Григорий Белых,Алексей Пантелеев "Республика Шкид"
классный час по литературе на тему

Расова Людмила Алексеевна

 Классный час посвящен книге-юбиляру Григория Белых и Алексея Пантелеева «Республика ШКИД». В 2017 году этой книге исполнилось 90 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл respublika_shkid.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Григорий Белых, Алексей Пантелеев

«Республика ШКИД»

1 слайд - Добрый день, ребята! Сегодня наш классный час будет посвящен книге-юбиляру Григория Белых и Алексея Пантелеева «Республика ШКИД». В 2017 году этой книге исполняется 90 лет.

2 слайд - Алексей Иванович Еремеев, (Леонид Пантелеев -это его псевдоним) - известный детский писатель, чьё творчество в средней школе сегодня практически не изучают. А жаль.Этот псевдоним – Леонид Пантелеев – принес Алексею Ивановичу Еремееву известность и даже славу, но он же доставил ему немало неприятных переживаний.

3 слайд -Выбранное еще в юности по мальчишеской кличке (так прозвали Алексея за отчаянный нрав, сравнивая его со знаменитым, в то время, питерским налетчиком Ленькой Пантелеевым), это литературное имя было, конечно, странноватым в сочетании с двумя орденами Трудового Красного Знамени, полученными за заслуги в развитии советской детской литературы.

Но чего только не бывало в истории литературы, тем более литературы советского времени!

В благополучном детстве дома у него было другое прозвище – Книжный Шкаф. Получил он его за любовь к чтению…

А в 20-е годы, носить фамилию бандита было безопаснее, чем указать, что отец у тебя – казачий офицер.

4 слайд - Отец писателя – Иван Афанасьевич, происходил из религиозной семьи, а мама, Александра Васильевна, – дочь купца первой гильдии из архангельско-холмогорских крестьян.

5 слайд - Отец во время русско-японской войны ушел в действующую армию, отличился, получил орден св. Владимира и потомственное дворянство. А во время Первой мировой войны пропал без вести на фронте, мать, Александра Васильевна осталась одна с тремя детьми, зарабатывая на жизнь уроками музыки.

В 1916 году Алексей поступает во 2-е Петроградское реальное училище.

В октябре 1917 Алёша тяжело заболел и пролежал в бреду всю Октябрьскую революцию.

6 слайд - Стараясь в круговерти Гражданской войны сохранить жизнь и здоровье троих детей, в поисках пропитания Александра Васильевна отправилась из родного Петербурга-Петрограда в глубинку России – в Ярославль. В скитаниях, в безработице как-то незаметно для самого себя Алексей он стал подворовывать, искать быстрые способы заработка, которые почти всегда заканчивались встречами с работниками дет. приемников, уголовного розыска и милиционерами…

7 слайд - И наконец, в конце 1921 года Алексей попал в петроградскую Комиссию по делам несовершеннолетних, а оттуда был отправлен в Школу социально-индивидуального воспитания имени Достоевского, знаменитую Шкиду (Школа Достоевского)

Это был счастливый случай. В Шкиде он провел не так много времени, всего два года, но впоследствии не раз говорил о том, что именно здесь он получил энергию на восстановление достойной жизни. Именно Шкида привела Алексея в литературу.

8 слайд - В ней Алексей Еремеев впервые столкнулся с его будущим соавтором Григорием Белых, который рано остался без отца. Мать на жизнь зарабатывала стиркой белья. Сын оказался без присмотра. Белых был осужден на три года и умер от туберкулёза в пересыльной тюрьме в августе 1938 в возрасте 31 года.

9 слайд -  «Республика ШКИД– всеми любимая повесть, написанная 90 лет назад, тему сиротства раскрывает весьма нестандартно. Эту повесть написали бывшие беспризорные, одни из тех, кому судьба готовила участь бродяг, воров, налетчиков. Осколки разрушенных семей, они легко могли бы докатиться до самого дна жизни, стать «человеческой пылью», если бы молодая советская республика с первых дней своего существования не начала бережно собирать этих, казалось бы, навсегда потерянных для общества будущих граждан, сделавшихся с детства «бывшими людьми». «Их брали из «нормальных» детдомов, из тюрем, из распределительных пунктов, от измученных родителей и из отделений милиции, куда приводили разношерстную беспризорщину. Так появилась новая сеть детских домов, школ, в шеренгу которых встала и вновь испеченная «Школа социально-индивидуального воспитания им. Достоевского», позднее сокращенная ШКИД.

10 слайд - В облупленном трехэтажном здании на Петергофском проспекте работает новая школа-интернат. Где педагогам совсем нелегко обуздать буйную ораву подростков, сызмала привыкших к вольной, кочевой, бесшабашной жизни. У каждого из них своя, богатая приключениями биография, свой особый, выработанный в отчаянной борьбе за жизнь характер. Школа, о которой идет речь в этой повести, существует на самом деле. Она была открыта в 1920 году на Старо-Петергофском проспекте (ныне проспект Газа), дом 19, в здании бывшего коммерческого училища. Назначение школа имела особое: это был интернат с закрытым режимом для малолетних правонарушителей, для трудных и беспризорных ребят.

11 слайд - В 1920 году Сорока-Росинский стал заведующим школой имени Достоевского. Руководство этим интернатом для трудных детей было, вероятно, самым значительным делом его жизни. С чувством глубокой благодарности вспоминает он и о своих коллегах по школе. "Никогда еще, - пишет он, - не работали ленинградские учителя с таким подъемом, так вдохновенно и плодотворно, невзирая ни на что - ни на голод, ни на разруху, ни на всеобщее обнищание".

Итак, давайте же посмотрим на особенности педагогов, которые трудились бок о бок с гениальным заведующим "трудной" школы Викниксором.

Так каким же педагогом нужно быть, чтобы заполучить расположение шкидцов? Чтобы не быть изгнанным данной республикой?

Я считаю, что нужно быть настоящим, любить своё дело и верить, что семена добра, которые ты посеешь, обязательно принесут свои плоды и помогут беспризорной детской душе "выйти в люди". Настоящий учитель будет относиться к ученикам с материнской нежностью, отцовской любовью и мудростью наставника.

12 слайд- Что ценил Виктор Николаевич Сорока- Росинский в своих коллегах. Как вы думаете?

Он ценил нестандартные подходы, но только те, которые приносит пользу, поэтому в своей работе использовал следующие методы:

13 слайд - 1) "Всякое знание превращать в деяние". Использование игрового начала в обучении и воспитании учащихся- вот что лежало в основе школы имени Достоевского. Любое из знаний шкидцы ценили лишь тогда, когда его можно было сразу пустить в ход, сделать из него что-нибудь осязаемое, интересное. Например, после урока истории ребята в кружке изо рисовали на исторические темы, изготовляли наглядные пособия. Применение игрового начала в обучении не только очень оживило классную работу, но и обеспечило возможность продолжать обучение на вечерних занятиях в виде веселых инсценировок.

14 слайд - 2) "День по часам и минутам".

Виктор Николаевич ценил каждую минуту, поэтому установил строгий распорядок дня. Завтрак, обед и ужин были в определенные часы и только в столовой, а ни в спальных комнатах, как это приноровились делать шкидцы. Те, кто проказничал, ждало наказание - свой завтрак они получали в ужин. Это помогало организовать порядок в столовой. Также, отдельное внимание заведующий школой уделял чистоте. Своих домочадцев школа привела в опрятный вид. Ведение чистоты и порядка- один из принципов работы Сорока- Росинсского.

15 слайд - 3) "Инициативность детей в любой деятельности" - так формулировал Виктор Николаевич один из главных принципов воспитания. В школе постоянно возникали различные творческие союзы детей, любой из шкидцев имел право на выпуск своей газеты или журнала, право на полемику. Всё это давало простор развитию самостоятельности и творчества. Не случайно среди выпускников Шкиды оказалось немало людей, нашедших свое призвание в литературной деятельности, в интеллектуальном труде.

16 слайд -4) "Власть народу". Чтобы воспитанники чувствовали себя не только объектами, но и субъектами воспитательного процесса, кухню, кладовую и гардероб полностью передали в руки детей. По каждой из этих частей хозяйства выбирался староста, в помощь которым назначались дежурные на каждый день. Дежурные принимали продукты из кладовой, проверяли закладку продуктов в котел. Через них же происходила и раздача всякой еды. Все служащие питались вместе с ребятами за одним столом.

Была в школе Достоевского и обязательная физическая работа -- участие в хозяйственной жизни: заготовка дров, мытье посуды, уборка комнат для сна и занятий, лестниц, уборных, изготовление зимней обуви, а также дежурства по кухне, по столовой, по гардеробной и спальне. Но никакой вид труда никогда не применялся как наказание. Более того: если обычные трудовые наряды назначались в порядке очереди, то такие неприятные работы, как мытье уборных, производились, лишь на добровольных началах. Причем желающих всегда находилось больше, чем требовалось. Введенная регистрация каждым воспитанником добровольного доброго дела привела к всеобщему увлечению "добровольчеством", когда ребята стали сами просить работу: помыть пол, лестницы, уборные, наколоть дрова и т. д. Добровольный труд стал для шкидцев нормой жизни.

17 слайд - 5)"Система разрядов". В школе производилась оценка поведения воспитанников. Но принималась ни балльная система, а система разрядов. Разрядов получилось пять. В первом разряде те, кто не имел ни одного замечания в "Летописи" в течение четырех недель. Перворазрядники пользовались еженедельными отпусками с субботы до понедельника, если у них имелись родители или знакомые, известные заведующему. Перворазрядники пользовались правом прогулок в свободное время и в течение рабочей недели.

Ко второму разряду относились те, кто за неделю не имел записей в "Летописи". Они так же, как и перворазрядники, пользовались отпуском, но право свободной прогулки для них ограничивалось временем после обеда и началом вечерних занятий.

В третий разряд входили те, кто получал не более трех записей в "Летописи" в течение недели. Такие пользовались лишь отпуском, если имели родителей, но правом свободной прогулки они не пользовались, а могли играть лишь во дворе или гулять с группой в сопровождении дежурного воспитателя.

В четвертом разряде считались те, кто получил свыше трех замечаний, а поэтому и лишались как права отпуска, так и прогулок вне школы даже с воспитателем.

Наконец, в пятом разряде значились те, кто был замечен в воровстве, позволял себе насильничать по отношению к младшим или слабосильным товарищам, был виновен в умышленной порче школьного имущества и в наглом поведении по отношению к педагогам. Такие не пользовались ни отпуском, ни прогулками вне двора школы; к таким в критических случаях мог быть применен и изолятор -  комнатенка, где обычно хранились маты и другие гимнастические принадлежности.

Все полученные за день замечания рассматривались заведующим либо его заместителем. Каждый записанный имел право возражать против записей, и если ему удавалось доказать свою правоту, то запись вычеркивалась. Разряды же устанавливались воспитателями на еженедельных классных собраниях с правом апелляции заведующему школой. В результате распределение всяких благ очень упрощалось: оглашался список вещей, подлежащих распределению, старосты составляли список нуждающихся, а затем эти вещи распределялись в порядке очереди по разрядам.

Наряду с замечаниями в "Летопись" вносились такие поступки, как заступничество за обиженного товарища, хорошая инициатива, отлично выполненная работа или выполнение в порядке добровольчества не по наряду каких-нибудь тяжелых или неприятных работ. Такие поощрительные записи принимались в расчет при определении разряда, особенно когда ставился вопрос о его снижении.

18 слайд - Все выше перечисленные приёмы работы педагогов школы имени Достоевского способствовали формированию интеллигентов из беспризорников. Так какими были ребята до определения их в шкиду?

19 слайд - Этих сорванцов вырастила улица. Она вложила в их головы свои порядки, где воровство - это не преступление, а способ выживания. Беспризорников, карманников, воров, хулиганов, успевших, несмотря на юный возраст, пройти сквозь огонь и воду направляли на порог новой жизни. Это были дети, изувеченные непосильными для их возраста переживаниями. Половина - с уголовным прошлым. Всё в них - и психика, и нервы, и жизненная установка - требовало даже не ремонта, а полной перестройки.

20 слайд - Книга Белых и Пантелеева строится так, что начинаешь видеть, как постепенно складывались традиции, правила и законы Шкиды, как шаг за шагом незаметно менялась она вся в целом, и менялся облик каждого ее воспитанника в отдельности. Из этих ребят вышли хорошие честные люди - рабочие, военные, писатели, режиссеры, учителя, агрономы…

21 слайд - Бывшие питомцы Шкиды не только приобрели профессии: они стали участниками большой жизни страны. Именно школа Достоевского и её педагоги смогли из неустойчивой психики каждого ребёнка ежедневно по кирпичику вкладывать только лучшее, построить правильные жизненные уклады и правильный взгляд на мир.

22 слайд - "Республика Шкид" - добрая и веселая книга о беспокойных жителях интерната для беспризорных, об их воспитателях, о том, как хулиганы и карманные воришки превращаются в людей, поступки которых определяют понятия "честь", "совесть", "дружба". Повесть была написана авторами через три года после ухода из школы, в 1926 году, когда старшему из них -- Белых -- шёл двадцатый год, а Пантелееву было восемнадцать лет.

Будущие летописцы Шкиды купили махорки, пшена, сахара, чая и приступили к делу.

Узкая комната с окном, выходящим на задний двор, две койки и небольшой стол — больше им ничего не было нужно.

Они задумали 32 сюжета и разделили их пополам. Каждому автору предстояло написать 16 глав.

Поскольку Еремеев попал в школу позже Белых, первые десять глав пришлись на Григория. Впоследствии Алексей Иванович охотно приписывал успех книжки своему соавтору: именно первые главы сконцентрировали все самое яркое, неожиданное, конфликтное и взрывное.

Юные соавторы не подозревали, что их ожидает успех. Написав книгу, они понятия не имели, куда ее нести. Единственным «литературным» деятелем, которого ребята знали лично, была товарищ Лилина — заведующая отделом народного образования. Она пару раз присутствовала на торжественных вечерах в Шкиде.

Еремеев хорошо запомнил выражение ужаса на лице товарища Лилиной, когда она увидела пухлую рукопись, которую к ней приволокли два бывших детдомовца, и поняла, что ей придется это читать. «Конечно, только по доброте душевной, из жалости она согласилась оставить у себя эту махину».

23 слайд - Соавторам повезло дважды. Лилина не просто прочла повесть, как обещала. Но еще и оказалась заведующей ленинградским Госиздатом, где в то время работали Самуил Маршак, Евгений Шварц и Борис Житков. Она тут же передала рукопись профессионалам.

…Их искали по всему городу. Белых и Еремеев не удосужились оставить даже адреса, мало того, выйдя из кабинета Лилиной, они крепко поссорились. Белых заявил, что идея нести сюда рукопись была от начала до конца идиотской, и он даже не намерен позориться и узнавать о результатах. Еремеев, однако же, не выдержал и через месяц, тайком от Гриши, все-таки пришел в Наробраз. Секретарша, увидев его, завопила: «Он! Он! Пришел наконец-то! Куда же вы пропали! Где же ваш соавтор?».

Целый час Лилина водила его по коридору туда-сюда, рассказывая, как хороша вышла книга. Ничего не соображающий от волнения Еремеев машинально засунул в коробок зажженную спичку, и коробок шумно взорвался, опалив ему руку, которую потом лечили всем Наробразом.

«Все сотрудники редакции читали и перечитывали эту объемистую рукопись и про себя, и вслух, — вспоминал потом Самуил Маршак.

Скоро из библиотек стали приходить сведения, что повесть читают запоем и берут ее нарасхват.

«Республику ШКиД» мы писали весело, не задумываясь, как Бог на душу положит… — вспоминал Алексей Пантелеев. — Мы с Гришей написали ее за два с половиной месяца. Нам ничего не надо было сочинять. Мы просто вспоминали и записывали то, что еще так живо хранила наша мальчишеская память. Ведь очень мало времени прошло с тех пор, как мы оставили стены Шкиды».

По началу, повесть называлась – «Королевство Шкид», но какое там королевство при советской-то власти! Ее предусмотрительно переименовали в «Республику».

24 слайд - Когда книга вышла, ее сразу прочитал Горький – и настолько увлекся, что стал рассказывать о ней многим своим коллегам-писателям. Горький увидел и то, что дебютанты, возможно волей-неволей, изобразили – директора настоящей школы им. Достоевского – Виктора Николаевича Сороку-Росинского – Викниксора. Они сумели нарисовать изумительно живо ряд характеров и почти монументальную фигуру Викниксора, заведующего школой. Максим Горький его вскоре назовет «новым типом педагога», «героической фигурой».

25 слайд - Но "Республика Шкид" - это литературное произведение, где в художественной форме бывшие ученики школы рассказывают о своем обучении в ней, о своих шалостях и проказах и о своих впечатлениях от всего ими здесь пережитого. Художественное произведение не фотография действительности, автор его может по-своему распоряжаться фактами: одни могут выдвигать на первое место, другие затушевывать, об ином умолчать. Он волен и осветить, и оценить их по-своему. Он может кое-что и прибавить, присочинить - то, чего не было, но что все-таки могло быть. Также эта книга и об учителях.

Алексей Пантелеев и Григорий Белых - талантливые писатели.

Но в 1936 году Григорий Белых был безвинно арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Она заключалась в написании критической поэмы о Сталине. Белых был осужден на три года и умер от туберкулёза в пересыльной тюрьме в августе 1938 в возрасте 31 года.

В последующие годы Алексею Ивановичу не раз предлагали переиздать «Республику Шкид» без имени соавтора, объявленного врагом народа, но он неизменно отказывался.

26 слайд - В заключении хочется сказать,что читая эти произведения, попадаешь в неизвестный для тебя мир со своими порядками и устоями. Нашему поколению тяжело судить о времени, которое давно миновало. А эти книги позволяют читателю узнать и переосмыслить времена ушедших лет. Хвала тем людям, которые тогда и сейчас вкладывают свою душу в воспитание на пользу обществу и самому индивидууму. Да, многое зависит от учителя, и очень непросто быть настоящим педагогом, наставником для детских душ. Это сложная, но благодарная работа, так как ты вкладываешь самое лучшее в детей, а дети - наше будущее. Замечательная школа имени Достоевского вернула шкидцам самое ценное - право чувствовать себя человеком. Закрывая эту веселую и лирическую книгу, понимаешь, как дорого авторам, это их прошлое, трудная и сложная их юность, и тот дом, та республика Шкид, которая вывела их в люди. Эти книги подтверждают мою веру в человека, самое удивительное, самое великое, что есть на земле нашей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Могила Григория Распутина в Александровском парке Царского Села"

Прошу быть терпимыми к усилиям начинающего режиссера-документалиста. Фильм я целиком сделал один. Это моя первая попытка на этом поприще:http://www.dailymotion.com/video/xj1rfo_yyyyyy-yyyyyyyy-yyyyyyy...

Григорий Яковлевич Перельман -великий математик современности

Презентация к уроку или внеклассному мероприятию по геометрии....

презентация "По страницам книг Григория Остера"

Писатель, поэт. Лауреат Гос. премии РФ (2002). Будущий писатель родился в Одессе в семье портового механика. Окончив среднюю школу в 1966 г., в течение трёх лет служил на Северном флоте. В 19...

Сценарий Дня рождения республики ШКИД

Сценарий Дня рождения республики ШКИД- организации школьного самоуправления...

Программа ШКИД (районной школы интересных дел).

В программе размещены игры, конкурсные задания, анкета. план проведения....

Педагогическое сочинение "Республика ШкиД"

raquo;. Я считаю, что этот фильм актуален во все времена и в лихую годину, и эпоху процветания, при любом строе. Политические перевороты, революции круто меняют жизнь, но более всего страдают в эти в...

ДОО "Республика ШКИД"

Мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир, поэтому подходить к ним нужно с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребёнка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь ...