Н. С. Лесков (1831-1895). Сказ «Левша». Особенности сказа
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему
Урок подготовлен для изучения творчества Н.С. Лескова . Сказ "Левша", история его создания. Особенности сказа.Связь с жизнью автора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в 5 классе по творчеству Лескова Н.С. Особенности сказа. | 44 КБ |
iz_istorii_sozdaniya_skaza_levsha.docx | 13.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель МБОУ Гобикская СОШ
Дубкова Юлия Викторовна
Тема:
Н. С. Лесков (1831-1895).
Сказ «Левша».
Особенности сказа
Цели урока: кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Лескова; дать представление о жанре сказа; заинтересовать учеников необычностью повествования.
Оборудование урока: портрет Н. С. Лескова, мультимедийный урок по творчеству Н.С. Лескова
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, объяснение теоретических вопросов, беседа по вопросам.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания Работа с интерактивной доской. Тренажер по стихотворению Н.А. Некрасова «Железная дорога»
II. Слово учителя. Открыть первую страницу медиа-урока. Портрет и биография Лескова. (Лесков «Левша»)
К творчеству одного из интереснейших русских писателей, Николая Семеновича Лескова, мы обращаемся впервые. Но про его знаменитого героя, Левшу, вы, наверное, слышали. Этот герой получил, с легкой руки писателя, самостоятельную жизнь.
Родина Николая Семеновича Лескова - город Орел.
Родился писатель 16 февраля 1831 года, отец его окончил духовную семинарию, но не захотел стать священником, а стал чиновником и дослужился до чинов, дававших потомственное дворянство.
Когда Н. С. Лескову было семнадцать лет, отец умер от холеры, и будущему писателю надо было работать, служить. Он переезжает в Киев к своему дяде, там живет и работает. В Киеве его застают значительные для эпохи перемены: смерть Николая I, снятие многих запретов, и предвестие грядущих реформ, от которых ждали большего, чем они принесли. Новая эпоха вызвала подъем торгово-промышленной деятельности, для которой нужны образованные предприимчивые люди, и Лесков начинает работать в коммерческом предприятии, для чего переезжает в Пензенскую губернию в 1857 году. За три года он исколесил всю Россию. Позже, отвечая на вопрос газетного репортера: «Где вы черпаете материал для своих произведений?» - Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и жил легко».
III. Сказ как форма повествования. Эвристическая беседа.
- В подзаголовке обозначен жанр произведения – сказ. Вспомните, какое произведение, написанное в жанре сказа, мы изучали в прошлом году. Кто его автор?
- Как мы определяем жанр сказа? (Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно фантастическим миром фольклора. Повествование ведется от лица рассказчика, человеком с особым характером и складом речи) открыть страницу «Жанр произведения»
- Чем отличается сказ от сказки? (В основе сказа лежит легенда, возникшая в свою очередь на основе реального события)
- Итак, сначала происходит реальное событие. Затем на основе этого события в народе возникает легенда, которую рассказывают народные сказители. С этой легендой знакомится писатель и рассказывает ее читателям, воссоздавая облик повествателя (рассказчика). Событие - легенда - сказ.
- как вы объясните, что такое образ повествователя? (Повествователь в сказе не реальный человек, а художественный образ, но читателям кажется, что он обладает всеми чертами реального человека)
- Какими чертами обладает образ повествователя в сказах Бажова? (Рассказчик - старый опытный человек, который хорошо знает рудное дело, всю жизнь живет и работает на том же месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, с вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей. Кажется, что сказитель старый, с седой юородой, с добрыми глазами и глубокими морщинами на лице. Одет он в одежду, в которую одевались мастеровые люди. Когда он рассказывает свои истории, то немного грустно улыбается.)
- Какой сказ Бажова мы читали в классе? Интересно ли вам было его читать?
- Какие сказы Бажова вы читали самостоятельно?
- Вернемся к теме урока. История о косом левше и хромой блохе – это сказ. Что мы можем предположить, зная жанр произведения? (Мы можем предположить, что произведение написано Лесковым на основе легенды, услышанной им от какого-то человека. Эта легенда в свою очередь возникла на основе реально-происходившего события) Открыть страницу «Левша. История создания»
- И в первом издании «Левши» автор указывал на якобы существовавшего человека, от которого он услышал легенду о мастере, подковавшем блоху.но тем и удивителен сказ Лескова, что ни сказителя, ни народной легенды не существовало. Была только одна прибаутка: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали».
IV. Работа с учебником. Чтение отрывка из статьи Ю.Нагибина.
Образ повествователя и образы героев, созданные Лесковым, оказались настолько убедительными, что после публикации этого сказа в Туле возникла легенда о левше, который подковал блоху.
Чтение отрывка из книги Л.А.Аннинского «Лесковское ожерелье». Лесков создал образ повествователя, от имени которого идет рассказ. Говоря о героях произведения будем иметь в виду, что рассказчик – такой же герой. У него особая речь и свое, особое отношение к событиям, о которых он рассказывает.
V. Выразительное чтение и беседа по вопросам. Открыть на интерактивной доске текст «Левши»
1. Учитель читает первую главу сказа.
- Какие элементы фольклорных произведений вы заметили? (В сказе есть зачин, есть повторы. Концовка сказа содержит назидание: «А доведи они левшины слова в свое время до государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».)
- Как вы считаете, кем мог быть рассказчик, повествователь? (Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи -Александр I и Платов - показаны с точки зрения простолюдина.)
- Когда и где происходит действие сказа? (Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном, упоминается Венский конгресс 1814-1815 гг. Поездка Александра I с Платовым в Лондон - исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825 г., названное «смятением».)
2. Прослушивание чтения второй главы и комментария к ней на интерактивной доске. «Точка вида тульского мастера»
VI. Характеристика героев Открыть страницу «Государственные люди и левша»
Задание: найти и прочитать цитаты, характеризующие Александра Павловича и Платова.
(Александр Павлович: «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»; «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»; и др.
Платов: «И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, - и чем-нибудь отведет»; «а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит»; и др.)
- Обратим внимание на новые, необычные слова сказа. Как они образуются? Приведите примеры. Открыть страницу «Речь героев». (Новые слова образуются, рассказчик или герой сталкиваются с незнакомыми малограмотному человеку словами и изменяют их так, чтобы было «понятнее». Например: «мелкоскоп» - микроскоп; «кислярка» - кизлярка; «Аболон полведерский» - Аполлон Бельведерский; «долбица» - таблица; «двухсестная» - двухместная; «керамиды» - пирамиды; «преламут» - перламутр; «Канделабрия» - Калабрия и т. д.)
- Какова роль подобных слов? (Такие «народные» слова создают юмористический эффект.)
V. Тестирование в конце урока с использованием интерактивной доски.
Домашнее задание
- Перечитать 4-10 главы сказа;
- Выписать цитаты, характеризующие Николая Павловича, Платова, левшу.
- Приготовить пересказ эпизода на выбор.
Предварительный просмотр:
Из истории создания сказа "Левша"
Из книги: Аннинский Л. А. Лесковское ожерелье.
– 2-е изд., доп. – М.: Книга, 1986. – 304 с: ил. – (Судьбы книг).
Январь 1881 года. Иван Аксаков, самый знаменитый славянофил, единственный славянофил-деятель, только что открывший в Москве газету "Русь", просит у Лескова что-нибудь беллетристическое. Понимает риск (у Лескова – опасная репутация). Но просит. Две реплики из их переписки в сущности начинают наш сюжет.
Аксаков – Лескову, 4 января 1881 года, из Москвы в Петербург: "...Я не очень жалую глумления. Выругать серьезно, разгромить подлость и мерзость – это не имеет того растлевающего душу действия, как хихиканье... Надо бить дубьем, а не угощать щелчком... Поняли?"
Лесков – Аксакову, 7 января 1881 года, из Петербурга в Москву: "Понял"... Но я не совсем с Вами согласен насчет "хихиканья"... Хихикал Гоголь... и то же совершал несчастный Чернышевский... Почему так гадка и вредна в Ваших глазах тихая, но язвительная шутка, в которой "хихиканье" не является бесшабашным, а бережет идеал?..Вы говорите: "их надо дубьем"... А они дубья-то Вашего и не боятся, а от моих шпилек морщатся".
Десятилетия спустя, когда критики будут решать, кем же был Лесков: серьезным сатириком или шутейным анекдотистом, – вспомнится это "хихиканье". К "Левше" оно имеет самое прямое отношение. Именно "Левшу" вынашивает в эту пору Лесков и именно к "Левше" психологически готовит Аксакова. А ситуация взрывная: в марте народовольцами убит царь; наследник разворачивает страну вспять от либерализма и тоже клянется народом – народ, "вечная" тема русских раздумий, встает перед литературой как бы заново. В эту весну Лесков отказывается писать публицистические статьи: "хаос"! Он пишет – "Левшу". "Это не дерзко, а ласково, хотя не без некоторой правды в глаза", – еще раз предупреждает он Аксакова 12 мая.
Через неделю Лесков везет в Москву рукопись. Читает вслух. Оставляет. Осенью, тремя порциями, Аксаков публикует лесковскую сказку в своей газете. Впрочем, лучше сказать: легенду. Басню. Или уж вовсе по-лесковски: "баснословие". Именно это словцо употребил Лесков в авторском предисловии. Предисловие важное, на него надо обратить внимание. Лесков пишет:
"Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке... Я записал эту легенду в Сестрорецке... от старого оружейника... Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину... читал божественные книги... разводил канареек. Люди к нему относились с почтением".
Впервые сказ напечатан в журнале "Русь", 1881, № 49, 50 и 51 под заглавием "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)". Отдельным изданием впервые напечатан в 1882 году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н.С.Лесков "Левша". Особенности сказа.
Урок кратко знакомит учеников с биографией и творчеством Лескова; дает представление о жанре сказа....
Н.С. Лесков. Сказ "Левша". Особенности проблематики и основная идея сказа.
Разработка урока поможет в его проведении....
Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"
Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"...
Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"
Расширить знания о жизни и творчестве Н.С.Лескова. Формировать навыки анализировать текст, работать с лексикой, находить в словаре нужное значение....
Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа
Разработка урока...
Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа
Конспект урока Н. С. Лескова. Сказ "Левша"....
Николай Семёнович Лесков (1831 — 1895) – прозаик, народный писатель
Биография Николай Семёнович Лесков (1831 — 1895) –прозаик, самый народный писатель России, драматург. Автор известных романов, повестей и рассказов, таких как: “Некуда”, ...
- Мне нравится (1)