Тема урока: «Тема любви в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Грязнова Ирина Владимировна

Тема урока: «Тема любви в романе А.С. Пушкина« Капитанская дочка»

(Предмет:  Литература    8   класс)

Образовательная ситуация построена на ценностном выборе

Уровень развития субъектной позиции – субъект деятельности

Ценность – Человек.  Нравственный выбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tema_lyubvi_v_romane_kapitanskaya_dochka.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Грязнова Ирина Владимировна

МОУ «Алгатуйская средняя общеобразовательная школа»

Тулунский район

Телефон: 89041266528

Тема урока: «Тема любви в романе А.С. Пушкина« Капитанская дочка»

(Предмет:  Литература    8   класс)

Образовательная ситуация построена на ценностном выборе

Уровень развития субъектной позиции – субъект деятельности

Ценность – Человек.  Нравственный выбор.

Цель: Создание условий для выявления различий в ценностных позициях героев и определения своего ценностного выбора

Задачи урока

● Развивать навык «вдумчивого чтения» (анализ художественного текста).

● Развитие субъектной позиции учащихся на материале литературного произведения.

● Выбор и обоснование своей позиции на основе христианских ценностей.

Ожидаемый результат:

В результате занятия учащиеся смогут:

  • анализировать текст, совершенствовать  навык построения устного высказывания, аргументировать свою точку зрения;
  • определить ценностную позицию героев, сделать свой ценностный выбор
  • определить авторскую позицию, опираясь на художественный текст
  • совершенствовать умение работать в группе, учитывать чужое мнение, соблюдать нормы делового общения, сотрудничать с товарищами и педагогом в процессе урока.

Сценарий урока

Актуализация:  Ребята, вы сейчас находитесь в таком возрасте, когда пробуждается сердце. Приходят первые симпатии, влюблённости. И это прекрасно, ведь потребность любить и быть любимым – основная человеческая потребность. Но очень важно в этот момент не ошибиться. Скажите, а  что такое, по-вашему, любовь? Ученики отвечают. Учитель   на доске изображает ассоциативное дерево.

Постановка учебной проблемы.

Посмотрите, сколько людей, столько мнений. Древние греки называли несколько видов любви , например СТОРГЕ – любовь-дружба, любовь уважение, ЭРОС – любовь страсть, пылкая влюблённость, АГАПЕ – возвышенная самоотверженная  любовь. В санскрите – древнеиндийском языке – для описания любви есть 96 слов, в древнеперсидском - их 80, на греческом меньше. А в русском языке всего одно. Ну, мы ведь и хотим встретить на жизненном пути именно её - единственную, настоящую. Так как же не ошибиться? Как сделать правильный выбор? Как этот выбор может повлиять на судьбу человека, какие иметь последствия очень часто нам демонстрируют герои литературного произведения. Но, объясняя для себя смысл поступков и высказываний литературных героев, отдавая кому-то из них предпочтение, мы вольно или невольно опираемся на ценности, которые за ними стоят. А можем ли мы разобраться в этом, обратившись к анализу одного эпизода повести?

 Целеполагание.  Образ результата.

Рассмотреть героев романа «Капитанская дочка»  в ситуации нравственного выбора, для выявления их ценностных позиций в проявлении чувства любви.

  1. Сможем  проанализировать текст отрывка.
  2. Сможем определить ценностные позиции героев и на их основе делать собственный выбор, обосновывая  свою позицию
  3. Сможем определить авторскую позицию,  опираясь на текст
  4. Сможем эффективно работать в группе, строить деловое общение.

Учитель: Мы сможем считать, что достигли цели, если на основе знаний,  полученных на уроке,  сможем сделать выбор и обосновать его.

Определение ценностного образца.

. В санскрите – древнеиндийском языке – для описания любви есть 96 слов, в древнеперсидском - их 80, на греческом меньше. А в русском языке всего одно. Как определить значение? Смотрим словарь Ожигова  2 группа смотрит определение любви в библии.

Учитель:  Как вам кажется,  в чём разница трактовок. Любовь земная и любовь небесная. Выбор героев находится между этих двух определений. Обратимся к тексту, для того чтобы понять. Какое из них стоит за выбором.

Анализ эпизода.

  1. Гринёв. Как ведёт себя. Какие чувства испытывает. О чём говорит
  2. Маша.  Как ведёт себя. Какие чувства испытывает. О чём говорит

Подберите крылатое выражение для описания позиции героя

  • Любовь - не гордится, не бесчинствует, не ищет своего
  • За любовь надо бороться
  • Человек создан для счастья, как птица для полёта
  • На  чужом несчастье своего счастья не построишь

 Каждая группа озвучивает выбранное крылатое выражение, отражающее суть позиции героя. Представитель группы записывает его на ватмане. Он объясняет классу – почему было выбрано это выражение.

Мой выбор

Гринёв

Маша

Выбор №1

Выбор №2

6.2.1. Выбор между позициями

Учитель: А сейчас я попрошу вас сделать свой выбор между двумя позициями.  Итак, к какой позиции –  Гринева  или Маши – вы присоединитесь, чья позиция вам ближе?

В течение урока учащимся будет предложено две ситуации выбора. Это – первая из них.

Учащиеся наклеивают цветные стикеры на лист ватмана

6.4. Определение ценностей, лежащих в основе разных позиций.

Учитель: Итак, совершенно ясно, что за позициями героев стоят разные ценности. А вот чтобы определить какие, я предлагаю проделать следующую работу. Вам нужно из предложенных цитат выбрать те, которые будут относиться к понятию любовь- страсть и те, которые будут относиться к понятию любовь - милосердие. Полученные результаты необходимо занести в таблицу № 2, выбор свой обосновать.   Предлагаются цитаты, которые ребята выбирают из предложенных и заносят в таблицу № 2. Цитаты для выбора для выбора учениками:

  1. Не о себе только каждый заботься, но о других”.
  2. “Заповедь новую даю вам: да любите друг друга! Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга”.
  3. “Более… всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов”.
  4. "Благословение отца утверждает домы детей"
  5. Ничего нет мучительнее, как несчастная любовь.
  6. Кто не ревнует, тот не любит.
  7. Любовь - самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом. Вольтер
  8. Для любви не существует вчера, любовь не думает о завтра. Она жадно тянется к нынешнему дню, но этот день нужен ей весь, неограниченный, неомраченный. Генрих Гейне

Учащиеся высказываются, заносят выбранные цитаты в таблицу

         Любовь-страсть

     Любовь-милосердие

Таблица №2

Учитель: А теперь, посовещавшись, внесите номера высказываний в таблицу № 1 и определите, позиции кого из героев описывают те или иные высказывания. Учащиеся вносят номера высказываний во вторую графу и определяют, что у Гринёва любовь-страсть , а Мария Ивановна поднимается на более высокую ступень и её любовь –  это любовь-милосердие..

Учитель: Действительно, любовь земная требует любой ценой бороться за обладание объектом страсти. Ведь Пётр действительно готов бороться с любыми обстоятельствами, мешающими его страсти, даже пренебречь мнением семьи. Но Мария Ивановна говорит о том, что она не может быть счастлива, если Пётр будет несчастлив. А ведь разорвав отношения с отцом, которого он искренне любит, Пётр совершенно точно будет страдать. Что же выбрать молодому человеку в такой ситуации? Где же истина? Кто нам может подсказать? (автор).

6.5. Определение авторской позиции

Учитель: Итак, ребята, мы определили с вами, какие ценности стоят за позициями Гринева и обитателей крепости. Но давайте вспомним, что любое литературное произведение – это, прежде всего поле авторского высказывания. Попробуем разобраться – какова позиция автора в романе и можем ли мы определить, какова его точка зрения на то, что же не подведёт в сложной ситуации? За что держаться? Обратимся к нашей домашней работе и выполним новое задание. Вам нужно определить позицию автора, опираясь на проделанную домашнюю работу.

Вспомните, к каким предварительным выводам мы пришли на прошлом уроке, говоря о позиции автора, обратитесь к цитатам, подобранным вами при выполнении домашней работы, и выскажите свое мнение по вопросам:

● Какую позицию в вопросе нравственного выбора занимает автор?

● Как это можно доказать из контекста всего романа?

Ожидается, что в результате школьники могут прийти к выводу о том, что о многом говорит  эпиграф к главе, и что именно Мария Ивановна является идеалом автора, именно её любовь и преданность в конце-концов спасает героя.

Представители от групп высказывают мнения группы.

Учитель: Решите теперь для себя, поддерживаете ли вы мнение автора романа или у вас на этот счет есть собственное мнение?

По этому вопросу не предполагается озвучивание ответов и обсуждение в классе. Каждый решает для себя.

6.6. Мой ценностный выбор

Учитель: Итак, во время нашего урока мы интерпретировали различные высказывания и тексты, и вы сделали свой первый выбор, когда поддержали Гринева или обитателей крепости. Потом мы увидели, что за ориентирами Гриневым и Маши стоят разные системы ценностей.(Это любовь-страсть и любовь-милосердие). Сейчас мы обсудили и позицию автора, сформулировали для себя – какие ценности стоят за ней. Теперь вам предстоит сделать еще один выбор: выразите свое отношение, какая из систем ценностей вам ближе.

Вопросы будут такими:

● Изменилось ли мое отношение к позициям героев?

● К какой из них я присоединился бы теперь?

Учитель добавляет в таблицу в первую колонку слово «2-й выбор». Учащиеся наклеивают цветные стикеры.

Школьники оказываются в ситуации ценностного выбора. Они должны будут выбрать собственную ценностную позицию по поводу выявленных различных мнений. Происходит сравнение альтернатив.

7. Заключительная часть урока.  Фиксация результата. Оценивание

Учитель: Наш урок подходит к концу. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

● Можем ли мы считать, что цель урока достигнута?

● Насколько эффективна была наша работа?

● Что нам помогло в достижении цели?

Примерный ответ школьников: в начале урока мы поставили перед собой цель – сравнить позиции героев романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», для того чтобы выявить различия в их ценностных позициях и сделать свой ценностный выбор. На основании, полученных на уроке, знаний и результатов совместной работы мы смогли сделать этот ценностный выбор, что отражено в таблице. Значит, наша цель достигнута (возвращение к начальным слайдам урока «Цель урока»).

8. Рефлексия

Учитель: Предлагаю вам подумать над следующими вопросами:

● Что особенного было на этом уроке?

● Что я понял благодаря этому уроку?

Школьники отвечают, высказывают мнения.

Учитель: Как вам кажется,  как же в жизни можно определить истинная любовь или нет?

Возможные ответы детей: Когда главное не собственные желания, а благополучие и счастье другого человека. Вопрос нацелен на понимание того, где может пригодиться умение делать выбор с ценностной точки зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)

Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения по теме: "Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений (по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка") 8 класс

Современные образовательные технологии позволяют решить задачу повышения качества образования и имеют свои характерные признаки. Педагогическая технология концептуальна, так как она опирается на педаг...

Тема урока: Роль эпиграфов в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цели урока: а) научить восьмиклассников видеть роль эпиграфов перед каждой главой повести;б) проследить, как эпиграфы помогают созданию сюжетного полотна повести;в) выработать у учащихся умение обобща...

Методическая разработка урока по предмету Литература. Тема урока: «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».

При разработке открытого урока по литературе я определила его тип как работу над лирическими произведениями. Изо всех видов литературных произведений лирика отличается наиболее сильным эмоциональным в...

Разработка урока литературы в 8 классе на тему «Проблема долга, чести и человеческого достоинства в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цель урока - Подвести итог изучения романа через осмысление сюжета, композиции и героев произведения, раскрытие проблемы чести и достоинства человека...

Учебно-методические материалы для организации урока "Образ Пугачева в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Работу следует организовать в группах. Каждая группа получает индивидуальное задание для работы с текстом. Группы носят символические названия: "Лингвисты", "Портретисты", "Об...

Презентация по литературе. Темы сочинений по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Презентация по литературе. Темы сочинений по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...