не знает как быть в этой ситуации, поэтому подводит близнеца к зеркалу. Во-первых, чтобы подчеркнуть схожесть близнецов, во –вторых, писатель хочет, чтобы человек понял, что ведет ожесточенную борьбу с самим собой)
  8. Какой здесь иносказательный, философский смысл? (Любая вражда между людьми ведет к разобщенности общества, семьи и общечеловеческих ценностей)

*Какое чувство стремиться вызвать автор у читателя?

*Какой жанр этого текста? Докажите?

  1. Обратимся еще к одному стихотворению в прозе И.С. Тургенева «Два богача». Давайте выразительно прочитаем.

*Придумайте вопросы одноклассникам по тексту этого стихотворения.

-сопоставляется богач Ротшильд –бедный крестьянин

*в чем щедрость одного, а в чем- другого?

*В чем превосходство крестьянина? Чья помощь оказалась ценнее?

*Почему автор так считает?

Помощь мужика ценнее, т.к.он беден, но готов отдать последнее. Главное же в том, что помощь мужика – естественный порыв, нечто обыденное.

* Игра «Учитель»

*смысл названия стиховторения?

  1. Рефлексия.
  1. Чистая доска. Удалось ли нам достичь поставленных задач?
  2. О каком жанре мы сегодня узнали? В чем его особенность?
  3. Какое стихотворение в прозе понравилось вам больше всего? Почему?
  4. Как вы считаете, эти произведения актуальны для сегодняшнего дня? Стоит ли читать их современному читателю?

Домашнее задание у вас прописано на рабочих листах 

Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть стиховорение в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева.
  2. Выполнить анализ стихотворения в прозе «Два богача» по плану в тетради (на дополнительную оценку):

1.Тема

2.Основная мысль

3.Авторское отношение

4.Художественные средства

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ


Рабочий лист учени__7 «В»класса____________________________________________

В дороге

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далёкое,
Слушая ропот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Июнь, 1882

«Русский язык»

Какая мысль заключена в этом стихотворении в прозе?

Какое чувство стремится передать автор?

Какие изобразительно-выразительные средства использованы?

Интонация предложений

                                             _____________________    _____________________

Вывод:

Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева.
  2. Выполнить анализ стихотворения в прозе «Два богача» по плану в тетради (на дополнительную оценку):

1.Тема

2.Основная мысль

3.Авторское отношение

4.Художественные средства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 7 классе. И.Тургенев. Стихотворения в прозе

Анализ стихотворения в прозе "Русский язык" И.Тургенева поможет учителю донести до учащихся всю глубину чувств автора. На уроке идет анализ на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, ...

Стихотворения в прозе. И.С. Тургенев

мы продолжаем знакомство со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева, оцениваем выразительное    чтение наизусть....

Разработка урока литературы в 7-м классе по теме "И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»"

Цель урока: сформировать представление о своеобразии стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Читаю стихотворение в прозе «Собака»....

Урок литературы в 7 класс по теме: И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «Воробей». Жанровые особенности.

В 7 классе  по литературе  изчаются стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе», их жанровые особенности...

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ "СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ". МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 10 КЛАССА

Методическая разработка урока литературы для 10 класса по теме Иван Сергеевич Тургенев "Стихотворения в прозе" поможет учащимся открыть для себя личность великого писателя...

Урок литературы в 7 классе в рамках ФГОС по теме "И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе "Нищий"

Данный урок разработан на основе программы по литературе для 7 класса Г.С.Меркина, ориентирован на умение анализа и интерпретации художественного текста. Учащиеся на уроке получат возможность совершен...