Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класса.
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Литература
Календарно - тематическое планирование.
3ч в неделю, 102 ч в год.
Учебник: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.
«Литература» 5 класс. (в двух частях) – М., «Просвещение», 2015 г
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт. |
1 | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | 1 | ||
2 | В.Ч. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли» | 1 | ||
3 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор | 1 | ||
4 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. | 1 | ||
5 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой | 1 | ||
6 | Иван-царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные фабулы. Фантастика | 1 | ||
7 | «Иван- крестьянский сын и чудо- юдо» - волшебная сказка героического содержания | 1 | ||
8 | Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа | 1 | ||
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости | 1 | ||
10 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в сказках | 1 | ||
11 | Р.Р. Мои любимые народные сказки Обучение домашнему сочинению «Добро и зло в народных сказках»; «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?» | 1 | ||
12 | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник | 1 | ||
13 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи | 1 | ||
14 | М.В.Ломоносов – сподвижник просвещения | 1 | ||
15 | «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение | 1 | ||
16 | В.Ч. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века) | 1 | ||
17 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и ягнёнок» | 1 | ||
18 | Понятие об аллегории и морали. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом» | 1 | ||
19 | Аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне» | 1 | ||
20 | Р.Р. Понятие об эзоповом языке. Конкурс инсценированной басни | 1 | ||
21 | В.А.Жуковский – сказочник. Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна» | 1 | ||
22 | Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки | 1 | ||
23 | В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе | 1 | ||
24 | А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны | 1 | ||
25 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок | 1 | ||
26 | Урок контроля. Письменные ответы | 1 | ||
27 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сказки. | 1 | ||
28 | Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки | 1 | ||
29 | Р.Р.Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа | 1 | ||
30 | Р.Р.Обучение домашнему сочинению «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина?», «Что помогло Елисею в поисках невесты в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина?», «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина: общность и различие | 1 | ||
31 | В.Ч. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок | 1 | ||
32 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка | 1 | ||
33 | Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки | 1 | ||
34 | В.М.Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке | 1 | ||
35 | М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения | 1 | ||
36 | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино» | 1 | ||
37 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место» | 1 | ||
38 | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор | 1 | ||
39 | Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 1 | ||
40 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге» | 1 | ||
41 | В.Ч. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей | 1 | ||
42 | В.Ч. Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» Поэтический образ русской женщины. | 1 | ||
43 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму» | 1 | ||
44 | Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна | 1 | ||
45 | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди | 1 | ||
46 | Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества | 1 | ||
47 | Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»: «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?», «Друзья и враги Герасима», «В чем вина и беда барыни?» | 1 | ||
48 | Урок контроля по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева. Письменные ответы на вопросы | 1 | ||
49 | А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни | 1 | ||
50 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды». Жилин и горцы | 1 | ||
51 | Р.Р.Жилин и Костылин .Обучение сравнительной характеристике героев | 1 | ||
52 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы», «Друзья и враги пленного Жилина», «Гуманистические мысли Л.Н.Толстого в рассказе «Кавказский пленник» | 1 | ||
53 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ | 1 | ||
54 | Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия» | 1 | ||
55 | В.Ч. Рассказы Антоши Чехонте | 1 | ||
56 | Лирика Ф.И.Тютчева | 1 | ||
57 | Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений | 1 | ||
58 | Урок-концерт. Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова | 1 | ||
59 | Р.Р.Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии 19 века) | 1 | ||
60 | В.Ч. И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа | 1 | ||
61 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».Вася и его отец. Развитие их отношений | |||
62 | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Валека с Марусей | |||
63 | Портрет как средство изображения героев | |||
64 | Р.Р. Изображение города и его обитателей в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения | |||
65 | Р.Р.Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?», «Два отца:Тыбурций и судья», «Вася и его отец: от вражды к пониманию», «Маруся и Соня: два детства» | 1 | ||
66 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» Своеобразие языка произведений | 1 | ||
67 | П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера | 1 | ||
68 | Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка | 1 | ||
69 | К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказе «Теплый хлеб» | 1 | ||
70 | Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения | 1 | ||
71 | В.Ч. К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского | 1 | ||
72 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки С.Я.Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы | 1 | ||
73 | Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла | 1 | ||
74 | Р.Р. Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С.Я.Маршака | 1 | ||
75 | Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева в пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», «Добро и зло в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», «Пьеса С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» и народные сказки» | 1 | ||
76 | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика | 1 | ||
77 | Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира | 1 | ||
78 | Контрольная работа по литературе | 1 | ||
79 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу | 1 | ||
80 | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении | 1 | ||
81 | Р.Р.Классное сочинение: поэтизация русской природы в литературе 20 века: С.А.Есенин, П.П.Бажов, К.Г.Паустовский, В.П.Астафьев (по одному произведению)», «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?» (по произведениям К.Г.Паустовского, А.П. Платонова, В.П.Астафьева)» | 1 | ||
82 | Урок-концерт. Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём | 1 | ||
83 | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов. Образ Родины в стихах о природе | 1 | ||
84 | Р.Р.Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов 20 века) | 1 | ||
85 | Поэты о Великой отечественной войне. К.М.Симонов Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете…» Война и дети | 1 | ||
86 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны | 1 | ||
87 | Писатели улыбаются. Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» | 1 | ||
88 | Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. Юмор в его рассказах. Ю.Ч.Ким «Рыба-кит» | 1 | ||
89 | Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер | |||
90 | Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо | |||
92 | Характер главного героя романа Д.Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека | 1 | ||
92 | Х.К.Андерсен. слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда | 1 | ||
93 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини | 1 | ||
94 | Р.Р.Наши любимые сказки Х.К.андерсена | 1 | ||
95 | Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К.Андерсена: «Герда против Снежной королевы», «Добро и зло в сказках Андерсена», «О чём мечтал Андерсен в своих сказках?», «Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?» | 1 | ||
96 | В.Ч. Ж.Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном | 1 | ||
97 | В.Ч. М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев | 1 | ||
98 | В.Ч. Том и Гек в романе М.Твена «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Внутренний мир героев М.Твена | 1 | ||
99 | В.Ч. Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера | 1 | ||
100 | В.Ч. Мастерство Дж.Лондона в изображении жизни северного народа | 1 | ||
101 | Р.Р. Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса» | 1 | ||
102 | Р.Р. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения | 1 | ||
Всего-102 часа Развитие речи-17 часов Внеклассное чтение-13 часов |
Литература
Содержание учебного предмета.
Учебник: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.
«Литература» 5 класс. (в двух частях) – М., «Просвещение», 2015 г
3ч в неделю, 102 ч в год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального Рабочая образовательная программа по литературе для 5 класса МБОУ «Инжавинская СОШ» разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по русскому языку (Примерные программы основного общего образования. «Литература» В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, М. Просвещение 2011год (Стандарты второго поколения); утверждён 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897
- Основной образовательной программой МБОУ «Инжавинская СОШ»;
- Рабочей программой. Литература. 5-9 классы: авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, М. Просвещение 2011год
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане школы, содержание тем учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся, перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, планируемые результаты обучения.
Данная программа представляет собой практический курс литературы для учащихся, получающих образование по УМК следующего автора:
- Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.
Общая характеристика учебного предмета
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
• Устное народное творчество.
• Древнерусская литература.
• Русская литература XVIII века.
• Русская литература XIX века.
• Русская литература XX века.
• Литература народов России.
• Зарубежная литература.
• Обзоры.
• Сведения по теории и истории литературы.
Цели обучения литературе:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Место предмета «Литература» в учебном плане МБОУ «Инжавинская СОШ»
Данная программа рассчитана на 102 ч (3 ч. в неделю.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских на уроках русского языка и литературы, развивающее обучение, коммуникативное обучение, диалог культур, дидактическая многомерная технология, КСО, компетентностный подход, личностно-ориентированный подход
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: итоговая контрольная работа, переводные письменные и устные экзамены, собеседование, итоговый опрос, сочинение, изложение, литературные викторины, тестирование, защита рефератов и творческих работ, защита проектов, метапредметные диагностические работы и другие формы
Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой.
Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных классах осуществляется в следующих формах: итоговая контрольная работа, переводные письменные и устные экзамены, собеседование, итоговый опрос, тестирование, защита рефератов и творческих работ, защита проектов, метапредметные диагностические работы, диагностика результатов личностного развития и другие формы.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.
- Различать основные нравственно-эстетические понятия.
- Выражать положительное отношение к процессу познания.
Ученик получит возможность научиться:
- Уважительно относиться к родной литературе.
- Оценивать свои и чужие поступки.
и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи.
- Развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, через творческую деятельность эстетического характера.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Удерживать цель деятельности до получения её результата.
- Анализу достижения цели.
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.
- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Предметные результаты обучения
Устное народное творчество
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок , видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.
Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание | Формы и виды учебной деятельности |
ВВЕДЕНИЕ Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним. | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение. | Чтение и составление плана статьи учебника; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров. Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями. Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картин,сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальное представление). | Чтение и пересказ летописного сюжета. Устные и письменные ответы на вопросы. Чтение и комментирование Нравственная оценка поступков героев летописного сказания. Характеристика героев летописного сюжета. Обсуждение произведений изобразительного искусства на летописные сюжеты. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения фрагментов летописи. Сочинение по картине А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина». |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление). | Выразительное чтение статей учебника Устные рассказы о Ломоносове (по группам). Пересказ фрагментов публицистического и научнопопу- лярного текстов. Обсуждение иллюстративного материала к коллективному проекту. Устные ответы на вопросы. Составление плана рассказа о М. В. Ломоносове. Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.. Поиск в стихотворении юмористических элементов. Составление таблицы «Роды и жанры литературы». |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления). | Чтение статьи учебника; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки, чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен Выделение этапов развития сюжета. Составление характеристик героев и их нравственная оценка. Чтение и обсуждение статьи учебника Пересказ народной сказки о спящей красавице. Обсуждение иллюстраций к сказке. Рецензирование актёрского чтения. Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям и наизусть), пересказ её фрагментов. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Составление плана (выделение событийной основы) сказки. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование событий и героев сказок. Составление устных характеристик героев. Работа с иллюстрациями, восстановление деформированного текста, |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка. Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил. Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения). «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет (развитие представлений). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление). Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации. | Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям. Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями. Осмысление характеров героев, выразительное чтение, устное словесное рисование, комментирование художественного текста, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами. Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме.. Работа со словарём литературоведческих терминов. По иск цитатных примеров, иллюстриру ющих понятия «портрет», «пейзаж». Заполнение аналитических таблиц «Портреты и пейзажи в повести „Муму“» (по группам). Выразительное чтение (в том числе наизусть) стихотворений поэта, изученных в начальной школе и прочитанных самостоятельно. Чтение статьи учебника и составление её плана. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Рассказ о стихотворении по вопросам учебника. Практическая работа. Чтение и анализ стихотворений о природе (по группам). Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворений поэта. Письменный анализ одного из стихотворений. Выразительное чтение рассказов (в том числе по ро- лям). Обсуждение рассказов (по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Обсуждение книжной графики к ранним рассказам Чехова. Презентация и защита собственных иллюстраций. Инсценирование юмористических рассказов и рецензирование инсценировок. Практическая работа. Выявление авторских способов создания комического. Характеристика и нравственная оценка героев (по группам). Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Над чем мы смеёмся, читая ранние рассказы Чехова?» (на примере 1–2 рассказов). |
ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление). Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор) Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление). «Ради жизни на Земле…» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, составление плана , установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям. Сообщения учащихся о писателе. Выразительное чтение и обсуждение рассказа (по группам). Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литера- туры. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров (см. задания фоно- хрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использо- ванием цитирования). Участие в коллективном диа логе. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики. Презентация и защита собственных иллюстраций к сказу. Исследование языка сказа (лексика, синтаксис, историко-культурные реалии). Письменное описание одной из иллюстраций к сказам Бажова. Чтение сказки и подготовка к инсценированию эпизодов сказки Осмысление характеров героев, выразительное чтение, устное словесное рисование, комментирование художественного текста, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами. Сообщение о героях Брестской крепости. Выразительное чтение стихотворения с составлением партитурной разметки текста. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с ис- пользованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование. Презентация и за- щита собственных иллюстраций. Устный и письменный анализ стихотворения. Подготовка к выразительному чтению стихотворения наизусть. Выявление признаков ху дожественной традиции литературной классики предшествующих эпох. Сопоставление событий романа «Робинзон Крузо» с сюжетом рассказа «Игорь- Робин зон». Устное иллюстрирование. Выявление способов создания комического в рассказах Саши Чёрного. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор». |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления). Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе. Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | Рассказ о писателе с показом галереи его портретов, изображений Шотландии, старинных кораблей, морских пейзажей. Выразительное чтение статьи учебника и составление её плана. Выразительное чтение баллады. Составление цитатного плана баллады и определение её стихотворного размера. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана письменной характеристики героев баллады. Устное иллюстрирование. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «баллада». Заполнение таблицы «Черты жанра баллады в стихотворении „Вересковый мёд“». Выразительное чтение сказки (по ролям), пересказ её ключевых фрагментов. Устное иллюстрирование. Сопоставление героев сказки. Показ иллюстраций к сказке, найденных в Интернете, и краткие отзывы об этих иллюстрациях. Сопоставление иллюстраций разных художников. Обсуждение иллюстраций, помещённых в учебнике и в изданиях сказки. Презентация и защита собственных рисунков. Практическая работа. Составление плана характеристики Герды. Рассказ о героине (с использованием цитирования) и её устная характеристика. Самостоятельная работа. Составление письмен ной характеристики . Отзыв на мультфильм или художественный фильм . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...